Методические рекомендации Бузулук, 2012


НазваниеМетодические рекомендации Бузулук, 2012
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №3

Формирование познавательных универсальных действий на уроках физики у учащихся системы начального профессионального образования

Методические рекомендации



Бузулук, 2012

Данные методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методического совета ГАОУ НПО ПУ- 3

Составитель Добрынина Любовь Петровна, преподаватель физики высшей категории

Формирование познавательных универсальных учебных действий. Методические рекомендации.

г. Бузулук, ГАОУ НПО ПУ – 3, 2012.

Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная дисциплина, в ходе усвоения которой учащиеся вовлекаются во все этапы научного познания.

в данных методических рекомендациях изложены методы, приемы и способы действий, направленных на формирование познавательных универсальных действий у учащихся системы начального профессионально образования. Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

  1. Этапы работы преподавателя по проектированию УУД 7

  2. Формирование познавательных УУД на уроках физики 8

  3. Методы работы с текстом, как с источником информации 10

  4. Интерактивные метолы обучения 21

  5. Дидактические игры 24

  6. Использование задач для формирования познавательных УУД 25

  7. Список рекомендуемой литературы 35

Приложение 38

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметными результатами обучения физики являются универсальные учебные действия (УУД), т.е. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Сегодня начальное профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда XXI века, полностью соответствовать общемировым стандартам качества. Для этого необходимо усиление практической направленности процесса, связанной с деятельностью учащихся. Я считаю, что в системе начального профессионального образования существует проблема формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Мой опыт работы в системе начального профессионального образования показал, что для учащихся профессиональных училищ сложны такие дисциплины как физика. Обычно ребята приходят в училище с большими пробелами в знаниях, низким уровнем не только предметной подготовки, но и с низкой мотивацией изучаемого предмета. Входной контроль знаний первокурсников показывает низкий уровень подготовки не только по физике, химии, но и по математике. В таких условиях формирование универсальных учебных действий на уроках физики затруднено. Необходимо по возможности ликвидировать эти пробелы, добиться того, чтобы учащиеся почувствовали уверенность в своих знаниях и силах. От того, в какой системе учащийся профессионального училища приобретает свою познавательную деятельность и деловое общение, зависит многое: динамика его личностного совершенствования, развитие знаний и умений. В связи с этим, возникла необходимость разработать приемы, которые позволяли бы корректировать полученные результаты обучения и затем их развивать.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых – психологов под руководством члена - корреспондента РАО, профессора МГУ А. Г. Асмолова. Методической и теоретической основой УУД является системно – деятельностный подход Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В.Запорожца, В. В. Давыдова. Познавательная деятельность, как психологический феномен, хорошо исследована в работах Р. С. Немова, А. А. Вербицкого, С. Л. Рубенштейна и др. На методическом уровне данная проблема исследована А. А. Реном, Н. В. Бордовским.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Методологической и теоретической основой универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

— определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

— изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание учебных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

— стихийности учебной деятельности учащегося к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;

— индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. [27, 6]

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД) включают: общеучебные, включая знаково-символические действия; логические и действия постановки и решения проблем.

Общеучебные познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения задач;

ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

ставить и формулировать проблемы;

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

смысловое чтение;

выбирать вид чтения в зависимости от цели;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Логические познавательные УУД:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

  • сравнение,

  • сериация;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение рассуждения;

  • обобщение.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Из познавательных УУД физика формирует умения:

сознательно чувствовать окружающий мир,

отыскивать причины физических явлений,

анализировать и сравнивать физические явления между собой,

структурировать и классифицировать объекты физического мира,

моделировать физические объекты и системы, чувствовать противоречия и др.

Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Любой учебный предмет, с его содержанием, выступает как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Предмет физика позволяет развивать логическое и абстрактное мышление, произвольность высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи), творчество и коммуникативные качества личности.

Познавательные УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Представленные в работе материалы могут быть использованы преподавателями физики системы начального профессионального образования для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физики, организации педагогической помощи, для подготовки к выступлениям на заседаниях методических объединений и педагогических советах.

2. Этапы работы преподавателя по проектированию познавательных УУД.

I. Подготовительный этап. На этом этапе преподаватель определяется с вопросом, какие УУД взять за основу и подбор для них диагностического комплекса (опросники, методику проведения, критерии оценки)

II. Входная диагностика. Измерение начального уровня владения познавательными УУД. Фиксация полученных результатов. Анализ. Доведение результатов до сведения учащихся, с обязательным объяснением критериев оценки (каждый учащийся должен знать, что, как и зачем оценивали)

III. Постановка цели. Здесь очень важно сформулировать цель правильно (ЦЕЛЬ = конкретный, диагностируемый и конечный результат)

IV. Планирование. В соответствии с поставленной целью составление конкретного плана работы: что, когда и как делать.

V. Реализация плана. Претворение в жизнь составленного плана, при необходимости внесение в него коррективов.

VI. Итоговая диагностика. Проведение итоговой диагностики по той же самой методике, которую применяли на входе. Фиксация изменения параметров (повышение уровня овладения выбранным действием)

VII. Рефлексия. Какую ставили цель? Какой получили результат? Достигли или нет поставленной цели?

3.Формирование познавательны УУД на уроках физики
При формировании познавательных универсальных учебных действий учитываю основные дидактические принципы. Опишу действия, позволяющие мне формировать познавательные универсальные учебные действия у учащихся: привлечение учащихся к открытию новых знаний, обучение учащихся приемам работы в парах и группах, определение цели урока через создание проблемной ситуации, вместе с учащимися определение цели урока. Стараюсь показывать достижения учащегося по сравнению с его вчерашними достижениями в открытии новых знаний. Особое внимание уделяю тем навыкам учащихся, которые им пригодятся в работе с информацией – составлению плана, знакомству с разными источниками, используемыми для поиска информации, так как считаю, что в ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления учащихся. На занятиях кружка «Квант» использую проектные формы работы. Приходится учить учащихся ставить цели и искать пути их достижения, а также решать возникающие проблемы. Перед началом решения проблем составляем с учащимися совместный план действий. Организовываю формы деятельности, в рамках которой учащиеся могли бы усвоить нужные знания.

.Формирование познавательных УУД на уроках физики определяет их содержание: работу с информацией, с учебными моделями; выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие; использование знаково-символических средств, общих схем решения. Любые приемы, применяемые мною на уроке, можно свести к системе некоторых принципов, которые, поддерживая друг друга, складываются в единое целое.

Уроки на 1 и 2 курсах сопровождаю презентациями PowerPoint. Презентации использую из Интернета, поиск информации осуществляю вместе с учащимися. После просмотра слайд – шоу комментируем просмотренный материал. Например, после просмотра открытия Ньютона в области оптики, воспроизводим опыт по разложению света при прохождении через стеклянную призму. Вместо стекла можно взять и другие прозрачные материалы. Перед опытом повторяем материал. Практическую часть выполняем по группам: демонстраторы и экспериментаторы. Используем распечатки с планом работы. Распечатки готовят учащиеся сами, работая в редакторе Word. После выполнения задания, делаем вывод о том, что белый свет сложный. Электронные таблицы Excel используем для решения задач

С помощью компьютера показываю такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов. Не менее практичным оказалось использование фотографии плакатов, сделанных цифровым фотоаппаратом. В электронном виде эти плакаты более чётко видны всем в группе, тем более, что можно увеличить необходимую часть плаката. Появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров

Освоение Интернет – ресурсов позволяет нам статус игры поднять до уровня защиты реферата или исследовательского проекта. По каждой профессии мы подбираем нужный материал и используем на занятиях в виде презентации. На своих занятиях я использую игры «Путешествие в страну Физика», пресс – конференцию «Производство и использование электроэнергии» (см. Приложение 2, 3).

Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Например, если учащийся занимается туризмом, то в реальных условиях похода он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой узел надо завязать на веревке, чтобы обеспечить надежную страховку; каких размеров, и какой массы должна быть печка, чтобы обеспечить безопасность при совершении лыжного похода и др.

На уроках физики для формирования познавательных УУД использую интерактивные методы обучения: работа с текстом как с источником информации; самое главное; работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; каждый учит каждого, дерево решений, пазл, и др.

Реализуя на практике оптимальный выбор методов обучения, стараюсь учитывать особенности учебно-познавательной деятельности учащихся с разным уровнем развития учебных возможностей. Так, у слабоуспевающих значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, и нередко отсутствует сознательная учебная дисциплина.

Все эти обстоятельства учитываю при определении задач дифференцированного подхода на уроке. Здесь сделаю акцент на более тесной связи обучения с жизненным опытом этих учащихся, который у них нередко шире, чем у других. Стараюсь вовлекать их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические занятия. Необходимо активное управление учебной деятельностью учащихся, всемерное поддержание внимания при объяснении нового материала, некоторое замедление темпа объяснения в трудных местах, стимулирование вопросов с их стороны при затруднениях в усвоении.

Учебные занятия чаще всего строю по такой технологии: создание потребности в знаниях, деятельность учащихся, полученный результат, его обсуждение, рефлексия и осознание, переход знаний на новый качественный уровень. Анализ обобщенных технологий (см. Приложение 1).
4.Методы работы с текстом, как с источником информации

К сожалению, наши учащиеся часто не воспринимают информацию, которую несет текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Работа с текстом позволяет: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям.

Рассмотрим некоторые методы работы с текстом:

Упражнение 1. «Самое главное»

Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте этот текст одним словом (словосочетанием), характеризующим тему текста. Затем охарактеризуйте данный материал одной фразой (предложением). И, наконец, найдите в тексте «секрет», особенность, то, без чего он был бы лишен смысла.

Эффекты, полученные при реализации упражнения:

  1. Понимание текста

  2. Выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку

  3. Выделение главного и второстепенного

  4. Умение переформулировать текст

  5. Развитие речи

  6. Умение аргументировать.

Например, текст по теме «Виды электромагнитных излучений»:

Мобильный, или сотовый, телефон - это миниатюрная комбинация телефона, радиоприемника и радиопередатчика, ставшая возможной только благодаря достижениям современной физики.

Главное преимущество такого телефона состоит в том, что он поддерживает постоянную радиотелефонную связь при перемещении абонента в пределах так называемой «зоны покрытия».

Вся зона покрытия разделена на ячейки, называемые также «сотами» (отсюда и название телефона). В каждой ячейке имеется свои приемник-передатчик (их антенны устанавливают на телебашнях, высоких зданиях и на специально построенных вышках). Включенный сотовый телефон автоматически через определенный промежуток времени посылает сигналы поддерживая радиосвязь с ближайшим приемником-передатчиком, который предоставляет ему один из свободных каналов

При перемещении мобильного телефона из одной ячейки в другую он автоматически переключается на свободный канал ближайшего приемника-передатчика.

Итоги выполнения упражнения: (см. табл. 2)

Таблица 2

п/п

Задание

Результат выполнения задания

1

Озаглавьте текст

Сотовый телефон

2

Охарактеризуйте материал текста

Данный текст раскрывает принцип работы мобильного (сотового) телефона.

3

«секрет» текста

Главное преимущество такого телефона состоит в том, что он поддерживает постоянную радиотелефонную связь при перемещении абонента в пределах так называемой «зоны покрытия».


Упражнение 2. «Смысловой анализ абзаца»

Даю возможность учащимся составлять план к тексту, а также задавать вопросы к отдельным абзацам. На уроке по теме «Ультразвук и его использование в медицине» учащимся предлагаю следующие задания:

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите информативные центры в абзацах. Сформулируйте и запишите вопросы к ним.

Звуки, которые мы не слышим

Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим. Хорошо известен пример летучих мышей, имеющих ультразвуковой локатор: посылая и ловя отраженные от стен и веток деревьев ультразвуковые волны, летучие мыши легко огибают препятствия в кромешной мгле.

Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами. Многие слышали о четырехглазых рыбах, но, наверное, менее известно, что, например, у кузнечика уши расположены…на его широко расставленных ногах.

Инженеры и изобретатели наших дней нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение. Инфразвук оказался очень удобен для дальней подводной связи, для быстрого обнаружения препятствий под водой. Ультразвук очень хорошо очищает поверхность любых кристаллов от мельчайших загрязнений, дробит руду, видит скрытые раковины и дефекты в кристаллах и сплавах, проникает сквозь ткани человеческого тела, помогает получать объемное изображение внутренних органов человека. Ультразвуку в этом идет навстречу само строение человеческого организма – границы между сосудами и кровью, между опухолью и нормальной тканью по –разному отражают ультразвук, позволяя заметить тонкие изменения в структуре и расположении внутренних органов. При этом ультразвук совершенно безвреден для человеческого организма.

У всевидящего рентгеновского излучения, которым злоупотреблять нельзя, появился друг – соперник. Ультразвуковые анализы врач может делать без всяких последствий для здоровья больного несколько раз в день.

После окончания работы с текстом учащимся предлагаю еще одно задание.

Задание 2. Составленные вами вопросы являются вопросным планом к данному тексту. Сравните ваш план с предлагаемым ниже:

  1. Какими звуками пользуются многие животные и птицы?

  2. Какими приборами наделяет свои создания природа?

  3. Какое применение ультразвуку и инфразвуку нашли инженеры и изобретатели в наши дни?

  4. Какой друг – соперник появился у рентгеновского излучения?

Я считаю, что форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей.

Составление плана – трудный процесс. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

Задание 3. Сравните назывной и тезисный план к тексту

Назывной план

Тезисный план

1. Использование животными и птицами неслышимых звуков

1.Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим

2.Приборы, созданные природой

2.Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами

3.Применение ультразвука и инфразвука в наши дни

Инженеры и изобретатели нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение

4.Друг – соперник рентгеновского излучения

4.У рентгеновского излучения появился друг - соперник

Задание 4. Попытайтесь преобразовать составленный вами вопросный план в назывной.

План помогает определить также избыточную или недостающую информацию. Он может стать основой перераспределения нескольких текстов.

Упражнение 3. «Работа с текстом и выбор варианта возможного ответа»

Такую работу с текстом я использую при закреплении материала. Приведу пример по теме «Электродинамика», «Постоянный электрический ток».

Текст №1

Для того, чтобы поддерживать постоянный электрический ток в цепи, необходим источник сторонних сил, который бы поддерживал в цепи постоянное напряжение. Если во внешней цепи заряды перемещаются под действием электрического поля, то внутри источника заряды должны перемещаться против сил поля. Поэтому эти силы должны иметь неэлектростатическую природу. Они могут быть механическими, как в электрофорной машине, химическими, как в гальваническом элементе, магнитными, как генератор тока.

Дайте определение сторонних сил.

  1. это химические силы

  2. это силы, имеющие электростатическую природу

  3. это электрические силы

  4. это химические, механические и магнитные силы

Текст №2

Предположение о том, что за электрический ток в металлах ответственны электроны, возникло значительно раньше опытов Толмена и Стюарта. Еще в 1900 году немецкий ученый Д. Друде на основе гипотезы о существовании свободных электронов в металлах создал электронную теорию проводимости металлов.

Эта теория получила развитие в работах голландского физика Х. Лоренца и носит название классической электронной теории. Согласно этой теории, электроны в металлах ведут себя как электронный газ, во многом похожий на идеальный газ. Электронный газ заполняет пространство между ионами, образующими кристаллическую решетку металла.

Как вы думаете, чем электронный газ похож на обычный?

  1. электроны участвуют в тепловом движении

  2. электронный газ разряжен

  3. электроны движутся хаотично

  4. электроны не взаимодействуют между собой

Упражнение 4. «Вопрос – ответ»

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Заполните таблицу.

Эффекты, полученные при реализации упражнения:

1.Понимание текста

2.Выделение главного и второстепенного

3.Умение переформулировать текст

4.Построение речевого высказывания в письменной форме

5.Установление причинно-следственных связей
Таск анализ. На уроке по теме « Графическое описание равномерного движения» в группах технического профиля 1 курса применяю таск - анализ при работе с информацией[1, 7]. После объяснения и работы с учебником самостоятельно учащиеся формулируют вопросы и отвечают на них (см. таблицу в плане - конспекте урока)
Таск анализ: Вопрос – ответ



Вопрос

Ответ



Конспект урока

Преподаватель: Добрынина Л.П.

Предмет: физика

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации по подготовке практикума Типовые алгоритмы действий
Задания по практикуму и методические рекомендации по его выполнению для слушателей 3 курса заочной формы обучения (специальность:...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации москва 2012
Методические рекомендации предназначены для руководителей пмсп, медико-санитарных частей, здравпунктов, специалистов службы медицинской...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconЕ. А. Банникова бухгалтерская (финансовая) отчетность
...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации для руководителей образовательных организаций...
Методические рекомендации для руководителей образова-тельных организаций по реализации Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 5

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconПрограмма и методические рекомендации по прохождению производственной...
Программа и методические рекомендации по прохождению производственной практики / Т. Б. Сибирякова, Л. В. Шамрай – Волгоград: ноу...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ по специальности 100103. 65 – «Социально-культурный сервис и туризм», специализация...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации по разработке контрольно-измерительных...
Методические рекомендации предназначены для всех специальностей, реализуемых в кгаоу спо «Канский педагогический колледж». Разработаны...

Методические рекомендации Бузулук, 2012 iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск