Скачать 1.17 Mb.
|
Типовые методики проведения внутреннего аудита Типовая методика проверки правильности применения законодательных и нормативных актов К законодательным и нормативным актам относятся документы органов законодательной и исполнительной власти, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность организации. Определение аудиторами и контролерами соответствия совершенных финансово-хозяйственных операций указанным документам дает первоначальную уверенность в соблюдении объектом проверки нормативно-правовой базы, регламентирующей его деятельность. По степени влияния законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы. Первая группа актов определяет форму финансовой (бухгалтерской) отчетности, порядок формирования ее показателей и раскрытия информации. Вторая группа актов определяет условия деятельности организации, без соблюдения которых ее деятельность будет прекращена, например, антимонопольное законодательство или законодательство по лицензированию. Третья группа актов предусматривает особые условия деятельности организации. Это, например, законодательство об охране окружающей среды, о недропользовании, об инвестиционно-строительной деятельности. Четвертая группа актов объединяет налоговое, таможенное и законодательство о валютном контроле. Она характеризуется применением штрафных санкций и пеней за допущенные нарушения. Осуществлять проверки правильности применения нормативных актов должны аудиторы и контролеры, имеющие достаточную юридическую подготовку, поскольку неправильная трактовка их положений может нанести серьезный ущерб объекту проверки и организации в целом. Если влияние спорного документа представляется существенным, то следует поставить перед руководителем СВА вопрос о необходимости направить письменный запрос в орган управления, являющийся источником этого нормативного акта. В первую очередь аудитор и контролер работают с теми документами, невыполнение требований которых может стать причиной приостановления или даже прекращения деятельности объекта проверки. Поэтому при планировании проверки они должны внимательно изучить требования нормативных актов применительно к особенностям проверяемого объекта, получить от руководителей СВА или компетентных специалистов сведения о наиболее целесообразных методах контроля, обсудить спорные вопросы, возникающие при проведении проверки. Следует проверить наличие документов, без которых объект проверки не вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность (устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, лицензии и др.). На стадии предварительного планирования аудитор и контролер должны ознакомиться в юридических службах организации с нормативными актами, регулирующими деятельность объекта проверки, и оценить, какие из них будут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Получить эту информацию он может путем запроса у руководства объекта проверки информации об используемых в работе данной организации нормативных актах. При проведении проверки необходимо обращать пристальное внимание на следующие факты, которые могут свидетельствовать о несоблюдении объектом проверки требований нормативных актов:
При проверке следует установить: 1) обеспечен ли соответствующий персонал объекта проверки необходимыми ему для работы нормативными актами, в первую очередь по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также привлекаются ли в случае необходимости для консультаций сторонние специалисты;
При планировании проверки соблюдения нормативно-правовых актов следует иметь в виду, что риск их нарушения значительно возрастает при наличии у объекта проверки значительного количества таких документов и слабом контроле над их практическим применением со стороны юридической службы. При выявлении существенных нарушений аудитору и контролеру следует:
В заключительных материалах по результатам проверки: - указываются ошибки и искажения, влияющие на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговой отчетности, - делаются ссылки на нормативные акты и те их разделы и статьи, которые были нарушены. Факты нарушений систематизируют в таблице, в которой указывают реквизиты нормативного документа и сущность ошибки. Типовая методика проверок защиты и сохранности активов организации Типовая методика проверок по защите и сохранности активов нацелена в первую очередь на разработку и реализацию предупредительных мер и на проведение контрольных мероприятий. Наиболее распространенная причина хищений и недостач — нарушения установленного порядка учета движения денежных и материальных средств, вызванные:
Наиболее часто активы расхищаются в тех организациях, где работников не знакомят с нормативными актами по вопросам сохранности активов, не разъясняют положения законов об ответственности за хищения и злоупотребления служебным положением. Организация работы по сохранности активов обычно начинается в организации по инициативе СВА совместно со службой безопасности и проходит при их самом активном участии. Иногда в этих целях в СВА создается соответствующая специализированная группа. Значительную помощь при формировании комплексного плана мероприятий по защите и сохранности активов организации может оказать пофакторный анализ выявленных ранее недостач, имеющих системный характер, путем сравнения числа случаев выявленных сумм недостач за проверенный период с данными прошлых периодов. По результатам такого анализа производится группировка по основным классификационным признакам, например:
Завершается такой анализ разработкой комплексного плана мероприятий организационного, технического, экономического, правового и воспитательного характера, направленных на обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, усиление эффективности и действенности СВК организации. Второе направление защиты и сохранности активов организации предусматривает проведение в рамках СВК комплексных проверок с применением современных методик, а также выполнение внезапных инвентаризаций. Одновременно изучается наличие надлежащих условий для хранения материальных ценностей и эффективного контроля за их движением внутри организации с применением методов экономического анализа сохранности активов. При проведении проверок аудиторам и контролерам следует уделять повышенное внимание следующим направлениям:
Особое внимание в работе по защите и сохранности активов организации необходимо уделить качественному проведению инвентаризаций. Целесообразно предусмотреть участие в работе инвентаризационных комиссий в качестве наблюдателей аудиторов и контролеров, которые должны добиваться соблюдения следующих основных условий:
Аудиторы и контролеры при проверке качества проведенной инвентаризации обычно учитывают ее соответствие следующим формальным признакам:
Тщательно анализируются нарушения в заполнении инвентаризационных описей. При этом учитываются следующие основные признаки, свидетельствующие о возможных недостачах или о наличии неучтенных товаров:
По сличительным ведомостям, составленным по результатам инвентаризации активов, аудиторы и контролеры изучают правильность перенесения в них из инвентаризационных ведомостей учетных и фактических остатков, определения окончательных результатов инвентаризации, правильность их оформления и своевременность составления. В обязательном порядке проверяются обоснованность зачета недостач излишками от пересортицы товарно-материальных ценностей, а также правильность отражения суммарных разниц, образующихся при зачете пересортицы. Эти разницы, образовавшиеся от занижения цен, должны относиться на виновных лиц, а не перекрываться суммарными разницами от завышения цен. Важно помнить, что зачет пересортицы проводится только по письменному разрешению руководителя организации, принятому по рекомендации постоянно действующей (центральной) инвентаризационной комиссии (при ее наличии). Данное решение должно соответствовать установленному результату и действующим нормативным актам. СВА должна инициировать контрольные проверки результатов проведенных инвентаризаций. В первую очередь следует убедиться в наличии системы проведения таких проверок и в том, что они возглавляются квалифицированными специалистами. Как показывает практика, контрольные проверки проводятся крайне редко, хотя, по имеющимся данным, из-за формального и некомпетентного проведения инвентаризации может скрываться до 15% недостач. Контрольные проверки целесообразно проводить на 10-15% проинвентаризованных активов. В работе по сохранности активов важное место занимают мероприятия, нацеленные на проверку эффективности работы постоянно действующих инвентаризационных комиссий. Аудиторы и контролеры, в частности, оценивают:
В работе СВА самое пристальное внимание следует уделять созданию на объектах проверки условий, препятствующих хищению активов. Особенно это касается наиболее ликвидных активов — наличных денежных средств. В практике работы СВА наиболее часто применяется следующая методика. В первую очередь аудиторы и контролеры оценивают надежность СВК на объекте проверки. Они выясняют, как обеспечены условия сохранности наличных денежных средств по следующим направлениям:
Необходимость выполнения вышеперечисленных условий оценивается с учетом объема проводимых кассой операций с денежными средствами, исходя из их целесообразности. Далее аудитору или контролеру необходимо выполнить ряд контрольных процедур по существу. Так, например, проверяются кассовые документы на предмет их своевременного и правильного оформления, наличия соответствующих подписей уполномоченных лиц, процедуры оформления первичных документов и внесения их в регистры учета. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88. В практике таких проверок наиболее часто встречаются следующие виды недостач и хищений:
Для безналичных денежных средств на расчетном или валютном счетах характерно их нецелевое, нерациональное и неэффективное использование. Методика проверок аналогична методике проверки сохранности и целевого использования наличных денежных средств. Наиболее часто в процессе проверок выявляются следующие нарушения: 1. Отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции.
Проверка состояния и использования основных средств начинается с оценки надежности СВК, проверяя которую аудиторы и контролеры должны убедиться в следующем:
10) основные средства застрахованы на случай стихийных бедствий на достаточную сумму. Основным источником информации при проведении контрольных процедур, связанных с основными средствами, являются заполненные типовые формы первичного учета, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2001 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». При проверках, связанных с основными средствами, обычно выделяют 6 следующих направлений:
Каждая из этих проверок начинается с изучения имеющейся первичной документации на предмет ее комплектности и правильности заполнения. Эти требования необходимо знать аудитору и контролеру. Выявленные недостатки СВК, в том числе в части документирования фактов проведения хозяйственных операций, учитываются при определении объема и характера контрольных процедур по существу. При проверке операций по приобретению основных средств целесообразно при изучении первичных документов обращать внимание на наличие в них указания на первоначальную стоимость объектов основных средств, их износ и цену продажи, а также расшифровку комплектности. При проверке операций по продаже организацией объекта основных средств следует убедиться в наличии указаний на рыночную цену и величину налога на добавленную стоимость. При проверке операций по списанию основных средств необходимо удостовериться в соблюдении порядка списания, утвержденного руководством организации, а также в полноте оприходования материалов, оставшихся после ликвидации основных средств. Особое внимание должно быть уделено соблюдению правил бухгалтерского и налогового учета основных средств, начисления амортизации, расходов на ремонт, т.е. показателей, влияющих на формирование налоговой базы по налогу на имуществу и по налогу на прибыль. При этом анализируются правильность отражения этих требований в бухгалтерской и налоговой учетной политике организации и их соблюдение на практике. Типичные нарушения, связанные с основными средствами:
Особое значение в работе по созданию условий, обеспечивающих сохранность активов, занимают товарно-материальные ценности. Это обусловливается их массовостью и разнообразием видов, а также возможным широким спектром использования не только в производственных целях. Поэтому сохранность и эффективность использования товарно-материальных ценностей должны подвергаться контролю на системной основе. В первую очередь аудиторам и контролерам необходимо оценить надежность СВК при поступлении и движении товарно-материальных ценностей. Для этого они выясняют следующие вопросы:
Формы, используемые при внутреннем контроле, утверждены постановлениями Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66, от 25.12.1998 № 132, от 30.10.1997 № 71а. Порядок учета и документооборота материально производственных запасов регулируются ПБУ 5/01(приказ Минфина от 09.06.2001 № 44н) и Методическими указаниями (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н). |
Российской' Федерации, настоящее Наставление и иные нормативные правовые акты мвд россии, а также законодательные и иные нормативные... | Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной, экологической,... | ||
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 35,[6]с | Ативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая... | ||
Пк оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды | Ведение кадровой документации организации, как правило, осуществляет инспектор по кадрам | ||
Ведение кадровой документации организации, как правило, осуществляет инспектор по кадрам | Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом РФ (заключено 23. 06.... | ||
Внести изменения в нормативные правовые акты мвд россии согласно прилагаемому Перечню (приложение) | В соответствии с Земельным кодексом рф, Градостроительным кодексом рф, Уставом города Кемерово, принятым постановлением Кемеровского... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |