Скачать 0.7 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессионольной переподготовки работников образования Учебно-практическое пособие содержит материалы, предназначенные для оказания помощи педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в изучении основных норм законодательства в области образования. Наибольшее внимание в пособии уделяется вопросам, касающимся прав и обязанностей учителей общеобразовательных учреждений. Материалы пособия представляют интерес также для руководителей и специалистов системы образования. Пособие содержит задачи, при решении которых вырабатываются навыки работы с законодательными документами и умения использования законодательных норм при исполнении профессиональных обязанностей педагогическими работниками. Задачи, представленные в виде вопросов, описывают проблемные ситуации, нередко встречающиеся в педагогической практике. В учебно-практическом пособии приводятся правильные ответы к задачам, сопровождающиеся комментариями, пояснениями, ссылками на законодательные нормы. Материалы пособия могут быть использованы в качестве справочника по отдельным правовым вопросам. A.M. КАЦ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Учебно-практическое пособие для педагогических работников ACADEMIA Москва 2005 УДК 371 ББК 74.2 КацА.М. Права и обязанности учителя общеобразовательного учреждения в Законе РФ «Об образовании», Учебно-практическое пособие для педагогических работников. - М: АПК и ППРО, 2005.-40 с. Рецензенты: канд. пед. наук канд. пед. наук ISBN 5-8429-0019-Х Болотина Татьяна Владимировна, Сауткин Виктор Федорович Рекомендовано Ученым Советом АПК и ПРО для использования в качестве учебно-практического пособия Учебно-практическое пособие подготоачено по результатам исследований, проведенных на Кафедре управления образованием (зав. Н.Н. Решетников) и в Лаборатории диагностики и мониторинга в образовании (зав. Л. П. Зеленова). В пособии приведены проблемно-ситуационные задачи, которые предназначены для использования в ходе практических занятий в системе повышения квалификации по темам, связанным с изучением Закона РФ «Об образовании» педагогическими работниками общеобразовательных учреждений. К задачам даны пояснения и комментарии, которые могут быть использованы в качестве справочного материала по отдельным правовым вопросам, связанным с профессиональной деятельностью педагогических работников. Пособие может представлять интерес и для других категорий работников образования. ББК 74.2 Оглавление РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ ПОСОБИЯ 4 Часть I. Правовой практикум 5 ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОНННЫЕ ЗАДАЧИ 5 ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 16 Часть II. Ответы и комментарии 17 ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ 18 КОММЕНТАРИИ И ПОЯСНЕНИЯ 19 УКАЗ АТЕЛЬКЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 39 ISBN 5-8429-0019-Х ©АПК и ППРО, 2005 © A.M. Кац, 2005 Применение Закона РФ «Об образовании» РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ ПОСОБИЯ К каждой из предлагаемых задач даны четыре варианта ответов, только один из которых является правильным. При выполнении задания необходимо внимательно прочитать вопрос и все четыре варианта ответа. После этого, надо определить, какой из вариантов ответа является правилышм. Правильным считается ответ, в полной мере соответствующий нормам Закона РФ «Об образовании». Затем в Таблице контроля результатов следует отметить каким-либо знаком клетку, соответствующую порядковому номеру задания и букве алфавита, обозначающей выбранный вариант ответа. В каждой строке Таблицы следует выбрать и пометить только одну клетку. Если два и более вариантов ответов покажутся правильными, то следует указать все же один из них. В соответствии с задачами контроля при выполнении заданий можно пользоваться текстом Закона Российской Федерации «Об образовании» или обходиться без него. После выполнения задания, полученные результаты, записанные в Таблице контроля результатов, следует сверить с данными Таблицы ответов. В пособии используются следующие сокращения: РФ - Российская Федерация. Минобразование России - Министерство образования Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании» - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 в редакции Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ, от30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31 -ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71 -ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 10 января 2003 г. N° 11 -ФЗ, от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ, от 5 марта 2004 г. № 9-ФЗ, от 30 июня 2004 г. № 61 -ФЗ, от 20 июля 2004 г. № 68-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г №199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 18 июля 2005 г. № 92-ФЗ, от 21 июля 2005 г. № ! 00-ФЗ. ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, ПС РФ - "Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. от 30 ноября 1994г.№52-ФЗ. ст. - статья. п. - пункт, пп. - подпункт. абз. - абзац см. -- емогри. Часть первая. Правовой практимум. Часть I. Правовой практикум Проблемно-ситуационные задачи Задача 1 Кто несет ответственность за качество образования выпускников? а) Образовательное учреждение; б) Учитель; в) Руководитель образовательного учреждения: г) Руководитель образовательного учреждения, учителя и родители (закон ные представители) обучающихся. Задача 2 Что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования выпускников? а) Государственная агтестация выпускников, проводимая независимой от органов управления образованием государственной аттестационно-диагностичесюй службой; б) Государственные образовательные стандарты; в) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных учреждений; г) Основа объективной оценки уровня образования выпускников в законе не определена. Задача 3 Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного присутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т. п.), если он решил провести там наглядное занятие по своему предмету? а) Да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом; б) Да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое мероприятие; в) Да, безусловно; г) Нет, ни при каких условиях. Задача 4 Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами (рекомендованной Минобразованием РФ; инновационной, опубликованной в печати; утвержденной образовательным учреждением), то какую из них он должен считать обязательной основой для своей деятельности? а) Программу, рекомендованную Минобразованием РФ; б) Инновационную программу, опубликованную в печати; в) Программу, утвержденную образовательным учреждением; г) Любую из перечисленных программ, по своему выбору. Применение Закона РФ «Об образовании» Часть первая. Правовой практимум. Задача 5 Какой метод оценки обязан применять учитель муниципального образовательного учреждения при текущем контроле успеваемости обучающихся? а) Любой, выбранный по своему усмотрению; б) Метод, основанный на учете ошибок, рекомендованный Минобразова- нием РФ; в) Метод, основанный на учете индивидуальных успехов обучающихся, рекомендуемый муниципальной методической службой; г) Зачетный метод, одобренный Педагогическим советом школы. Задача 6 Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присутствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования РФ неправомерно? а) Да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях; б) Да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не входит в компетенцию Министерства или в полномочия проверяющего; в) Нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке про веряющего согласовано с руководством местного органа управления образо ванием; г) Нет, учитель не прав, присутствие проверяющего на уроке правомерно во всех случаях. Задача 7 Какой нормативный правовой документ в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях учителя? а) Устав образовательного учреждения; б) Типовые положения об образовательном учреждении соответствующе го типа и вида; в) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения; г) Права и обязанности учителя определяются только контрактом. Задача 8 Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя? а) Сам учитель; б) Образовательное учреждение; в) Учредитель образовательного учреждения; г) Государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации. Задача 9 Какая из приведенных в вариантах ответа фраз о дисциплине в образовательном учреждении принадлежит Закону РФ «Об образовании»? а) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на осно ве уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педа гогов»; б) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми участниками образовательного процесса»; в) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми до ступными методами, ча исключением методов физического и психического насилия»; г) В законе ничего не говорится о дисциплине в образовательном учреж дении. Задача 10 На кого возлагает Закон «Об образовании» функции по воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе? а) Только на педагогический персонал образовательного учреждения; б) Только на администрацию образовательного учреждения; в) На педагогический персонал, администрацию образовательного учреж дения и на родителей (законных представителей) обучающихся; г) Закон прямо не рассматривает воспитание обучающихся как специаль ную функцию общеобразовательной школы. Задача 11 Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предмету имеет академическую задолженность по итогам года, а учитель считает, что нет необходимости оставлять этого ученика на второй год? а) Самостоятельно исправить оценку на положительную, и рекомендовать органам управления образовательным учреждением перевести обучающего ся в следующий класс на общих основаниях; б) Постараться договориться с администрацией образовательного учреж дения и с ее разрешения исправить оценку на положительную; в) Поставить вопрос об осенней переэкзаменовке обучающегося; г) Ходатайствовать перед органом управления образовательного учрежде ния об условном переводе этого ученика в следующий класс. Применение Закона РФ «Об образовании» Задача 12 Законно ли требование учителя об отчислении из муниципальной школы ученика 7-го класса, достигшего возраста 13 -ти лет, за то; что тот «ленится и совершенно не желает изучать его предмет»? а) Да, такое требование вполне правомерно и администрация школы, не нарушая требований закона, может его удовлетворить; б) Да, требование правомерно, но только в случае, если этот ученик к тому же неоднократно нарушил устав образовательного учреждения и (или) совер шил противоправные действия; в) Да, правомерно, если аналогичные требования поступают и от других учителей; г) Нет. Задача 13 Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом РФ «Об образовании»? а) Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттес тация; б) Аттестация по результатам изучения тем, аттестация по результатам четверти, аттестация по результатам полугодия, годовая аттестация, итоговая аттестация; в) Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация, г) Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итого вая) аттестация. Задача 14 Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим и другим ученикам с целью получения дополнительного дохода? а) Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального пред принимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической дея тельностью; б) Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального пред принимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической дея тельностью, и получив соответствующую лицензию на образовательную дея тельность; в) Да, но только с разрешения администрации образовательного учрежде ния, где он постоянно работает; г) Нет. Часть первая. Правовой практимум Задача 15 Прав ли директор муниципального общеобразовательного учреавдения, не допустивший к работе учителя* который отказался от очередного, организованного и оплаченного учредителем, медицинского обследования? а) Да, во всех случаях; б) Да, если обязательность прохождения этого медицинского обследования установлена уставом образовательного учреждения; в) Да, если прошло более одного года после предыдущего медицинского обследования; г) Нет, так как такое медицинское обследование является добровольным. Задача 16 Вправе ли администрация гимназии при наличии соответствующей вакансии мотивировать отказ в приеме на работу учителя начальных классов, имеющего среднее специальное педагогическое образование, недостаточным уровнем его образования? а) Да, прием на работу осуществляется по усмотрению самой администрации; б) Да, если Типовым положением о гимназии будет установлен для работы в началь ных классах гимназии образовательный ценз - высшее педагогическое образование: в) Да, за исключением случаев, когда учитель с таким образованием на правлен на работу службой занятости населения; г) Нет. Задача 17 Могут ли быть снижены требования к знаниям выпускника муниципальной школы, если он получал образование в семье (в семейной форме получения образования)? а) Да, во всех случаях; б) Да, но только, если данную форму получения образования заставили выбрать объективные причины; в) Да, если будет представлена соответствующая медицинская справка; г) Нет. Задача 18 Имеет ли право директор общеобразовательного учреяодения отказать учителю в приеме на работу, на основании того, что у него имеется судимость? а) Да, по своему усмотрению; б) Да, в соответствии с законом директор обязан отказать; в) Да, но только лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные уго ловными кодексами РФ и РСФСР; г) Нет. 10 Применение Закона РФ «Об образовании» Задача 19 В каком случае администрация образовательного учреждения имеет право назначить дисциплинарное расследование в отношении педагогического работника? а) При нарушении работником трудовой дисциплины; б) При поступлении письменной жалобы о нарушении этим работником норм профессионального поведения и (или) нарушения устава; в) При нарушении работником трудовой дисциплины, норм профессио нального поведения и (или) устава; г) Дисциплинарные расследования в отношении педагогических работни ков Законом РФ «Об образовании» не предусмотрены. Задача 20 Ограничивает ли Закон РФ «Об образовании» верхний предел учебной нагрузки учителя общеобразовательной школы? а) Да, 36-ю часами в неделю; б) Да, 18-ю часами в неделю; в) Закон предусматривает ограничение учебной нагрузки, конкретная циф ра, которой должна быть определена в Типовым положением об образователь ном учреждении соответствующего типа и вида; г) В Законе речь о верхнем пределе учебной нагрузки не идет. Задача 21 Чье замечание (завуча, представителя методической службы, представителя Минобразования РФ) по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению учителю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен? а) Завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования; б) Представителя методической службы, утверждающего, что применяе мая методика в худшую сторону отличается от традиционных; в) Представителя Минобразования РФ, утверждающего, что следует реали- зовывать только методики, рекомендованные министерством; г) Ничьи. Часть первая. Правовой практимум. Задача 22 Какое основание для увольнения учителя по инициативе администрации является незаконным? а) Повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; б) Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; в) Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или ток сического опьянения; г) Некорректное поведение и (или) неоднократное создание конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и в отношениях с обучающимися. Задача 23 Какая система оценок должна быть использована при аттестации обучающихся по итогам года? а) Десятибалльная, рекомендованная Минобразованием РФ; б) Двухбалльная (зачет-незачет), рекомендованная органом управления образованием субъекта РФ; в) Традиционная (четырёхбалльная), записанная в утвержденном органами местного самоуправления уставе образовательного учреждения; г) Любая по усмотрению учителя. Задача 24 Прав ли учитель, протестующий против проведения в 6-ом классе контрольной работы но его предмету, которая предусмотрена фронтальной проверкой, проводимой местным органом управления образованием? а) Да, прав, безусловно; б) Прав, если узнал об этом только накануне ее проведения; в) Прав, если сложность контрольной не соответствует глубине изученного обучающимися на данный момент материала; г) Нет. Задача 25 Имеет ли право на длительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года учитель, проработавший в данной школе всего один учебный год, но имеющий 10-летний стаж непрерывный педагогический стаж? а) Да, безусловно; б) Да, если установлено учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, что этот отпуск является оплачиваемым; в) Да, если учитель сам найдет себе замену на этот период; г) Нет. 12 _ Применение Закона РФ «Об образовании» Задача 26 Кто является работодателем для учителя общеобразовательной школы? а) Образовательное учреждение; б) Учредитель образовательного учреждения; в) Руководитель образовательного учреждения; г) Заместитель руководителя образовательного учреждения. Задача 27 Обязываег ли Закон РФ «Об образовании» всех педагогических работников перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы? а) Да: б) Нет, в соответствии с законом этот вопрос должна решать администрация образовательного учреждения; в) Нет, закон предлагает этот вопрос решать каждому региону самостоя тельно; г) Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством. Задача 28 Чье мнение о дальнейшей учебе ученика 5-ого класса, имеющего две неудовлетворительные оценки по итогам года, следует считать решающим? а) Классного руководителя этого ученика, считающего, что его необходимо оставить на второй год; б) Завуча, считающего, что его надо перевести в класс компенсирующего обучения; в) Педагогического совета, склоняющегося к переводу его в следующий класс условно; г) Родителей, выразивших желание продолжить его обучения в форме се мейного образования. Задача 29 Кто из учителей муниципальной шкапы может быть привлечен к реализации программы дополнительного образования? а) Учителя, преподающие математику, русский язык и литературу физику, химию и другие основные предметы, за исключением музыки, изобразитель ного искусства, труда; б) Учителя, преподающие музыку, изобразительное искусство, труд; в) Закон не ограничивает это; г) Никто. 13 11асть первая. Правовой практимум. Задача 30 Если образовательное учреждение направило учителя в качестве воспита-i еля в детский трудовой лагерь, то должна ли эта его работа оплачиваться сверх установленного оклада? а) Да, во всех случаях; б) Да, в случае, если осуществление таких работ и обязанностей не предус мотрено трудовым договором или иными нормативными правовыми актами; в) Да, только в случае если осуществление этих дополнительных функций происходит за рамками официально установленного рабочего времени; г) Нет, ни при каких условиях. Задача 31 Если учитель муниципальной общеобразовательной школы считает, что учебник по его предмету, входящий в федеральный перечень, недостаточно хорош, то вправе ли он использовать для обучения другой учебник? а) Да, если соответствует образовательной программе; б) Да, но только из числа тех, что допущены Минобразованием РФ; в) Да, при согласии родителей обучающихся; г) Нет. Задача 32 Какой документ (из числа перечисленных в вариантах ответа) не обозначен в законе в качестве документа, регламентирующего организацию образовательного процесса? а) Учебный план; б) Годовой календарный учебный график; в) Расписание занятий; г) Правила внутреннего распорядка. Задача 33 Начальное образование - это ступень образования или образовательный уровень? а) Ступень образования; б) И ступень, и уровень одновременно; в) Образовательный уровень; г) Ни то и ни другое. N 15 Применение Закона РФ «Об образовании» Задача 34 Являегся ли нарушением закона со стороны работников образовательного учреждения привлечение обучающихся к агитационной работе, проводимой в ходе выборов? а) Нет; б) Нет, если обшее собрание школы приняло такое решение; в) Да, если это осуществляется в принудительном порядке, г) Да, во всех случаях. Задача 35 Какой продолжительности рабочая неделя определена в Законе РФ «Об образовании» для учителя общеобразовательной школы? а) 40 часов; б) Не более 36 часов; в) 18 часов; г) В Законе «Об образовании» длительность рабочей недели для педагоги ческих работников не определена. Задача 36 Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной школы? а) Любые, по своему усмотрению; б) Только одобренные Минобразованием РФ; в) Только одобренные Минобразованием РФ и органом управления об разованием субъекта РФ; г) Только одобренные Педагогическим советом школы. Задача 37 Полагается ли учителю муниципального общеобразовательного учреждения денежная ежемесячная компенсация в целях содействия его обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, и если -да, то, в каком размере? а) Закон допускает только возможность предоставления такой компенса ции, фактическое назначение и размер самостоятельно определяет каждый орган местного самоуправления; б) Да, в размере 100 рублей; в) Да, в размере 150 рублей; г) Нет. |
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Методическая помощь социальному педагогу образовательного учреждения по ведению текущей документации | ||
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Учебное пособие разработано на основе Государственного образовательного стандарта подготовки, переподготовки и повышения квалификации... | Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
Гоу дпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» | Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |