Тематическое планирование по внеурочной деятельности


НазваниеТематическое планирование по внеурочной деятельности
страница1/3
ТипТематическое планирование
filling-form.ru > Туризм > Тематическое планирование
  1   2   3
Согласовано:

Зам. директора МБОУ

«Никифоровская СОШ»

______________ Т.Ю.Третьякова

«____»______________2014г.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Литературная гостиная»

4 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год.

Количество часов в неделю - 1.

на 2014-15 учебный год
УМК «Школа России»


Учитель: Рассошных Ирина Васильевна


Тематическое планирование «Литературная гостиная»
Поскольку  речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

На занятиях организуется работа учеников с научно-популярными текстами со второго по четвертый год обучения в школе.

Реализация ФГОС требует от детей умения анализировать авторские тексты, умения развернуто излагать не только свою точку зрения, но и точку зрения автора текста. Необыкновенно важной является способность понимать написанное, а не только произнесенное вслух. Оказывается, что анализ художественного текста, работа с которым строится в курсе «Литературное чтение» не дает детям никаких преимуществ в работе с текстом научно-популярным, поскольку требует совершенно иного взгляда на произведение. Подобная работа происходит на уроках «Окружающий мир», но в недостаточном объеме. Занятия на данном курсе разнообразит работу с текстами, обогатит представления детей о явлениях природы.

При разработке заданий к текстам мы опирались по-преимуществу на рекомендации Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко и Л.А.Концевой, изложеннные в пособии «Как учить работать с книгой».

Сами тексты и задания к ним постепенно усложняются к концу четвертого класса, ученики должны не только коротко сказать, о чем этот текст; придумать и записать название; составить схему процесса, описанного в тексте, но и составление плана текста, переструктурирование текста (изложение в «другом ключе»), составление вопросов к тексту, самостоятельное достраивание текста, реконструкция части текста.

Целесообразно завести «Книгу» или «карту» вопросов, где все эти вопросы и нерешенные проблемы будут фиксироваться авторами под своей авторской подписью и своей авторской рукой.

Предполагается, что первоначально каждый ребенок выполняет задания к тексту без помощи учителя, родителей или соседа по парте. Все, что нужно записать, он записывает в свою рабочую тетрадь. Но после такой предварительной подготовки необходимо организовать самое главное – обсуждение выполненной работы.

Многообразны формы, в которых может проводиться обсуждение того, что сделано детьми индивидуально. Основные формы – это «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция». К концу курса – это «свободный микрофон», «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия».

«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников – 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого каждый ребенок заполняет примерно такую табличку и отдает учителю:


1 группа

Внимательно ли слушали?

Сколько задали вопросов?

Было ли другим интересно его слушать?

Понял ли других?

Вася













Маша













Я (Оля)














«Кто что понял?». В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим расказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по этому варианту можно привлекать учеников 5-6 классов в рамках разновозрастного сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…», «мне осталось неясным после сообщения Володи, как…»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно.

«Читательская конференция». Эта форма работы требует специальной подготовки и проведения на отдельном уроке или во внеурочное время с приглашением родителей. Группа детей получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то – представить книги по этой теме, кто-то – сделать устное сообщение от группы, кто-то – провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5-10 минут) на конференции.

При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.

«Свободный микрофон». Ученики читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает. Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.

«Пресс-конференция с учителями-предметниками». Дети, работая с текстами, готовят дома вопросы. Вопросы обсуждаются в классе (какие имеет смысл задавать, а на какие можно найти ответы другими способами). Затем приглашаются учителя-предметники (лучше, если это будут, по крайней мере, два учителя, например, физик и биолог). Можно то же самое проводить и с родителями, работающими по сходным специальностям. Специалисты садятся в президиум, ученики последовательно задают им вопросы, а специалисты отвечают. Особый смысл в этой работе имеет то, как взрослые «берут на себя» тот или иной вопрос. Будущее разделение естественнонаучных предметов начинает здесь потихоньку «расходиться» на конкретных специалистах – носителях знания. В конце пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной форме.

«Письменная дискуссия». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Он не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.
Литература, использованная при подготовке текстов:

Б. Житков, Семь огней. – М.:Дет. лит-ра. 1989, - 287 с.

Н,Верзилин, Путешествие с домашними растениями, М.:Педагогика-пресс, 1995, 191 с.

Н.Н.Горский, Тайны океана, - М.,1960, 220 с.

В.Дольник, Непослушное дитя биосферы, М.:Педагогика-пресс, 1994, 208 с.

Детская энциклопедия «Мир камня», М.: Аргументы и факты, - 40 с.

Изменение погоды человеком, М.:Прогресс, 1972, 240 с.

А.И.Калинин . Наши друзья и враги из мира насекомых, Ставрополь: Крайиздат, 1951, 42 с.

А. Кленов, Малышам о минералах, - М.: педагогика-пресс, 1993 г., 255 с.

А.И.Константинов, В.Н.Мовчан, Звуки в жизни зверей, - Л., 1985, 303 с.

Комнатные растения (под ред. Б.Н.Головкина), - М.: Лесная промышленность, 1989 г.,-431 с.

Э.М. Краних, Г.Громан, Изучение животных по методу Гете, - М.:Парсифаль, 198 с.

Е.П.Левитан, Малышам о звездах и планетах., Петрозаводск: Кругозор, 1995. 127 с.

А. Малахов, -Занимательно о геологии, -М.: Молодая гвардия, 1969, 237 с.

П.Метревели и др., География Москвы и Московской области, - М, 1964, 107 с.

Мир животных.- СПб: МиМ-Экспресс, 1995, 191 с.

Н.Молони Археология, М.:Росмэн, 1996. 196 с.

Я.И.Перельман, Занимательные задачи и опыты, Минск, 1994, 448 с.

Е.Радкевич,- Наш дом – Земля, М.:Молодая Гвардия, 1988, 208 с.

Б.Е.Райков, М.Н. Римский-Корсаков, - Зоологические экскурсии, М.: Топикал, 1994 г., 640 с.

Л. Соучек Энциклопедия всеобщих заблуждений, Минск: Старый Свет – принт, 1994, 208 с.

1000 тайн планеты Земля, М.:АСТ, 2001, 202с.

Ж.А.Фабр. – Жизнь насекомых, М., 1963 г, 457 с.

1975, 158 с. Дж. Хассард, Уроки естествознания, М.: Центр «экология и образование», 1993, 266 с.

А.В.Цингер, Занимательная ботаника, - М.: Советская наука, 1951. – 247 с.

Текст № 1.

А. Прочитайте текст.

Б. Вставьте пропущенные слова.

В. Разбейте его на смысловые части.

Г. Составьте план своего рассказа по тексту с помощью картинок, схем или ключевых слов.

Д. Выпишите незнакомые слова. Определите их значение.
У многих глубоководных рыб очень большая пасть и маленькое тело. Это не случайно. В глубинах океана нет света, значит, нет никаких растений и травоядных животных. А без них не могут существовать и хищники. Жителям океанских глубин приходится обходиться тем, что попадает к ним из верхних слоев океана. В основном это остатки пищи или то, что_____________ обитатели поверхностных слоев. Поэтому обитателям глубин нужны большие челюсти, чтобы есть все, что проплывает перед ними. Многие рыбы здесь – всеядные. Например, размалывают даже обломки кораллов. Некоторые рыбы расцепляют, как змеи, свою челюсть, чтобы проглотить добычу целиком. ____________ не должно пропасть!

Текст № 2.

А. Озаглавьте текст.

Б. Составьте по тексту таблицу «Использование ископаемых».

В. Запишите свой ответ на вопрос: «Почему Москву раньше называли белокаменной?»

Г. Закрасьте в таблице названия тех полезных ископаемых, которые являются горными породами.
В Московской области располагаются довольно большие запасы полезных ископаемых. К основным видам относятся известняки, гравий, пески, глины, фосфориты и торф. Известняки используются в производстве извести и цемента, а раньше ими облицовывали стены домов в Москве, поэтому Москву и называли «белокаменной». Гравий встречается на берегах рек. Он используется для получения бетона и железобетона. Пески встречаются во всей Московской области. Песок используют для изготовления стекла и строительных материалов. Глина тоже втречается почти везде. Она используется для изготовления кирпича и керамики. Фосфориты используются как удобрения, а торф - еще и как топливо.

Текст № 3.

А. Озаглавьте текст.

Б. Составьте по тексту классификацию птиц. По какому признаку построена классификация? Выпишите примеры для каждой группы.

В. По своей схеме расскажите о том, какие бывают птицы.

Г. Знаете ли вы, к какой группе относятся а) вороны, б) голуби, в) воробьи, г) куры? Узнайте с помощью известных вам способов. Дополните свою классификацию примерами.

После вылупления из яйца птенцы ведут себя по-разному. У одних птиц – например, у дроздов и малиновок – птенцы вылупляются совсем беспомощными, голенькими, их надо выкармливать в гнезде, а потом обучать. Такие птенцы так и называются – птенцовые. А еще бывают другие птенцы – выводковые. Они сразу, как только вылупятся из гнезда, начинают ходить, бегать, искать себе пищу. Они сразу становятся самостоятельными. Такие птенцы обычно бывают у крупных птиц, таких, как глухари, тетерки, куропатки.

Текст № 4.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте текст на смысловые части.

В. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.

Г. Расскажите по ключевым фразам себе перед зеркалом, что вы узнали про росянку.
Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка. Небольшие, размером с монетку, листья росянки покрыты волосками. Они блестят, как мокрые, и на конце каждой волосинки есть капелька, очень похожая на каплю росы. Поэтому это растение назвали росянкой. Самое интересное начинается, когда на листок садится какое-нибудь насекомое, привлеченное блестящими капельками. Оно сразу же прилипает, и редко когда бедняге удается вырваться. Через некоторое время листок начинает шевелиться и как бы складываться. К насекомому тянутся другие волоски и облепляют жертву клейкой жидкостью – «росой». Листок сжимается и насекомое оказывается внутри. Через какое – то время насекомое будет съедено и росянка снова раскроет свои листья – ловушки.


Текст № 5.

А. Прочитайте текст.

Б. Нарисуйте схему (рисунок), в которую можно поместить всю информацию из текста.

В. Подготовьте сообщение для класса или для группы (схему можно нарисовать на большом листе).
Давайте вспомним сосну, растущую в открытом поле, и сосну, которая растет где-нибудь в лесу. Такое впечатление, что это два разных вида! На свету, там, где просторно, деревья растут, в основном, вширь. Они гораздо ниже, у них толстый ствол и развесистая крона. А вот в окружении остальных деревьев они тянутся вверх. Ученые заметили, что есть определенное соотношение между ростом дерева в толщину и в высоту. Оно зависит от освещенности места, где растет дерево.
Текст № 6.

А. Прочитайте текст.

Б. Запишите свои гипотезы о том, почему холодный снег может служить «одеялом».

В. Составьте схемы двух процессов (по тексту) и обозначьте условия этих процессов.

Г. Представьте себе двух человек, которые спорят. Один считает, что снег не может греть, а другой – что снег утепляет корни растений. Запишите их разговор.
Очень важная роль снега – «утепление» поверхности земли со всеми растениями и животными, которые на ней обитают. Природе такое «одеяло» необходимо! Нам хорошо известно, что часто бывает после резкого весеннего потепления. Только снег сошел, и вдруг – морозы! Не укрытая снегом земля при крепком морозе глубоко промерзает. Гибнут мыши – полевки, кроты, мелкие беспозвоночные. Погибают многие растения, в том числе и посадки на полях.

Текст № 7.

А. Прочитайте текст.

Б. Запишите, что такое «наст».

В. Запишите свое рассуждение на тему: «Чем больше снега – тем лучше для глухаря.»

Г. Найдите изображения и перерисуйте в тетрадь глухаря, рябчика или тетерева.
Такие птицы, как глухарь, рябчик и тетерев, зимой ночуют в снегу. Чем больше зимой снега – тем лучше для этих птиц. Плохо, когда нет снега, а морозы очень сильные. Ночуя на деревьях, птицы могут замерзнуть и погибнуть. Но самое страшное – это прочный наст – корка льда на снегу. Птицы забираются вечером в снег, а ночью наступает сильный мороз. И птице наутро выбраться из-под ледяной корки практически невозможно…

Текст № 8.

А. Прочитайте текст.

Б. Вставьте пропущенные слова, догадавшись об их значении.

В. Запишите свой ответ на вопрос: «На каких лыжах лучше ходить по рыхлому снегу, на узких или на широких?». Объясните, почему вы так думаете.

Г. Выясните у окружающих вас людей, знают ли они об отличиях зайцев беляка и русака.
Глубина следа, который животное оставляет на снегу, зависит прежде всего от его веса. Но не только от него! Человек, для того, чтобы не проваливаться в снег, изобрел лыжи – опоры с большой поверхностью. В природе тоже существуют похожие приспособления – широкие лапы. Посмотрим, например, на зайцев – русака и беляка. Русак живет в местах с плотным снежным покровом, а беляк – в лесу с рыхлым снегом. У беляка задние лапы более ______________, чем у русака. Это – ________________ к жизни в местах с глубоким и рыхлым снегом.

Текст № 9.

А. Прочитайте текст.

Б. Запишите свои вопросы к автору текста.

В. Составьте схему процесса разрушения дерева. Обозначьте его условия.

Г. Выпишите новые для вас названия живых существ и их работу.
Давайте посмотрим, что происходит с больным деревом. Когда оно было здоровым, то оно могло защититься от врагов. А теперь на него напали насекомые - заболонники. Сняв кору с такого дерева, можно увидеть сложный лабиринт из ходов. Если не знать, что это такое, то можно удивиться красоте получившихся узоров.

Затем начинают свою разрушительную работу сверлящие насекомые. Одни любят свежую древесину, другие – подсохшую, поэтому атаки насекомых происходят в разное время.

Потом на уже погибшем дереве появляются древесные грибы, потом – микробы, разлагающие древесину. Так постепенно дерево «возвращается» в землю.

Текст № 10.

А. Прочитайте текст.

Б. Запишите, как вы поняли, что такое смерч.

В. Оцените силу ветра при смерче по шкале Бофорта.

Г. Нарисуйте по описанию, как может выглядеть смерч.

Д. Узнайте, в каких местах Земли смерчи бывают часто.

Е. Подготовьте сообщение о смерчах для одноклассников.

В 1904, 1945, 1951 и 1956 годах над Подмосковьем и Москвой проносились смерчи. Смерч похож на столб. У земли он широкий, затем сужается и ближе к грозовому облаку расширяется снова. Обычно облако бывает темно-синего или черного цвета с крутящимся темно-серым основанием. Когда грозовая туча заслоняет солнце, свет меркнет. Ширина смерча – от 100 до 700 метров, а скорость, с которой он двигается – больше 50 километров в час. Смерч поднимает в воздух дома, людей, животных, после него остаются сильные разрушения.

Текст № 11.

А. Прочитайте текст.

Б. Попросите взрослых рассказать свои впечатления о «бабьем лете».

В. Запишите свои предположения о том, почему этот период времени так называется.

Г. Составьте схему процесса, о котором говорится в тексте. Обозначьте его условия.
Обычно переход от лета к осени происходит постепенно. Часто в начале осени в течение нескольких дней, а иногда и двух – трех недель, стоит теплая и сухая погода. Это время издавна прозвали в народе «бабьим летом». «Бабье лето» повторяется почти каждый год. Такое потепление осенью ученые объясняют тем, что устанавливается высокое давление, а оно является причиной теплой и сухой погоды.

Текст № 12.

А. Прочитайте текст.

Б. Озаглавьте его.

В. Вставьте пропущенные слова.

Г. Разбейте текст на смысловые части.

Д. Составьте удобный для вас план рассказа (картиночный, из ключевых слов или предложений).
Вихри вместе с ветрами, которые дуют в высоких слоях атмосферы, могут переносить разные вещи на очень далекие расстояния. В 1904 году ураган налетел на большие склады с пшеницей. Ветер подхватил зерно и понес его на многие тысячи километров. И там, к изумлению жителей одного местечка, с неба вдруг посыпалось зерно. В Давенпорте в один прекрасный день полился голубой дождь. Оказалось, что такой цвет ___________ придала несозревшая пыльца американского тополя и вяза. В ней есть красящее вещество — пигмент. Смерч ______________ высоко в небо пыльцу, а когда пошел дождь, она ______________ капли в голубоватый цвет.


Текст № 13.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте текст на смысловые части.

В. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.

Г. Расскажите по ключевым фразам себе перед зеркалом или другу, что вы узнали про самум.

За полчаса до того, как начинается песчаная буря, солнце тускнеет и заволакивается пеленой. На горизонте появляется небольшое облако. Которое стремительно увеличивается, закрывая небо. Налетают порывы жаркого, колючего ветра. И через минуту день меркнет. Тучи горячего песка нещадно бьют все живое. В вое и свисте ветра ничего не слышно. Люди и животные задыхаются, не хватает воздуха. Песчаные бури – их еще называют самумами - с древних времен губили целые караваны. Недаром они так называются. «Самум» — значит ядовитый, отравленный. Самум действительно очень опасен. Мелкая пыль проникает в уши, глаза, носоглотку, в легкие. Потоки сухого воздуха воспаляют кожу, вызывают сильную жажду. Спасаясь от ветра, люди ложатся на землю и плотно закрывают голову одеждой. Бывает, что от нехватки воздуха и высокой температуры - до пятидесяти градусов - они теряют сознание.

Текст № 14.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте текст на смысловые части.

В. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.

Г. Нарисуйте последовательность стадий процесса.

Из старых документов известно, что местечко Карст в Европе когда-то покрывали густые леса. Именно оттуда люди в течение нескольких сотен лет брали дерево для своих кораблей. Потом люди вырубили эти леса окончательно, а на вырубках стали пасти огромные стада, которые выщипывали всю траву догола — так, что была видна земля. Разрушение завершили дожди, которые смыли тонкий слой почвы, покрывавший скальное основание. Сейчас Карст превратился в совершенно бесплодные известняковые скалы.


Текст № 15.

А. Прочитайте текст.

Б. Перескажите текст по следующему плану:

  • Каков внешний вид ландыша?

  • Где встречается ландыш?

  • Как и когда цветет ландыш?

  • Чем известны ягоды ландыша?


Майский ландыш – многолетнее теневыносливое растение. Ландыш можно увидеть в светлом лиственном и хвойном лесу, на лугу и в кустарнике. Это растение с прямым стеблем и обычно двумя листьями, высотой 10-20 см. Цветки ландыша собраны в кисть, они обычно белого, а иногда – розоватого цвета, очень пахучие, по форме напоминают колокольчик. Ландыш цветет с мая по июнь. Его плоды – красные ягоды. Осторожно! Эти ягоды ядовиты! Ядовита даже вода, в которой стоял букет ландышей.
Текст № 16.

А. Прочитайте текст.

Б. Заполните таблицу:


Где растет лист

Внешний вид листа





















Интересное растение можно увидеть в воде у берегов реки или на болоте. Его называют стрелолистом, хотя листья у него бывают трех видов. Под водой листья стрелолиста похожи на листья осоки или на обыкновенную траву, они тонкие и длинные. На поверхности воды листья уже другие – плоские и широкие, они круглой или копьевидной формы. А вот над водой листья стрелолиста стоячие, на длинных черешках. Они-то и похожи на стрелы.

Текст № 17.

А. Прочитайте текст.

Б. Вставьте пропущенные слова.

В. Озаглавьте текст.

Г. Выпишите названия рыб.
В русском языке есть поговорка «нем как рыба». Оказывается, многие рыбы могут издавать ____________. Звуки, которые издает стая кильки во время кормежки, похожи на _____________ листьев на ветру. Карпы и караси, проглатывая пищу, громко чмокают. Но самой «говорливой» морской рыбой оказалась тригла. Она постоянно ворчит и квакает, а когда рыбаки поднимают сети, в которые попалось много этих рыбок, то поднимается невообразимый шум.
Текст № 18.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте его на смысловые части.

В. Расскажите содержание текста по плану:

  • Происхождение слова «гранит»

  • Состав гранита (названия минералов)

  • Цвет гранита

  • Использование гранита


Гранит – это камень строителей. А свое название получил от слова «гранум». Так на древнем языке – латыни – звучит слово «зерно», «зернышко». Если внимательно посмотреть на гранит, то можно увидеть много каменных зерен. Они разного вида и разного цвета. Гранит состоит из трех разных камней – блестящего прозрачного кварца, темной слюды и полевого шпата. Полевой шпат бывает разного цвета: красного, серого. Шпата в граните много, поэтому и гранит нам кажется красным или серым.

Текст № 19.

А. Прочитайте текст.

Б. Составтьте по тексту таблицу.

В. Запишите вопросы к автору текста.
В древности люди научились добывать разные краски для ткани, чтобы одежда была красивой и яркой. Краску добывали из сока цветов, корней, трав, из лишайников и даже из мелких насекомых. Краску «пурпур» добывали из моллюсков. Такая краска была очень дорогой. Краску «кармин» добывали из тлей, а краску «индиго» делали из растений, которые знали только в Индии.

Текст № 20.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте его на смысловые части.

В. Правильно ли объясняли возникновение дождя древние люди?

Г. Как заставить облако пролиться дождем? Узнайте любым способом.
Див – это одно из имен главного бога древних славян – Сварога. Див – бог ясного неба. От его имени произошли слова «диво», «удивление». А вот Индрик – хозяин звериного царства. Он живет под землей и хранит водные колодцы. Индрик – огромный змей с огненным рогом, которым он прокалывает облака – тогда идет дождь. А когда он запирает воду в облаках, то наступает засуха. А если Индрик проглатывает солнце, то наступает солнечное затмение.
Текст № 21.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте его на смысловые части.

В. Составьте план своего рассказа по тексту с помощью картинок, схем или ключевых слов.

Г. Выпишите незнакомые слова. Определите их значение.
Ученые установили, что алмаз - родственник угля. Он так же состоит из углерода, как уголь и графит. И алмаз – самый твердый камень – горит в огне, как уголь. Только огонь должен быть очень высокой температуры. В жарком огне алмаз сгорает без остатка. Он прямо испаряется. Драгоценные камни меряют особой мерой веса. Эта мера называется карат. В южных странах растет акация каруба. Ее семена зреют в стручках, как горошины. Самое интересное то, что все горошины совершенно одинаковые по весу. Каждое семечко весит ровно в пять раз меньше грамма. Русское слово «стручок» на греческом звучит как «каратония». Поэтому эти горошинки назвали каратами – от слова «каратония».
Текст № 22.

А. Прочитайте текст.

Б. Озаглавьте его.

В. Составьте схему процесса развития жука.

Г. Запишите условия процесса там, где они известны.

Д. Найдите в справочнике изображение жука-скарабея и наризуйте его в тетради.
Летом жук - скарабей зарывается в землю и «засыпает». В сентябре он снова появляется на дорогах и полянках. Самка скарабея откладывает яички. Из яичек выходят личинки, которые окукливаются. В этом коконе куколка сидит целый месяц. Постепенно она превращается в блестящего черного жука. Весной теплый дождь размягчает кокон и навозный жук – скарабей - выходит наружу.
Текст № 23.

А. Прочитайте текст.

Б. Озаглавьте его.

В. Вставьте пропущенные слова.

Г. Постройте по тексту график или таблицу, показывающую зависимость дальности обзора от высоты положения.
Стоя на ровном месте, мы можем видеть землю только до горизонта. Все высокие предметы за линией горизонта, например, дома и деревья, видны не целиком. Мы видим только их __________ часть, все остальное заслоняет выпуклость земли. Даже самая ровная поверхность слегка выпуклая, так как она – часть кривой поверхности земного шара. Как далеко может видеть землю человек, стоя на ровном месте? Только на 5 км во все стороны. Чтобы видеть _____________, нужно подняться повыше. Сидя на лошади, можно оглядеть местность уже на 6 км. Моряк, который залезает на мачту на 20 – метровую высоту, видит __________ на 16 км вокруг себя. Дальше всех могут видеть летчики. С высоты 1 км, если не мешают облака и туман, можно видеть землю на 120 км вокруг. А с высоты 10 км видно на 380 км.
Текст № 24.

А. Прочитайте текст.

Б. Выпишите незнакомые слова; догадайтесь, что они означают.

В. Найдите и прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Анчар».

Г. По стихотворению А.С.Пушкина запишите, что думали ученые его времени о дереве с названием «анчар» .
Настоящий анчар, о котором нам много интересного могут рассказать ученые-ботаники, совсем не похож на воспетое Пушкиным «древо смерти». Настоящий анчар никак не может расти на «раскаленной почве» «чахлой и скупой пустыни». Он растет на самых тучных почвах влажных тропических лесов, где зачастую один ливень дает больше воды, чем у нас выпадает за целый год. Ядовитость настоящего анчара не так ужасна, как это предсталялось поэту. Чтобы отравить раба, царю надо было бы воткнуть в него напоенную соком анчара стрелу, да и то отравление получилось бы, вероятно, несильное. Недаром малайцы для отравления стрел к соку анчара примешивают, как говорят, еще другие, более сильные яды, в которых у них нет недостатка.

И птица, и тигр, и человек могут чувствовать себя вполне благополучно около настоящего анчара.

Типичные экземпляры анчара представляют собой стройные, очень высокие деревья метров в 40 высотой, причем нижние метров 25 приходятся на гладкий, прямой ствол без ветвей.

Откуда же взял Пушкин страшный образ «анчара—грозного часового», стерегущего отравленную им пустыню? Был ли это только плод фантазии поэта, не желавшего считаться с недостаточно эффектной реальностью? Никоим образом! Пушкинский образ анчара детально совпадает с представлениями ботаников пушкинского времени.
Текст № 25.

А. Прочитайте текст.

Б. Озаглавьте его.

В. Вставьте пропущенные слова.
Каждый человек знает, что вода ______________. Но на самом деле прозрачен только тонкий слой воды. И не только вода, но и все ______________ в тонком слое прозрачны, а в толстом - нет. Возьмем, например, кусок белого, прозрачного стекла и посмотрим на него с ребра. Стекло не покажется нам прозрачным. Один ученый сделал из железа очень тонкую пластинку, толщиной в сто тысяч раз меньше миллиметра. Эта пластинка прозрачна, как стекло, и почти совсем бесцветна.
Текст № 26.

А. Прочитайте текст.

Б.Составьте текст - инструкцию по добыванию огня с помощью огнива.
Спички изобрели не так давно. Первую спичечную фабрику построили в 1833 году. До этого времени огонь добывали другим способом. Вместо обычного коробка спичек двести лет назад люди носили в кармане маленький ящичек с тремя необычными предметами: кусочком стали, маленьким камешком и кусочком чего-то вроде губки. Кусочек стал называться «огниво», камешек - «кремень», а кусочек губки – «трут». Сколько вещей вместо одной спички! Как же тогда добывали огонь? В одной руке человек держал огниво, в другой - кремень и трут. Он ударял огнивом о кремень. После нескольких попыток из огнива выскакивала искра, и трут вспыхивал. Это устройство похоже на современную зажигалку. В зажигалке тоже есть камешек, есть кусочек стали - колесико, и трут - фитилек, пропитанный бензином.
Текст № 27.

А. Прочитайте текст.

Б. Выпишите из текста название горючего, которое использовалось древними людьми.

В. Узнайте и допишите названия тех видов горючего, которые используются людьми сегодня.

Г. Выпишите название горной породы, из которой была вырезана лампа.
В одной пещере во Франции археологи нашли маленькую плоскую чашку, вырезанную из песчаника. Дно чашки было покрыто каким-то черным налетом. Ученые выяснили, что это нагар, который образовался, когда в чашке сжигали сало. Так была найдена первая лампа, которая освещала человеческое жилище еще в те времена, когда люди жили в пещерах. Когда эта лампа горела, она заполняла пещеру дымом и копотью. Прошли тысячи лет, прежде чем люди додумались до лампы, которая не коптит.


Текст № 28.

А. Прочитайте текст.

Б. Разбейте его на смысловые части.

В. Составьте план рассказа из картинок.

Г. Выпишите названия живых существ из текста.

Д. Найдите место в тексте, где автор приписывает свои чувства другим живым существам.
У некоторых видов мхов имеют светло-зеленые листочки, другие мхи темнее, но все они зеленые. Мхи — уже настоящие растения. Иначе бы у них не было бы листочков и стебельков. Правда, мхам не нужно так много солнечного света, сколько нужно большим растениям, — и мы можем это видеть на примере растущих в полутени лесных мхов. Там, где растут мхи, там и жизнь становится богаче и разнообразнее. Можно убедиться в этом, если хотя бы раз посмотреть, как кишит живыми существами моховая подушка. Там можно увидеть много самых разных моллюсков, муравьев, червей, пауков, многоножек, личинок и куколок. Да и корням деревьев очень нравится расти в этой влажной, благодаря мхам, почве.
Текст № 29.

А. Прочитайте текст.

Б. Озаглавьте его.

В. Вставьте пропущенные слова.

Г. Выпишите из текста название торфяного мха. Почему этот мох – торфяной? Узнайте ответ любым способом.
По светло-зеленой окраске сфагнум можно легко отличить от лиственных мхов. В сухом состоянии он становится совсем белым. Но полностью он почти никогда не высыхает, потому что может впитывать очень много воды и удерживать ее в себе. Поэтому он и растет только на таких местах, где вода после _________ остается довольно долго. Очень часто среди торфяного мха стоят большие лужи. Если наступить на мох, он мягко прогнется, пружиня под ногами. Неосторожные люди тонут в моховых болотах, потому что слои мха могут быть очень толстыми и воды под ними не _____________.
Текст № 30.

А. Прочитайте текст.

Б. Озаглавьте его.

В. Выпишите новые слова.

Г. Нарисуйте по описанию бурю в тропическом лесу.
Очень страшны бури в тропическом лесу в дождливое время года. Представьте себе гул, грохот, разрывы молний, сплошные водопады прямо с неба, падение вырванных с корнем тысячелетних гигантов, несущее гибель соседним растениям, сплетенным лианами вместе с ними и животным, живущим под ними. Крепкие, мясистые, на прочных черешках листья выдерживают ливни, обрушивающиеся на них с бешеной силой.

С глянцевитой поверхности листьев вода быстро стекает, даже не смачивая их. Если бы вода оставалась бы на листьях, то на них скоро поселились бы водоросли, грибы, лишайники и даже мхи.

Текст № 31.

А. Прочитайте текст.

Б. Заполните по тексту таблицу:

Части растения папируса

Как их использовали люди







В. Кто такие гиппопотамы? Выпишите это слово и найдите для него синоним.
Корневища папируса вкусом напоминают миндаль. Они душисты и питательны. Древние египтяне ели их сырыми и жареными. Папирус был также основной пищей гиппопотамов. Стебли папируса наполнены воздухом. Они легки и поэтому не тонут в воде. Когда-то стебли папируса связывали и делали из них лодки для ловли рыбы и птиц. Папирусом затыкали щели на кораблях. Из стеблей плели коврики, корзины. Из коры делали сандалии, а из волокна — ткани.

Текст № 32.

А. Прочитайте текст.

Б. Составьте по тексту схему:

Использование апельсинов
В. Сделайте рисунок, показывающий, как садовники изменяли форму плодов апельсинов
С давних пор внимание привлекают внимание людей красивые и вкусные плоды апельсинов. В Древнем Риме садовники помещали их в глиняные и гипсовые формочки, придавая висящим на дереве плодам апельсинов удивительные формы кубиков, вазочек, разных зверьков. Во Франции засахаривали апельсины, еще висящие на дереве. Во все времена врачи лечили больных апельсиновым и лимонным соком от разных болезней. Лимонный и апельсиновый сок пили для предохранения от яда и чумы. В этих соках имеются в большом количестве витамины А, В, С. Употребление лимонов излечивает ангину, ускоряет заживление ран и срастание костей, улучшает обмен веществ.
Текст № 33.

А. Прочитайте текст.

Б. Запишите свои вопросы.

В. Составьте план описания янтаря.

Г. Составьте по тексту схему:

Использование янтаря


Янтарь относится к драгоценным камням условно, поскольку имеет органическое происхождение. Янтарь - это ископаемая смола хвойных деревьев, которые росли на нашей планете около 50 миллионов лет назад. Климат на Земле был тогда намного теплее, и густые леса простирались до побережья Северного Ледовитого океана. Раны деревьев, как и сегодня, затягивались смолой, старые или поваленные бурей деревья падали в топи болот и озера. Древесина потихоньку сгнивала, а смола без доступа воздуха видоизменялась, становилась твердой, превращаясь в янтарь.

За миллионы лет накопились большие залежи янтаря. Одни из них находятся сейчас на дне моря, другие - на суше. Крупнейшее в мире месторождение янтаря - Приморское – расположено у нас в Калининградской области, где янтарь добывают в карьерах. Очень много янтаря и на дне Балтийского моря: после шторма кусочки окаменевшей смолы собирают прямо на берегу.

Нам больше известен янтарь желтых и красноватых оттенков, но он бывает и белым, черным, зеленоватым, и даже голубоватым. Часто внутри кусочков янтаря попадаются любопытные включения: кора и веточки деревьев, травинки, насекомые. Такой янтарь особенно ценится. И не только за красоту, но и потому, что он позволяет увидеть, как выглядели животные и растения миллионы лет назад.

Янтарь по гречески - "электрон". Древние заметили, что кусочек янтаря, если его потереть тканью, начинает притягивать соломинки, кусочки бумаги и т.п. Позже ученые поняли, что янтарь при этом приобретает особый заряд, который назвали электрическим. Так что именем своим электричество обязано морскому самоцвету.

Из всего добываемого янтаря лишь 15 процентов используется для ювелирных целей. Остальное сырье идет на технические нужды. Из него делают прессованный янтарь, лак, которым покрывают музыкальные инструменты, канифоль, янтарную кислоту, из которой получают лекарства.
  1   2   3

Похожие:

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconУчебно-тематическое планирование № п/п Наименование разделов Общее...
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6 класс

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconТематическое планирование уроков химии в 11 классе
Тематическое планирование уроков химии в 11 классе, базовый уровень, 68 часов (2 часа в неделю), 2013-2014 уч год

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconТематическое планирование по немецкому языку для 10 класс
Календарно- тематическое планирование по немецкому языку для 10 класса к учебнику Бим И. Л

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconТематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconТематическое планирование по технологии 3 класс
Знать о деятельности человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconТематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 класс
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconРтКалендарно-тематическое планирование по технологии (автор Роговцева Н. И.) 34 ч. №
Календарно-тематическое планирование по технологии (автор Роговцева Н. И.) 34 ч

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconОбщие подходы к организации внеурочной деятельности
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой обогащает опыт коллективного взаимодействия...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Английский язык» (как второй иностранный язык)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9

Тематическое планирование по внеурочной деятельности iconТематическое и поурочное планирование по литературе. 7 класс
Планирование составлено на основе «Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература», Базовый...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск