Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости


НазваниеПедагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости
страница1/8
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Департамент образования Тульской области
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Тульской области

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости

детей и подростков


Сборник материалов областной

научно-практической конференции

Тула 2014
Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости детей и подростков (Материалы областной научно-практической конференции, 1 ноября 2013 г., Тула) / Под ред. А.И. Григорьевой; Составитель Л.В. Заика. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2014. – 85 с.

Материалы, представленные в сборнике, являются результатом областной научно-практической конференции, в работе которой принимали участие ученые, занимающиеся исследованием проблем ценностного мира школьников в контексте профилактики воспитания, а также представлен опыт деятельности образовательных организаций по данной проблеме.

Материалы сборника будут интересны педагогам, руководителям образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, ученым, исследующим педагогические проблемы в сфере воспитания.


ЖИЗНЕННЫЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТОЙ ЛИЧНОСТЬЮ «ЛОГИКИ ЖИЗНИ»
Сапогова Елена Евгеньевна,

заведующий кафедрой психологии

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», доктор психологических наук, профессор
Прошлое является настоящим, если ты несёшь его с собой.

Ф.Шрайбер «Сивилла»
Тот факт, что человек накапливает опыт, которым руководствуется в последующей жизни, как кажется, ни у кого не вызывает сомнения. Теория познания, противопоставляя опыт абстрактному мышлению и характеризуя его как непосредственную данность человека, фактически, отождествляет его с практикой. Психология же, обращаясь к анализу жизненного опыта человека, включает в него также умозаключения о самом себе и мире, и обобщение мыслей и чувств, связанных с рефлексией собственных поступков и действий, и индивидуальную семантизацию, концептуализацию и символизацию происшествий жизни. Таким образом, речь идёт о внутренней жизненно-смысловой реальности личности, и в практическом плане психолога чаще интересует именно этот «психологический опыт» человека [3], «опыт меня самого» [8], опыт индивидуального сознания, непосредственно погруженного в реальность [2].

Но уже при первом приближении содержание этого «опыта меня самого» двоится. Прежде всего, его образуют совпадающие с временем жизни конкретного субъекта социально-исторические процессы, свидетелем, творцом или участником которых он был и в условиях которых себя осознавал и детерминировал. Тогда опыт может быть понят как в той или иной мере упорядоченный комплекс жизненно-смысловых связей и отношений, выстроенных в уникальном существовании конкретного человека в конкретных исторических обстоятельствах и хронотопах. Но далеко не всё из того, что встретилось на жизненном пути человека, становится необходимой и востребованной частью его личности – индивидуальный опыт образует лишь то, что он считает имеющим к нему непосредственное отношение. Поэтому, опираясь на категорию личностного смысла [4], указывающую на субъективную пристрастность отражения человеком собственного жизненного пути, с опытом мы должны соотнести лишь то содержание пережитых происшествий, из которого личность некие персональные «уроки» и выстроила необходимые смыслы. И тогда речь идёт уже о пристрастно отобранном экзистенциальном опыте, существенном для существования конкретного человека - о том, что для него важно и значимо.

Исходя из сказанного, мы предлагаем говорить о жизненном и экзистенциальном опыте человека. Под жизненным опытом будем понимать достаточно универсальный комплекс в той или иной мере упорядоченных и доступных сознанию воспоминаний, переживаний, представлений и выводов, извлечённых из происшествий общего с другими повседневного исторического существования, а под экзистенциальным – комплекс персонально значимых концептов, семантически соотнесённых с самой личностью и созданных как индивидуально значимое обобщение содержания и смыслов неких уникальных жизненных событий и обстоятельств, случившихся с человеком и раскрывших свои значения только ему. Жизненный опыт образуют происшествия, случаи, участником или наблюдателем которых был человек. Экзистенциальный опыт образуется из тех же самых происшествий и случаев путём придания им индивидуальным сознанием статуса события, насыщения их личностными смыслами и превращения тем самым в составные части самого себя.

Категория экзистенциального опыта охватывает такие свойства пережитого, которые «обращают» его непосредственно к субъекту, смыкают его с ним, имеют отношение к пониманию им самого себя и к тем концептам, которыми он привычно пользуется для осознания собственной жизни («жизнь», «смерть», «любовь», «ответственность», «необходимость», «вера», «счастье», «понимание» и т.д.). Эти характеристики семантически амплифицируются субъектом, на них чаще, чем на других, фокусируется его сознание в повседневном мировосприятии, и аоэтому именно экзистенциальный опыт субъект склонен отождествлять с самим собой и считать его своей жизнью - он раскрывает ему суть того, что есть жизнь и что есть он сам.

Жизненный опыт разных модальностей накапливается в процессе непрерывных взаимодействий со средой, и в силу разных обстоятельств (большого объёма жизненных впечатлений, их повторяемости, текучести, преходящего характера ежедневных происшествий и пр.) он не всегда подлежит специальному «фокусирующему» осознанию, интерпретации, упорядочиванию, рефлексии и даже вербализации. Оперируя единицами жизненного опыта, человек по мере необходимости извлекает потребные ему «прецеденты», «примеры», «образцы», «стили» и пр., чтобы облегчить себе вхождение в новые ситуации или добыть некий социально приемлемый способ адаптации к текущим условиям существования. Этот опыт соотнесён с клише, архетипами, традициями, социальными правилами и табу.

В отличие от жизненного, экзистенциальный опыт всегда пристрастно истолкован, упорядочен, систематизирован и семиотизирован и обнаруживает себя в конкретном содержании внутренних убеждений, мнений, предпочтений, выборов и т.д. субъекта. Образуясь посредством вторичной герменевтической работы сознания человека над доступным ему содержанием жизненного опыта, экзистенциальный опыт более символичен и одновременно более индивидуален, единичен, чем жизненный.

Руководствуясь экзистенциальным опытом, личность живёт «по своему собственному закону» (К.Г. Юнг), даже более – на его основе она оказывается способной выводить собственные законы жизни, формулировать свои принципы и кредо. Если экзистенциальный опыт отрефлексирован, назван и описан, он, как и жизненный,может быть транслирован другим, в частности, посредством биографической наррации - им можно воздействовать на других, «соблазнять им чужую свободу» (Ж.-П. Сартр). Но чаще характер этого опыта таков, что личность не предназначает его никому другому, кроме себя, и использует его в качестве фактологической опоры, бытийной канвы для последующих рефлексий и самоизменений.

Для различения единиц жизненного и экзистенциального опыта мы используем термины «биографема» [1, 9] и «автографема» [7].

Под биографемами будем иметь в виду актуальные «структурные единицы жизненного целого», которые личность сочла значимыми и необходимыми для фиксации и понимания своего существования в мире и осуществления необходимых ей социальных практик («дружба», «одиночество», «встреча», «болезнь», «замужество» и т.д.). Располагая биографемы в определённом временнόми смысловом порядке, люди конструируют жизнеописания, связанные с типичными для исторического времени или определённых социально-культурных условий нормативными жизненными событиями - получением образования, обретением любви, повышениями по службе, рождением детей, утратой близких и пр. Большинство подобных рассказов выглядят клишированными, чуть ли не универсальными и обычно опираются на известные прецеденты, архетипы, стереотипы, идентификационные образцы и стандарты текущих культурно-исторических хронотопов.

Но на уровне формирования экзистенциального опыта жизнеописание несколько уходит от процессуально-хроникального характера и трансформируется в ментальный феномен. И тогда жизнеописание предстаёт не столько как цепочка следующих друг за другом происшествий, случаев или сопоставленных с «нормой» итогов решения субъектом социально-возрастных задач, а как последовательность только таких фрагментов, которые он считает сущностными событиями собственной жизни – пик-переживаниями, персональными открытиями и пр., когда он был активным участником=творцом происходящего, «автором собственной жизни» [6].

События жизни, пройдя фильтр сознания, трансформируются в события биографического текста, а часть биографем трансформируются в автографемы. Автографема есть превращённая форма индивидуального жизненного факта, наилучшим образом раскрывающая личности самое себя и самобытность проживаемой жизни. Это семантически свёрнутый, сжатый микросюжет, ядро которого составлено неким запечатленным в памяти и значимым для человека фактом, происшествием, а обширная ментальная периферия – толкованиями, оценками, переживаниями, представлениями, образными иллюстрациями, домыслами субъекта. Упорядочивание, сцепки и согласования автографем образуют новые, может быть, даже отличные от цепочки жизненных происшествий, смысловые синтагмы жизнеописаний и, следовательно, несколько иную структуру самоосознаний и самопредставлений. Здесь формируются новые причинно-следственные связи, понятные и кажущиеся закономерными обычно только самому субъекту и иногда даже отходящие от объективной логики происходившего: к примеру, человек считает нечто «посланным ему наказанием за...», «знаком...», «предупреждением о...», «единственным путём к…».

Трансформация биографем в автографемы стимулируется переживанием «необходимости себя» [5], побуждающим к рефлексивному следованию субъекта к познанию границ аутентичности, отходу от формального следования социальным клише. Поэтому экзистенциальный опыт как специфическое новообразование взрослости начинает накапливаться позднее, чем просто жизненный, а его объём и содержание заметно различаются у разных людей. На его образование влияют разнообразие пережитых происшествий, социальное происхождение и образование, собственная активность личности во взаимодействии с окружением, её индивидуальные особенности, степень развитости рефлексии, совокупность исповедуемых ценностей, целеполагание и др. Экзистенциальная направленность обобщения опыта заставляет человека самостоятельно напрямую соотнестись с собственной подлинностью, преодолев в себе «они требуют», «это правильно», «так нужно», «я должен» во имя «я хочу», «мне нужно», «я буду», «это - моё».

Для фиксаации экзистенциального опыта могут использоваться разные виды автографем. Так, доминирующие автографемы составляют абсолютное большинство и очерчивают субъекту актуальный для современного ему хронотопа круг «должного-значимого» в его жизни, по крайней мере, того, что в его социуме принято считать таковым («моя любовь», «моя работа», «моя семья» и пр.). Имея в качестве источника возрастно-социальные задачи и запросы общества, они усваиваются в процессах первичной социализации, «диктуя» субъекту некую общую систему принятых в данной этнокультуре (субкультуре, микрокультуре) категорий, которыми он должен структурировать и измерять событийное течение своей жизни. Каждый социализированный человек «знает», как должна бы строиться и протекать его жизнь, какие события в принципе в ней могут произойти, «ожидает» их наступления и включает в жизнеописание. В силу общности ряда событий в жизни людей с помощью доминирующих автографем создаются тексты на тему «родился..., учился... влюбился... служил... и т.д.». На эти автографемы огромное воздействие оказывает среда, в которой формируется личность, то, что в ней разрешено-запрещено, желательно-нежелательно, обязательно-факультативно и т.д., поскольку среда создаёт установку «каждый человек в своей жизни должен…».

Прецедентные автографемы усваиваются через индивидуальное знакомство с опытом других, с интертекстуальными артефактами и очерчивают круг «избирательно-значимого» в жизни личности. Речь идёт о фольклорных и литературных сюжетах, персонажах, архетипах, которые по причинам, важным и понятным только конкретной личности, выстраивают в сознании типичные стратегии самоосмысления (например, геройства, преодоления, спасения, жертвенности, трикстерства и т.п.). Прецеденты, конечно, заимствуются из семиотических ресурсов культуры, но поскольку индивидуальный разброс вариантов социализации и опытов идентификации достаточно велик, у человека появляется некоторый выбор. Семантика этих прецедентов по-особому волнует, «цепляет» личность, «задевает её за живое», поэтому они выступают как ценностно и «истинностно» насыщенные образцы для идентификации.

Уникальные автографемы – это нарратизированные события реальной или внутренней жизни субъекта, в большей или меньшей мере расходящиеся с привычными (доминирующими) и прецедентными и потому образующие наиболее «сильные» точки текстов о себе, их сложные смысловые центры (например, «ранняя утрата», «духовное откровение», опыт экзистенциального самораскрытия, «необычный трансперсональный опыт» и пр.). На этих событиях сознание сосредоточилось, выделив их из череды других, амплифицировав их смыслы и сделав ключевыми эпизодами самостановления («вот это было главным в моей жизни», «без этого я был бы не я», «если бы не это, я бы никогда не стал таким, как сейчас», «это перевернуло моё восприятие жизни»). Они очерчивают в сознании круг «персонально-значимого» и побуждают к рефлексии и «коллекционированию» крупиц уникального, самобытного опыта.

Наконец, альтернативные автографемы отражают события, которые вероятностно могли бы произойти в жизни личности, исходя из того, как она мыслит и понимает себя, как она структурировала и созидала свои жизненные сценарии, какие смыслы и ценности она начала реализовывать в ней и т.д. Это могут быть заимствованные и даже фантазийные эпизоды, усиливающие для субъекта значимость его жизни, создающие в ней важные для него смыслы и измерения. Это - круг «вероятностно(возможностно)-значимого», составляющий наиболее творческую часть и жизни, и нарратива. В рамках этих повествований, адресованных, прежде всего, самому себе, человек «оживляет» и усиливает свои «спящие» интенции, гипотетически прочерчивает новые пути саморазвития, намечает стратегии и выборы новых самореализаций.Таким образом он готовит площадку для своего «нового старта», взяв за основу, что нечто несостоявшееся в его жизни как будто бы состоялось – точка настоящего при этом начинает восприниматься иначе и способна обеспечить и новый «финиш». Такие автонарративные «пробы» презентируются прежде всего себе (в дневниковых записях, во автокоммуникационных диалогах) и лишь изредка - другим, чтобы «проверить» на них, укрепить или отвергнуть кажущуюся возможной и значимой жизненную альтернативу.

Накопление экзистенциального опыта связано с индивидуальным ответом личности на вопрос, «зачем я делаю то, что делаю». Внутренняя, полуосознанная формулировка ответа на него возможна уже в подростковом возрасте, а принятый ответ образует своеобразную логику жизни, которой субъект и подчиняет в дальнейшем свои поступки и выборы. Остановимся на вариантах образующихся логик в контексте проблематики конференции.

Функционально–гомеостатическая жизнь («Живу, удовлетворяя свои потребности») - наиболее распространённый вариант, при котором человек сводит жизнь по преимуществу к распознаванию своих потребностей и «сканированию» реальности на предмет их объективации и удовлетворения.

Поскольку многие, особенно молодые, люди живут в условиях хронической тревожности, боясь (и часто вполне обоснованно) «не справиться», «не соответствовать», «не получить», «не успеть», «не суметь», «не выдержать конкуренции» и т.д., они легко объективируют внутреннее напряжение и недостаточность в избыточной еде, алкоголе, наркотиках и пр. Своими чувствами и действиями такой человек откликается на регулярно вспыхивающие потребности в удовольствии и релаксации, которых бывает не в состоянии достичь собственными поступками и достижениями. Жизнь часто сужается до поиска и/или изобретения способов снятия внутренней фрустрированности и недостаточности. Взаимодействия человека с миром при такой ориентации сужаются до тех аспектов реальности, в пределах которых могут быть удовлетворены и объективированы только эти потребности.

Индуцированно–императивная жизнь («Живу так, потому что жизнь заставила»): человек делает нечто и «жертвует» этому жизнь, поскольку для этого был или есть сильный стимул, индуцирующий, вменяющий определенное поведение и действия, фактически, ограничивающий возможность личного выбора. Речь идёт о случаях, когда что–то, происшедшее вне человека или, по крайней мере, не по его выбору, желанию и не вследствие его собственных действий, вынуждает его жить именно так, а не иначе (например, инвалидность, статус беженца, уход за тяжело больным близким человеком и т.п.).

В контексте обсуждаемой проблематики мы имеем дело с «уходом» от трудностей реальной жизни, которые кажутся непреодолимыми, хотя и не всегда являются таковыми. Эскапизм от необходимости ежедневно, ежечасно «бороться за жизнь», преодолевать трудности и напряжение, ограничивать себя в свободном волеизъявлении и т.д. постепенно истощает внутренние ресурсы человека, приводит его к поиску кажущимися эффективными заместителей («напиться и забыться», «ширнуться», «уколоться» и т.д.).

Стереотипно–нормативная жизнь («Живу так, как принято»): человек «плывёт по течению» – не выходит своей жизнью за границы воспроизведения «классических» схем и стереотипов, усвоенных в социализациии очерчивающих общепринятый вариант жизненного пути. Нарастающая монотонность и кажущаяся «бессобытийность» жизни тоже может стать поводом для поиска путей разнообразить, «зажечь», «расшевелить» жизнь, «добавить в неё адреналина», «новых впечатлений». Такие пути могут быть связаны с рискованным, авантюрным, экстремальным поведением или с уходом в наркотические фантазии и забытье.

Хронотопическая жизнь («Живу так, потому что сейчас все так живут») – это следование клише и шаблонам текущего хронотопа, формирующимся в нём социальным нормативам, образцам и ожиданиям. В контексте обсуждения проблем наркотизации можно отметить, что и здесь есть известный риск для не вполне зрелой, не вполне ответственной личности, особенно принадлежащей к поколению «ЯЯЯ». Следующие этой логике люди начинают пробовать нечто лишь потому, что оно сегодня для всех «запретно», «гламурно», «элитарно» и пр. Выбор того, что сегодня модно, необычно, современно, позволяет лицам, ничем не выдающимся в плане личностных или профессиональных достижений, как-то выделиться среди остальных, поэтому часто заставляет пробовать нечто, делать нечто, актуализирвоать модели поведения, не вполне конгруэнтные её собственным характеристикам. Отсюда – «не устоял перед соблазном казаться актуальным».

Вероятностно–возможностная жизнь («Почему бы не попробовать жить так?»): человек демонстрирует постоянные индивидуальные уклонения от нормативного и одобряемого социумом построения жизненного пути в пользу обретения нового опыта. Неудовлетворенность жизнью «здесь и теперь» часто понуждает человека к поиску «граничного опыта», «уходу в иное», и он становится лёгкой добычей наркотизации.

Только, пожалуй, осмысленная жизнь («Живу, делая то, что для меня действительно важно»), основанная на понимании собственных целей, ценностей, предназначения, глубокой рефлексии собственных желаний и необходимостей, в какой-то мере страхует человека от скатывания в другие логики. Выбирая такую логику, человек ставит хорошо продуманные, ориентированные на себя и обоснованные цели, следует выбранным принципам, действует определённым образом, поскольку связывает со всемэтим некие значимые последствия в индивидуально выстраиваемой системе отношений «Я–Мир». Как думается, это довольно цельный, очень индивидуальный, порой даже чреватый конфликтами и напряженный образ жизни, позволяющий личности жить индивидуально и самобытно, находя опору в самом себе и удовлетворение - в собственных выборах и поступках.

Также модель холистической жизни («Живу так, потому что так устроен мир») может оказаться надёжным якорем в мире других логик: человек строит свою жизнь, осознавая себя как часть, «сколок», микрофрагмент универсума, «вброшенный» в обстоятельства данной реальности и должный свершать в ней свой жизненный путь по всеобщим законам мироустройства.
Библиографический список:

1. Барт Р.Camera lucida. – М.: Ad Marginem, 1997. – 220 с.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. – М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. – 382 с.

3. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. – 1990. - № 2 – С. 5-13.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

5. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. Доклады, статьи, философские заметки. – М.: Лабиринт, 1996. – 432 с.

6. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя. Психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М.: Смысл, 2007. – 255 с.

7. Сапогова Е.Е. Личностная герменеватика и смысловые тезаурусы автобиографирования // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. ст. – В 2-х чч. – Ч. 2 / Науч. Ред. К.В. Карпинский, В.А. Мазилов. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 148-173.

8. Шпарага О. Феноменология опыта: опыт как «почва и горизонт» познания // Логос. – 2001. – № 2. – С. 103-122.

9. Эпштейн М.Н. Жизнь как тезаурус // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. – № 4 (55). – С. 47-56.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconЯ хочу провести тренинг пособие для начинающего тренера, работающего...
Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики вич\спид, наркозависимости и иппп

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconПеречень документов, представляемых на пмпк (школьника) Педагогические документы
Педагогическая характеристика учащегося, отражающая данные о продолжительности его обучения в школе, подробный анализ успеваемости...

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconПсихолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений как условие...
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Нижневаторского государственного гуманитарного...

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconПсихолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений как условие...
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Нижневаторского государственного гуманитарного...

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconУчебное пособие г. Нижний Новгород
Контртерроризм: организационные, правовые, финансовые аспекты и вопросы профилактики

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconПроект положения о «Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создается для осуществления единого подхода к решению...

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconРабочая программа по французскому языку для 5-9 классов на 2015/2016...
Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру...

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconПедагогическая практика (2)
Педагогическая практика (2) ставит цель содействие становлению профессиональной компетентности учителя музыки в процессе приобретения...

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconАнкета для проведения обследования субъектов системы профилактики...
Укажите наименование организации, в которой Вы работаете (субъекта профилактики)?

Педагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости iconОтчеты руководителей субъектов системы профилактики по профилактической работе учреждения
Фз №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск