Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему


НазваниеВысшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему
страница1/13
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Выпускная квалификационная работа на тему:

Взаимосвязь чувства юмора с клинико-психологическими характеристиками пациентов с невротическими расстройствами

по специальности 37.05.01– Клиническая психология

основная образовательная программа Клиническая психология

специализация: Клиническая психодиагностика, консультирование и психотерапия








Выполнил:

студентка 6 курса очной формы обучения

Ситало Валентина Викторовна


Рецензент:

Кандидат психологических наук, начальник отдела диагностики и консультирования ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга

Обидин Иван Юрьевич





Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии

Исурина Галина Львовна



Содержание




Аннотация

Для изучения связей чувства юмора и предпочтений в стилях юмора с клинико-психологическими характеристиками было обследовано 64 человека: пациенты с невротическими расстройствами и здоровые лица. Изучались выраженность невротических черт личности (методика «Опросник невротической личности KON-2006), уровень жизнестойкости (опросник С. Мадди), частота переживаемых эмоций в каждой группе (методика «Список чувств»), способы совладания со стрессами (опросник Р. Лазаруса), показатели психологического благополучия (опросник П. Беккера), предпочтения в стилях юмора (опросник на стили юмора Р.Мартина). Обработка данных: дисперсионный, корреляционный и факторный анализ. Результаты исследования свидетельствуют о том, пациенты с неврозами характеризуются меньшей выраженностью всех показателей жизнестойкости, показателей психологического благополучия, с меньшей интенсивностью используют все стили юмора – аффилиативный, агрессивный, самоподдерживающий и самоуничижительный и большей выраженностью негативных эмоций. Предпочитаемым стилем юмора в группе пациентов является аффилиативный стиль юмора, а в группе здоровых – самоподдерживающий стиль. Корреляционный и факторный анализ свидетельствуют о том, что самоподдерживающий юмор связан с уровнем жизнестойкости, положительными эмоциями и экстраверсией, в то время как самоуничижительный с агрессивным юмором, негативными эмоциями и неконструктивными копинг-стратегиями. Предпочтения в использовании агрессивного юмора снижаются с возрастом.

Abstract

To study the relations between a sense of humor and preferences in styles of humor and clinical and psychological features were examined 64 people: neurotic patients and healthy controls. We studied neurotic personality traits (the method «The questionnaire of the neurotic personality KON-2006»), the level of hardiness («The Personal Views Survey» S. Muddy’s questionnaire), the experienced frequency of emotions in each group (the «List of feelings» technique), coping with stresses (R. Lazarus’s questionnaire – «Ways of Coping Checklist») Indicators of psychological well-being (P. Becker’s questionnaire), preferences in styles of humor («Humor Styles Questionnaire» R. Martin’s). Data processing: variance, correlation and factor analysis. The results of the study indicate that patients with neuroses are characterized by a lower severity of all indicators of hardiness, psychological well-being, with less intensity use all styles of humor – affiliated, aggressive, self-supporting and self-deprecating and more negative emotions. The preferred style of humor in the group of patients is the affiliation style of humor, and in the group of healthy people the self-supporting style. Correlation and factor analysis suggest that self-supporting humor is associated with a level of hardiness, positive emotions and extraversion, while self-deprecating with aggressive humor, negative emotions and unconstructive coping strategies. Preferences in using aggressive humor decrease with age.
Введение

Индивидуально-психологические, клинико-психологические и социально-психологические характеристики пациентов с невротическими расстройствами являлись и являются объектом исследования (Фурст Д. Б., 1957; Тромбчиньски П. К., 2016; Мурычева Н. Н., Назыров Р. К., 2009; Белашева И. В., Суворова А. В., Козлова Э. М., Есаян М. Л., 2013; Менделевич В. Д., Пыркова К. В., 2015; Бабурин И. Н., Караваева Т. А., Колотильщикова Е. А., Лысенко И. С., 2011). Тем не менее, в этой области еще остается еще много проблем, которые подлежат изучению. Одним из таких мало изученных вопросов является чувство юмора и его предпочтительные стили у пациентов с невротическим расстройствами.

Юмор рассматривается рядом авторов (Буенок А. Г., 2014; Артемьева Т. В., 2011; Хазова С. А., 2012) как один из механизмов совладания со стрессом или в качестве механизма психологической защиты (Маргошина И. Ю., 2013). Очевидно, что эти психологические феномены представляют несомненный интерес в контексте нервно-психических расстройств, однако юмор мало исследовался в клинической психологии. В основном изучаются качественные и количественные различия индивидуальных особенностей юмора в связи с психопатологией (Воронцова В. С., 2015; Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., 2009), прежде всего, у пациентов с различными формами шизофрении (Стефаненко Е. А., 2014; Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., Стефаненко Е. А., 2014). В настоящее время существует лишь незначительное количество работ, посвященных изучению специфики чувства юмора у пациентов с другими нервно-психическими заболеваниями и взаимосвязей проявления юмора с клинико-психологическими характеристиками этих пациентов (Чулошников А. И., Бергфельд А. Ю; 2015, 2016).

В этой связи актуальность данного исследования состоит в обращении малоизученной теме – исследованию функции и психодиагностических аспектов юмора применительно к группе невротических расстройств. Сравнительное изучение особенностей юмора в норме и патологии (у пациентов с невротическими расстройствами), может позволить выявить специфику проявлений юмора при неврозах, взаимосвязанные с этим клинико-психологические характеристики, глубже и полнее понять функции и механизмы юмора. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию психодиагностики при невротических расстройств за счет использования «непрямых» методов психологической диагностики, а также могут быть использованы в процессе психотерапии, конкретные формы и методы которой будут выбираться с учетом предпочтительных стилей юмора и его функций у конкретных пациентов.

Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи чувства юмора с клинико-психологическими характеристиками пациентов с невротическими расстройствами, а также сравнительное эмпирическое исследование особенностей проявления юмора у пациентов с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

Задачи исследования состояли в следующем:

  1. Сравнительное изучение предпочтения различных стилей юмора у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

  2. Сравнительное изучение уровня жизнестойкости у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

  3. Сравнительное изучение стратегий совладающего поведения

у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

  1. Сравнительное изучение общей выраженности невротических черт личности у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

  2. Сравнительное изучение частоты переживания различных эмоций у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

  3. Сравнительное изучения показателей психологического благополучия (психическое здоровье, экстраверсия, интеллект) у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

  4. Исследование взаимосвязей между представленностью различных стилей юмора и клинико-психологическими характеристиками больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц.

Объект исследования – взаимосвязь чувства юмора с клинико-психологическими характеристиками у пациентов с невротическими расстройствами.

Предмет – чувства юмора и его стили, копинг-стратегии, жизнестойкость, невротические черты личности, компоненты психологического благополучия (психическое здоровье, экстраверсия, интеллект), частота переживания различных эмоций.

Основная гипотеза исследования. У пациентов с невротическими расстройствами в сравнении со здоровыми лицами в большей степени представлены неадаптивные стили юмора, взаимосвязанные с рядом клинико-психологических показателей (в частности, показателями психологического благополучия).

Дополнительная гипотеза. Существуют значимые взаимосвязи между агрессивным и самоуничижительным стилями юмора, неконструктивными копинг-стратегиями и жизнестойкостью.

Методы исследования включали:

  1. Опросник для изучения стилей юмора Р. Мартина.

  2. Опросник жизнестойкости С. Мадди.

  3. Опросник совладающего поведения Р. Лазаруса.

  4. Методика «Список чувств».

  5. Опросник для изучения психологического благополучия (экстраверсия, психическое здоровье, интеллект) П. Беккера.

  6. Опросник невротической личности KON-2006.

Выборка исследования. Всего с помощью указанных методик было обследовано 64 человек, которые составили две группы: в экспериментальную группу вошли 32 пациента с невротическими расстройствами, в контрольную – 32 здоровых респондента.

Критерии включения в экспериментальную группу:

  • наличие клинически подтвержденного диагноза F 4 по МКБ-10;

  • лечение в стационаре по поводу этого диагноза.

Критерии включения в экспериментальную группу:

  • отсутствие клинически верифицированного диагноза, связанного с нервно-психическими расстройствами;

  • отсутствие госпитализаций и амбулаторного лечения в связи с диагнозом F 4 по МКБ-10.

Исследование пациентов с невротическими расстройствами проводилось в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им В. М. Бехтерева и Клинике неврозов им. акад. И. П. Павлова (психиатрическая больница №7) в период с сентября 2016 г. по февраль 2017 г.

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Психология юмора

1.1.1 Понятие юмора

Юмор сопровождает все сферы социального взаимодействия. С помощью юмора мы общаемся с людьми, добиваемся их расположения, воздействуем на них, снимаем напряжение в отношениях. В многообразии связей юмора со всеми сторонами жизни людей и состоит сложность изучения психологии юмора.

В Оксфордском словаре английского языка дано такое определение юмора: «Юмор – это качество действия, речи или литературного произведения, которое вызывает веселье; причуда, шутка, курьез, комизм, забава». Также там упоминается, что юмор – это «способность воспринимать смешное или забавное или выражать это в речи, а также в письменной форме; шутливый образ или трактовка объекта».

В толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее определение юмора – «понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь».

Эти определения показывают, что юмор – довольно широкое и размытое понятие, относящееся к словам или действиям людей, которые воспринимаются как забавные и вызывают смех, так и к процессам восприятия этого юмористического стимула.

Исходя из исследований, посвященных изучению юмора, следует, что юмор как психический процесс делят на четыре основных компонента:

  1. Социальный контекст юмора

Под социальным контекстом юмора понимается – контекст игры. Ряд авторов описывают исследования смеха и элементарного чувства юмора у человекообразных обезьян, которых обучали языку жестов (van Hooff J. A., Preuschoft S., 2003; Gamble J., 2001). В этих исследованиях отмечается, что приматы демонстрируют использование в общение смеха, гримас («игровое лицо»), игры слов и шуточных оскорблений. Все это указывает на родственную связь юмора, игры и смеха не только у людей, но и у обезьян. Это свидетельство того, что юмор является продуктом естественного отбора. Некоторые исследователи склонны считать, что смех произошел из игровых сигналов приматов – из невербальной системы «жест – крик», предшествующей развитию языка (Burling R., 1993). Эволюционное происхождение юмора говорит о том, что юмор, вероятно, играет важную социальную и эмоциональную функцию, внесшую вклад в выживание человека как вида.

  1. Когнитивно-перцептивные процессы в юморе

При генерации юмора нам нужно подвергнуть информацию, которая доступна нам в окружающей среде или памяти, мысленной обработке и произвести продукт (словесный или невербальный), который люди оценят как смешной и забавный. При восприятии юмора из получаемой информации мы выделяем смысл и относим ее к разряду юмористических, игривых. Специалисты по исследованию юмора сходятся во мнении, что сущность его заключается в несоответствии и игривости предъявляемого стимула, поэтому он воспринимается нами как несерьезный и вводит в игривое состояние сознания (Gervais M., Wilson D. S., 2005).

Артур Кестлер (Koestler А., 1964) ввел термин «бисоциация» для обозначения психического процесса, который принимает участие в восприятии юмористического несоответствия. По его мнению, «бисоциация» – это ситуация, идея или событие, которое содержит одновременно два логичных, но несвязанных или даже несовместимых друг с другом аспекта. Из чего следует, что событие «так сказать, вибрирует одновременно на двух различных длинах волны».

Майкл Аптер (Apter M., 1982) применял понятие «синергия» для описания когнитивного процесса, при котором два несовместимых образа одного и того же объекта одновременно удерживаются в сознании. Он утверждал, что при использовании юмора синергия приносит удовольствие, вызывая приятное ощущение колебания мыслей между двумя несовместимыми интерпретациями одного понятия, таким образом, чтобы они воспринимались противоположным образом.

  1. Эмоциональные аспекты юмора

Реакцией на юмор помимо интеллектуального аспекта является приятная эмоциональная реакция. Как показывают исследования, предъявление стимулов юмористического характера влияет на усиление положительных эмоций и повышение настроения (Szabo A., 2003). Также ясно отображается эмоциональный аспект юмора в работах с использованием сканирования мозга, которые показывают, что при предъявлении юмористических стимулов активизируется схема подкрепления в лимбической системе мозга, которая лежит в основании и других радостных эмоциональных состояний, таких как принятие пищи, прослушивание приятной музыки, сексуальная активность (Mobbs D. et al., 2003).

Из этого следует, что юмор – это, по сути, эмоция, вызываемая такими когнитивными процессами, как бисоциация и синергия. Однако исследователями на данный момент не определено понятие испытываемой эмоции, которая проявляется в ответ на юмористический стимул. Разными учеными были предложены следующие термины для определения данной эмоции – «приятное изумление» (Shiota M. N. et al., 2004), «приятное возбуждение» (Ruch W., 1993), «радость» (Мартин Р., 2009). Однако «радость» понятие очень широкое, и как, мне кажется, в разных ситуациях радость проявляется по-разному. Так, например, когнитивный процесс формирования и «дешифровки» шутки, сам по себе доставляет приятные ощущения. Фрейд утверждал, что одним из источников удовольствия, которое мы получаем от остроумия, является сам когнитивный процесс генерации и восприятия юмора (З. Фрейд, 1991).


  1. Вокально-поведенческое выражение смеха

Как и другие эмоции, радостное удовольствие, следующее за юмором, также имеет экспрессивную форму выражения, а именно в виде улыбки, усмешки, хихиканья, смеха, хохота – в зависимости от его интенсивности. Из этого следует, что смех имеет функцию выражения и сообщения другим того, что человек испытывает эмоцию радости. Но также стоит упомянуть, что недавние исследования показали, что смех – не только способ оповещения окружающих о том, что человек находится в приподнятом настроении, но и способ вызывать подобное состояние у других (Owren M. J., Bachorowski J. A, 2003; Russell J. A., Bachorowski J. A., Femandez-Dols J. M., 2003). Важной социальной функцией смеха является побуждение людей вести себя тем или иным образом – положительно подкреплять желаемое поведение и быть инструментом наказания нежелательного поведения.

«Итак, психологический процесс, связанный с юмором, включает социальный контекст, процесс когнитивной оценки, состоящий в восприятии забавной несовместимости, эмоциональную реакцию радости и вокально-поведенческое выражение смеха. Неврологические исследования указывают на то, что эти различные компоненты процесса юмора включают различные, но связанные между собой области мозга» (Мартин Р., 2009).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconПетербургский Государственный Университет Филологический факультет...
Особенности адаптации российских студентов и студентов Юго-Восточной Азии в иной лингвокультурной среде (сравнительное исследование...

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconОрганизацией высшего образования (федеральным государственным бюджетным...
«Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconОбразовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconВысшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Взаимосвязь уровня психологического здоровья и личностных характеристик у людей в трудной жизненной ситуации

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconОбразовательный стандарт высшего образования Алтгту выпускная квалификационная работа бакалавра
Разработан научно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
По направлению 100400 «Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности»

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Анализ практики применения методов оценки жизненного цикла по критериям экологической безопасности в строительном секторе

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему icon1 общие положения выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для...

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconГоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса...
О подготовке научно-педагогических и научных кадров в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...

Высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ( спбгу ) Выпускная квалификационная работа на тему iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном образовательном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск