Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько


Скачать 343.55 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2
АПКиППРО 2005

Министерство образования и науки Российской Федерации

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

А.П. Ситник, А.В. Мисько

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ТЕКУЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Методические рекомендации

Должность социального педагога введена в российских образовательных учреждениях в 1991 году. Примерно в это же время начиналась их подготовка в педагогических вузах и колледжах. Первые выпуски дипломированных социальных педагогов относятся к середине 90-х голов XX века. Однако до настоящего времени на местах социальными педагогами часто работают липа, не имеющие специального образования в данной области. Поэтому считаем необходимым предложить рекомендации, которые помогут социальным педагогам-практикам образовательных учреждений в ведении текущей документации.

Социальный педагог- специалист по организации социального воспитания детей и созданию условии для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения ими процесса социализации. Являясь посредником в системе взаимодействия «личность - семья - общество», он влияет на создание воспитывающих гуманных отношении в обществе, семье, микросоциуме, па производстве. Основная функция социального педагога — это организация микросоциума для наиболее оптимального прохождения ребенком процесса позитивной социализации. Но в своей непосредственной деятельности социальному педагогу часто приходится совмещать как функционал собственно социального педагога, так и специалиста по социальной работе, которого нет в штате учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки РФ.

В образовательном учреждении социальный педагог решает следующие задачи:

• создает необходимые условия для поддержки семьи как основного института социализации детей путем помощи по преодолению педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, а также организует позитивный процесс их социализации в любых социальных институтах:

• помогает организовать благоприятный микроклимат в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок, то есть устраняет причины негативного воздействия семьи, школы и других социальных институтов: способствует преодолению трудностей во взаимоотношениях с окружающими людьми:

• помогает в профессиональном пличном самоопределении;

• организует профилактику возникновения любого вида девиации (от делинквентного, аддиктивного поведения до криминального); предупреждает формирование асоциальных и антисоциальных морально-нравственных установок;

• обеспечивает детей и родителей информацией по правовым вопросам: представляет сведения о возможностях учреждений социальной зашиты, помощи и поддержки, а также о деятельности социальных служб и спектр оказываемых ими услуг:

• обеспечивает контроль за соблюдением прав человека и нрав ребенка: содействует в реализации правовых гарантий различных категорий детей; организует их правовое воспитание:

• оказывает социально-реабилитационную помощь (в центрах, комплексах, социальных службах и других учреждениях) по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья де гей и их родителей;

• содействует улучшению бытовых условий детей, проживающих в семьях «группы риска», детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

• содействует в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи, материальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других категорий «группы риска»;

• организует педагогическую помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии; обеспечивает процесс вхождения этих детей в социум и принятия их социумом.

Названные задачи находят отражение в содержании внешней и внутренней документации, используемой социальным педагогом в своей деятельности.

К внешней документации относятся основные нормативные акты (федеральные, региональные и местные), регулирующие деятельность социального педагога; документация учреждений, сотрудничающих с социальным педагогом: отделения внутренних дел (требования к постановке на учет и др.), здравоохранения (международная классификация болезней и др.)

Приводим некоторые из них.

• Конституция Российской Федерации

• Семейный кодекс Российской Федерации

• Закон «Об образовании»

• Уголовный кодекс Российской Федерации

• Гражданский кодекс Российской Федерации

• Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 №44-ФЗ

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ

• Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от27.07.1999 № 120 -ФЗ

• Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о приемной семье» от 17.07.1996 № 826

• Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет» от25.02.2000.№163

• Письмо Минобразования России «О приеме в образовательные учреж­дения среднего профессионального образования детей-инвалидов вне конкурса» от 18.04.2000 №16-52-108 ин/16-13

В каждой конкретной территории имеется документация, составленная с учетом местных условий. Например, в Москве действуют такие законодательные акты, как:

• Закон г. Москвы «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве» от 04.06.1997 № 16;

• Закон г. Москвы «Об уполномоченных по правам ребенка в городе Москве» от 03.10.2001 №43;

• Закон г. Москвы «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» от27.04.2001 № 20 (Положение детей в Российской Федерации: Информационные и методические материалы. – М., 2004, с.24).

К внутренней документации, которую ведет социальный педагог школы, относятся:

• папка личного пользования,

• социальный паспорт класса,

• картотека социального педагога,

• социальный паспорт ученика,

• акт обследования жилищно-бытовых условий,

• характеристика семьи учащегося.

• психолого-педагогическая характеристика учащегося.

• журналы отчетности социального педагога,

• стенд социального педагога.

ПАПКА ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Для организации работы социальный педагог составляет папку для личного пользования. Папка личного пользования включает:

• основную документацию школы (выписки из Устава, копия лицензии и др.);

• должностные и функциональные обязанности социального педагога;

• план работы школы (общий план работы школы или извлечение из него, перспективный план, план воспитательной работы, расписание учебных занятий и работы кружков и др.);

• списки педагогического состава школы (классные руководители, учителя-предметники и администрация, с указанием домашнего телефона);

• списки организаций района, связанных с профессиональной деятельностью социального педагога: отдел опеки и попечительства, органы внутренних дел, поликлиники, органы социальной защиты и др., с указанием адреса, телефона, Ф.И.О. и должности специалистов, графика их работы.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

Одним из основных документов в профессиональной деятельности школьного социального педагога является социальный паспорт класса, в котором содержатся краткие сведения на каждого ученика. Он составляется на каждый класс и заполняется классным руководителем перед началом учебного года, его можно заполнить на августовском педагогическом совете. Паспорт позволяет классному руководителю эффективно спланировать свою работу па год, а социальному педагогу - определиться с основным контингентом. Один экземпляр социального паспорта находится у классного руководителя, другой экземпляр у социального педагога для постоянного пользования. Социальный паспорт может включать следующие сведения:

Социальный паспорт класса

Класс _________________

Классный руководитель _______________________________________________

Профиль класса ______________________________________________________

Общие сведения о классе: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во учеников ___________________

Кол-во мальчиков ______________ девочек ______________


ФИО

Полная (неполная) семья

Кол-во детей в семье

Семья «группы риска»

Прожиточный уровень семьи

Условия проживания ребенка

Успеваемость школьника

Пропуски уроков, др. формы девиаций

Взаимоотношения с одноклассниками

Дополнительные данные об ученике

Иванов Иван Иванович

П

1

да

низкий

Личная комната

не успе-вает

курит

агрес-сивные

Вто-рогод-ник

Петров Петр Петрович

Н

6

нет

средний

Комната с мл. братом

хоро-шая

нет

ров-ные

про-живае-ет с ба-бушкой


С учетом местных условий, специфики образовательного учреждения и контингента обучающихся набор сведений и форма их размещения могут быть изменены.

Дополнительные данные об учениках, которые нуждаются в особом внимании, могут быть представлены в отдельной таблице:

ФИО ученика

дата рождения

ФИО родителей

дом. адрес, телефон

краткая характеристика проблемы

Петров Иван Борисович

08.01.96

от: Петров Борис Петрович,

м: Петрова Софья Ивановна

Москва, пр. Мира, 5-6, тел. 237-17-11

мать умерла в 1988 г. Отец по работе часто находится в командировках. Др. родственников нет. Безнадзорность

Социальный паспорт класса включает также информацию о классном руководителе и его план работы на учебный год.

КАРТОТЕКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

На основании социальных паспортов класса собирается картотека, куда включается:

• папка со списком учащихся класса,

• социальный паспорт класса,

• социальные паспорта учащихся, которые либо сами относятся к «группе риска», либо их семьи.

Основные категории семей «группы риска»:

• асоциальные семьи (родители нигде не работают и работы не ищут, алкоголики, наркоманы);

• антисоциальные семьи (по предварительной информации, в этих семьях имеют место случаи семейного насилия: детей бьют, унижают, лишают естественных потребностей);

• многодетные семьи;

• семьи, где ребенок находится под опекой (попечительством):

• семьи, имеющие приемных детей;

• семьи, имеющие одного из родителей (братьев/сестер) инвалида или тяжелобольного:

• семьи, заслуживающие особого внимания (например: неправильный тип внутрисемейного воспитания: гиперпротекция. воспитание по типу повышенной моральной ответственности, первый ребенок умер и др.).

В связи с увеличением количества детей из неполных семей данную категорию можно не выделять.

Основные категории детей «группы риска»:

• состоит на учете в милиции;

• состоит на учете в наркологическом диспансере;

• состоит на учете в психоневрологическом диспансере;

• дети, имеющие склонность к уходам из дома;

• дети, имеющие стойкую неуспеваемость по предметам:

• дети с аутичными формами поведения;

• состоит на внутришкольном учете (если в школе практикуется такая форма работы).

К данной категории могут относиться дети, замеченные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с агрессивными формами поведения (скинхеды, фанаты). Данные группы детей могут быть объединены в одну группу - девиантные дети.

Социальные паспорта учащихся в алфавитном порядке выстраивают в картотеке социального педагога, наверху и сбоку наклеивают (или отмечают цветом), к какой группе данный ученик относится (например, красная и зеленая полоска: многодетная семья, склонность к бродяжничеству).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ УЧЕНИКА

Особое внимание следует уделить социальному паспорту ученика, который может включать в себя следующее: анамнез, акты посещения учащихся на дому, характеристику семьи, характеристику учащегося, профориентационные карты и др.

Анамнез - первичная информация об ученике, может частично заполняться классным руководителем, врачом, медицинской сестрой школы, самими родителями. Поэтому анамнез имеет несколько отдельных блоков. Первый блок - общие сведения, заполняется классным руководителем или социальным педагогом, это личные сведения о ребенке.

Первый блок анамнеза

(заполняется специалистами, возможно только частичное заполнение)

Ф.И.О. ребенка____________________________________

Год рождения _____________________________________

1. Эпикриз ____________________________________________________________

Беременность: (с осложнением/нет)

Роды: (с осложнением/нет)

2. Особенности развития в раннем возрасте

Психофизическое развитие: своевременное, опережающее, с задержкой (нужное подчеркнуть); особенности развития_______________________________________

Речевое развитие: первые слова ___________________________________________; простая фраза (2-3 слова)_________________________________________________;

развернутая фраза_______________________________________________________ дополнительные сведения ________________________________________________

3. Дополнительные сведения о раннем возрасте (посещал ясли - «нет», «да», с какого возраста) ________________________________________________________

4. Детские дошкольные учреждения:

С какого возраста пошел в детский сад _______________________

Болезни (ОРВИ, головные боли и др.) _______________________________________

Были ли проблемы, какие, когда появились, с чем они связаны __________________ ________________________________________________________________________

5. Перенесенные заболевания:

Травмы ________________________________________________________________

Операции _______________________________________________________________

Ушибы _________________________________________________________________

Другие перенесенные заболевания __________________________________________

Хронические заболевания _________________________________________________

6. Готовность к обучению: ________________________________________________

Познавательная деятельность (навыки чтения, письма, счета)____________________ Мотивационная готовность (желание идти в школу и т.д.)_______________________

Дополнительные сведения о дошкольном возрасте: ____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись специалиста ______________________дата_______________

7. Особенности школьного возраста:_________________________

С какого возраста пошел в школу __________________________

Особенности адаптации к школе __________________________

Болезни__________________________________________________

Были ли проблемы, когда начались, с чем они связаны__________

Уровень успеваемости в школе на сегодняшний день_________

Дублировал ли обучение_______________________________________________

если да, то причины__________________________________________

Любимые школьные предметы (перечислить)_________________________________

Нелюбимые школьные предметы (перечислить)_______________________________

Любимые занятия дома____________________________________________________

Отношения с учителями____________________________________________________

Отношения с друзьями_____________________________________________________

Отношения к оценкам_______________________________________

Обучается ли в каком-либо специальном классе (да, нет) _______________________

Специализация__________________________________________________________

Дополнительные сведения о школьном периоде жизни_________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись специалиста_______________________________ дата_________

Второй блок анамнеза заполняют родители на первом осеннем родительском собрании, в него входят такие вопросы.

Второй блок анамнеза

(заполняется родителями или лицами, их заменяющими)

1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________

Пол _____ дата рождения _______________ № школы _____ ___класс/группа ____

2. Состав семьи (перечислить всех членов семьи и степень их родства)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой данный ребенок по счету в семье ___________________________________

4. ФИО матери __________________________________________________________

возраст (полных лет)_________________

образование: н. среднее, среднее, средне-спец., н. высшее, высшее

профессия ____________________________

род занятий в настоящее время _____________________________________________

привычки, увлечения (отдельно укажите вредные: алкоголизм, употребление наркотиков и т.п.) ________________________________________________________

5. Ф.И.О. отца____________________________________________________________

возраст (полных лет) ______________________________________________________

образование: н. среднее, среднее, средне-спец., н. высшее, высшее

профессия _______________________________

род занятий в настоящее время___________________________________________

привычки, увлечения (отдельно укажите вредные: алкоголизм, употребление наркотиков и т.п.) ______________________________________________________

6. С кем проживает ребенок (родители, приемные родители, мачеха, отчим, бабушки, дедушки и т. п.)__________________________________________________

7. Если ребенок живет с приемными родителями или опекунами, укажите следующие данные:

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Кем приходится ребенку__________________________________________________

возраст (полных лет) _______________________

образование: н. среднее, среднее, ср.-спец., н. высшее, высшее

профессия________________________________

род занятий в настоящее время_____________________

8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни:_________________________________________________________________

9. Другие дети в семье:

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Приемные дети в семье, которые об этом знают:

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

Ф.И._______________________________________, возраст________ (полных лет)

10. Жилищные условия семьи ____________________________________________

(отдельная квартира, коммунальная квартира- общежитие и т.п.)

Условия жизни ребенка __________________________________________________

(отдельная комната, угол в общей комнате, спой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. п.)

11. Если родители в разводе:

сколько лет было ребенку, когда родители развелись_____

с кем из родителей остался ребенок_____________________

как ребенок отнесся к разводу______________________________________________

поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ним после развода, каковы эти отношения ____________________________________________________

12. Кто из родственников проводит больше времени с ребенком__________________

13. Кто из взрослых:

помогает делать домашнее задание_________________________________________

сидит с ребенком в случае болезни_________________________________________

провожает и встречает из школы __________________________________________

гуляете ребенком _______________________________________________________

разбирает конфликты ____________________________________________________

что-либо другое_________________________________________________________

14. Материальное положение семьи ________________________________________

15. Дополнительные сведения о ребенке или его семье, которые Вы можете сообщить: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

дата заполнения ______________ 200 __ год.

Повторять каждый год такую процедуру полностью не обязательно, классный руководитель сам вносит коррективы и хранит все бланки у себя. Социальный педагог делает копию только с бланков тех детей, которые относятся к категории «риска». Третий блок заполняет психолог, логопед, дефектолог. Задача данных специалистов — обследовать детей «группы риска», исходя из проблемы, поэтому материалы будут поступать не сразу. Желательно для конфиденциальности заполнения каждый блок располагать на отдельных листах.

АКТ ПОСЕЩЕНИЯ НА ДОМУ

Социальный педагог так же, как и классный руководитель, должен участвовать в посещении семей учащихся, нуждающихся в особом внимании. Посещение семей «группы риска» фиксируется актом, в котором отмечается состояние жилищно-бытовых условии.

Предлагаем возможный вариант акта.

АКТ обследования жилищно-бытовых

и материальных условий семьи учащегося

1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________________

школа № __________ класс _______

2. ______________________________________________ были обследованы условия

адрес ___________________________________________________________________

состав семьи_____________________________________________________________

3. Материальное положение и общий заработок _______________________________

4. Жилищные условия: количество комнат ____ квартира отдельная, коммунальная, съемная, квартира сдается (нужное подчеркнуть)

5. Санитарно-гигиенические условия (уровень обеспечения основными предметами обихода, необходимость ремонта, наличие насекомых: тараканы, муравьи и др.)

6. Наличие у ребенка отдельной комнаты / проживает в комнате совместно с_________________________________________ наличие места для учебных занятий / игр ___________________________________________________________

7. Наличие домашних животных ___________________________________________

8. Поведение ребенка дома________________________________________________

9. Режим дня (соблюдается / не соблюдается): ___________________________

10. Отношения с родителями и другими родственниками_______________________

11. Участие в домашней работе_____________________________________________

12. Досуг ребенка_______________________________________________________

13. Другие особенности, замеченные на месте обследования ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог ____________________________подпись __________________

Классный руководитель _________________________ подпись__________________

Родители: _____________________________________ подпись _________________

дата _____________200__г.

Соседи (телефон)_________________________________________________________

Акты посещения на дому хранятся в социальном паспорте учащегося

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ

Характеристика семьи особенно необходима, если эта семья относится к категории «группы риска» и может включать в себя следующие данные: тип семейного воспитания, проблемы семьи и другие сведения, полученные от психолога (по итогам работы с данной семьей). Информацию о семье также можно собрать, используя ниже перечисленные диагностические методы. Диагностика объектов социально-педагогической работы с семьей

Все методы можно разделить на:

методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, эксперимент, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, социометрия, тесты.

методы анализа первичных данных: содержательный (качественный), количественный (статистический), описательный, исторический, эксперимен­тальный, моделирование.

В общий алгоритм изучения семьи входит:

/. Общая картина семейного случая: состав семьи, структура и др. (см. классификации по структуре семьи, жилищно-бытовые и материальные условия):

- Социальный паспорт семьи;

- Акт посещения семьи.

2. Выполнение семьей функций. Наиболее значима воспитательная функция (основные методы: наблюдение, посещение семьи).

3. Дополнительные методики (Психологические тесты. В 2 т./ под ред. А.А. Карелина. – М., 2002):

- методика PARI (что родители думают о воспитании детей);

- Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (отношение к семье);

- анализ семейных отношений (Эйдемиллер Э.Г.. Юстицкис B.R. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.. 2002.);

- методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина. Общий алгоритм изучения ребенка - члена семьи включает

(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие В 2кн. - 2-е изд., перераб. и доп. М.. 1998.):

1. Отношение к семье и к членам семьи

- «Рисунок семьи»

- «Автопортрет» (интерпретация Г.Т. Хоментаускаса)

-Тест «Подростки о родителях» (Шафера) - для подростков

2. Внутренние личностные проблемы ребенка

- Шкала тревожности (Филипса и др.)

- Тест Люшера

- Диагностика интеллекта (Гудипаф-Харрис — для младших школьников)

- Акцентуация характера (опросник К. Леонгарда)

- Агрессия

3. Дополнительные методики, направленные на выявление индивидуальных черт личности

- Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

Дом, дерево, человек (Дж. Бука)

Общий алгоритм изучения взрослых членов семьи включает

(Шапарь В.Б. Тимченко А.В, Тимченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. -- Ростов н/Д, 2002.):

1. Положение члена в семье:

- Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже. Р.Ф. Сучек);

- Незаконченные предложения (Сакс-Леви);

- Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко):

- Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Г. П. Мажура) (Крыгина Н.Н., Крыгина С.П. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. - Магнитогорск: МГПИ, 1999);

- Методика «Распределение ролей в семье» (Г.П. Мажура);

- Методика «Изменение установок в семейной паре» (Г.П. Мажура).

2. Вычленение наиболее важных проблем каждого члена семьи:

- Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири);

- Методика Q-сортировка (представление о себе) В. Стефансона;

- Диагностика состояния агрессии (Басса-Дарки);

- Шкала депрессии (адаптирован Т.И. Балашовой);

- Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссмана, Д. Риксона).

3. Дополнительные методики, направленные на выявление индивидуальных черт личности:

- Проективная методика «Автопортрет»;

- Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ

Характеристика учащегося оформляется как расширенная психолого-педагогическая характеристика.

Для выпускных классов (9-х, 11-х) следует дополнительно составить профориентационные карты и индивидуальные планы работы с учащимися, имеющими трудности в самоопределении.

Вся информация картотеки является закрытой и может быть предоставлена только по требованию директора или по запросу вышестоящих организаций (органов опеки и попечительства, судебных инстанций).

ЖУРНАЛЫ ОТЧЕТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Одной из форм отчетности социального педагога является «Журнал посещения учащихся ни дому». Он позволяет фиксировать выполнение и распределение рабочего времени социальным педагогом с учетом выполняемых обязанностей. Подробную информацию, полученную в ходе посещения семьи, заносить в данный документ не обязательно.

Журнал посещения учащихся на дому

Дата

Ф. И. О. (ученика)

Адрес, телефон

Кто участвовал

Подпись
















«Журнал консультаций родителей» также позволяет проследить этапы работы с отдельной семьей, подробности консультации заносятся в социальный паспорт учащегося, здесь идет лишь отметка о проделанной работе.

Журнал консультаций родителей

Дата/ время

Ф.И.О. (ученика)

Ф.И.О.

родителя (лей)

Вопрос

обращения

Примечание

Подпись



















В «Журнале социального обеспечения» отмечается, каким семьям и на каком основании предоставлены социальные льготы (пособия, дополнительное питание), мероприятия но обеспечению и отметка об их выполнении.

Журнал социального обеспечения

Дата обращения

Ф.И. О. (ученика)

Проблема (запрос)

Урегулирование вопроса (соц. службы)

Пометка о выполнении (дата)

17 мая 2005

Петя Иванов (7а)

пожар в квартире, предметны первой необходимости

1 Информирование соц. служб

2. Письмо…

3. Материальная помощь родитель-ского комитета школы (попечитель-ского совета)

обеспечение всем необходимым 30 мая 2005

СТЕНД СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Отдельной формой иллюстрирования содержания и результатов работы социального педагога является стенд.

Внутренний стенд: информация для тех, кто включен в непосредственную работу социального педагога (педагогический коллектив, отдельная семья).

Данный стенд рекомендуется помещать в кабинете социального педагога. Размещать на стенде целесообразно следующие сведения:

должностная инструкция социального педагога (лучше в виде опор­ных фраз):

man работы социального педагога на год и на четверть;

план воспитательной работы, школы (или извлечение из него);

план совместной деятельности социального педагога с другими социальными службами и ведомственными подразделениями района. На внутреннем стенде целесообразно вывесить мини-карту района с обозначением основных учреждений и их телефонами;

планы проведения родительских собрании и рекомендации к ним.

Родительское собрание в школе должно носить тематический характер, а темы могут определяться классным руководителем, исходя из рекомендации социального педагога или психолога. В начале каждой четверти в учительской необходимо представить информацию, содержащую приблизительную тематику родительских собраний для каждого класса.

Примерные темы родительских собрании.

(по материалам 11.И. Дереклеевой)

1 -й класс

Тема: Проблема адаптации первоклассников к школе.

Содержание: возрастные особенности детей младшего школьного возраста (первоклассников); адаптивные возможности детской психики в период начала учебной деятельности; роль родителей в процессе адаптации.

2-й класс

Тема: Индивидуальные особенности ребенка.

Содержание: внутренний мир ребенка, «область достижений» и «область ограничений»; особенности характера; индивидуальный подход к его возможности; способности ребенка и пути их развития; помощь ребенку в развитии его индивидуальности.

3-й класс:

Тема: Семья в жизни ребенка.

Содержание: семья - наиболее важный фактор развития и воспитания ре­бенка: социальные функции семьи; типы отношений в семье, их влияние на взаимоотношение личности ребенка.

4-й класс

Тема: Развитие нравственного мира ребенка.

Содержание: самосознание ребенка и образ «Я» - его отношение к миру и людям: нравственное развитие как результат повседневного опыта; пути освоения этики поведения; психологические критерии нравственного развития; особенности формирования чувства ответственности в данном возрасте,

5-й класс

Тема: Ребенок среди сверстников.

Содержание: детский коллектив и его значение для развития личности; проблемы самочувствия ребенка в коллективе: мальчики и девочки: потребность ребенка в признании и самореализации; развитие способности к сотрудничеству; негативная и позитивная роль родителей в общении ребенка со сверстниками.

6-й класс

Тема: Половое воспитание в семье.

Содержание: важность организации полового воспитания в семье; психофизиологические особенности половой социализации ребенка; темы, рекомендуемые для совместного обсуждения ребенка и родителя.

7-й класс

Тема: Профилактика табакокурения.

Содержание: причины и вред курения в подростковом возрасте; позиция родителей в ситуации «первой пробы»; рекомендации по вопросам профилактики курения.

8-й класс

Тема: Мир ценностей современного подростка.

Содержание: анализ жизненных ценностей и представлений детей; знакомство с подростковой субкультурой; отрицательные стороны подросткового фанатизма.

9-й класс

Тема: Подростковые аддукции.

Содержание: предпосылки формирования аддиктивного поведения у детей: нервная анорексия, игровые аддикции и др.; меры по их предупреждению.

10-й класс

Тема: Образование детей после школы.

Содержание: перспективы продолжения учебной деятельности детей после окончания школы; возможности и условия поступления в различные образовательные учреждения.

11-й класс

Тема: Проблема адаптации и интеграции учащихся старших классов в общество.

Содержание: особенности воспитания взрослых детей; предупреждение внутрисемейных кризисов.

Классный руководитель в зависимости от особенностей класса, выбирает и заполняет бланк с темами родительских собраний на четверть. Социальный педагог по собственному желанию или по просьбе классного руководителя может присоединиться к подготовке собрания, привлечь специалистов школы или из других учреждений.

Содержание внешнего стенда социального педагога обращено как к ученику, так и к его семье. Информация для стенда может быть подготовлена совместно с другими специалистами:

• проблемы здорового образа жизни,

• профилактика аддиктивного поведения, проблемы наркомании, насилия, игровых зависимостей и др.

• знакомство с законодательством: права и обязанности учеников и их родителей, Семейный кодекс РФ, социальные льготы, Уголовный кодекс РФ и др.

Тематика стенда может пересекаться с представленными темами родительских собраний.

Важно, чтобы на стенде учащиеся и их родители могли видеть список учреждений и специалистов, которые могут их проконсультировать или оказать другую необходимую помощь.

ДОКУМЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОГРАММАСЕМИНАРА

Пояснительная записка

Предлагаемая программа семинара направлена па повышение квалификации социальных педагогов-практиков. Его целью является ознакомление социальных педагогов-практиков с дополнительными возможностями ведения профессиональной документации в образовательном учреждении.

В программу включены лекционные, семинарские и практические занятия, на которых слушатели могут получить конкретные знания, умения и навыки по оформлению документации социального педагога.

Продолжительность семинара - 24 часа. По окончании проводится собеседование, вопросы и литература для самостоятельного обучения прилагаются.

Учебный план




Разделы и темы


Количество часов

Всего

Теорет.

занятия

Практ.

занятия

Сам. работа

1.

Профессиональная деятельность

социального педагога

4

4







2

Основная документация социального педагога в образовательном учреждении: составление, ведение

6

2

4




3.

Нормативно-правовая база в работе социального педагога

4

2

2




4.

Программа методического обеспечения деятельности социального педагога

2

2







5.

Планирование и управление, ресурсное обеспечение деятельности

социального педагога

2

2







6.

Анализ и оценка эффективности работы социального педагога

2

2







7

Федеральное, региональное и местное законодательство в деятельности социального педагога

4







4

Итого:

24

14

6

4

Примечание: По просьбе слушателей отдельные темы могут быть частично изменены, дополнены, а продолжительность семинара увеличена или сокращена.

Программа

  1   2

Похожие:

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconОсновы исламской культуры
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconПовышения квалификации и переподготовки работников образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconТехническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconРоссийской Федерации Академия повышения квалификации и профессионольной...
Ых учреж­дений в изучении основных норм законодательства в области образования. Наибольшее внимание в пособии уделяется вопросам,...

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconЧастное учреждение дополнительного профессионального образования...
«забайкалський учебно-консультационный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации»

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconПедагогическая поддержка ценностного мира школьника и вопросы профилактики наркозависимости
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconМетодические материалы для проведения в общеобразовательных организациях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А. П. Ситник, А. В. Мисько iconОтчет организован фактологически, по дням. В конце отчета подведены...
Проходил семинар с 10 по 12 апреля в г. Москва и с 13 по 20 апреля в США. Организаторами семинара выступили Академия повышения квалификации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск