Методические рекомендации Выльгорт 2006


НазваниеМетодические рекомендации Выльгорт 2006
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7






Заочный семинар для учителей
Методические рекомендации






Выльгорт 2006

Введение
Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности школьника как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только в самоизменении индивидом самого себя, но и в способности фиксировать эти изменения. Для реализации этой цели апробируется технология «формирования учебной деятельности».

Формирование учебной деятельности – процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки.

Особое значение придается действиям контроля и оценки, т.к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности.

Виды самоконтроля.

(применяются в рамках выполнения задания, упражнения, решения задач, этапа урока, урока в целом)
I. Предварительный, упреждающий или прогнозирующий( предвидение) контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач . В процессе поиска адекватных способов решения учебной задачи учащимся необходимо во внутреннем плане как бы проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить их с ожидаемыми результатами. Т.е. представил результат – выбрал путь решения из арсенала и выполнил – сопоставил с представленным. Но на первом этапе, прежде чем «проиграть» во внутреннем плане нужно сначала это «проигрывать» внешне (сначала с участием учителя и его вопросами, затем в группе совместно).
Назначение:

  • обеспечить понимание, т.е. сделать задачу более осознаваемой в последовательном выполнении действий; предварительный контроль проверяет исходное состояние (уровень готовности) к выполнению задания, к решению задач;

  • обеспечить целенаправленность выполнения предстоящей работы, предстоящих действий;

  • является элементом мотивирования;

  • фиксирование ошибочного действия;

С точки зрения учителя действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают задания или с помощью вопросов).

Приемы:

  1. Ориентировка

До начала работы:

  • Сможете ли вы выполнить это задание (упражнение, задачу и т.д.)? Трудно ли оно для вас?

  • В чем именно заключается трудность?

  • Что будете учитывать? С чего начнете ?

  • Из каких этапов будет состоять эта работа?

  • Как вы будете выполнять это задание или решать эту задачу? В какой последовательности?

  • Как вы сможете себя проверить?

  • Для чего нужны вам такие задания (нужно решать эту задачу)?

  • Как вы будете выполнять задание? (упражнение, решать задачу)

  • Что у нас может получиться?

  • Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

  • Составьте алгоритм (последовательность действий) работы.

  • В какой форме можно выполнить (рациональный способ выполнения) задание (упражнение, решить задачу)?

  • Какая помощь (какие средства) понадобиться? Что можно применить?


В упражнении бывает несколько заданий:

-Какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м и т.д? Почему?

-Какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно темы, задач урока)? Почему?

-Какое из этих заданий будет считаться трудным? Почему? Как будем (можно) его проверять. В какой форме, с помощью чего? Что может нам помочь? (учебник, памятка, вопросы, правило, образец, готовая таблица, схема, словарь, товарищ, учитель);

-Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий)

-Который шаг в этой последовательности будет трудным, надо ли быть здесь внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально?
Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащегося.


  1. Определение плана и хода выполнения задания (по алгоритму; памятке).

  • С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми; в дальнейшем по ходу опираемся, может быть уже на выработанный алгоритм действий);




  1. Самоинструктаж и взаимоинструктаж.

  • Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу).

  • Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы);




  1. Провести анализ (материала с которым работаете);




  1. На уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки).




  1. Погрузить в задание (н-р: работа с заголовком).




  1. Фиксирование ошибочного действия:

  • Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.




  1. Предупреждение ошибок (в любом задании; в решении УЗ) на уроках и в подготовке к проверочной (контрольной) работе.


С точки зрения учащихся предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:


  • По силам ли мне это задание?

  • Смогу ли я выполнить?

  • На что обратить внимание?

  • Какого рода ошибки я могу допустить?

  • Как лучше выполнять это задание? В какой форме?

  • Нужна ли мне помощь, и какая?

  • Что мне понадобиться для его выполнения?

  • В каком месте необходимо быть внимательней? Почему?


II. Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Процессуальный контроль может быть:

  • в устной форме

  • в письменной

Для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действия , прием работы при выполнении задания. Без такого контроля невозможно выяснить причины многих трудностей и неуспехов учащихся в школе. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий.

Основной формой процессуального контроля в системе Эльконина-Давыдова является пооперационный контроль и рефлексивный контроль (см. ниже), выполняющие функции: диагностирующую и корректирующую. Следовательно, для решения поставленной задачи учащиеся и учитель использует процессуальный (пооперационный) контроль, который позволяет «точечно» (диагностично) определить дефект в действиях и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

Назначение:

  • не потерять цели (не «скатываться» на формальное выполнение задания)

  • обеспечить произвольность внимания;

  • оперативное видение ошибки или своевременное обнаружение ошибки;

  • обеспечить качество усвоения;


Приемы:

  1. Проговаривание в устной форме (комментирование: свернутое или развернутое или сопровождение) целесообразней проводить при знакомстве, т.е. на подготовительном этапе усвоения (н-р с новым вычислительным приемом; с любым видом языкового разбора и т.д.); очень важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать их);




  1. сопровождение скобками (как бы делая обобщение чего-либо);




  1. Когда один выполняет, а другой объясняет (комментирует) его действия (тоже пока на первых порах, но позже объяснение переходит во внутренний план – в умственный);


4. Ставить вопросы (вести запись) по тексту ( по ходу чтения);
5. Вписывание букв, значков; надписывание чего-либо по ходу и объяснение (сначала вслух, а потом про себя); прописывание орфограмм по ходу и их фиксирование (номера орфограмм над словами, если вы условились их обозначать, такой прием называется – орфографический разбор).

Прием письма с пропусками букв на месте слабых позиций звуков, если сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю «пропуск» в виде точки или черточки (н-р: в . р . бей, ска . ка и т.д.) – данный прием эффективно развивает орфографическую зоркость. Затем сравнить с товарищем, который также работал у доски, и задать ему вопросы (научить детей задавать вопросы) «Почему ты пропустил буквы в слове в. р. бей? Можно предложить задание на дом «Написать письмо с «дырками».

Этот прием лучше начинать постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, а потом работать с текстом.
6. Работа с текстом (на рабочей закладке по ходу работы с текстом отмечать на ней условными значками наиболее сложные моменты; главную мысль; важные слова; границы частей; составление плана; озаглавливание каждой части, отметить ответы в тексте на вопросы, порядок вопросов по тексту и т.д.), а далее сравнить с соседом. Несовпадение обсудить.
7. С помощью кальки (обозначить трудные слова, неизвестные слова, найти характеристику явлениям; персонажей и т.д.). Сравнить с товарищем и обсудить.
8. Составление модели, плана-рисунка, схемы, таблицы в ходе выполнения работы.

- первый вариант:

Можно дать недоработанную схему, модель таблицу и предложить в ходе выполнения задания доработать, подкорректировать, убрать лишнее.

- второй вариант:

Можно дать «пустую» структуру (каркас) схемы, модели, пустое количество столбцов таблицы и предложить в ходе выполнения задания заполнить содержанием.

Далее, сравнение и обсуждение в правильности выполненных действий.
9. Составление плана действий (алгоритмические предписания). Например, при составлении любого правила (в группе; индивидуально) учащиеся устанавливают порядок действий по применению…, по определению…и т.д. Обосновывают и сравнивают результат с другими группами. После этого проводят тренировочные упражнения (как бы оценивают свой план последовательных действий в работе), сверяя затем свои действия с действиями, которые даны в учебнике в виде правила, образца рассуждения, последовательности действий (см. «Мои помощники»)
10 . Пометки на полях (н-р: не знаю – ( -)

не понимаю – (?)

новое узнаю – (!)

здесь главная мысль –( Г) и т.д.
11. Прием разноцветных поправок. (см. ниже описание приема) Начинать лучше всего с одного предложения. (можно методом «цепочки» в паре, в 3-ке, 4-ке и т.д. передавать запись для проверки и помечать разной пастой каждому кто проверяет), затем обсудить разногласия.
12. Фиксирование хода работы в технологической карте (инструкции) (н-р: 1. Разметка (+).

- Поставлю значок (+), т.к. я эту операцию сделал).

13. Провести «Консилиум» ( групповая форма работы; из предложенных заданий: найти ошибки, исправить их, объяснить причину, объяснить способ работы над ошибками (т.е. как ты будешь работать над ошибками?);
14. Целесообразно предусматривать в плане пункты, в которых говорится о необходимости проверки тех или иных действий: «Проверь, соответствуют ли размеры твоей заготовки указанным на чертеже», «Сравни свою заготовку с ее изображением на схеме, чертеже» (см. «Памятки»).
15. Выполняя задание «Исправь ошибки» спровоцировать: «Мне кажется, что в тексте 3 орфографические ошибки 1 пунктуационная – 3/1 (или 5 орфограмм…). Ребята по ходу проверяют и отмечают ошибки (грамматические, орфографические, речевые) или орфограммы. Сравнивают между собой и обсуждают, если есть разница. Эти приемы лучше начинать сначала с отдельных слов (т.е. уже с 1 класса), затем словосочетаний, позже с предложений, а только потом работать с текстом;
16. По ходу работы (в процессе):

Со стороны учителя


  • На каком этапе находишься?

  • Как можешь себя проверить?

  • Что надо учитывать?

  • Есть ли другие способы решения этой задачи?

Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок должен задавать самому себе или учителю. По структуре УД – это исполнительский блок (учебные действия по реализации плана). Здесь сочетается и процессуальный контроль.

Процессуальный или пооперационный контроль (чаще всего это основная форма контроля звучит в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), когда один или несколько учеников выполняют действие по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например: правильно (+), не совсем правильно(?), неправильно (-). Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов. Почему он носит такое название? С чем это связано? (см. в разделе «Памятки»).
III. Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).

Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

- Над чем мы работали?

- Что надо было сделать?

- Как мы решали эту задачу?

Приемы:
1.Анализ после работы; экспертиза;
2.Проверка (сличение, наложение с образцом ( орфографическое прочтение, выразительное чтение; чтение по ролям, правило, и т.д.);


  1. вернуться к вопросам;




  1. задать дополнительные вопросы или постановка вопросов продуктивного характера самими учениками (Для этого учитель предлагает при чтении внимательно следить, есть ли в тексте объяснение причины явления, значения факта. Если же в тексте объяснения отсутствуют или недостаточны для понимания изучаемого явления, то следует поставить к тексту свой вопрос). Собственные вопросы помогают выяснить смысловые затруднения в отрывке текста или в отдельной фразе.




  1. установить последовательность вопросов (с помощью кальки, на доске учителем, нескольких ответов товарищей);




  1. восстановление части, текста (редактирование);




  1. составление плана после прочтения текста и соотнесение текста; схем; опорных сигналов;

  2. сравнить или сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах); дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения; элементом в предложении, части текста и т.д.); сравнение схемы учителя с изученной темой;




  1. выполняя задание «Исправь ошибки» (в тексте) вместо отметки указать количество найденных ошибок (можно их дифференцировать: н-р, количество орфографических и количество пунктуационных); количество орфограмм; сравнить с соседом и обсудить;




  1. через распределение функций (кто-то отвечает за 1 часть, кто-то за 2 часть и т.д.);




  1. в начале урока: - Хочу узнать (научиться) - …

или

- Что должен знать (уметь) - …

в конце урока: фиксация значком (+) тех умений и знаний, которые планировал получить;


  1. В таблицу (или на «волшебной линеечке» зафиксировать) заполнить действия (умения), которые выполнены:



Умение объяснить


Умение работать в группе

Умение проверить

+

+

-
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconСовет сельского поселения «выльгорт» 168220, Республика Коми, Сыктывдинский...
Руководствуясь Федеральным законом 131-фз от 06. 10. 2003 «Об общих принципах местного самоуправления в рф», в соответствии с п....

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconПостановление администрации сельского поселения «Выльгорт»
Федерации», Законом Республики Коми №47-рз «О реализации права граждан на обращение в Республике Коми», Уставом муниципального образования...

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconМетодические указания «Рекомендации по трудоустройству»
Рекомендации по трудоустройству (для студентов и выпускников вузов). Авторы и составители: В. В. Конев, А. А. Яйлеткан Тюмень: Изд-во....

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconМетодические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров...
Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций / Н....

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconМетодические рекомендации по лицензированию основных образовательных...
Методические рекомендации по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство...

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconЖилищных и коммунальных услуг и обоснованности
Методические рекомендации по расчету размера платы за жилищные услуги (далее Методические рекомендации)

Методические рекомендации Выльгорт 2006 iconЭлектронное портфолио студента (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск