Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов


НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов
страница1/6
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Святославка

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота»

для учащихся 1-5 классов

отделения Общего эстетического образования,

срок реализации - 5 лет.

с. Святославка 2014 год


Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«ДШИ» с.Святославка

_________Т.В.Волколупова

Принята

педагогическим Советом МБОУ ДОД

«ДШИ» с. Святославка Протокол №______
______________2014 год


Содержание
Пояснительная записка

Методические рекомендации

Примерный тематический план

Программа курса

Литература
Пояснительная записка

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки. Музыкальная грамота». Этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно - непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Органичное сочетание слушания музыки и ритмики отразилось в драматургически цельных уроках-сценариях. Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально- релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. примерной программы для средних специальных школ по специальности инструментальное исполнительство, одобренной Учебно-методическим советом среднего профессионального образования, программы «Слушание музыки» Царёвой Н.А;

  2. авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Владимировой;

  3. программы курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ Г.А. Ушпиковой;

программы для театральных отделений школ искусств «Беседы о музыке»

Федоткиной Т.В;

5) учебной программы по дисциплине «Слушание музыки» для музыкальных отделений школ искусств Мухаметзянова А. К.

Цель программы - формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:

Обучающие:

  • ознакомить воспитанников с основами нотной грамоты;

  • научить правильно, осознанно слушать музыку;

  • помочь овладеть элементарными музыкально-теоретическими понятиями;

  • научить использовать в беседах о музыке профессиональную терминологию.

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, певческий голос);

  • развивать творческие способности (уметь самостоятельно передать характер музыки в движении и пении, импровизировать, сочинять);

  • развивать у детей образное восприятие музыки;

  • развивать коммуникативные способности детей;

  • развивать интерес к музыке;

  • развивать артистические способности. Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;

  • прививать уважительное отношение к музыке разных эпох и народов;

  • воспитывать умение работать в коллективе сверстников и вести диалог с ними и с педагогом;

  • воспитывать такие качества как: трудолюбие, усидчивость, терпение и внимание.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает

примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.

Примерные условия реализации данной программы:

Наличие учебных групп (не менее 3 человек);

Наличие фоно- и аудиотеки;

Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности;

Соблюдение межпредметных связей;

Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Предмет «Слушание музыки. Музыкальная грамота» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки. Музыкальная грамота» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами - эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.

По окончанию курса «Слушание музыки. Музыкальная грамота» обучающийся должен уметь:

  • понимать специфику музыки как вида искусства;

  • определять общий характер и образный строй произведения;

  • выявлять выразительные средства музыки;

  • узнавать тембры музыкальных инструментов;

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Механизм оценки:

Фронтальный опрос;

Беглый текущий опрос;

Музыкальная викторина;

Систематическая проверка домашнего задания;

Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

Контрольные уроки в конце каждой четверти;

Творческий зачет;

Программа пятилетнего курса обучения рассчитана на 34 часа в год, что соответствует образовательным стандартам по преподаванию предмета «Слушание музыки. Музыкальная грамота» в ДШИ. Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-5 классов. Рекомендуемая продолжительность уроков: 1 класс – 30 минут; 2-5 класс – 45 минут.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основа методики состоит в том, чтобы процесс слушания музыки вызывал желание у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка, добиться от него ярких эстетических переживаний. А это, в свою очередь, способствует превращению музыкальных впечатлений в личный опыт.

Для педагога очень важно найти живую форму общения с детьми. Преобладающая форма уроков - это уроки-беседы. В большом объеме необходимо пользоваться игровыми приемами, наглядными пособиями.

Домашние задания должны быть нетрудными, увлекательными и разнообразными.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);

  • Урок - воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);

  • Урок - сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке - ролевые задания);

  • Урок - исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической работы);

  • Урок - настроение;

  • Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);

  • Открытые уроки с присутствием родителей;

  • Контрольный урок-эстафета в младших классах;

  • Урок - путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

  • Урок - состязание;

  • Урок - игра на закрепление пройденного материала.

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.

  • сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям;

  • подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;

  • нарисовать рисунок к прослушанному произведению;

Изучение музыкальной грамоты должно проходить в увлекательной для детей форме. Особенно это касается освоения метроритма. Вначале на интуитивном уровне прохлопываем все звучащие звуки в попевках, песнях; повторяем простые ритмические рисунки за хлопками учителя, короткие музыкальные фразы и др. Выясняем, что звуки есть короткие и длинные.

Ценные, на мой взгляд, советы в изучении метроритма и примеры практических упражнений для прорабатывания отдельных ритмических рисунков в 2-х и 3-х дольных метрах даны педагогом Г. Шатковским в его работе «Развитие музыкального слуха», где он отмечает, что «метроритмическая сторона играет в музыке даже большую роль, чем высотные отношения».

Работая над развитием чувства ритма нельзя забывать, что, прежде всего, происходит интуитивное восприятие ритмического рисунка учащимися, накапливаются слуховые впечатления. Затем каждая ритмическая фигура (блок) должна быть освоена на слух в соответствии с метром. Точность воспроизведения ритмического рисунка можно воспитать только в связи с остальными выразительными средствами музыки.

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).

Учебно-тематический план

I ГОД ОБУЧЕНИЯ



Название темы

Количество

темы




часов




I четверть




1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

2

2.

Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад. Нотный стан. Названия звуков. Скрипичный ключ.

4

3.

Метроритм, пульсация в музыке Длительности (четверть, восьмая).

2

4.

Контрольный урок

1




II четверть




5.

Мелодический рисунок, его выразительные свойства

3

6.

Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения:

а) пьесы - портреты;

б) пьесы - пейзажи;

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:

в) пьесы - настроения;

г) пьесы - игровые сценки Ритмические упражнения.

4

7.

Контрольный урок

1




III четверть




8.

Музыкальная интонация

2

9.

Голоса музыкальных инструментов:

а) скрипка и виолончель;

б) флейта и фагот;

в) гобой и кларнет;

г) валторна и труба;

д) литавра и барабан;

е) фортепиано и клавесин

Размер 2/4. Группировка. Длительности (половинная, целая). Ритмические упражнения.

6

10.

Музыкальные инструменты - герои сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

1




Контрольный урок

1




IV четверть




11.

Сказочные сюжеты в музыке

Знаки альтерации. Ритмические упражнения.

2

12.

Развитие образа во времени в сказочном музыкальном спектакле.

2

13.

Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

3

14.

Контрольный урок

1




ИТОГО

35 часов
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconАвтономная некоммерческая образовательная организация «вятский центр...
Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Центр дополнительного...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconПроверки финансово-хозяйственной деятельности, целевого и эффективного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Музыкальная школа пос. Омчак»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconПрограмма дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия»
«Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconОбразовательная программа муниципального автономного образовательного...
Детская школа искусств является однопрофильным учреждением дополнительного образования детей, реализующая образовательные программы...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconАдминистративный регламент
«Организация обучения по программам дополнительного образования» муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconПоложение о приёме, обучении и отчислении учащихся в муниципальном...
Положение Утверждаю: принято на основании решения Директор педагогического Совета мбоу дод дмш г. Гулькевичи Протокол №

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconПоложение о зачислении, переводе и отчислении детей автономного учреждения...
Данное положение регулирует порядок зачисления, перевод и отчисление учащихся Автономного учреждения дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconПрограмма дополнительного профессионального педагогического образования...
Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Слушание музыки. Музыкальная грамота» для учащихся 1-5 классов iconО порядке оказания платных
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №3»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск