"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений"


Название"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений"
страница1/9
ТипДипломная работа
filling-form.ru > Туризм > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Министерство Культуры России

Самарская Государственная Академия


Культуры и Искусств

Факультет Культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Тема: "Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений"

Самара 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

ГЛАВА 1. Развитие театрализованных представлений в контексте развития культуры и цивилизации

1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе

1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока

1.3 Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме

1.4 Театрализованные представления Средневековья и эпохи Возрождения

1.5 Театрализованные праздники в России ХХ-го века

1.6 Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, отмечаемый в России и по сегодняшний день

ГЛАВА 2. Современная типология театрализованных представлений

2.1 Понимание сущности театрализации

2.2 Виды театрализованных представлений

2.2.1 Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

2.2.2 Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

2.2.3 Тематический вечер как вид театрализованного представления

2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления

ГЛАВА 3. Сценарно-постановочное проектирование массового театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска

3.1 План подготовки театрализованного представления

3.2 Сценарный план

3.3 Либретто

3.4 Композиционный план театрализованного представления

3.5 Хронометраж

3.6 Режиссерский монтажный лист

3.7 Сценарий театрализованного представления

3.8 Художественное оформление пространства

3.9 Перемещение действующих лиц в пространстве

3.10 Организация действия во времени

3.11 Атмосфера театрализованного представления

3.12 Материально-техническое обеспечение театрализованного представления

3.13 Смета расходов

Заключение

Список литературы

Приложение. (Видеозапись театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время заметно проявляется стремление режиссеров профессионального театра к "разрушению" границ между актерами и зрителем. Такая тенденция может быть обусловлена развитием нового рода искусства – театрализованными представлениями.

Тема настоящей дипломной работы: "Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений" выбрана не случайно. Во время обучения в Самарской Государственной Академии Культуры и Искусств ежегодно я старался применить теорию на практике во Дворце Культуры имени Горького города Чапаевска.

Принимая участие в организации и постановке массовых представлений, я обнаружил проблему: как противоречие между необходимостью достижения цели мероприятия методами театрализации и реальным достижением этих целей в конкретных мероприятиях Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Объектом изучения стало театрализованное представление "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска. Предметом исследования стало соответствие эффективности поставленной цели и ее достижение в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей" методами театрализации.

Цель настоящей дипломной работы: рассмотреть исторические и теоретические аспекты по театрализованным представлениям, и наглядно продемонстрировать практическое применение теоретических знаний в театрализованном представлении "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Для осуществления намеченной цели было необходимо последовательное решение следующих задач:

1. на основе доступных источников выявление основного противоречия, создающего проблемную ситуацию;

2. анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте;

3. анализ театрализованного представления "Прощание с Масленицей", которое проводилось 17-го марта 2002-го года на площади Д.К. им. Горького города Чапаевска.

Поставленные задачи выполнялись следующими методами:

1. поиск и сбор необходимого материала в источниках информации;

2. консультации с практиками и режиссерами театрализованных представлений;

3. непосредственное участие в организации и проведении театрализованного представления "Прощание с Масленицей";

4. анализ видеозаписи театрализованного представления "Прощание с Масленицей" и других документов Д. К. им. Горького.

В настоящей дипломной работе для интерпретации основных понятий, которые необходимы для правильного понимания изучаемого предмета, я использовал общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в словарях, специальной литературе и других источниках информации.

Учитывая то, какой популярностью пользуется всемирная компьютерная сеть Internet, извлекать нужную информацию я начал из электронной библиотеки. Не получив желаемого результата, поиск продолжил в библиотеке Дворца культуры им. Горького, где в это время находился на практике. Однако для детального рассмотрения явления, создающего проблемную ситуацию, эти источники оказались недостаточными. Поэтому, закончив обучение практическим навыкам в ДК и возобновив изучение теории в ВУЗе, поиск необходимого материала для раскрытия темы дипломной работы остановился и сосредоточился на литературе библиотеки СГАКИ.

В списке литературы настоящей дипломной работы я перечислю все источники, которые в большей или меньшей степени имеют отношение к театрализованными представлениями. Здесь же, в введении, хочу отметить наиболее подходящий и используемый источник информации:

Брабич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971.

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

Генкин Д.М., Конович А.А.

Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985.

И Виктор Осипов, 1998 г.

Сетевой журнал "XYZ"

http://xyz.org.ua/discussion/behaviour_reality.ukr.html

Однако, несмотря на возрастающую роль театрализации и место, которое занимают театрализованные формы в празднично-обрядовом действии, можно констатировать, что ее теория разработана слабо. Сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследовано ее место во всех сферах социально-культурной деятельности, возможности, границы и принципы использования. В свою очередь не разработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на деятельности практиков.

В настоящей дипломной работе в качестве гипотезы предполагается следующее: театрализация – это не просто способ, метод или прием, с помощью которого возрастает эффективность массового мероприятия; театрализация – это искусство, благодаря которому, и через которое, достигается гармоничная связь между театром (в самом широком смысле этого слова) и обыденной жизнью.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ.
1.1 Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
Одной из возможных причин возникновения ритуалов и обрядов может служить потребность человека в естественно возникающем состоянии транса.

Вы, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. А если нет, то почти любой студент может рассказать вам об этом. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже вам понятны. Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности.

Печально, что в нашем постиндустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных обществ – церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса. Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию. Без транса мы остаемся жесткими и хрупкими, как умирающее растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию других людей. Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры…

Различного рода празднества и театрализованные представления в своих истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа. Они (как и празднества) являются первичной формой искусства.

В стремлении познать природу и воздействовать на нее древние люди "очеловечивают" явления действительности, и это находит отражение в обрядовых играх и представлениях. В них, с одной стороны, участвуют люди, с другой – олицетворенные явления природы, на которые человек хочет воздействовать. Тогда и появляются магические обряды, заговоры и пр. Магия еще не может быть названа религией в полном смысле слова – это неразвитая религия, религия формирующаяся, становящаяся.

По представлениям древних, изображение предмета, плясовое воспроизведение какого-то явления и т. п. может "заменить" сам предмет, само явление, на которое надо воздействовать. Поэтому перед отправлением на охоту, рыбную ловлю, перед военным походом люди воспроизводили в подражательной пляске те моменты, которые считались важными для успешного завершения предпринятого дела. О магических представлениях древних людей свидетельствуют, в частности, многодневные "медвежьи" обрядовые празднества. Эти празднества включали в себя такие моменты, как стрельба из маленького лука в чучело медведя или борьба мальчика с "медведем" (ряженым).

Древние земледельческие племена также создали систему обрядов. Так при наступлении весны они разыгрывали борьбу лета и зимы; оканчивалась эта обрядовая игра победой лета и уничтожением зимы. Эта обрядовая игра воспроизводила природный процесс – смену времен года – в мифологическом осмыслении, как борьбу двух враждующих сил, которые представлялись древним людям самостоятельными существами.

Мифотворчество было обусловлено зависимостью первобытного человека от непонятных ему природных сил, желанием жить в согласии с ними и даже подчинить их себе. Оно явилось необходимой ступенью в процессе освоения мира, через которую прошли все народы.

С древнейших времен до нас дошли элементы и другого вида не религиозной обрядности – бытовой, или семейной. При первобытнообщинном строе люди жили большими семьями, включавшими несколько поколений и ветвей, и всякая перемена в их жизни (рождение, смерть, женитьба, замужество) была значительным событием для всей общины. Такие события обрастали целыми системами обрядов, игр, сопровождавших их.

Таким образом, древнейшие обряды, лежащие в основе всех форм театрализации и народных празднеств, являются отражением общественного бытия человека, его экономической и социальной жизни.
1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока
Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии, религии и философии стран Древнего Востока.

Так, в мифологии Древней Индии бог Шива в танце творит мир, а в японском мифе богиню солнца Амате – расу вызволяют из темной пещеры, привлекая веселыми плясками и песнями.

В религиозно-философском учении Древнего Китая — конфуцианстве — огромное значение придавалось театральнообрядовой стороне в жизни общества, и в ней строго регламентированы костюмы и характер движений.

Буддийское учение о перерождении, об иллюзорности человеческого "я" (которое ежеминутно меняется… переходит в нечто другое… пребывает в бесконечном потоке бытия…), повлияло на восприятие жизни на Востоке. Жизнь стала восприниматься, как своего рода театр масок, которые человек, словно, меняет вслед за изменениями своего "я".

Время в восточной культурной традиции воспринималось неоднородно: особые сакрализованные дни осознавались как благоприятные, им придавалось огромное значение; считалось, что театрально - карнавальное празднество в эти дни способствует благоденствию общества в целом.

Одно из самых древних — театральное искусство Индии, оно оказало большое влияние и на развитие театра в странах Юго-Восточной Азии.

Народные танцы, пантомимы включались в обряд поклонения богам еще во II тысячелетии до н. э., на ранней стадии формирования индийской религии — индуизма. В эпосе "Махабхарата" (I тысячелетие) есть упоминания об актерах и танцорах, участвовавших в массовых театрализованных представлениях представлениякоторые сохранились до наших дней, легли в основу классического театра, сложившегося в Индии в середине I тысячелетия до н. э.

В V—I вв. до н. э., как сообщают древние тексты, в Индии бродячие актеры разыгрывали небольшие сценки на мифологические сюжеты, чередовавшиеся с акробатическими номерами и танцами.

Музыкально-танцевальная драма — лила получила распространение в Северной Индии. Лилы строились на основе текстов из "Махабхараты" и "Рамаяны" (древнеиндийская эпическая поэма). Лилы представляли собой грандиозные представления, которые длились иногда целый месяц. Декорации отсутствовали, торжественность и праздничную красочность этим представлениям придавали яркие костюмы и маски.

Театральное искусство Шри-Ланки (до 1972 г. — Цейлон) целиком связано с буддийской обрядностью. Истоки этого искусства — в народных играх и культовых церемониях, из которых возникли театрализованных представления— мистерии. Они представляли собой сочетание танца и пантомимы, в сопровождении декламации и пения. На Цейлоне сложилось несколько видов народного театра: представленияв масках, комедийный театр, сокари, музыкальнотанцевальная драма — надагам, в которой театрализованы различные эпизоды из жизни Будды.

Как и в других странах Востока, театрализованные представленияв Бирме – составная часть религиозных и народных праздников. Это пантомимы, песенно-танцевальные интермедии, карнавальные шествия. Актеры в основном играли без масок; в масках исполнялись лишь роли духов и колдунов. Сюжеты для спектаклей заимствовались главным образом из "Рамаяны".

Театральное искусство Индии, Шри-Ланки, Непала и стран Юго-Восточной Азии имеет в основном одну драматургическую основу — инсценировку эпизодов из древнего эпоса и буддийских текстов. Действие в этих пьесах слабо развито, сюжет чаще всего излагается ведущим или поется хором, a на сценической площадке без декораций актеры, облаченные в яркие костюмы, в гриме или масках, используя канонические приемы игры — позы, жесты, положения пальцев в танце или в ритмизированном движении, как бы иллюстрируют текст пьесы. Спектакль обычно длится несколько дней и всегда имеет музыкальное сопровождение.

Все перечисленные свойства театрализованных представлений присутствуют и в театральном искусстве стран Дальнего Востока, однако, драматургия, сценическое пространство, костюмы, грим и музыкальное сопровождение в театре Китая, Кореи, Монголии, Японии имеют свои, только им присущие черты.

Особое место в многообразном ансамбле театров стран Востока занимает театральное искусство Японии с его самобытными художественными традициями.

Театральные представления в форме гагаку были введены в ритуал буддийского богослужения в XII в. Гагаку представляет собой сложный ансамбль — шествие танцоров в масках (призванное разгонять злых духов), музыкантов с флейтами, литаврами и медными тарелками, за ними следует юноша, ведущий на поводу "льва" (в этой роли выступает один из актеров).

В Х—XI вв. ведущей формой театрализованных представлений становятся бугаку, для которых характерны яркие костюмы, устрашающие маски, музыкальное сопровождение на огромных (до 3 м высотой) барабанах.

Таким образом, театральное искусство стран Древнего Востока, насчитывающее более двух тысяч лет развития, имеет еще одну, пожалуй, самую удивительную особенность: оно не стало историей, а продолжает жить как театр наших дней, оказывает влияние на мировое искусство театра.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconАдминистративный регламент
«Предоставление информации о времени и месте театрализованных представлений, спектаклей, эстрадных концертов и гастрольных мероприятий,...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconМетодическое пособие по организации средств размещения типа «гостевой дом»
Сельский туризм преследует главную цель сформировать новый комплексный туристический продукт, который учитывал бы природные, историко-культурные...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconМетодическое пособие по организации средств размещения типа «гостевой дом»
Сельский туризм преследует главную цель сформировать новый комплексный туристический продукт, который учитывал бы природные, историко-культурные...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconПамятка по оформлению представлений на присвоение кмс, 1 спортивного...
При заполнении представления на присвоение кмс, 1 спортивного разряда и массовых спортивных разрядов следует строго руководствоваться...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconПояснительная записка цирковое искусство является одним из древнейших...
Выступления профессиональных цирковых артистов были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconГорода братска постановление
Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации о времени и месте проведения...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconПрограмма дисциплины по специальности 030402 «Историко-архивоведение»...
«Историко-архивоведение по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconПрограмма дисциплины По специальности 030402 Историко-архивоведение...
«Историко-архивоведение» (030402) по циклу «Дисциплины специализации государственного образовательного стандарта»

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconЗакон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы...
«Организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий»

\"Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений\" iconАттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы
Тестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (далее  аттестация), включающей в себя присвоение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск