Скачать 183.59 Kb.
|
КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» Рабочая тетрадь педагога по курсу «Основы профессионального самоопределения» Красноярск 2013 Рабочая тетрадь педагога предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие содержит руководство по ведению программы курса, методические рекомендации, указания по использованию диагностического материала, упражнений и профориентационных игр. Для учащихся разработана тетрадь ученика, в которой содержится основная информация и задания по темам курса. Обе тетради составлены в рамках одного профориентационного курса и используются совместно. Авторы-составители: Морева А.М. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения». Подкова К.Ю. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения». Содержание Вводное руководство для преподавателей курса……………………………4 Глава 1. Введение в профориентацию………………………………………..5
Глава 2. Основы профессиональной ориентации …………………………16
Глава 3. Профессиональное образование…………………………………...47 3.1. Уровни образования. ………………………………..………………..48 3.2. Правила поступления………………………………………………..52 Глава 4. Особенности рынка труда………………………………………….55 4.1. Знакомство с рынком труда………………………………….……56 4.2. Спрос и предложение…………………………………..…………..57 4.3. Айсберг рынка труда…………………………………………………60 Глава 5. Самопрезентация……………………………………………………65 5.1. Основы самопрезентации……………………………………………66 5.2. Элементы самопрезентации при собеседовании…………………. .68 5.3. Портфолио и его назначение………………………………………...73 Список литературы…………………………………………………………….75 Приложение 1…………………………………………………………………….77 Приложение 2…………………………………………………………………….79 Приложение 3…………………………………………………………………….80 Приложение 4…………………………………………………………………….82 Приложение 5…………………………………………………………………….83 Приложение 6…………………………………………………………………….85 Приложение 7…………………………………………………………………….88 Приложение 8…………………………………………………………………….93 Приложение 9…………………………………………………………………….95 Приложение 10…………………………………………………………………..98 Приложение 11…………………………………………………………………101 Приложение 12…………………………………………………………………108 Приложение 13…………………………………………………………………111 Вводное руководство для преподавателей курса Для старшеклассников профессиональное самоопределение – самый главный вопрос, обуславливающий путь их дальнейшего развития как профессионала и личности. Его успешное разрешение поможет школьникам определиться с будущей сферой профессиональной деятельности, сориентироваться в перспективах выбора профессионального направления, и добиться профессионального и личного успеха. Содержание профориентационного курса «Основы профессионального самоопределения» направлено на побуждение старшеклассников к осознанному и взвешенному выбору профессии, на актуализацию потребности профессионального самоопределения, активного самопознания, исследованию собственных ресурсов и возможностей, формированию знаний в области профессиональной ориентации. Цель курса – оказание содействия школьникам в личностном и профессиональном самоопределении. Задачи:
Методы работы на занятиях включают: информирование – лекционные блоки, применение диагностических методик, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседа, игры. Роль преподавателя курса: на протяжении занятий преподаватель занимает позицию активного участника. В зависимости от вида занятий он выступает как информатор, как эксперт, как равноправный участник или наблюдатель. Контроль результатов: необходима фиксация проведенных мероприятий, результатов и рекомендаций, полученных в ходе проведения профориентационной работы в паспорте учащегося. Паспорт заполняется за каждый учебный год, в течение которого проводились профориентационные мероприятия. Данное методическое пособие разработано как базовое по курсу «Основы профессионального самоопределения». В пособии описаны основные темы курса, которые могут дополняться педагогом. Глава 1. Введение в профориентацию Данная глава посвящена введению в профориентацию, целью которых, является ознакомление учащихся с базовыми понятиями, организация работы группы. Данная цель реализуется преподавателем курса через изучение следующих тем:
Необходимо для формирования единства группы, создание благоприятных условий для ее работы. Рекомендуемые игры, упражнения:
Эта тема раскрывает ключевые понятия, знакомит учащихся с содержанием курса профориентации: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, труд, профессия, специальность, должность, любитель, профессионал. Рекомендуемые игры, упражнения:
В теме предлагается 5 заданий.
Методические рекомендации: В начале проведения занятия очень важен этап знакомства с учащимися. Упражнений на знакомство существует большое количество, и учитель по профориентации может выбрать любое в зависимости от времени, количества учащихся и имеющегося материала. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать в занятии: Упражнение «Самопрезентация» Время проведения: 15 минут. Цель: формирование представления о себе, навыков самопрезентации. Материалы: не требуются. Процедура: учитель просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах, интересах, профессиональных намерениях. Все члены группы и педагог могут задавать интересующие вопросы. Если у учащихся возникают сложности в самопрезентации, педагог может задать перечень позиций, по которым должен быть составлен рассказ о себе. Упражнение «Нити дружбы» Время проведения: 15 минут. Цель: формирование представления об участниках, формирование навыков самопрезентации, освоение приемов активного стиля общения. Материалы: нить. Процедура: участники наматывают нить на палец, и по очереди презентуют себя, рассказывают о своих интересах, своей семье, что они больше всего любят, как обычно отдыхают, что умеют и любят делать и в какой профессии это может пригодиться и др., затем бросают клубок другому человеку. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников. Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос человеку на другом ее конце. После того как круг презентаций завершен, предлагается их обсудить. Учитель задает вопросы: «Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?»; «Какое представление было для вас самым оригинальным и неожиданным?»; «Представление какого члена группы было для вас таким, что вы сразу почувствовали близкого вам человека (по настроению, характеру)?»; «Чье представление выступило для вас непонятным или вызвало удивление?». Игра проводится в круге в просторном помещении. Упражнение «Домино» Время проведения: 10 минут. Цель: помочь участникам ближе познакомиться, осознать, что внутри одной группы есть различия и сходства. Материалы: не требуются. Процедура: один из участников загадывает две индивидуальные черты, особенности, любимые занятия и др., а затем говорит их группе. Например: «Я школьник» (подает правую руку), «мое хобби – рисование» (подает левую руку). Те двое участников, которые подходят по этим определениям, берут за руку (правую или левую) первого участника (в зависимости от общих черт) и добавляют еще какую-нибудь черту для свободной руки. Например: слева – «Я школьник», справа – «Мой любимый предмет – география». В итоге должен получиться замкнутый круг. Если объявленная черта не подходит ни к одному из участников, и «домино» не подбираются, необходимо, чтобы игроки придумали новый признак, так чтобы продолжить цепочку. Важно, чтобы члены группы установили физические контакты, благодаря этому повысится чувство принадлежности к группе. Упражнение «Кто есть кто?» Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Время проведения: 5- 7 минут. Материалы: не требуются. Инструкция: «Я буду называть профессии, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в большей степени. По хлопку все одновременно должны показать рукой на выбранного человека наиболее подходящего, по вашему мнению, для названной профессии». Примечание: показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а педагог сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Проводится обсуждение. Примерный перечень профессии: бухгалтер, повар, дизайнер, музыкант, педагог, адвокат, водитель, врач, архитектор, актер и др. Игру желательно проводить в круге.
Методические рекомендации: Очень важно на первых занятиях сориентировать учащихся в том, чему посвящен курс, что ребята будут изучать и как им этот курс пригодится в жизни. Рекомендуется использовать диалоговую форму работы, побуждая учеников к исследованию понятий. Пример диалога: - Еще раз здравствуйте ребята, я очень рада вашему присутствию на нашем занятии. Наши с вами занятия будут посвящены профессиональной ориентации, скажите, как вы понимаете, что включает в себя это понятие? Предположения учеников: - Понимание профессий, какие есть в мире… Обратная связь учителя - Да действительно, это является частью профориентационной работы, что еще на ваш взгляд? - … Теоретический материал, применяемый в работе В литературе, понятие профессиональной ориентации трактуется следующим образом: Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей на рынке труда), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его как «…важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Схема 1. Путь профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Пример диалога: - Какие еще ключевые понятия могут относиться к нашему курсу? Какие представления есть у вас? Большинство подростков имеют собственные представления, поэтому ответы могут быть: «профессия», «труд», «работа», «профессионал» и т. п. Таким образом, учащиеся сами зададут траекторию занятия, также учитель может скорректировать ход мыслей учащихся с помощью наводящих вопросов. На наш взгляд важно, чтобы работа носила не только теоретический характер. При усвоении понятий необходимо включение учащихся в процесс рассуждения, формулировки выводов - это активизирует их внимание, мышление, заставив задуматься над поставленными задачами. Необходимо выяснить какие представления у ребят складываются о том, что такое «труд», «профессия», «должность». В рабочей тетради ученика предложено задание №1, где школьники должны дать определение предложенных понятий. Изначально учащиеся могут работать самостоятельно, либо в группах. В ходе выполнения задания подростки могут использовать литературу, интернет-ресурсы, это позволит им приобрести навыки поиска нужной информации и дифференциации понятий, т.е. подобрать именно то определение, которое отвечает целям и задачам курса. После выполнения задания, группы озвучивают свои догадки, записывая их в пункте №1. Учитель оценивает предложенную информацию и дает теоретический материал, который учащиеся фиксируют в рабочей тетради, в пункте №2. Теоретический материал, применяемый в работе В первую очередь рассмотрим понятие труд, трудовая деятельность человека. Существует множество определений понятия труд. В профориентации за основу мы возьмем следующее: Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание, производство материальных и духовных благ, ценностей, необходимых для жизни людей. Трудом может являться любая деятельность человека, которая требует физических, интеллектуальных или духовных усилий, направленных на преобразование окружающей среды. Теперь рассмотрим понятие профессия. Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:
Трудовая деятельность может являться профессиональной, если человек, выполняющий данную трудовую деятельность, имеет специальные умения и знания, соответствующие ей, зафиксированные специальными документами: дипломами, сертификатами и др. А также предлагать эту деятельность (свои услуги по ее выполнению) на рынке труда. Профессия (лат. professio — официально указанное занятие) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия включает в себя:
Специальность – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. Понятие специальность близко к понятию профессия и соответствует разновидностям труда в пределах профессии. Должность – это положение, которое человек занимает на работе, его служебные обязанности. В рабочей тетради ученика предлагается задание №2, выполняя которое, школьникам в процессе беседы с учителем необходимо определить, насколько взаимосвязаны и различны понятия. Впишите понятия: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность, определив их взаимосвязь. Примеры диалога: - Какие профессии/ специальности/ должности вы знаете? - Как относятся между собой эти понятия, они взаимосвязаны или абсолютно разные? - Предположение учащихся… Теоретический материал, применяемый в работе Действительно, все эти понятия тесно взаимосвязаны между собой. Получая образование, человек, вместе с тем, получает необходимые знания, умения и навыки, которые необходимы для осуществления деятельности внутри выбранной профессии, каждая профессия имеет свою специализацию, т.е. узкое направление деятельности в рамках профессии, а под каждую специальность у нас есть рабочее место - должность. Например: по профессии Марья Ивановна – педагог, а по специальности учитель информатики. И при этом занимает должность учителя информатики в школе, т.е. ее должность соответствует ее профессии и специальности. Смогла бы она также хорошо выполнять свою работу, если бы занимала должность учителя русского языка? С какими трудностями она бы столкнулась? Поэтому, чем больше эти понятия совпадают в жизни человека и соответствуют его профессиональному направлению, тем более гармоничной становится его трудовая деятельность. Это демонстрирует схема №1. Она также отражает и их взаимосвязь, только когда эти компоненты на «своем месте», «механизм», полноценно и правильно работает, т.е. трудовая деятельность человека успешно развивается. Профессия здесь выступает как более широкое понятие, включающее остальные. Наивысшая степень взаимодействия конкретного человека и его трудовой деятельности характеризуется как призвание. Успешная трудовая деятельность Схема 2. Взаимосвязь понятий: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность Подобным образом, как и в задании №1, школьники вместе с педагогом разбирают понятия «профессионал» и «любитель», выполняя задание №3. Любитель – человек, который занимается какой-либо деятельностью в свободное время, не имея профессиональной подготовки. Профессионал – человек, который в процессе обучения и специальной подготовки сделал какую-либо деятельность своей профессией. В процессе занятия школьникам, особенно после теоретической части, можно предложить активизирующие упражнения на закрепление пройденного материала и расширение знаний о профессиях. Упражнение «Самая – самая» Цель: расширение знаний о профессиях, повышение уровня осознания особенностей конкретных профессий. Время проведения: 10-15 минут. Материалы: не требуются. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?». Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7. Учитель выписывает на доску 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии. Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Для того чтобы упражнение проходило более интересно, учитель обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия; самая общительная, самая серьезная и т.д. Упражнение «Кто я?» Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Время проведения: 10-15 минут. Материалы: не требуются. Процедура: учитель делит учеников на 2 - 3 команды. Участники одной команды загадывают профессию, остальные должны её угадать, используя наводящие вопросы. Разрешается задавать только те вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Эта профессия связана с приготовлением пищи? и т.п. Учитель может фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный – минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной. Упражнение «Несуществующие профессии» Цель: пробуждение интереса к различным профессиям, развитие творческого потенциала учащихся, расширение кругозора. Время проведения: 10-15 минут. Материалы: не требуются. Процедура: упражнение может проводиться в подгруппах по 3-6 человек. Учитель предлагает школьникам придумать профессии, которые еще не существуют в обществе, но которые могли бы существовать. Каждую выдуманную профессию необходимо обсудить: Будет ли востребован такой профессионал? Кто будет ему платить деньги за работу? Найдутся ли желающие работать по этой профессии? Интересна ли она? Кто-нибудь из вас мог бы работать по этой профессии? Хватит ли способностей? Какое образование будет необходимым для работы по этой профессии? Успешному выполнению упражнения способствует атмосфера генерирования идей в группе. Учитель должен давать выговориться подросткам, при этом следя за нитью разговора и поддерживая структуру обсуждения "новых профессий". В рабочей тетради ученика предлагаются задания №4 и 5, которые могут использоваться для самостоятельной работы, как в классе, так и в качестве домашнего задания. Здание №4. Заполните пустые поля недостающими словами, определяя возможные профессии, специальности и должности. Придумайте и запишите в пустые поля свои примеры. Возможные варианты ответов: [Психолог] - преподаватель психологии – [педагог-психолог]; Врач – [врач - хирург ] – [заведующий отделением]; [Педагог] – [учитель начальных классов] – педагог дополнительного образования; [Инженер] – инженер-строитель – [производитель работ (прораб)]; Слесарь – [слесарь-сантехник] – [мастер участка] [Экономист] – [специалист по налогообложению] - налоговый инспектор. В задании №5 ученикам необходимо распределить слова по группам: «профессия», «специальность», «должность». Задание находится в тетради ученика и может выполняться как самостоятельно, так и в группах. |
Рабочая тетрадь ученика предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений.... | Государственное областное казенное учреждение «Центр занятости населения Новгородской области» (далее центр занятости населения) | ||
Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи | Материалы собраны и уточнены сотрудниками отдела профессиональной ориентации, соцадаптации и профобучения центра занятости населения... | ||
Областной конкурс занятий с элементами профессиональной ориентации обучающихся организации. Материалы конкурса. Часть I. Составитель:... | Челябинской области (далее именуется – Главное управление по труду и занятости населения), порядок взаимодействия с гражданами при... | ||
Ноу дпо наш №1 досааф россии (далее Рабочая программа), разработана на основании «Примерной программа профессиональной подготовки... | Составитель Кузичкина Лариса Александровна, медиатор, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций огбоу дпо «Костромской... | ||
Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении... | Барнаула», «Центр занятости населения Бурлинского района», «Центр занятости населения Кулундинского района», «Центр занятости населения... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |