Вопросы общей риторики


НазваниеВопросы общей риторики
страница1/7
ТипСамостоятельная работа
filling-form.ru > Туризм > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7
С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 1

по дисциплине «Риторика»

ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ


Роды и виды ораторской речи. Правила построения речи. Методы изложения содержания речи. Виды публичных споров. Правила и типы аргументации
Выполнил: _____________________________, гр. №_____


Внимание! Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме. Используйте лекции и рекомендованные Вам учебные пособия, а также справочную литературу (например, словарь терминов по риторике).



Задание 1. Определите и напишите, к какому именно роду и виду речей относятся следующие образцы:

1) «Не в первый раз на этой скамье преступлений и тяжелых душевных страданий является перед судом общественной совести женщина по обвинению в кровавом преступлении. Были здесь женщины, кровью мстившие своим соблазнителям; были женщины, обагрившие руки в крови изменивших им любимых людей или своих более счастливых соперниц. Эти женщины выходили отсюда оправданными. То был суд правый, отклик суда божественного, который взирает не на внешнюю только сторону деяний, но и на внутренний их смысл…»

Род ___________________________________ ; вид __________________________
2) «Познаем сети - и будем ходить дальше от них, познаем стремнины - и не будем приближаться к ним. Мы будем совершенно безопасны, если станем избегать не только грехов, но и того, что хоть и кажется безразличным, однако же бывает для нас преткновением ко греху. Так, например, смех и шуточные слова не кажутся явным грехом, а ведут к явному греху: часто от смеха рождаются скверные слова, от скверных слов – ещё более скверные дела; часто от слов и смеха - ругательство и оскорбление, от ругательства и оскорбления – удары и раны, от ран и ударов – смертельные поражения и убийства. Итак, если желаешь себе добра, убегай не только от скверных слов и скверных дел, не только от ударов, ран и убийств, но даже и от безвременного смеха, даже и шуточных слов, потому что они бывают корнем последующих зол».

Род _________________________________; вид _____________________________
3) «Что есть язык? Только ли средство общения между людьми? Нет. Ведь весь жизненный, нравственный, духовный опыт каждого человека связан с системой понятий, выработанной нашим сознанием на протяжении жизни. Эти понятия отражены в словах, запас которых пополняется человеком в зависимости от накопляемого опыта. Совершенно ясно поэтому: чем богаче словарный запас человека, тем, значит, полнее его знание жизни, глубже постижение окружающего мира. Можно утверждать вполне определённо: человек, обладающий лишь немногими словами для общения, имеет весьма узкий кругозор, умственно неразвит и из богатейшей книги жизни извлёк пока что слишком мало знаний о смысле собственного бытия».

Род__________________________________ ; вид __________________________________
4) «Сегодня у всех нас удивительный день. Мы собрались в доме, где 50 лет живёт любовь, доброта, чуткость, радушие. Где знают и радости, и трудности жизни и где знают, как творить и сохранять благополучие семьи. Примите же, наши дорогие юбиляры, наши искренние поздравления в день вашей золотой свадьбы! Будьте и дальше здоровы и счастливы! Спасибо вам за радость общения, за то добро, которое вы дарите всем нам!»

Род ______________________________ ; вид ___________________________________

Задание 2. Прочитайте начало речи Иосифа Бродского на церемонии вручения ему Нобелевской премии по литературе. Проанализируйте построение начала речи, выделите композиционные части, отметив их цифрами и обозначив соответствующими словами-терминами. Определите тему вступительной части этой речи, найдите тезис и аргументы.

Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко – и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, - оказаться внезапно на этой трибуне – большая неловкость и испытание.

Ощущение это усугубляется не только мыслью о тех, кто стоял здесь до меня, сколько памятью о тех, кого эта честь миновала, кто не смог обратиться, что называется «урби эт орби» с этой трибуны и чьё общее молчание как бы ищет и не находит себе в вас выхода.

Единственное, что может примирить вас с подобным положением, это то простое соображение, что – по причинам, прежде всего, стилистическим - писатель не может говорить за писателя, особенно поэт за поэта; что окажись на этой трибуне Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уистен Оден, они невольно говорили бы именно за самих себя и, возможно, тоже испытывали бы некоторую неловкость.

Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. Во всяком случае, они не поощряют меня к красноречию. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой – но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности. Ибо быть лучше их на бумаге невозможно, невозможно быть лучше их и в жизни, и это именно их жизни, сколь бы трагичны и горьки они ни были, заставляют меня часто – видимо, чаще, чем следовало бы, - сожалеть о движении времени. Если тот свет существует – а отказать им в возможности вечной жизни я не более в состоянии, чем забыть об их существовании в этой - если тот свет существует, то они, надеюсь, простят меня и качество того, что я собираюсь изложить: в конце концов, не поведением на трибуне достоинство нашей профессии мерится.

Тема:________________________________________________________________________

Топос(ы): ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тезис(ы):_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргументы, доказательства: ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте тексты, проанализируйте методы изложения содержания и сделанные на их основе умозаключения (вывода), выделите ведущий метод среди них в каждом тексте. Назовите его. Подчеркните в каждом тексте соответствующие ему речевые элементы.

1) «Солнце освещает холмы, когда оно находитя ещё ниже горизонта; так и великие умы открывают истину несколько раньше того, как она станет очевидной для толпы. Вот чем ограничивается их превосходство. Они первыми воспринимают и отражают свет, который и без их помощи в скором времени должен стать видимым для тех, кто находится далеко ниже их».

___________________________________________________________ (М.Маколей)

2) - Доктор Ватсон, мистер Шерлок Холмс, - представил нас друг другу Стэмфорд.

- Здравствуйте, приветливо сказал Холмс. – Я вижу, вы жили в Афганистане.

- Как Вы догадались? – изумился я …

-… Благодаря давней привычке цепь умозаключений возникает у меня так быстро. , что я пришёл к выводу, даже не замечая промежуточных посылок. Однако они были, эти посылки. Ход моих мыслей был таков: «Этот человек по типу – врач, но выправка у него военная. Значит, военный врач. Он только что приехал из тропиков – лицо у него смуглое, но это не природный оттенок его кожи, так как запястья у него гораздо белее. Лицо измождённое – очевидно, немало натерпелся и перенёс болезнь. Был ранен в левую руку - держит её неподвижно и немножко неестественно. Где же под тропиками военный врач-англичанин мог натерпеться лишений и получить рану? Конечно же, в Афганистане.

__________________________________________________________________ (К.Дойль)
Задание 4. Внимательно прочитайте тексты и определите, содержат ли они софизмы. Подчеркните те элементы текста, которые представляют собой софизм, и кратко обоснуйте это.

1)

- Скажи, Кнесипп, есть ли у тебя собака?

- И очень злая, - отвечает Кнесипп.

- А есть ли у неё щенята?

- Да, тоже злые.

- А их отец, конечно, собака же?

- Я даже видел, как он занимается с самкой.

- И этот отец тоже твой?

- Конечно.

- Значит, ты утверждаешь, что твой отец - собака и ты брат щенят!

____________________________________________________________________________

2) - Господа присяжные заседатели, господин судья! Мой клиент признался, что воровал. Это ценное и искренне признание. Я бы даже сказал, что оно свидетельствует о необыкновенно цельной и глубокой натуре, человеке смелом и честном. Но возможно ли, господа, чтобы человек, обладающий такими редкостными качествами, был вором?

_________________________________________________________________________

3) Я богат. Вот как мне удалось разбогатеть: однажды я купил яблоко за один пенс, помыл его и продал за три пенса. Потом я купил три яблока, помыл их и продал за 9 пенсов. Этим я занимался целый год, а потом умер мой дядя и оставил мне в наследство миллион.

_____________________________________________________________________________
Задание 5. Напишите, в чём состоит специфика указанных видов спора, а также какую цель (поиск истины или победу) преследуют и какие именно приёмы используют спорящие стороны во время:

  1. диспута (дискуссии) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. полемики ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 2

по дисциплине «Риторика»

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Вопросы общей риторики iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Вопросы общей риторики iconФгбу сибфнкц фмба россии В. А. Воробьев Основные вопросы, планируемые...
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сибирский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического...

Вопросы общей риторики iconТерриториальное управление Федерального агентства по управлению государственным...
Ие казармы общей площадью 300,3 кв м, здание склада общей площадью 71,7 кв м, здание питомника общей площадью 68,1 кв м, здание бани...

Вопросы общей риторики iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках риторики в начальных классах 64
«Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода»

Вопросы общей риторики iconОглавление
Основные понятия классической риторики и основные виды логического воздействия

Вопросы общей риторики iconАктуальные вопросы стоматологии
Под общей редакцией заведующего кафедрой стоматологии фпк и ппс дагмедакадемии, главного внештатного стоматолога мз рд абдурахманова...

Вопросы общей риторики iconНа этой странице Вам предоставляются ответы на вопросы
...

Вопросы общей риторики iconОбзо р практики разрешения судами Саратовской области вопросов подведомственности...
Вии с планом работы Саратовского областного суда в районных судах области были выявлены вопросы, вызывавшие затруднения у судей при...

Вопросы общей риторики iconВопросы к зачету по дисциплине
Исковые заявления, заявления и жалобы, предъявляемые мировым судьям, в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд

Вопросы общей риторики iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу общей химии для ффкэ и 037 гр
Термодинамическая система, параметры и функции состояния (энтальпия, энтропия, энергия Гиббса) Вероятность протекания химических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск