Скачать 0.5 Mb.
|
Заочный семинар для учителейМетодические рекомендацииВыльгорт 2006 Введение Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности школьника как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только в самоизменении индивидом самого себя, но и в способности фиксировать эти изменения. Для реализации этой цели апробируется технология «формирования учебной деятельности». Формирование учебной деятельности – процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действиям контроля и оценки, т.к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности. Виды самоконтроля. (применяются в рамках выполнения задания, упражнения, решения задач, этапа урока, урока в целом) I. Предварительный, упреждающий или прогнозирующий( предвидение) контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач . В процессе поиска адекватных способов решения учебной задачи учащимся необходимо во внутреннем плане как бы проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить их с ожидаемыми результатами. Т.е. представил результат – выбрал путь решения из арсенала и выполнил – сопоставил с представленным. Но на первом этапе, прежде чем «проиграть» во внутреннем плане нужно сначала это «проигрывать» внешне (сначала с участием учителя и его вопросами, затем в группе совместно). Назначение:
С точки зрения учителя действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают задания или с помощью вопросов). Приемы:
До начала работы:
В упражнении бывает несколько заданий: -Какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м и т.д? Почему? -Какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно темы, задач урока)? Почему? -Какое из этих заданий будет считаться трудным? Почему? Как будем (можно) его проверять. В какой форме, с помощью чего? Что может нам помочь? (учебник, памятка, вопросы, правило, образец, готовая таблица, схема, словарь, товарищ, учитель); -Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий) -Который шаг в этой последовательности будет трудным, надо ли быть здесь внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально? Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащегося.
С точки зрения учащихся предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:
II. Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку. Процессуальный контроль может быть:
Для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действия , прием работы при выполнении задания. Без такого контроля невозможно выяснить причины многих трудностей и неуспехов учащихся в школе. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Основной формой процессуального контроля в системе Эльконина-Давыдова является пооперационный контроль и рефлексивный контроль (см. ниже), выполняющие функции: диагностирующую и корректирующую. Следовательно, для решения поставленной задачи учащиеся и учитель использует процессуальный (пооперационный) контроль, который позволяет «точечно» (диагностично) определить дефект в действиях и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков. Назначение:
Приемы:
4. Ставить вопросы (вести запись) по тексту ( по ходу чтения); 5. Вписывание букв, значков; надписывание чего-либо по ходу и объяснение (сначала вслух, а потом про себя); прописывание орфограмм по ходу и их фиксирование (номера орфограмм над словами, если вы условились их обозначать, такой прием называется – орфографический разбор). Прием письма с пропусками букв на месте слабых позиций звуков, если сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю «пропуск» в виде точки или черточки (н-р: в . р . бей, ска . ка и т.д.) – данный прием эффективно развивает орфографическую зоркость. Затем сравнить с товарищем, который также работал у доски, и задать ему вопросы (научить детей задавать вопросы) «Почему ты пропустил буквы в слове в. р. бей? Можно предложить задание на дом «Написать письмо с «дырками». Этот прием лучше начинать постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, а потом работать с текстом. 6. Работа с текстом (на рабочей закладке по ходу работы с текстом отмечать на ней условными значками наиболее сложные моменты; главную мысль; важные слова; границы частей; составление плана; озаглавливание каждой части, отметить ответы в тексте на вопросы, порядок вопросов по тексту и т.д.), а далее сравнить с соседом. Несовпадение обсудить. 7. С помощью кальки (обозначить трудные слова, неизвестные слова, найти характеристику явлениям; персонажей и т.д.). Сравнить с товарищем и обсудить. 8. Составление модели, плана-рисунка, схемы, таблицы в ходе выполнения работы. - первый вариант: Можно дать недоработанную схему, модель таблицу и предложить в ходе выполнения задания доработать, подкорректировать, убрать лишнее. - второй вариант: Можно дать «пустую» структуру (каркас) схемы, модели, пустое количество столбцов таблицы и предложить в ходе выполнения задания заполнить содержанием. Далее, сравнение и обсуждение в правильности выполненных действий. 9. Составление плана действий (алгоритмические предписания). Например, при составлении любого правила (в группе; индивидуально) учащиеся устанавливают порядок действий по применению…, по определению…и т.д. Обосновывают и сравнивают результат с другими группами. После этого проводят тренировочные упражнения (как бы оценивают свой план последовательных действий в работе), сверяя затем свои действия с действиями, которые даны в учебнике в виде правила, образца рассуждения, последовательности действий (см. «Мои помощники») 10 . Пометки на полях (н-р: не знаю – ( -) не понимаю – (?) новое узнаю – (!) здесь главная мысль –( Г) и т.д. 11. Прием разноцветных поправок. (см. ниже описание приема) Начинать лучше всего с одного предложения. (можно методом «цепочки» в паре, в 3-ке, 4-ке и т.д. передавать запись для проверки и помечать разной пастой каждому кто проверяет), затем обсудить разногласия. 12. Фиксирование хода работы в технологической карте (инструкции) (н-р: 1. Разметка (+). - Поставлю значок (+), т.к. я эту операцию сделал). 13. Провести «Консилиум» ( групповая форма работы; из предложенных заданий: найти ошибки, исправить их, объяснить причину, объяснить способ работы над ошибками (т.е. как ты будешь работать над ошибками?); 14. Целесообразно предусматривать в плане пункты, в которых говорится о необходимости проверки тех или иных действий: «Проверь, соответствуют ли размеры твоей заготовки указанным на чертеже», «Сравни свою заготовку с ее изображением на схеме, чертеже» (см. «Памятки»). 15. Выполняя задание «Исправь ошибки» спровоцировать: «Мне кажется, что в тексте 3 орфографические ошибки 1 пунктуационная – 3/1 (или 5 орфограмм…). Ребята по ходу проверяют и отмечают ошибки (грамматические, орфографические, речевые) или орфограммы. Сравнивают между собой и обсуждают, если есть разница. Эти приемы лучше начинать сначала с отдельных слов (т.е. уже с 1 класса), затем словосочетаний, позже с предложений, а только потом работать с текстом; 16. По ходу работы (в процессе): Со стороны учителя
Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок должен задавать самому себе или учителю. По структуре УД – это исполнительский блок (учебные действия по реализации плана). Здесь сочетается и процессуальный контроль. Процессуальный или пооперационный контроль (чаще всего это основная форма контроля звучит в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), когда один или несколько учеников выполняют действие по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например: правильно (+), не совсем правильно(?), неправильно (-). Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов. Почему он носит такое название? С чем это связано? (см. в разделе «Памятки»). III. Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания). Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали. - Над чем мы работали? - Что надо было сделать? - Как мы решали эту задачу? Приемы: 1.Анализ после работы; экспертиза; 2.Проверка (сличение, наложение с образцом ( орфографическое прочтение, выразительное чтение; чтение по ролям, правило, и т.д.);
или - Что должен знать (уметь) - … в конце урока: фиксация значком (+) тех умений и знаний, которые планировал получить;
|
Руководствуясь Федеральным законом 131-фз от 06. 10. 2003 «Об общих принципах местного самоуправления в рф», в соответствии с п.... | Федерации», Законом Республики Коми №47-рз «О реализации права граждан на обращение в Республике Коми», Уставом муниципального образования... | ||
Рекомендации по трудоустройству (для студентов и выпускников вузов). Авторы и составители: В. В. Конев, А. А. Яйлеткан Тюмень: Изд-во.... | ... | ||
Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций / Н.... | Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям... | ||
Методические рекомендации по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство... | Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования | ||
Методические рекомендации по расчету размера платы за жилищные услуги (далее Методические рекомендации) | Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |