2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования являются:
Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 29.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 29.12.2014 №1643) пункт 19.7.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. От 24.11.2015) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на уровне начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
2.4.1. Цель, задачи, оценка результатов деятельности по формированию основ экологической культуры, сохранению здоровья обучающихся.
Цель: создание здоровьесберегающей среды, экологической культуры, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешне средовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
сформировать потребность у ребенка беречь экологию своей малой Родины, страны.
научить соблюдать правила личной безопасности (ПДД, правила поведения при пожарах, наводнениях и т.п.)
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
2.4.2. Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечение безопасности и формированию экологической культуры обучающихся.
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячее питание в урочное время.
Более 70% учащихся школы питаются в столовой бесплатно (дети из малообеспеченных и многодетных семей), остальные - за счёт средств родителей. Все учащиеся получают горячее питание, подвозные - двухразовое.
Расписание работы столовой:
10.00 – 10.20 - горячее питание 1-5 классов
11.00-11.20 - горячее питание 6-11 классов
14.10 - дополнительное питание для подвозимых учащихся
Во внеурочное время проводятся различные спортивные мероприятия, легкоатлетические кроссы, подвижные игры, конкурсы, акции, еженедельно проводятся спортивные секции (отдельно по возрастам и отдельно для мальчиков и девочек).
Учащиеся активно принимают участие в различных спортивных мероприятиях районного уровня.
Во время учебного процесса ежедневно на каждом уроке учителями-предметниками проводятся физминутки, упражнения для развития мелкой моторики.
Медицинское обслуживание в школе осуществляется по договору с ФАПом.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.
Учитель физической культуры: Сак Ирина Станиславна - образование средне-специальное, первая квалификационная категория, стаж работы 10 лет.
Использование возможностей УМК «Школа 2100» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК.
Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников, в течение всего учебно- воспитательного процесса.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Педагогическим коллективом школы проводятся тематические общешкольные и классные родительские собрания («Как готовить домашнее задание», «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Физиологические особенности детей младшего школьного возраста», «Выполнение режима дня школьника», «Как научить ребёнка читать?», «В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?» и др.); методические и педагогические советы («Пути преодоления неуспеваемости учащихся», «Образовательное взаимодействие: учитель, воспитатель и ученик в творческом диалоге», «Как избежать насилия в школе, или воспитание милосердия», «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» и др.)
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа 2100» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся, темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа 2100»и «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Для индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе учителями начальных классов и учителями-предметниками, ведущими уроки в начальной школе, разработаны разноуровневые контрольные работы, тесты, карточки для индивидуальной самостоятельной работы, по музыке и внеклассному чтению разработаны авторские программы с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
В школе соблюдаются требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
В школе имеется 1 компьютерный класс (в нём 7 компьютеров, 1 ноутбук, проектор), 1 интерактивная доска, 4 проектора, переносной экран с проектором, 1 видеокамера, 1 телевизор, 1 музыкальный центр, 4 принтера, 1 видеомагнитофон. 1 магнитофон.
Компьютерная техника и ТСО используется практически на всех уроках с соблюдением норм СанПиНа.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице:
Классы
| Непрерывная длительность (мин.
| ), не более
|
|
|
|
| просмотр
| просмотр
| просмотр
| работа с
| прослу
| прослу
|
| статических
| телепередач
| динамических
| изображе
| шивание
| шивание
|
| изображений
|
| изображений
| нием на
| аудио
| аудио
|
| на учебных
|
| на учебных
| индивиду
| записи
| записи
|
| досках и
|
| досках и
| альном
|
| в науш
|
| экранах
|
| экранах
| мониторе
|
| никах
|
| отраженного
|
| отраженного
| компьюте
|
|
|
| свечения
|
| свечения
| ра и клавиатурой
|
|
| 1 -2
| 5
| 15
| 15
| 15
| 20
| 10
| 3-4
| 5
| 20
| 20
| 15
| 20
| 15
| 5-7
| 10
| 25
| 25
| 20
| 25
| 20
| 8 - 11
| 10
| 30
| 30
| 25
| 25
| 25
| После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы, работы, направленной на формирование экологической культуры, культуры безопасного образа жизни.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
-полноценную n эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
-рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на уровне начального общего образования; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 2-ми 3-м уроками; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования (спортивная секция футбола)
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
-Проведение классных часов, направленных на формирование экологической культуры, культуры безопасного образа жизни.
-Участие в акциях, конкурсах, мероприятиях, направленных на формирование экологической культуры, культуры здорового образа жизни.
|