Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких


НазваниеПонятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких
страница1/6
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
ГБОУ ВПО "Оренбургский государственный медицинский университет" Минздрава России
кафедра нормальной физиологии

Рабочая тетрадь для практических занятий по физиологии с основами анатомии для

студентов фармацевтического факультета

(очная форма обучения)

Модуль №4. Анатомия и физиология систем дыхания, пищеварения, обмена и терморегуляции, выделения


Составители:

Профессор И.В.Мирошниченко

Доцент О.В.Ширшов

Старший преподаватель В.В.Тихонов

Доцент А.А. Исенгулова


Оренбург 2016

Модуль №4.

Занятие №1

Тема: Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких
Цели:

  1. Знать сущность дыхания и основные этапы опосредованного дыхания.

  2. Познакомиться с некоторыми методами исследования вентиляции легких.


Рекомендации по использованию материалов смежных дисциплин:

Медико-биологическая физика:Понятие о парциальном давлении и напряжении газа. Диффузия газов, факторы, влияющие на скорость диффузии. Уравнение Фика. Растворимость и концентрация газов в жидкости. Понятие об автоматии.

Химия:Энергетический обмен. Ферменты биологического окисления. Митохондриальные цепи переноса электронов. Окислительное фосфорилирование. Образование токсичных форм кислорода и их обезвреживание. Анаэробное окисление глюкозы и гликогена.

Физиология с основами анатомии:Понятие о гомеостазе, физиологической функции и физиологической реакции. Понятие о регуляции функции, механизмы и принципы. Учение П.К.Анохина о функциональных системах. Анатомическая характеристика малого и большого круга кровообращения. Морфофункциональная характеристика гистогематического барьера.

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие клеточного (внутреннего) дыхания, его сущность. Аэробное и анаэробное дыхание. Биологическая роль О2.

  2. Понятие о прямом и непрямом (опосредованном) дыхании. Основные этапы опосредованного дыхания у человека с краткой характеристикой.

  3. Морфофункциональная характеристика системы внешнего дыхания (проводящая, переходная и респираторная зоны). Функции воздухоносных путей. Строение аэрогематического барьера.

  4. Дыхательные мышцы (основные и вспомогательные), биомеханика изменения объема грудной полости при вдохе и выдохе.

  5. Вентиляция легких, значение и механизмы возвратно-поступательного движения воздуха в проводящей зоне легких. Плевральная полость, изменение давления в разные фазы дыхательного цикла. Транспульмональное давление – понятие, значение. Последовательность событий, происходящих при вдохе и выдохе.

  6. Легочные объемы и емкости. Основные параметры вентиляции легких (частота дыхательных движений - ЧДД, дыхательный объем - ДО, минутный объем дыхания - МОД, минутная альвеолярная вентиляция - МАВ). Методы исследования легочных объемов (спирометрия, спирография).

  7. Газообмен в легких. Состав и условия формирования альвеолярного воздуха. Понятие о парциальном давлении и напряжении газов. Величина парциального давления О2, СО2 в альвеолярном воздухе и напряжение газов в артериальной и венозной крови, тканевой жидкости и клетках.

  8. Диффузия дыхательных газов через ГАБ, закон Фика.

  9. Особенности кровообращения в легких. Понятие о вентиляционно-перфузионном отношении, роль этого отношения в превращении венозной крови в артериальную. Понятие об анатомическом и функциональном мертвом пространстве, значение анатомического и функционального мертвого пространства во внешнем дыхании.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Ознакомление с принципами исследования дыхательных объемов легких, состояния и резервы функции внешнего дыхания (спирометрия, пневмография, спирография, пневмотахометрия).


Домашнее задание:

1. Дайте определение клеточного дыхания, укажите его виды и сущность.

Клеточное дыхание – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды клеточного дыхания:

1. _____________________

2. _____________________

2. Дайте определение прямого дыхания.

Прямое дыхание – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте определение опосредованного дыхания.

Опосредованное дыхание – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите этапы опосредованного дыхания.

Этапы опосредованного дыхания:

1. _____________________________________

2. _____________________________________

3. _____________________________________

4. _____________________________________

5. _____________________________________

5. Перечислите структуры, образующие анатомическое мертвое пространство

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечислите функции воздухоносных путей.

Функции воздухоносных путей:

1. __________________________________

2. __________________________________

3. __________________________________

4. __________________________________
7. Дайте определение спирограммы. На спирограмме укажите основные легочные объемы.
Спирограмма – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Y

X

L

K

O

P

8. Дайте определение дыхательного объема, укажите его величину.

Дыхательный объем – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Величина дыхательного объема равна от________ до ________мл.
9. Дайте определение понятия жизненной емкости легких (ЖЕЛ), укажите формулу расчета ЖЕЛ.

ЖЕЛ – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЖЕЛ =

10. Нарисуйте ацинус, укажите его кровоснабжение. Стрелками укажите направление движения газов через аэрогематический барьер, объясните однонаправленность движения газов.

Практические работы:

1. Спирометрия.

Цель работы:

ознакомиться с методикой определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Методика выполнения работы:

Мундштук спирометра протрите ватой, смоченной спиртом. Испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр. По шкале спирометра определите ЖЕЛ. Измерение проведите 3 раза и в качестве конечного результата возьмите максимальное значение. При повторных измерениях необходимо каждый раз устанавливать шкалу спирометра в исходное положение. Для этого у водяного спирометра из внутреннего цилиндра извлеките пробку, при этом цилиндр опускается, а у сухого спирометра поверните измерительную шкалу и нулевое деление совместите со стрелкой. Сравните величину ЖЕЛ, измеренную спирометром, с должной ЖЕЛ, найденной по формуле


Полученные результаты:
ЖЕЛ=

ДЖЕЛ =

Рассчитайте процент отклонения ЖЕЛ от ДЖЕЛ по формуле



В норме допускается отклонение в пределах ± 20%
ВЫВОД:















2. Виртуальный практикум:

- механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию;

При осуществлении дыхательных движений происходит газообмен между легкими и внешней средой. Тот объем воздуха, который при этом поступает в легкие и выходит из него, образует легочные объемы. Эти легочные объемы в свою очередь функционально сгруппированы в легочные емкости.

Объемы легких:

1. Дыхательный объем (ДО) - объем воздуха, который попадает в легкие с каждым спокойным вдохом (объем вдыхаемого воздуха), или объем воздуха, покидающего легкие с каждым спокойным выдохом (объем выдыхаемого воздуха);

2. Резервный объем вдоха (РОВд) - объем воздуха, поступающего в легкие во время усиленного вдоха, который производится после спокойного вдоха;

3. Резервный объем выдоха (РОВы) - объем воздуха, покидающего легкие во время усиленного выдоха, который производится после спокойного выдоха;

4. Остаточный объем (ОО) - объем воздуха, оставшегося в легких после усиленного выдоха;

5. Разрывный объем - объем воздуха, покидающего легкие во время пневмоторакса (разрыва плевры, после чего наступает выравнивание давления плевральной полости с атмосферным);

6. Минимальный объем - объем воздуха, оставшегося в легких после пневмоторакса.

Легочные емкости:

Общая емкость легких (ОЕЛ) представляет собой сумму всех вышеперечисленных легочных объемов.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ=75% от ОЕЛ) представляет собой сумму следующих объемов:

- дыхательного объема (ДО)

- резервного объема вдоха (РОВд)

- резервного объема выдоха (РОВы)

Функциональная остаточная емкость (ФОЕ=50% от ОЕЛ) представляет собой сумму:

- резервного объема выдоха (РОВы)

- остаточного объема (ОО)

Емкость вдоха (ЕВд=50% от ОЕЛ) представляет собой сумму:

- дыхательного объема (ДО)

- резервного объема вдоха (РОВд)

Цель:

- выявить легочные объемы и емкости;

- выявить влияние, которое оказывает изменение радиуса просвета дыхательного пути на легочные объемы и емкости.

Принцип действия:

Получение графического изображения серии спокойных вдохов и выдохов, а также серии форсированных вдохов и выдохов, измерение легочных объемов и емкостей. Эксперимент повторяется при уменьшении радиуса просвета трахеи.

Технология:

1. Щелкнув мышью по кнопке "СТАРТ" на приборе для проведения опыта, внимательно наблюдайте за тем, как записываются пневмограммы, сначала спокойного дыхания, затем усиленного дыхания;

2. Запишите данные, относящиеся к легочным объемам и емкостям, которые показал прибор;

3. Нажав кнопку, уменьшите радиус трахеи, и повторите пункты 1 и 2.

Результат:

1.







2.








Выводы:











- влияние сурфактанта на вентиляцию легких.

Сурфактант представляет собой комплекс фосфолипидов, синтезируемых альвеолоцитами II типа (секреторные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность легочных альвеол). Сурфактант, будучи поверхностно-активным веществом, стабилизирует сферическую форму альвеол, препятствуя их спадению на выдохе, благодаря чему альвеолы удерживаются в открытом состоянии даже после самых сильных выдохов.

Цель:

выявить эффект, оказываемый сурфактантом на легочные объемы и на вентиляцию легких.

Принцип действия:

Записывается спирограмма до и после введения сурфактанта внутрь легких.
Результат:

показатель

до введения сурфактанта

после введения сурфактанта

дыхательный объем на вдохе







дыхательный объем на выдохе








Выводы:














Вопросы тестовых заданий

1. Клеточное дыхание, осуществляемое с потреблением кислорода, называют:

  1. анаэробным

  2. опосредованным

  3. прямым

  4. аэробным

2. Клеточное дыхание, осуществляемое без потребления кислорода, называют:

  1. анаэробным

  2. опосредованным

  3. прямым

  4. аэробным

3. При прямом дыхании:

  1. клетка непосредственно контактирует с окружающей средой с целью потребления кислорода

  2. для доставки к клетке кислорода и выноса углекислого газа функционирует газотранспортная система

  3. кислород клеткой не потребляется

  4. все ответы не верны

4. При опосредованном дыхании:

  1. клетка непосредственно контактирует с окружающей средой с целью потребления кислорода

  2. для доставки к клетке кислорода и выноса углекислого газа функционирует газотранспортная система

  3. кислород клеткой не потребляется

  4. все ответы не верны

5. При опосредованном дыхании основными элементами газотранспортной системы являются:

  1. системы дыхания

  2. система крови

  3. система кровообращения

  4. все ответы верны

6. Конечной целью клеточного дыхания является:

  1. обмен с окружающей средой кислородом и углекислым газом

  2. транспорт кислорода кровью

  3. ресинтез АТФ

  4. вентиляция легких

  5. все ответы не верны

7. В левом легком:

  1. две доли

  2. три доли

  3. четыре доли

  4. пять долей

8. В правом легком:

  1. две доли

  2. три доли

  3. четыре доли

  4. пять долей

9. Легкие снаружи непосредственно покрыты:

  1. висцеральным листком плевры

  2. париетальным листком плевры

  3. обоими листками плевры

  4. все ответы не верны

10. Пространство между париетальным и висцеральным листками плевры получило название:

  1. «мертвого» пространства

  2. плевральной полости

  3. альвеолярной полости

  4. все ответы не верны

11. Укажите пространство, которое не сообщается с атмосферным воздухом

1. Полость альвеол

2. Плевральная полость

3. Полость бронхов

12. В плевральной полости находится:

  1. жидкость

  2. кислород

  3. воздух

  4. кровь

  5. ликвор
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconЗанятия №1
Усвоение студентами клиники, диагностики и принципов лечения хирургических заболеваний легких у детей. Принципы диспансеризации и...

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconРазработка нового вида газового моторного топлива на основе легких углеводородов
Работа выполнена в Обществе с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий...

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconОторвавшимся от земли. И не было уже ничего вокруг: ни стен храма,...
Какие будут распоряжения, Учитель? – почтительно спросил святой отец и склонил голову еще ниже

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconЭндоскопическая диагностика заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении последипломного образования «Государственный институт усовершенствования...

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconМ³; крупные стеновые бетонные блоки (включая блоки стен подвалов)...
Пояснения к таблицам, указанным в приложениях 1,2 к запросу Оренбургского уфас россии от 09. 06. 2014 исх. №7266

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconТема урока: «Diseases of respiratory organs»/«Заболевания органов дыхания»
Цель урока: знать основные заболевания органов дыхания, их причины и меры профилактики

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconМетодические указания к оформлению выпускной квалификационной работы...
Методические указания предназначены для более глубокого изучения и применения требований ескд и спдс по структуре и правилам оформления...

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких icon1. Понятие и принципы семейного права
Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права. Отношения, регулируемые семейным правом. Понятие семьи в социологическом...

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconМетодические указания к курсовому и дипломному проектированию для...

Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких iconАнализы биохимические
Исследование функции внешнего дыхания с использованием бронхолитических препаратов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск