Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
педагогическим советом ОУ
Протокол №_____
От «_____» _____________________2013 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»
______________________И.В. Поликарпова
«_____» _________________________2013 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЦИРКОВОГО КОЛЛЕКТИВА Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Красюк Галина Петровна
Санкт-Петербург
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. В программу входили акробатические и жонглерские номера, дрессировка животных, иллюзионные аттракционы. Выступления профессиональных цирковых артистов были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других странах. Со второй половины XVIII века начали формироваться первые династии русских цирковых артистов. Первый стационарный цирк в России был открыт 11 декабря 1827 года в Петербурге.
Цирковое искусство отличается необычностью и эксцентрикой. То, с какой точностью и виртуозностью цирковые артисты исполняют сложнейшие трюки, всегда привлекало зрителей. Интерес к цирку не угасает и в наши дни. Всё чаще и чаще мы видим на экранах наших телевизоров цирковые передачи с участием звёзд российского шоу-бизнесса. Цирковые номераявляются украшением любых концертных программ.
Приобщение к искусству цирка посредством занятия эквилибристикой, акробатикой, жонглированием, пластической акробатикой, клоунадой решит проблему не только занятности детей, но и дает возможность развивать физические способности детей, самоконтроль, самопознание в наш компьютерный век, закалить волю и характер.
Акробатические упражнения - это упражнения, связанные с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой, без опоры и с сохранением равновесия. Акробатические упражнения оказывают разностороннее действие на организм человека, благодаря им ребёнок развивает силу мышц, тренирует быстроту и точность движений, учится ориентироваться в пространстве.
Жонглирование - способность человека манипулировать предметами по сложным схемам, как правило, подбрасывая их в воздух, ловя и снова подбрасывая. Жонглирование существует по крайней мере четыре века, самые ранние изображения жонглеров археологи обнаружили еще Древнем Египте. В переносном значении слово «жонглировать» может также означать способность выполнять задачи, требующие постоянной смены направления внимания, переключения с большой цели на маленькие подзадачи. Практика жонглирования улучшает координацию, чувство ритма, равновесия, связь между зрительными и моторными отделами головного мозга.
Особой разновидностью акробатики является эквилибр, объединяющий номера, весьма различные по своим выразительным средствам, но родственные по сути - умение держать в равновесии себя, партнёров, реквизит. Цирковые эквилибристы сохраняют равновесие в самых невероятных положениях на туго натянутой проволоке, на катушках, на перилах и т.д. Занятие эквилибристикой развивает пластичность, ловкость, умение держать равновесие.
Соединение физических упражнений с элементами хореографии служит материалом для создания художественного образа в номере. Количество жанров циркового искусства настолько велико, что абсолютно любой ребенок имеет возможность раскрыть свои творческие способности и одаренность.
При создании номеров и цирковых спектаклей нужны настойчивость, режиссёрское мышление, творческая смелость, спортивная выносливость, фантазия и увлечённость, что и развивается на занятиях в цирковомколлективе.
Дополнительная образовательная программа циркового объединения хоть и носит физкультурно-спортивную направленность, призвана развивать у учащихся не только физические способности, но и художественный вкус. Программа является модифицированой, создана на основе программы цирковой студии «Кураж».
Актуальность программы заключается в развитии циркового движения, укреплении физического здоровья и духовном развитии детей, воспитании у силы воли, упорства в достижении цели, осуществлении профессиональной ориентации воспитанников.
Отличительной особенностью коллектива является то, что основной формой реализации программы является постановка цирковых спектаклей.
Для того чтобы спектакль стал настоящим цирковым действом, в процессе обучения учащиеся получают теоретические знания в области театрального и циркового искусства, на практике знакомятся и осваивают основные цирковые жанры: акробатику, воздушную гимнастику, жонглирование, эксцентрику, дрессировку, фокусы, клоунаду. На всех этапах обучения для воспитанников коллектива проводятся занятия по специализации: актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, хореографии, гриму, декоративно-художественному оформлению (ДХО).
Задача занятий по теории циркового и театральногоискусств – дать учащимся знания по их истории, специфике цирковых жанров, цирковой и театральной терминологии, цирковой аппаратуре, реквизиту. Важно познакомить детей с техническими средствами театральной сцены, сценической площадки.
При знакомстве и освоении учащимися различных цирковыхжанров педагог ставит перед собой задачу – предоставить возможность детям попробовать себя во всех жанрах, чтобы впоследствии каждый воспитанник смог определиться и выбрать наиболее интересное и соответствующее его творческим способностям направление циркового искусства.
Главной задачей занятий по актерскому мастерству является помощь при создании образа героя циркового представления или отдельного номера.
Сценическое движение требует высокоразвитого нервно-мышечного аппарата, легко подчиняющегося игре творческого воображения, способного мгновенно отражать в физическом поведении всю сложность жизни сценического образа. Поэтому задачей занятий по сценическому движению становится научить детей выполнять любую сценическую задачу, связанную с пластическим действием. Учащиеся должны овладеть навыками, необходимыми на сцене, в спектаклях.
Занятия по сценической речи необходимы для работы над образами героев в театрализованных представлениях, в клоунских репризах, в качестве конферанса или ведущих концертных выступлений.
Задача занятий по гриму – дать учащимся общее понятие о гриме, познакомить их с основными приемами и навыками техники гримирования, необходимыми для самостоятельной работы над внешним, выразительным обликом персонажа (актера) и над образом героя представления, спектакля.
Задача занятий по декоративно-художественному оформлению - работа над костюмом (технология пришивания блесток, бисера, изготовление деталей, создающих образное решение номера, спектакля, героев представлений), изготовление реквизита, аппаратуры, оформление сценического пространства в театрализованных представлениях и спектаклях (декорации, свет, музыка).
Особое место в образовательной программе занимают занятия по хореографии. Они включают в себя изучение элементов классической хореографии, национальных и современных танцев. Именно занятия хореографией способствуют развитию красоты движения и позволяют связывать элементы цирковых жанров в единую композицию. Хореография же помогает создать уникальный, неповторимый сценический образ, как отдельного номера, так и представления в целом. Данные занятия проводятся с музыкальным сопровождением, которое служит основой выразительности движений. Кроме того, оно оказывает сильное эстетическое воздействие на воспитанников, что в свою очередь также влияет на успех выступления.
Обучение, воспитание и развитие детей в коллективе – единый процесс формирования личности. Возможность выбора соответствующего интересам и способностям ребенка циркового жанра, оказывает влияние на развитие у него чувства внутренней свободы, вариативности. Работа над созданием образного решения номера способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, развитию у них творческого воображения, способности к продуцированию идей, ассоциативности и метафоричности. Помощь детей в изготовлении реквизита, оборудования, костюмов помогает в воспитании у учащихся трудолюбия. Участие в создании спектакля, театрализованного представления воспитывает чувство ответственности не только за свой индивидуальный номер, но и за своих товарищей, за весь спектакль в целом.
Все сценарии театрализованных представлений, цирковых сказочных спектаклей создаются конкретно для учащихся, занимающихся в данное время, учитывая их собственные номера, их темперамент и характеры, способности к перевоплощению.
Реализации целевых установок программы способствуют тщательно подобранное содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса. Итогом реализации программы является тематическое, подчиненное определенной идее, цирковое театрализованное представление или спектакль, где каждый ребенок играет свою роль: поет, танцует, читает стихи, проводит игры со зрителями, выступает непосредственно с цирковым номером. Такая форма в наибольшей степени способствует выявлению и развитию талантов и способностей детей, предоставляет им прекрасную возможность для самореализации, определении своего места в детском коллективе.
Основной целью образовательной программы коллектива является воспитание творческой личности средствами циркового искусства.
Задачи программы
Обучающие:
изучение теории циркового и театрального искусства;
освоение учащимися различных цирковых жанров;
приобретение знаний по технике безопасности в цирке, страховке и самостраховке, технике исполнения трюков, связок, номеров;
овладение элементами театрального действия и опытом их воплощения в цирковых номерах;
освоение работы на сцене.
Воспитательные:
воспитание двигательно-волевых качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, упорства, инициативы, целеустремленности;
воспитание нравственных качеств учащихся и навыков позитивных взаимоотношений в коллективе;
воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
включение детей в социально-значимую деятельность: участие в благотворительных концертах для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, детей-сирот, детей-инвалидов.
Развивающие:
развитие художественного вкуса учащихся;
развитие эмоциональной выразительности, отзывчивости;
развитие творческих способностей;
развитие физических данных обучающихся, формирование правильной осанки, укрепление мускулатуры.
Условия реализации программы
Данная образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 15 лет и рассчитана на 5 лет обучения.Учащиеся принимаются в коллектив до 10 лет на основании собеседования и допуска врача.
Группы формируются разновозрастные.Возможен прием на второй и последующие года обучения по итогам просмотра и уровню физической подготовки учащихся.
Режим занятий:
Всего 864 часа:
1 год обучения –144 часа/год (2 раза в неделю по 2 часа);
2 год обучения – 144 часа/год (2 раза в неделю по 2 часа);
3 год обучения – 144 часа/год (2 раза в неделю по 2 часа);
4 год обучения – 216 часов/год (3 раза в неделю по 2 часа);
5 год обучения – 216 часов/год (3 раза в неделю по 2 часа).
Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая, работа в парах, работа в «номерах».
Формы проведениязанятий:
учебное занятие (основная)
мастер-класс
репетиция
концерт, отчётный концерт
фестиваль, конкурс
открытое занятие
технический зачёт (конец первого полугодия)
экзамен (конец второго полугодия)
Результатами освоенияучащимися программы являются знания основ теории циркового и театрального искусства, навыки техники безопасности, художественно-оформленные полноценные номера по различным жанрам циркового искусства, органичное соединение номеров в тематические театрализованные представления.
Формы выявления результативности обучения:
анкетирование, тестирование, этюды, технический зачет, сдача номеров, открытое занятие, отчетный концерт, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Формы подведения итогов реализации программы – концертные выступления, театрализованные представления, участие в фестивалях и смотрах циркового искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебно-тематический план
№
|
Темы
| Количество часов
| Всего
| Теория
| Практика
| 1.
| Вводное занятие
| 2
| 1,5
| 0,5
| 2.
| Общая физическая подготовка
| 38
| 6
| 32
| 3.
| Партерная гимнастика
| 34
| 5
| 29
| 5.
| Основы актёрского мастерства в цирковом искусстве
| 16
| 4
| 12
| 6.
| Основы сценического движения и речи
| 16
| 4
| 12
| 7.
| Культурно-образовательная деятельность
| 26
| 13
| 13
| 8.
| Репетиционная и концертная деятельность
| 10
| 2
| 8
| 9.
| Итоговое занятие
| 2
| 0,5
| 1,5
|
| ИТОГО
| 144
| | |