Скачать 0.49 Mb.
|
Министерство образования Саратовской области ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования Саратов 2015 Логинов Д.А., старший преподаватель кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»; Миронова С.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»; Зарубина Н.Л., старший методист кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»; Колпакова Н.А., старший методист кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО» Рецензент: Рыхлова Н.Н., к.ф.н., проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО «СОИРО», Рябцева О.В., директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса Энгельсского муниципального района Саратовской области Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической поддержки образовательным организациям области при переходе на пятидневную учебную неделю в период реализации ФГОС общего образования и ФКГОС. Рекомендации адресованы руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям и методистам муниципальных методических служб, руководителям образовательных организаций. СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования Пояснительная записка Настоящие методические рекомендации по переходу организаций области, осуществляющих образовательную деятельность, на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования. Методические рекомендации ориентированы на деятельность общеобразовательных организаций при переходе на 5-дневную учебную неделю и при формировании учебного плана общеобразовательной организации с максимальной учебной нагрузкой в течение дня для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (далее – ООП) по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (далее – ФГОС ОО) и учебный план (планы) основного общего и среднего общего образования по федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (далее – ФКГОС). При разработке Методических рекомендаций учтены положения следующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования:
Предлагаемые методические рекомендации носят рекомендательный характер. 1. Приведение нормативно-правовой базы образовательной организации в соответствие с пятидневным режимом работы Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в частности ст. 28), образовательная организация с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, возможности общения детей с родителями в выходные дни, самореализации обучающихся во внеурочной деятельности, расширения возможностей по профориентации для старшеклассников свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам. Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10). Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательная организация проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работы: – на заседании управляющего совета. Данное решение закрепляется протоколом заседания совета (Приложение 1). – на заседании педагогического совета образовательной организации принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального и основного общего образования (в «Организационный раздел»: учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФКГОС и регионального БУП-2004). Согласно п. 5, п.7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 «Закона об образовании в РФ» издается Приказ «Об изменении режима работы образовательной организации» (Приложение 2). Кроме того, необходимо будет внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (п.7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»; Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. № 1601). Законодательством, регулирующим трудовые права и обязанности педагога, предусмотрена сокращенная (не более 36 часов) продолжительность рабочей недели (ст. 333 ТК РФ; п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При этом законодательством не ограничивается возможность установления пятидневной рабочей недели. Поэтому образовательная организация может перейти на пятидневный режим работы, если не будет превышен лимит еженедельной продолжительности рабочего времени (36 ч). А ежедневная продолжительность рабочего времени может варьироваться. Например, может быть определен следующий график работы: с понедельника по четверг – по 7,5 ч в день, в пятницу – 6 ч. Следует также помнить, что работники-педагоги должны быть ознакомлены под подпись со всеми актами, регламентирующими режим рабочего времени, в которые будут внесены изменения (ст. 68 ТК РФ). Также необходимо будет заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам в части установления нового режима работы. В соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса об изменении режима труда работников необходимо уведомить не менее чем за 2 месяца. 1.1. Реализация требований ФГОС начального и основного общего образования. При организации освоения программ начального и основного общего образования переход на пятидневный режим работы предполагает внесение изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня общего образования. Это регламентируется на институциональном уровне Приказом «О внесении изменений в ООП начального и основного общего образования», которым необходимо предусмотреть перераспределение и сокращение часов учебного плана в связи с переходом на пятидневный режим работы. Примерные этапы деятельности по формированию учебного плана образовательной организации и внесении изменений представлены в Приложении 3. Нормативным основанием является СанПиН 2.4.2.2821-10, ФГОС НОО и ФГОС ООО. В этой связи максимальная учебная недельная нагрузка для обучающихся начальных классов должна составлять при пятидневном режиме работы: 1 класс – 21 час; 2-4 классов – 23 часа. Для обучающихся основной школы максимальная учебная недельная нагрузка при пятидневном режиме работы должна составлять: 5 класс – 29 часов; 6 класс – 30 часов; 7 класс – 32 часа; 8-9 класс – 33 часа. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Исходя из того, что образовательная организация сама принимает решение о содержании учебного плана в рамках ФГОС начального и основного общего образования, распределение часов может отличаться от примерного базисного учебного плана (как части организационного раздела примерной ООП). При распределении часов в сетке учебного плана необходимо руководствоваться тем, что минимальная учебная нагрузка за период освоения соответствующего уровня общего образования не может быть меньше чем:
Внеурочная деятельность как обязательная составляющая организационного раздела ООП соответствующего уровня образования направлена на удовлетворение индивидуальных запросов личности обучающегося, проводится в формах, отличных от урочных и не ограничена по количеству часов (Приложение 6). Кроме того, при реализации требований ФГОС необходимо учитывать потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В компетенцию образовательной организации входит разработка и реализация адаптированной образовательной программы, формируемой на основе действующей основной образовательной программы начального1 и основного2 общего образования. Важно учитывать, что основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год. 1.2 Реализация ФКГОС при организации образовательного процесса в основной и старшей школе Приказом руководителя образовательной организации утверждается учебный план (планы) на текущий учебный год, сформированные с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 к пятидневному режиму работы, сокращение часов осуществляется за счет сокращения часов вариативной части учебного плана (национально-регионального компонента и компонента образовательной организации). Так, в 5-9 классах, осуществляющих освоение образовательной программы в рамках ФКГОС, на региональную часть учебного плана приходится 2 часа, а компонент образовательной организации исключается (в связи с нехваткой часов). Подобным же образов формируются учебные планы при организации профильного обучения в 10 - 11 классах. При формировании учебных планов целесообразно ориентироваться на региональный БУП с учетом внесенных в него изменений (Приказ 27.04.2011 г. № 1206 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»). Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать работа по профессиональной ориентации. |
Единая информационная система учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся Московской области | Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций... | ||
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности... | Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... | ||
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... | Методические рекомендации предназначены для использования заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта в... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях | Преподаватель другой подгруппы болела и не отрабатывала положенные часы. На данный момент работодатель планирует поднять до конца... | ||
Ростовской области на основании Трудового кодекса Российской Федерации (далее тк рф) и Областного закона от 27. 06. 2012 №889 «О... | Методические рекомендации содержат перечень основных вопросов трудового законодательства, на которые следует обратить внимание при... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |