Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия»


НазваниеПрограмма дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия»
страница1/6
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Отдельные разделы могут быть использованы на уроках технологии и труда начальных классов в общеобразовательных школах.

Программа является модифицированной с авторским подходом разработки, так как она приведена в соответствие с современными требованиями, переработаны некоторые прежние подходы и положения программы, учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания и развития и адаптации детей к реалиям современной жизни.

Программа опирается на сборник авторских программ «Дополнительное образование детей» - выпуск №2,М.: Ставрополь, 2004 г. и М.: Ставрополь, 2007г. и на основе обобщения опыта лучших педагогов.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей выполняет обучающую, развивающую, эстетическую, диагностическую, коррекционную функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательно – воспитательном процессе.

В программу, в отличие от типовой, включены дополнительные часы и темы для углубленного изучения тем программы, освоение и знакомство с методами и формами работы с новыми материалами и технологией их обработки.

Программа предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области декоративно – прикладного искусства, формирование навыков работы с различными материалами.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного обучающегося. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов обучающихся.

Программа позволяет обучающемуся самому научиться сделать забавные поделки. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития обучающегося. Конструирование и ручной труд являются практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта. Детское конструирование является деятельностью, отвечающей интересам обучающихся, имеют большое воспитательное значение, способствуют формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении целей, развивают творческое воображение. В процессе занятий дети знакомятся с флористикой (конструирование из природного материала), оно развивает воображение обучающихся, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, создавая интересные композиции.

Дети создают интересные поделки из бумаги и дополнительных материалов. Рукоделие – важный компонент трудового обучения детей. Шитье было одним из первых умений, развитых человеком. Обучающиеся учатся выполнять различные швы, ведь именно они помогают нам шить и вышивать. После знакомства с некоторыми ручными швами, обучающиеся учатся выполнять изделия из ткани. Эти виды деятельности значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения.

На занятиях обучающиеся постигают первые навыки планирования работы, учатся намечать последовательность их выполнения, проводить анализ, делать выводы. Обучающиеся осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними.

Данная образовательная программа способствует формированию умений детей своими руками изготавливать различные поделки. Способствует формированию трудовых, практических навыков, воспитанию художественного вкуса, самостоятельности, аккуратности, трудовой культуры, развитию творческой активности, фантазии, мелкой моторики рук, глазомера, памяти.

Занятия в данном объединении сочетают разные виды практической работы по изготовлению поделок и открывают детям прекрасный мир искусства, а так же способствует трудовому эстетическому воспитанию, расширению кругозора, воспитанию усидчивости, чувства взаимопомощи.

Актуальность программы заключается в реализации художественной деятельности для развития личности обучающегося, в необходимости организации досуга детей, в формировании основ эмоционально – эстетической и художественной культуры.

Доступная для детей младшего и среднего школьного возраста по материалам и технике исполнения образовательная программа получила очень широкое распространение. Поделки, сделанные обучающимся, являются не только результатом труда, но и результатом творчества. Поделки, сделанные своими руками, сильно захватывают обучающегося, потому, что он трудился самостоятельно, это его собственное произведение, в него вложена душа, работа становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая свой труд, выдумку, фантазию, любовь, особенно дорога ему и он будет ее беречь.

Программа актуальна тем, что позволяет обучающемуся самому научиться делать многие поделки своими руками. Социальная сфера в условиях слабого финансирования учреждений культуры и досуга, роста преступности выдвигает все большие требования к привлечению детей к активному творчеству, пробуждению стремлений к собственно творческой деятельности.

В процессе занятий неисчерпаемы возможности создания успеха для каждого обучающегося, расширяется культурное пространство, возможности самореализации личности. Данная программа представляет несомненный интерес в сохранении и развитии народных промыслов. Изготовление поделок из природного материала, ниток, ткани, позволяет говорить об изучении и сохранении нескольких видов народных промыслов. Данная программа востребована педагогами, работающими в этом направлении. Программа «Бумажная фантазия» является новой по содержанию, поскольку в ней творчески переработаны и интегрированы сведения различных наук.

Новизна программы: создание новой методической продукции переработанной и интегрированной для детей младшего школьного возраста. Программа является комплексной, так как объединяет несколько видов деятельности: конструирование из природного материала, моделирование из бумаги, ручной труд, вышивка, вязание крючком.

Программа вариативна, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количества часов на изучение программного материала.

Цель программы – создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и развития творческих способностей обучающегося, реализация его потребности в развитии трудовых и художественно – эстетических наклонностей, формирование основ целостного эстетического мировоззрения через приобщение к декоративно – прикладному искусству, мировой отечественной культуре.

Задачи программы:

ОБУЧАЮЩИЕ задачи состоят в расширении и углублении знаний, в отработке у обучающихся практических навыков.

- познакомить обучающихся с основными законами и принципами декоративно – прикладного искусства

При работе с природным материалом дети обучаются правильно собирать и хранить материал, выполнять свои оригинальные изделия.

При работе с бумагой обучающиеся отрабатывают приемы работы с ножницами, клеем.

При работе с нитками и тканью обучающиеся отрабатывают приемы работы с шаблонами, иголками, ножницами.

При работе крючком дети изучают основные приемы и способы вязания крючком, учатся пользоваться литературой по вязанию, читать схемы, и все это применять на практической работе по вязанию.

РАЗВИВАЮЩИЕ задачи: пробудить творческую и познавательную активность обучающихся, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, развивать творческие способности обучающихся, фантазию, внимание, усидчивость, интеллектуальные способности. Встречи с природой расширяют у обучающихся представление об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ задачи: содействовать духовному развитию личности, воспитывать эмоциональную чуткость, действенную активность, художественно – эстетический вкус, коммуникативность, формировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному творчеству, формировать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, самостоятельность, художественную интуицию, умение конструировать художественный образ. Программа предлагает возможность самоопределения, самореализации обучающихся с помощью видов деятельности, представленных в программе Их разнообразие позволяет сделать обучающемуся свободный выбор для своей деятельности в дальнейшем.

Основная идея программы – развитие личности обучающихся на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития), она направлена на выработку и развитие практических навыков и умений, необходимых в будущей профессии. Сроки и этапы реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения: - 1год: 144 часа (2 часа - 2 раза в неделю - 36 недель), возраст обучающихся - 7-9 лет - 2 год: 216 часа (2 часа - 2раза в неделю - 36 недель), возраст обучающихся – 8-10 лет Состав обучающихся в группе: оптимально -10 человек, максимально – 15 человек.

В объединение принимаются обучающиеся на добровольной основе, проявляющие интерес к декоративно – прикладному творчеству по направлению: работа с природным материалом, аппликация из бумаги и ручной труд.

Программа востребована обучающимися младшего школьного возраста для социализации и адаптации к условиям современной жизни.

Возрастные особенности обучающихся. Начальная ступень обучения. Это дети младшего школьного возраста (6-10лет), которые находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога – так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого возраста – во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых работ вызывает высокий эмоциональный отклик у детей. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения обучающегося окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций. Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяют методы переключения внимания, введение в занятия элементов игры, что предупреждает переутомление. Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности, сопричастности к общему делу. В программе учитывается это через осуществление коллективных проектов. При обучении детей младшего школьного возраста в большей степени используется индивидуальный подход в рамках учебного времени и четкое разделение деятельности по этапам. Приобщение обучающихся к творчеству идет очень индивидуально: одни проходят этот этап быстро, другие дольше остаются лишь исполнителями, и только, накопив определенный навык, наблюдая за работой других детей, начинают пробовать свои силы в творчестве. Дети, занимаясь в объединении «Мастерица», значительно расширяют свой кругозор, осваивают основные виды деятельности.

Программа основана на следующих педагогических принципах: - принцип доступности и последовательности (предлагает построение учебного процесса от простого к сложному). Учет возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на обучающихся конкретного возраста). - принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно – воспитательный процесс более эффективным.) - принцип связи теории с практикой (органичное сочетание в работе с обучающимися необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков). - принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый обучающийся). - принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей) - принцип деятельного подхода (любые знания приобретаются обучающимся во время активной деятельности) - принцип культуросообразности (основывается на ценностях региональной национальной и мировой культуры), технологически реализуется посредством культурно – средового подхода к организации деятельности в детском объединении. - принцип гармонии простоты и красоты (лежит в основе любого вида деятельности, одновременно являясь критерием творческой деятельности и регулятором в процессе саморазвития творческих способностей). В зависимости от поставленных задач руководитель объединения на занятиях использует различные формы и методы обучения, чаще всего сочетая их.

Важнейшими формами активизации учебно - воспитательного процесса являются - экскурсии в лес, парк с целью сбора природного материала, - беседы, краткие сообщения по отдельным темам, - практические занятия по отработке навыков деятельности обучающихся, предусмотренной в программе, - организация встреч и бесед с известными народными мастерами, художниками – прикладниками, проведение уроков в музеях, посещение выставок народного и декоративно - прикладного творчества, - оформление выставок в помещении кружка. Необходимо учить детей понимать народное творчество, воспитывать чувство гордости за свой народ, за его самобытную культуру.

В работе по программе используются следующие методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала:

Словесные, наглядные, практические, аналитические (сравнение, анализ, самоанализ), методы фронтальной работы. Словесные методы включают в себя беседы, вводное занятие, краткие сообщения по отдельным темам – это теоретическая готовность обучающихся к практическим занятиям, поощрение, указание, пояснение К наглядным методам относятся различные выставки работ обучающихся, которые позволяют на образцах пояснить выполнение тех или иных элементов работы, либо всей работы целиком, использование натуры, исследования, показ приемов работы, показ иллюстраций. На занятиях при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация наглядного материала, готовых образцов. А так же разнообразие технических приемов работы. Показ всегда сопровождается пояснением педагога. Выполнение задания детьми обычно проходит неравномерно: одни дети уже выполнили работу, а другие только начинают, поэтому педагог проводит и индивидуальную работу, иногда необходимо дополнительно объяснить задание. Практические приемы (упражнения) отрабатываются на всех этапах программы. На практических занятиях надо показывать на практике последовательность изготовления поделки. Сравнение выполненной работы с наглядным пособием или с работой другого обучающегося позволяет обучающемуся анализировать собственные достижения и неудачи. С помощью педагога обучающийся может исправить ошибки, доработать неудачно выполненные элементы. В процессе обучения дети более глубоко знакомятся с различными разделами программы. Руководитель объединения может изменять темы в зависимости от контингента обучающихся, от условий работы, возможностей объединения, характера заготовленного материала, интересов ребенка. Каждое занятие по темам программы включает теоретическое и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информации познавательного характера, о видах декоративно – прикладного искусства, о промыслах народной игрушки. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала (таблицы, технологические карты, схемы, шаблоны, готовые образцы). Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок, изготовление поделок и сувениров. В процессе реализации данной программы дети учатся использовать разные материалы: природный материал, ткань, нитки, бумагу, картон. Осваивают конструирование из природных материалов, создают интересные поделки путем составления соединения разных частей при помощи проволоки, пластилина, клея, ниток. Осваивают способы работы различными инструментами: ножницами, иглой, осваивают моделирование из бумаги и ткани, осваивают шитье, вышивку и вязание крючком.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconОбразовательная программа муниципального автономного образовательного...
Детская школа искусств является однопрофильным учреждением дополнительного образования детей, реализующая образовательные программы...

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Слушание...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Святославка

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconМетодическое пособие организация дополнительного образования детей...
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей. Утверждена приказом Минобразования России от 25. 01....

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Обь
Комиссии по трудовым спорам (далее – ктс), в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей...

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconПрограмма дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир компьютерного дизайна" имеет техническую направленность. Программа...

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconПрограмма дополнительного профессионального педагогического образования...
Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития...

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconПрограмма дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconПояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической...
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования (Центр информационных...

Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» iconПоложение об организации и обеспечении (осуществлении) внутреннего...
Российской Федерации и Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца творчества...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск