Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы


НазваниеЗаконодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы
страница1/7
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
  1   2   3   4   5   6   7

Типовые методики проведения внутреннего аудита


Типовая методика проверки правильности применения законодательных и нормативных актов
К законодательным и нормативным актам относятся документы органов законодательной и исполнительной власти, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность организации. Определение аудиторами и контролерами соответствия совершенных финансово-хозяйственных операций указанным документам дает первоначальную уверенность в соблюдении объектом проверки нормативно-правовой базы, регламентирующей его деятельность.

По степени влияния законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы.

Первая группа актов определяет форму финансовой (бухгалтерской) отчетности, порядок формирования ее показателей и раскрытия информации.

Вторая группа актов определяет условия деятельности организации, без соблюдения которых ее деятельность будет прекращена, например, антимонопольное законодательство или законодательство по лицензированию.

Третья группа актов предусматривает особые условия деятельности организации. Это, например, законодательство об охране окружающей среды, о недропользовании, об инвестиционно-строительной деятельности.

Четвертая группа актов объединяет налоговое, таможенное и законодательство о валютном контроле. Она характеризуется применением штрафных санкций и пеней за допущенные нарушения.

Осуществлять проверки правильности применения нормативных актов должны аудиторы и контролеры, имеющие достаточную юридическую подготовку, поскольку неправильная трактовка их положений может нанести серьезный ущерб объекту проверки и организации в целом.

Если влияние спорного документа представляется существенным, то следует поставить перед руководителем СВА вопрос о необходимости направить письменный запрос в орган управления, являющийся источником этого нормативного акта.

В первую очередь аудитор и контролер работают с теми документами, невыполнение требований которых может стать причиной приостановления или даже прекращения деятельности объекта проверки. Поэтому при планировании проверки они должны внимательно изучить требования нормативных актов применительно к особенностям проверяемого объекта, получить от руководителей СВА или компетентных специалистов сведения о наиболее целесообразных методах контроля, обсудить спорные вопросы, возникающие при проведении проверки.

Следует проверить наличие документов, без которых объект проверки не вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность (устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, лицензии и др.).

На стадии предварительного планирования аудитор и контролер должны ознакомиться в юридических службах организации с нормативными актами, регулирующими деятельность объекта проверки, и оценить, какие из них будут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Получить эту информацию он может путем запроса у руководства объекта проверки информации об используемых в работе данной организации нормативных актах.

При проведении проверки необходимо обращать пристальное внимание на следующие факты, которые могут свидетельствовать о несоблюдении объектом проверки требований нормативных актов:

  1. наличие фактов наложения штрафных санкций государственными органами;

  2. оплата услуг, необходимость которых сомнительна;

  3. выплата комиссионерам и посредникам вознаграждений в размерах, существенно превышающих обычные размеры оплаты;

  4. закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных;

  5. необычные платежи наличными;

  6. необычные операции с организациями, зарегистрированными в особых экономических и оффшорных зонах;

  7. перечисление платежей за услуги и товары не в ту страну, откуда осуществлялась поставка этих товаров (услуг);

  8. другие.

При проверке следует установить:

1) обеспечен ли соответствующий персонал объекта проверки необходимыми ему для работы нормативными актами, в первую очередь по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также привлекаются ли в случае необходимости для консультаций сторонние специалисты;

  1. разработаны и используются ли на практике внутренние документы, определяющие учетную политику, порядок документооборота и санкционирование выполнения операций;

  2. осуществляется ли контроль над совершением операций и применяются ли меры воздействия к персоналу организации, допустившему несоблюдение требований нормативных актов;

  3. проводится ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста и подготовкой решений по отражению планируемой сделки в учете и системе налогообложения.

При планировании проверки соблюдения нормативно-правовых актов следует иметь в виду, что риск их нарушения значительно возрастает при наличии у объекта проверки значительного количества таких документов и слабом контроле над их практическим применением со стороны юридической службы.

При выявлении существенных нарушений аудитору и контролеру следует:

  1. отразить нарушение в своей рабочей документации;

  2. учесть влияние выявленного нарушения на надежность доказательств и планируемые контрольные процедуры по существу;

  3. сообщить руководителю проверки о выявленном нарушении в случае его существенности.

В заключительных материалах по результатам проверки:

- указываются ошибки и искажения, влияющие на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговой отчетности,

- делаются ссылки на нормативные акты и те их разделы и статьи, которые были нарушены.

Факты нарушений систематизируют в таблице, в которой указывают реквизиты нормативного документа и сущность ошибки.
Типовая методика проверок защиты и сохранности активов организации
Типовая методика проверок по защите и сохранности активов нацелена в первую очередь на разработку и реализацию предупредительных мер и на проведение контрольных мероприятий.

Наиболее распространенная причина хищений и недостач — нарушения установленного порядка учета движения денежных и материальных средств, вызванные:

  1. бесконтрольностью за выдаваемыми доверенностями на получение этих средств;

  2. неполным заполнением или корректировкой реквизитов в первичных документах;

  3. фальсификацией накладных на перемещение ценностей;

  4. несвоевременным и некачественным проведением инвентаризации и отражением в отчетности ее результатов.

Наиболее часто активы расхищаются в тех организациях, где работников не знакомят с нормативными актами по вопросам сохранности активов, не разъясняют положения законов об ответственности за хищения и злоупотребления служебным положением.

Организация работы по сохранности активов обычно начинается в организации по инициативе СВА совместно со службой безопасности и проходит при их самом активном участии. Иногда в этих целях в СВА создается соответствующая специализированная группа.

Значительную помощь при формировании комплексного плана мероприятий по защите и сохранности активов организации может оказать пофакторный анализ выявленных ранее недостач, имеющих системный характер, путем сравнения числа случаев выявленных сумм недостач за проверенный период с данными прошлых периодов. По результатам такого анализа производится группировка по основным классификационным признакам, например:

  1. причины и условия, способствующие возникновению недостач;

  2. возраст, стаж работы, образование и другие характеристики работников, допустивших недостачи;

  3. способ сокрытия недостач;

  4. места обнаружения недостач.

Завершается такой анализ разработкой комплексного плана мероприятий организационного, технического, экономического, правового и воспитательного характера, направленных на обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, усиление эффективности и действенности СВК организации.

Второе направление защиты и сохранности активов организации предусматривает проведение в рамках СВК комплексных проверок с применением современных методик, а также выполнение внезапных инвентаризаций. Одновременно изучается наличие надлежащих условий для хранения материальных ценностей и эффективного контроля за их движением внутри организации с применением методов экономического анализа сохранности активов.

При проведении проверок аудиторам и контролерам следует уделять повышенное внимание следующим направлениям:

  1. соблюдению правил учета и своевременности обработки отчетов материально ответственных лиц;

  2. контролю над правильностью приемки товаров и выдачей доверенностей;

  3. использованию типовых форм первичных документов и полному заполнению их реквизитов;

  1. своевременности и качеству ведения учетных регистров;

  1. правильности применения действующих методов и форм ведения бухгалтерского учета;

  2. контролю над правильностью переоценки и списания потерь и недостач материальных ценностей;

  3. использованию финансовой (бухгалтерской) отчетности и экономического анализа с целью проверки сохранности активов;

  4. наличию надлежащих условий для хранения товарно-материальных ценностей;

  5. соблюдению правил приемки и отпуска товарно-материальных ценностей по количеству и качеству;

  1. укреплению материально-технической базы;

  2. привлечению к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей широкого круга специалистов организации;

  3. применению кассовых аппаратов и современных весовых устройств;

  4. наличию системы оперативного контроля над движением товарно-материальных ценностей.

Особое внимание в работе по защите и сохранности активов организации необходимо уделить качественному проведению инвентаризаций. Целесообразно предусмотреть участие в работе инвентаризационных комиссий в качестве наблюдателей аудиторов и контролеров, которые должны добиваться соблюдения следующих основных условий:

  1. соблюдения принципа внезапности;

  2. соответствия количества и качества членов инвентаризационных комиссий выполняемой ими работе;

  3. правильного составления инвентаризационных ведомостей;

  4. соблюдения сроков оформления результатов инвентаризации;

  5. наличия контрольных проверок качества инвентаризации;

  6. максимально возможного охвата инвентаризацией всех активов, находящихся на объекте проверки.

Аудиторы и контролеры при проверке качества проведенной инвентаризации обычно учитывают ее соответствие следующим формальным признакам:

  1. наличию утвержденного в установленном порядке плана инвентаризации;

  2. полноте охвата активов и своевременности проведения инвентаризации;

  3. правомочности и компетентности инвентаризационной комиссии;

  4. достоверности и правильности составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей;

  5. своевременности, правильности и полноте реализации материалов инвентаризации;

  6. правильности отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах.

Тщательно анализируются нарушения в заполнении инвентаризационных описей. При этом учитываются следующие основные признаки, свидетельствующие о возможных недостачах или о наличии неучтенных товаров:

  1. не оговоренные исправления цен, количества и сумм;

  2. подчистки записей, добавления и дописки цифр;

  3. неправильный подсчет активов по страницам инвентаризационной описи;

  4. несоответствие количества единиц активов по страницам описи всему количеству, зафиксированному инвентаризационной комиссией;

  1. неправильные таксировка и подсчет итогов на отдельных страницах и в инвентаризационной описи в целом;

  2. запись, превышающая лимит остатков активов в инвентаризационной описи;

  3. наличие в инвентаризационной описи активов, которых не было в учетных записях по поступлению и в начальном остатке.

По сличительным ведомостям, составленным по результатам инвентаризации активов, аудиторы и контролеры изучают правильность перенесения в них из инвентаризационных ведомостей учетных и фактических остатков, определения окончательных результатов инвентаризации, правильность их оформления и своевременность составления. В обязательном порядке проверяются обоснованность зачета недостач излишками от пересортицы товарно-материальных ценностей, а также правильность отражения суммарных разниц, образующихся при зачете пересортицы. Эти разницы, образовавшиеся от занижения цен, должны относиться на виновных лиц, а не перекрываться суммарными разницами от завышения цен.

Важно помнить, что зачет пересортицы проводится только по письменному разрешению руководителя организации, принятому по рекомендации постоянно действующей (центральной) инвентаризационной комиссии (при ее наличии). Данное решение должно соответствовать установленному результату и действующим нормативным актам.

СВА должна инициировать контрольные проверки результатов проведенных инвентаризаций. В первую очередь следует убедиться в наличии системы проведения таких проверок и в том, что они возглавляются квалифицированными специалистами. Как показывает практика, контрольные проверки проводятся крайне редко, хотя, по имеющимся данным, из-за формального и некомпетентного проведения инвентаризации может скрываться до 15% недостач. Контрольные проверки целесообразно проводить на 10-15% проинвентаризованных активов.

В работе по сохранности активов важное место занимают мероприятия, нацеленные на проверку эффективности работы постоянно действующих инвентаризационных комиссий. Аудиторы и контролеры, в частности, оценивают:

  1. какая профилактическая работа проводится по обеспечению сохранности активов;

  2. организуются ли инвентаризации и контрольные проверки;

  1. проверяется ли правильность оформления результатов инвентаризаций и обоснованность полученных от нарушителей объяснений;

  2. вносятся ли квалифицированные предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь.

В работе СВА самое пристальное внимание следует уделять созданию на объектах проверки условий, препятствующих хищению активов.
Особенно это касается наиболее ликвидных активов — наличных денежных средств.

В практике работы СВА наиболее часто применяется следующая методика. В первую очередь аудиторы и контролеры оценивают надежность СВК на объекте проверки. Они выясняют, как обеспечены условия сохранности наличных денежных средств по следующим направлениям:

  1. оборудовано ли помещение кассы должным образом;

  2. расположена ли касса в изолированном помещении;

  3. оборудована ли касса специальным окошком для выдачи денег;

  4. имеется ли сейф для хранения денег;

  5. имеется ли в помещении кассы охранная и пожарная сигнализация;

  6. заключен ли с кассиром организации договор о полной материальной ответственности;

  7. производится ли периодическая инвентаризация наличных денежных средств;

  8. установлены ли порядок и периодичность проведения инвентаризации;

  9. оформляются ли результаты инвентаризации должным образом;

  1. отражаются ли результаты инвентаризации должным образом;

  2. принимаются ли необходимые меры по результатам инвентаризации;

  3. установлен ли круг лиц, имеющих право санкционировать операции с денежными средствами;

  4. оформляются ли должным образом и своевременно первичные документы на прием и выдачу наличных денежных средств.

Необходимость выполнения вышеперечисленных условий оценивается с учетом объема проводимых кассой операций с денежными средствами, исходя из их целесообразности.

Далее аудитору или контролеру необходимо выполнить ряд контрольных процедур по существу. Так, например, проверяются кассовые документы на предмет их своевременного и правильного оформления, наличия соответствующих подписей уполномоченных лиц, процедуры оформления первичных документов и внесения их в регистры учета.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.

В практике таких проверок наиболее часто встречаются следующие виды недостач и хищений:

  1. прямое хищение денежных средств, прикрытое оформленными документами и расписками или ничем не прикрытое;

  2. неоприходование и присвоение денег, поступивших из банка, от юридических и физических лиц по приходным ордерам;

  3. излишнее списание денег из кассы, в том числе путем повторного использования одних и тех же документов, неправильного подсчета итогов в кассовых документах, списания сумм по подложным документам, подлогов в законно оформленных документах с увеличением суммы списаний;

  4. присвоение сумм, законно начисленных разным физическим и юридическим лицам, в том числе присвоение депонентских сумм.


Для безналичных денежных средств на расчетном или валютном счетах характерно их нецелевое, нерациональное и неэффективное использование. Методика проверок аналогична методике проверки сохранности и целевого использования наличных денежных средств.

Наиболее часто в процессе проверок выявляются следующие нарушения:

1. Отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции.

  1. Наличие документов, оформленных ненадлежащим образом (ксерокопии документов, отсутствие на документе банковских отметок).

  2. Отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения хозяйственных операций.

  3. Неполное зачисление наличных денег, сданных в банк, на расчетный (валютный) счет.

  4. Несоответствие платежного документа коду в банковской выписке.

  5. Отсутствие в документах необходимых подписей должностных лиц.

  6. Отсутствие документов, послуживших основанием для совершения записей в учетных регистрах хозяйственных операций.

  7. Внесение исправлений в банковские документы.


Проверка состояния и использования основных средств начинается с оценки надежности СВК, проверяя которую аудиторы и контролеры должны убедиться в следующем:

  1. ведется картотека основных средств по материально ответственным лицам, и заключены с ними договоры о полной материальной ответственности;

  2. учет основных средств ведется с использованием унифицированных форм первичной учетной документации;

  3. учет позволяет определить местонахождение каждого объекта основных средств (на складе, в эксплуатации, в ремонте, в аренде и т.д.);

  4. своевременно приходуются и отражаются в учете операции с основными средствами (поступление, установка, разборка, перемещение и выбытие);

  5. проводится сверка данных аналитического и синтетического учета;

  6. систематически проводятся обследование и инвентаризация основных средств;

  7. движение основных средств оформляется договорами, актами приемки-передачи, протоколами оценки стоимости основных средств, оформленными в соответствии с установленным порядком;

  8. акты на ликвидацию основных средств подписываются руководством организации;

  9. регистрируется сдача основных средств в аренду, и ведется забалансовый учет арендованных основных средств;

10) основные средства застрахованы на случай стихийных
бедствий на достаточную сумму.

Основным источником информации при проведении контрольных процедур, связанных с основными средствами, являются заполненные типовые формы первичного учета, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2001 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

При проверках, связанных с основными средствами, обычно выделяют 6 следующих направлений:

  1. поступление и выбытие объектов основных средств;

  2. внутреннее перемещение объектов основных средств;

  3. ремонт, реконструкция и модернизация основных средств;

  4. списание объектов основных средств;

  5. учет оборудования;

  6. учет наличия и движения основных средств.

Каждая из этих проверок начинается с изучения имеющейся первичной документации на предмет ее комплектности и правильности заполнения. Эти требования необходимо знать аудитору и контролеру.

Выявленные недостатки СВК, в том числе в части документирования фактов проведения хозяйственных операций, учитываются при определении объема и характера контрольных процедур по существу.

При проверке операций по приобретению основных средств целесообразно при изучении первичных документов обращать внимание на наличие в них указания на первоначальную стоимость объектов основных средств, их износ и цену продажи, а также расшифровку комплектности.

При проверке операций по продаже организацией объекта основных средств следует убедиться в наличии указаний на рыночную цену и величину налога на добавленную стоимость.

При проверке операций по списанию основных средств необходимо удостовериться в соблюдении порядка списания, утвержденного руководством организации, а также в полноте оприходования материалов, оставшихся после ликвидации основных средств.

Особое внимание должно быть уделено соблюдению правил бухгалтерского и налогового учета основных средств, начисления амортизации, расходов на ремонт, т.е. показателей, влияющих на формирование налоговой базы по налогу на имуществу и по налогу на прибыль. При этом анализируются правильность отражения этих требований в бухгалтерской и налоговой учетной политике организации и их соблюдение на практике.

Типичные нарушения, связанные с основными средствами:

  1. Инвентарные номера не присваиваются либо присваиваются номера ранее списанных основных средств, что создает условия для их хищения или использования не по прямому назначению.

  2. Необходимая (установленная) документация, связанная с оприходованием основных средств, не ведется, а если и ведется, то не заполняются все реквизиты, предусмотренные в форме документа. Это в конечном итоге приводит к неправильному определению нормы амортизации и соответствующим налоговым последствиям.

  3. Основные средства числятся в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за их сохранность работниками, что приводит к недостачам и хищениям.

  4. Передача основных средств с одного места на другое документально не оформляется.

  1. Инвентаризация основных средств зачастую проводится формально.

  2. Списание основных средств производится с нарушением установленного порядка.


Особое значение в работе по созданию условий, обеспечивающих сохранность активов, занимают товарно-материальные ценности. Это обусловливается их массовостью и разнообразием видов, а также возможным широким спектром использования не только в производственных целях. Поэтому сохранность и эффективность использования товарно-материальных ценностей должны подвергаться контролю на системной основе.

В первую очередь аудиторам и контролерам необходимо оценить надежность СВК при поступлении и движении товарно-материальных ценностей. Для этого они выясняют следующие вопросы:

  1. Существуют ли должным образом оборудованные места хранения этих ценностей — склады, кладовые, приспособленные площадки и т.д.

  2. Хранятся ли материально-производственные запасы, принадлежащие объекту проверки, обособленно от запасов, принадлежащих сторонним организациям и принятым на ответственное хранение.

  3. Определен ли круг лиц, ответственных за сохранность, приемку и отпуск товарно-материальных ценностей, своевременное оформление этих операций в карточках (книгах) складского учета, а также лиц, имеющих право подписывать документы на приемку и отпуск материально-производственных запасов, их вывоз за пределы этой организации.

  4. Установлен ли порядок нормирования материально-производственных запасов, соблюдаются ли нормы отпуска их в производство, выявляются ли отклонения от норм и анализируются ли их причины.

  5. Производится ли периодическая сверка данных синтетического учета материально-производственных запасов с данными карточек (книги складского учета).

  6. Проводится ли и с какой периодичностью инвентаризация материально-производственных запасов по видам; отражаются ли ее результаты в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

  7. Организован ли контроль над закупками материально-производственных запасов от составления плана закупок до оплаты счетов кредиторов за приобретенные материальные ценности.

  8. Оценка СВК при поступлении и движении товарно-материальных ценностей производится с использованием унифицированных форм по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения.

Формы, используемые при внутреннем контроле, утверждены постановлениями Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66, от 25.12.1998 № 132, от 30.10.1997 № 71а.

Порядок учета и документооборота материально производственных запасов регулируются ПБУ 5/01(приказ Минфина от 09.06.2001 № 44н) и Методическими указаниями (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconI. Общие положения, Правовые и организационные основы деятельности дорожно-патрульной службы1
Российской' Федерации, настоящее Наставление и иные нормативные правовые акты мвд россии, а также законодательные и иные нормативные...

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЭкзаменационные билеты
Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной, экологической,...

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconСписок литературы законодательные и нормативные акты
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 35,[6]с

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЗаконодательные и нормативные акты по социальному и пенсионному обеспечению,...
Ативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая...

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЗаконодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие...
Пк оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЗаконодательные и нормативные правовые акты, методические материалы...
Ведение кадровой документации организации, как правило, осуществляет инспектор по кадрам

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЗаконодательные и нормативные правовые акты, методические материалы...
Ведение кадровой документации организации, как правило, осуществляет инспектор по кадрам

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЗаконодательные и нормативные акты по социальному и пенсионному обеспечению,...
Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом РФ (заключено 23. 06....

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconПеречень изменений, вносимых в нормативные правовые акты мвд россии
Внести изменения в нормативные правовые акты мвд россии согласно прилагаемому Перечню (приложение)

Законодательные и нормативные акты подразделяют на четыре группы iconЗаконодательные и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление муниципальной услуги
В соответствии с Земельным кодексом рф, Градостроительным кодексом рф, Уставом города Кемерово, принятым постановлением Кемеровского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск