Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной


НазваниеМетодические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования Саратовской области

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Методические рекомендации

по переходу общеобразовательных организаций области

на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной

учебной нагрузки в течение дня для обучающихся

на разных уровнях общего образования

Саратов 2015

Логинов Д.А., старший преподаватель кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Миронова С.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Зарубина Н.Л., старший методист кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Колпакова Н.А., старший методист кафедры управления развитием образования ГАУ ДПО «СОИРО»
Рецензент: Рыхлова Н.Н., к.ф.н., проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО «СОИРО»,

Рябцева О.В., директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса Энгельсского муниципального района Саратовской области
Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической поддержки образовательным организациям области при переходе на пятидневную учебную неделю в период реализации ФГОС общего образования и ФКГОС.

Рекомендации адресованы руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям и методистам муниципальных методических служб, руководителям образовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка………………………………………………….……….

4

1. Приведение нормативно-правовой базы образовательной организации в соответствие с пятидневным режимом работы…………………………..…….


6

1.1. Реализация требований ФГОС начального и основного общего образования…………………………………………………………..…………...


7

1.2. Реализация ФКГОС при организации образовательного процесса в основной и старшей школе………………………………………………….…


8

2. Особенности организации обучения по индивидуальному учебному плану………………………………………………………………………………


8

3. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса…………………………………………………………………………...


12

Список литературы………………………………………………………………

14

Приложение 1…………………………………………………………………….

16

Приложение 2…………………………………………………………………….

17

Приложение 3…………………………………………………………………….

21

Приложение 4…………………………………………………………………….

22

Приложение 5…………………………………………………………………….

29

Приложение 6…………………………………………………………………….

32


Методические рекомендации

по переходу общеобразовательных организаций области

на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной

учебной нагрузки в течение дня для обучающихся

на разных уровнях общего образования
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации по переходу организаций области, осуществляющих образовательную деятельность, на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования.

Методические рекомендации ориентированы на деятельность общеобразовательных организаций при переходе на 5-дневную учебную неделю и при формировании учебного плана общеобразовательной организации с максимальной учебной нагрузкой в течение дня для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (далее – ООП) по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (далее – ФГОС ОО) и учебный план (планы) основного общего и среднего общего образования по федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (далее – ФКГОС).

При разработке Методических рекомендаций учтены положения следующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ»);

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7.09.2010 г. № 1507-р «Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС НОО);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС ООО);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС СОО);

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (с учетом изменений и дополнений);

  • Федеральный базисный учебный план (далее БУП-2004), утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. № 1601);

  • Региональный базисный учебный план Саратовской области (с учетом внесенных в него изменений, утвержденных Приказом 27.04.2011 г. № 1206 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования») (далее – региональный БУП).

Предлагаемые методические рекомендации носят рекомендательный характер.


1. Приведение нормативно-правовой базы образовательной организации в соответствие с пятидневным режимом работы

Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в частности ст. 28), образовательная организация с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, возможности общения детей с родителями в выходные дни, самореализации обучающихся во внеурочной деятельности, расширения возможностей по профориентации для старшеклассников свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.

Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательная организация проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работы:

– на заседании управляющего совета. Данное решение закрепляется протоколом заседания совета (Приложение 1).

– на заседании педагогического совета образовательной организации принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального и основного общего образования (в «Организационный раздел»: учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФКГОС и регионального БУП-2004). Согласно п. 5, п.7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 «Закона об образовании в РФ» издается Приказ «Об изменении режима работы образовательной организации» (Приложение 2).

Кроме того, необходимо будет внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (п.7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»; Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. № 1601).

Законодательством, регулирующим трудовые права и обязанности педагога, предусмотрена сокращенная (не более 36 часов) продолжительность рабочей недели (ст. 333 ТК РФ; п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При этом законодательством не ограничивается возможность установления пятидневной рабочей недели. Поэтому образовательная организация может перейти на пятидневный режим работы, если не будет превышен лимит еженедельной продолжительности рабочего времени (36 ч). А ежедневная продолжительность рабочего времени может варьироваться. Например, может быть определен следующий график работы: с понедельника по четверг – по 7,5 ч в день, в пятницу – 6 ч.

Следует также помнить, что работники-педагоги должны быть ознакомлены под подпись со всеми актами, регламентирующими режим рабочего времени, в которые будут внесены изменения (ст. 68 ТК РФ). Также необходимо будет заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам в части установления нового режима работы. В соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса об изменении режима труда работников необходимо уведомить не менее чем за 2 месяца.
1.1. Реализация требований ФГОС начального и основного общего образования.

При организации освоения программ начального и основного общего образования переход на пятидневный режим работы предполагает внесение изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня общего образования. Это регламентируется на институциональном уровне Приказом «О внесении изменений в ООП начального и основного общего образования», которым необходимо предусмотреть перераспределение и сокращение часов учебного плана в связи с переходом на пятидневный режим работы. Примерные этапы деятельности по формированию учебного плана образовательной организации и внесении изменений представлены в Приложении 3.

Нормативным основанием является СанПиН 2.4.2.2821-10, ФГОС НОО и ФГОС ООО.

В этой связи максимальная учебная недельная нагрузка для обучающихся начальных классов должна составлять при пятидневном режиме работы:

1 класс – 21 час;

2-4 классов – 23 часа.

Для обучающихся основной школы максимальная учебная недельная нагрузка при пятидневном режиме работы должна составлять:

5 класс – 29 часов;

6 класс – 30 часов;

7 класс – 32 часа;

8-9 класс – 33 часа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

  • для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков;

  • для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

  • для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Исходя из того, что образовательная организация сама принимает решение о содержании учебного плана в рамках ФГОС начального и основного общего образования, распределение часов может отличаться от примерного базисного учебного плана (как части организационного раздела примерной ООП).

При распределении часов в сетке учебного плана необходимо руководствоваться тем, что минимальная учебная нагрузка за период освоения соответствующего уровня общего образования не может быть меньше чем:

  • ФГОС НОО – 2904 часа

  • ФГОС ООО – 5267 часов.

Внеурочная деятельность как обязательная составляющая организационного раздела ООП соответствующего уровня образования направлена на удовлетворение индивидуальных запросов личности обучающегося, проводится в формах, отличных от урочных и не ограничена по количеству часов (Приложение 6).

Кроме того, при реализации требований ФГОС необходимо учитывать потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В компетенцию образовательной организации входит разработка и реализация адаптированной образовательной программы, формируемой на основе действующей основной образовательной программы начального1 и основного2 общего образования.

Важно учитывать, что основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
1.2 Реализация ФКГОС при организации образовательного процесса в основной и старшей школе

Приказом руководителя образовательной организации утверждается учебный план (планы) на текущий учебный год, сформированные с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 к пятидневному режиму работы, сокращение часов осуществляется за счет сокращения часов вариативной части учебного плана (национально-регионального компонента и компонента образовательной организации). Так, в 5-9 классах, осуществляющих освоение образовательной программы в рамках ФКГОС, на региональную часть учебного плана приходится 2 часа, а компонент образовательной организации исключается (в связи с нехваткой часов). Подобным же образов формируются учебные планы при организации профильного обучения в 10 - 11 классах.

При формировании учебных планов целесообразно ориентироваться на региональный БУП с учетом внесенных в него изменений (Приказ 27.04.2011 г. № 1206 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»). Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать работа по профессиональной ориентации.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации по переходу на безбумажный вариант ведения...
Единая информационная система учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся Московской области

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации для общеобразовательных организаций по...
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной)...
Методические рекомендации предназначены для использования заказчи­ками при определении начальной (максимальной) цены контракта в...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconСотрудница, занимающая должность преподавателя, работает на 0,5 ставки...
Преподаватель другой подгруппы болела и не отрабатывала положенные часы. На данный момент работодатель планирует поднять до конца...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации по проведению ведомственного контроля за...
Ростовской области на основании Трудового кодекса Российской Федерации (далее тк рф) и Областного закона от 27. 06. 2012 №889 «О...

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля...
Методические рекомендации содержат перечень основных вопросов трудового законодательства, на которые следует обратить внимание при...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск