Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков


НазваниеАналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6
Аналитический обзор, связанный с внесением

антимонопольными органами сведений

в Реестр недобросовестных поставщиков
В силу приказов ФАС России от 09.11.2011 № 789 «Об утверждении Положения об общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» и № 790 «Об утверждении Реестра общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» Омское УФАС России является ответственным исполнителем (без соисполнителей) в сфере проблемных вопросов применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов при включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков.

Настоящий обзор посвящен обобщению проблемных вопросов, с которыми сталкиваются Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (далее также – антимонопольные органы), в том числе Омское УФАС России, при проведении внеплановых проверок и внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков с учетом судебной арбитражной практики, которая сложилась в последние годы.

В целях удобства поиска информации ссылки на источники являются интерактивными. Текст, выделенный курсивом, приведен без изъятий и исправлений в виде, содержащемся в цитируемом источнике.
Включение лиц, признанных победителями торгов либо запросов котировок цен, в реестр недобросовестных поставщиков является одним из административно-правовых способов обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – контрактов), стимулирования добросовестности указанных лиц, поскольку одним из последствий включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах или запросах котировок (пункт 2 части 2 статьи 11, пункт 10 части 4 статьи 22, часть 5 статьи 41.6, пункт 12 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов)).

Например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.02.2012 по делу № А70-4025/2011 (http://kad.arbitr.ru/Card/ac9cc0ba-521f-4091-89d9-5af1b12c9b5a) и от 30.03.2012 по делу № А75-6422/2011 (http://kad.arbitr.ru/Card/fa694aca-e80f-43a3-91de-c52f42c72749) особо отмечается, что «Реестр недобросовестных поставщиков, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств», в пункте 7 письма Минэкономразвития Российской Федерации от 02.05.2007 № 6121-АШ/Д04 указано, что Реестр недобросовестных поставщиков является «отдельным механизмом», призванным обеспечивать защиту заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о размещении заказов ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом в сфере предоставленных полномочий по контролю за размещением заказов является Федеральная антимонопольная служба (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331), которая ведет реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (далее – Положение о ведении реестра). При этом следует отметить, что в соответствии с приказом ФАС России от 15.03.2011 № 173 (в ред. от 05.04.2011) «О функциональном распределении обязанностей между структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России» ведение реестра недобросовестных поставщиков (включение/исключение) входит в компетенцию Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, доступны на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.

Согласно приказу ФАС РФ от 27.08.2007 № 267 (с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 30.10.2007 № 352) «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках» (далее – Приказ № 267) функциями по рассмотрению сведений наделена не только ФАС России, но и органы ФАС России, на территории осуществления деятельности которых размещался заказ.

Пунктом 2 Положения о ведении реестра предусмотрено, что реестр ведется в электронном виде путем использования информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения, отвечающие требованиям, установленным настоящим Положением.

Сведения включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании решений антимонопольных органов и приказов их руководителей. Ответственными специалистами антимонопольных органов через «личный кабинет» в автоматизированной системе «Реестр недобросовестных поставщиков» на портале ФАС России по адресу: http://portal/systems/default.aspx в электронном виде формируется заявка на включение в реестр, потом специалистами центрального аппарата ФАС России осуществляется дополнительная проверка сведений, содержащихся в таких заявках, на предмет наличия в них ошибок (см.письмо ФАС России от 21.02.2012 № АЦ/5090). При этом реестровая запись вносится исключительно и непосредственно ФАС России. Поэтому при обжаловании лицами решений антимонопольных органов о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков необходимо привлекать в арбитражные процессы в качестве ответчика ФАС России, поскольку только этот орган на основании решения суда вправе исключить сведения из реестра.

Данный вывод основывается на судебной практике Омского УФАС России по делу № А46-13966/2009 (http://kad.arbitr.ru/Card/058b1114-9cd7-408d-b09e-c3f28f146008), когда оказалось невозможным исполнение в срок постановления Восьмого арбитражного суда апелляционного суда от 22.09.2009 по делу № А46-13966/2009, которым признан незаконным приказ Омского УФАС России о включении в реестр сведений о ЗАО «…». Во исполнение указанного постановления Омским УФАС России был издан приказ от 07.10.2009 об отмене приказа, признанного незаконным, который вместе с постановлением был направлен в ФАС России, указанное отправление было получено ФАС России 13.10.2009, но только после повторного обращения Омского УФАС России от 13.11.2009 ФАС России исключила сведения о ЗАО «…» из реестра лишь в конце ноября 2009г. Следует отметить, что по данному делу было возбуждено исполнительное производство, и руководитель Омского УФАС России был официально предупрежден об ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 19 Закона о размещении заказов, раздела II Положения о ведении реестра, пункта 6 Приказа № 267 в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения исключительно в двух случаях:

- об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта,

- о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

Начнем, на первый взгляд, с наиболее простого - последнего случая, когда включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании решения суда.

В силу части 6 статьи 19 Закона о размещении заказов в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта.

В письме Минэкономразвития от 26.08.2011 № ОГ-Д05-1113, в частности указано, что «положениями Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что факт нарушения условий контракта должен быть подтвержден непосредственно решением суда. При этом ч. 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что для занесения сведений необходима копия решения суда о расторжении контракта. Таким образом, суд выступает арбитром в рассмотрении дел, связанных с неисполнением контрактов».

При этом судебная практика свидетельствует о том, что такое обстоятельство как расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением подрядчиком контракта является безусловным основанием для включения поставщика в реестр, принимая во внимание отсутствие обязанности антимонопольного органа перепроверять основания расторжения судом контракта (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2011 № А33-4891/2010 - http://kad.arbitr.ru/Card/42db93e7-717b-4c2d-9c80-39c5a1e328bb).

Данный вывод суда согласуется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 07.10.2011 № АК/37996, в котором ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на то, что проверка «не проводится исключительно в случае расторжения контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта при наличии вступившего в силу решения суда. В указанном случае, сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в Реестр на основании приказа руководителя территориального органа ФАС России без проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов».

Следует отметить, что судебная и административная практика свидетельствуют о том, что, как правило, при включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков на основании решения суда о расторжении контрактов в связи с их существенным нарушением проблем у антимонопольных органов не возникает.

Здесь хотелось бы отметить, что настоящей проблемой для заказчика является сама процедура расторжения контракта по указанной причине.

Частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.

При этом пунктом 2 статьи 452 ГК РФ императивно установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Позиция судов по данному вопросу высказана однозначно в пункте 60 постановления Пленумов Верховного Суда РФ № 6, Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452».

Например, в судебных решениях о расторжении контракта отмечается, что «суды признали соблюдение истцом досудебного порядка расторжения договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, установили факт существенного нарушения ответчиком условий контракта и, руководствуясь статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для его расторжения» (определения ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 24.08.2011 N ВАС-10541/11 по делу № А40-76253/10-55-652 (http://kad.arbitr.ru/Card/bfb1b2c4-3490-4419-a314-05fd333ef461), от 16.05.2011 N ВАС-5614/11 по делу N А28-6946/2010-205-28 (http://kad.arbitr.ru/Card/ade41496-2ff5-477b-8da4-16b7101a71dc)).

Именно в связи с несоблюдением досудебного порядка расторжения контракта определением Арбитражного суда Омской области от 25.01.2010 по делу № А46-24500/2009 (http://kad.arbitr.ru/Card/efc8c397-d8a2-4cc3-900c-f912d0018d8f) было оставлено без рассмотрения исковое заявление заказчика к поставщику. С аналогичной формулировкой отказано в передаче дела № А26-12972/2009 (http://kad.arbitr.ru/Card/95890edd-f99b-4693-8bba-7ab144a9486e) в Президиум ВАС РФ - определение ВАС РФ от 10.12.2010 N ВАС-16867/10.

Необходимость соблюдения досудебного порядка расторжения контрактов приводит к тому, что большая часть контрактов, по которым поставщиками (исполнителями, подрядчиками) не исполняются обязательства, расторгается во внесудебном порядке, соответственно, лица, с которыми контракты расторгнуты заказчиками в таком порядке, не попадают в реестр недобросовестных поставщиков.

Например, за период с января по апрель 2012 года в реестр недобросовестных поставщиков (http://rnp.fas.gov.ru) в общей сложности ФАС России внесено более 860 реестровых записей (исключительно по предложениям антимонопольных органов), из них только 33% составляют сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), включенные на основании решений судов о расторжении контрактов в связи с их существенным нарушением.

Практика Омского УФАС России свидетельствует о том, что из поступивших в 2011 году 37 обращений заказчиков о включении сведений о хозяйствующих субъектах в реестр недобросовестных поставщиков не было ни одного обращения о лицах, с которыми контракты расторгнуты заказчиками по решению суда (36 обращений содержали сведения об уклонении участников размещения заказа от заключения контрактов и одно обращение содержало сведения о поставщике, с которым контракт расторгнут по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий исполнения контракта). При этом следует отметить, что в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушений условий по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков не включаются (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2012 по делу № А40-75712/11-139-641 (http://kad.arbitr.ru/Card/2fdc2f6d-6ace-4074-b6f8-adf7a10f4019).
Наибольшую сложность в правоприменительной практике составляют случаи доказывания факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, поскольку, как очень верно отмечено в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.02.2012 по делу № А40-53664/11-120-208 (http://kad.arbitr.ru/Card/7198ba0e-59a6-4085-8a41-3a1188f94907):
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconО включении в Реестр недобросовестных поставщиков

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconРазъяснения фас россии по ведению реестра недобросовестных поставщиков,...
Вопрос: Каков порядок регистрации сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) (далее сведения о недобросовестных...

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconРазъяснения фас россии по ведению реестра недобросовестных поставщиков,...
Вопрос: Каков порядок регистрации сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) (далее сведения о недобросовестных...

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconПутеводитель по контрактной системе в сфере закупок включение в реестр...
Федерального закона от 05. 04. 2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок" (далее Закон n 44-фз)

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconПлан график и план закупок 1 Согласно Приказу Минэкономразвития РФ...
Для кода 8403975 – Требования об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconПоставщиков для оказания услуг по изготовлению полиграфической
Рассмотрение Заявок и выбор участников, прошедших квалификационный отбор для включения в Реестр аккредитованных поставщиков

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconПорядок заполнения
Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением...

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconПорядок заполнения
Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением...

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconПорядок заполнения Заявления о внесении в Единый государственный...
Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением...

Аналитический обзор, связанный с внесением антимонопольными органами сведений в Реестр недобросовестных поставщиков iconМарка Сергеева государственные и муниципальные библиотеки иркутской...
Г 72 ежегод аналит обзор / Иркут обл гос универс науч б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск