Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи»


Скачать 277.99 Kb.
НазваниеКоммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи»
страница1/3
ТипИсследование
filling-form.ru > Договоры > Исследование
  1   2   3
Мастер-класс для педагогов

«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

  • уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;

  • совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

Домашнее задание

  1. Подобрать высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о родном языке, культуре речи, силе слова.

2. Провести анкетирование среди педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи». Результаты анкетирования озвучить на мастер-классе.

План проведения

  1. Культура речи педагога.

  2. Требования к речи воспитателя ДОУ.

  3. Коммуникативные качества хорошей речи.

  4. Практикум.

  5. Вопросы для обсуждения:

  • Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи»,

  • причин появления и употребления слов-паразитов,

  • способов борьбы с ними.

  1. Создание Древа мудрости «Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова, о родном языке.

  2. Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи».

  3. Анкетирование педагогов «Оценка мастер-класса».

Культура речи педагога

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Требования к речи педагога ДОУ

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

  1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.

  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.

  5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.

  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.

  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.

  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

  9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.
Коммуникативные качества хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, оратор мог вызвать восхищение слушателей красотой речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут быть приняты нами. Но многое заслуживает внимания.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи:

- правильность,

- богатство,

- чистота,

- логичность,

- точность,

- выразительность,

- уместность.

Практикум

Педагогическое мастерство есть высокий уровень профессиональной деятельности педагога, требующее постоянного совершенствования особенно речевой культуры.

Организация.    Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести мастер-класс в соревновательной форме между командами.

Правильность речи

Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка:произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.Правильность - это главное коммуникативное качество речи.

Задание 1.Знатоки правильной речи

Каждой команде предлагается опросный лист (Приложение 1 и 2), дается время для ответов, подводятся итоги.

Правильность постановки ударений можно проверить в Толковом словаре или в Словаре ударений (Приложение 6).

Для запоминания постановки ударения в словах можно использовать стихи. (Приложение 3).

Задание 2. Исправьте ошибки.

Познакомьтесь с приказом

Я одену пальто

Нет носок

Потерялся туфель

Играет значение

Имеет роль

Платье без плечей

Пирожки с повидлой

Задание 3. Путешествие по России (уточнение знаний названий жителей разных городов).

Я приглашаю вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.

Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).

Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина – его «гений чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города Новый Торг.

Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как, например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют себя рушанами!

Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут … (псковитяне). Но сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний слог! Допустимо и то и другое название!

Ну а теперь далекодалеко – туда, где Пётр I когдато лично своею царскою рукой спускал на воду корабли и закладывал монастыри – в Архангельск! Только не называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они – архангелогородцы!

Изменим направление с севера на юг! В Туле живут … (туляки и тулячки). В Липецке – … (липчане и липчанки). В Курске – … (куряне и курянки).

А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни … (воронежцы) и… И не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах, придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!

Ещё сложнее с жителями ГусьХрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и гусяки. Второе название, правда, разговорное.

Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.

А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно было догадаться?

Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.

Богатство речи

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

А каким должен быть словарный запас одного человека?

Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Приведем сведения о количестве слов у писателей и поэтов:

А.С. Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тысяч слов,

С. Есенин - 18 890 слов,

Сервантес - около 17 тысяч слов,

Шекспир - около 15 тысяч слов (по другим источникам - около 20 тысяч),

Гоголь ("Мертвые души") - около 10 тысяч слов.

А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых "Двенадцати стульях" высмеяли Эллочку-"людоедку", которая обходилась всего тридцатью словами.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

Хамите.Хо-хо! Знаменито.Мрачный.Мрак.Жуть.Парниша.Не учите меня жить.

Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса.

Разминка.

  • Назовите прилагательные для обозначения чего-либо небольшого в речи.

(Небольшой, маленький, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, чуточный.)

  • Русский язык богат и глаголами-синонимами. Назовите глаголы, которые объединяются общим значением "испытывать страх".

(Бояться, опасаться, страшиться, робеть, трепетать, трусить, пугаться.)

Задание 1.

1-я команда

2-я команда

Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

Заменить слово «БЕСИТЬ»

словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

Разминка. Найти ошибку и исправить.

Добрый мир лучше худой ссоры.

Валит со здоровой головы на больную.

Нашла коза на  камень.

Не зная броду, не суйся  в моду.

В здоровом теле здоровый пух.

Купить кита в мешке.

Задание 2.Восстановите пословицы

1-я команда

2-я команда

Восстановитевторуючастьпословиц.

  1. Любишь кататься…

  2. Не гони коня кнутом…

  3. Без дела жить…

  4. Не пеняй на соседа…

  5. Раз соврал…

6. Кто за Родину горой…

7. Не учи орла летать…

8. Где птица не летает…

Для справки.

А соловья петь; а гони овсом; а свое гнездо знает; тот истинный герой; навек лгуном стал; люби и саночки возить; только небо коптить; коли спишь до обеда.

Восстановите начало пословицы.

  1. … от того и наберешься.

  2. … так и откликнется.

3. … лучше новых двух.

4. … один раз отрежь.

5. … а имей сто друзей.

6. … а неученье – тьма.

7. … пригодится воды напиться.

8. … да удал.

Для справки.

Не имей сто рублей; Как аукнется; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Ученье – свет; Не плюй в колодец.

Чистота речи

Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер.

На мастер-классе оглашаются результаты анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» (Приложение 4).

Задание 1. Слова-паразиты. Педагогам предлагается поразмышлять над возможными причинами появления и употребления слов-паразитов и способами борьбы с ними.

Причины возникновения слов-паразитов

  • Бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтоб сделать свою речь «более богатой». Как видим, употребление слов-паразитов нисколько не обогащает речь, а наоборот, засоряет.

  • Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом.

  • Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова. Часто в таких случаях употреблять их начинают даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, избавляйтесь от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.

  • Бывает, что перед публичным выступлением человек нервничает, его эмоциональное состояние нестабильное, проще говоря, он находится в состоянии стресса, и чтоб собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты. Если это будет повторяться часто, то такие слова зафиксируются в речи и будут её засорять.

  • Боязнь пауз. Очень часто слова-паразиты появляются в момент возникновения паузы, которую человек стремится заполнить. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, не бойтесь остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов.
  1   2   3

Похожие:

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconЛитература. Русский язык Тема 1: Язык и речь. Функциональные стили речи
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconКонспект открытого урока письмо и развитие речи и сбо тема урока....
Развивать коммуникативные ууд на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconВопросы общей риторики
...

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconРабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей...
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconРабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,...

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» icon54. способы передачи чужой речи. Вопросы и задания по разделу 1:...
Определите понятия «императивная (обязательная)» и «вариантная» нормы. Приведите примеры

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconЛекция 10. Теория и методика обучения связной речи
Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи...

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык»
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: знания: на уровне представлений: понятие об основных...

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 07 Семейное воспитание детей с нарушением...
Курс «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» призван помочь будущим логопедам осознать социальную роль семьи, значимость ее...

Коммуникативные качества хорошей речи. Практикум. Вопросы для обсуждения: Обсуждение результатов анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» iconГрафика. Произносительная сторона речи. Фонетика. Произносительная...
М. З. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск