Министерство образования Республики Коми
ГАОУ ДПО (пк) С РК
«Коми республиканский институт развития образования»
Профессиональная ориентация
обучающихся 7-8 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Методические рекомендации
Сыктывкар, 2013
Составители:
Кирьянова Виктория Александровна, психолог Центра социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара.
Демина Эльвира Михайловна, доцент кафедры управления, экономики и права в образовании ГАОУ ДПО(пк) С РК «КРИРО».
Методические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся 7-8-х классов предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов; направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 7-8 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Психологические особенности подросткового возраста 6
2.Обеспечение профессиональной ориентации учащихся 7-8 классов в Программе воспитания и социализации 17
3.Этические принципы профориентационной работы 21
4.Рекомендации по форме проведения занятий с подростками 23
5.Программа профориентационных занятий для учащихся 7-8 классов 28
Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов) 33
Назначение теста 33
Тест 33
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ 46
Профориентационная игра «три судьбы» 46
Список использованной литературы 67
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические рекомендации являются логическим продолжением пособия «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников», составленного специалистами государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования», и аналогичных методических рекомендаций, составленных для 5-6 классов. Направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 7-8 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования. Предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов, включенных в разработку и реализацию основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО), в частности, ее основного компонента, регламентирующего их деятельнтсть, – Программы воспитания и социализации.
Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образованию, труду и жизни, подготовка их к сознательному выбору профессии. В качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части Программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Это требование детализируется и операционализируется в разделе школьной ООП «Планируемые результаты освоения ООП на ступени ООО» в соответствующих видах деятельности обучающегося. Для достижения этих личностных результатов должны быть предусмотрены социальное и учебно-исследовательское проектирование и профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы. В совокупности эта деятельность направлена на решение следующих задач:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных) за счёт использования факультативов (в объеме от 32 до 68 часов); программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
Очевидно, что вся деятельность педагогов по обеспечению достижения обучающимися личностных результатов освоения ООП строится с учетом возрастных особенностей подростков, особенно актуально это требование для современных представителей среднего подросткового возраста – 13-14-летних учащихся.
|