Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;


НазваниеМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематических уроков, посвящённых вопросам безопасности в сети Интернет

Уважаемые коллеги!
В соответствии с инициативой Валентины Ивановны Матвиенко, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, во всех школах Российской Федерации в октябре 2014 года проводится Единый урок по безопасности в сети Интернет (далее – Урок).

Организаторами проведения мероприятий в рамках Урока являются Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии экспертного IT-сообщества.

В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью образовательного процесса и жизни в целом. Использование Интернета в образовательной деятельности связано со многими позитивными факторами. Вместе с тем, существующие риски негативного влияния сети Интернет на здоровье пользователя связаны с использованием недопустимого объема учебной информации, представляемой на экране, ее несоответствием возрастным и индивидуальным особенностям обучаемого, существованием киберугроз, которыми изобилует Интернет.

Вашему вниманию предлагается комплект Рекомендаций к проведению Урока, разработанный Минобрнауки России и Минкомсвязи России, а также коллективами ученых Российской Академии образования, Института информатизации образования РАО и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Комплект Рекомендаций к проведению Урока включает:

методические материалы для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет, в том числе:

методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;

рекомендации по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематических уроков, посвященных Дню Интернета;

методические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций по Интернет - безопасности детей.

Основная идея, заложенная в материалах, может быть обозначена как применение информационно-коммуникационных технологий на любом уроке по любому предмету.

Использование Интернета в образовательной деятельности дает возможность формирования позитивной траектории социализации обучающегося, подготовки его к решению жизненно важных проблем, предоставление выбора «виртуального» социального окружения.

Предлагаемые материалы раскрывают возможности Интернета, которые целесообразно использовать в образовательных целях в процессе проведения тематических уроков, при организации сетевого взаимодействия учащихся с использованием социальных сетей, при использовании востребованных в современной школе Интернет-радио и Интернет-телевидения.

Описанные в рекомендациях пути предотвращения возможных негативных последствий использования Интернета, помогут учителю при организации уроков, а Толковый словарь терминов «Интернет в образовании» позволит учителю пользоваться терминологией, которая широко применяется последние десятилетия в сфере отечественного образования. Учителю также будет интересно познакомиться с большим объемом информационных Интернет-ресурсов образовательного назначения, которые можно использовать на уроках по различным учебным предметам и для любых возрастных категорий учащихся.

В Методических рекомендациях, подготовленных Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, рассмотрен аспект обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет, что является актуальным в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Работа с обучающимися должна проводиться в зависимости от их возрастных особенностей.

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Родители, с ранних лет передавая ребенку знания основ безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. В рекомендациях предлагается материал для проведений родительского собрания, родительского лектория. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, так к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательной организации.

Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет. Большую роль в этом играет работа IT-сообщества Российской Федерации в этом направлении.

Выражаем глубокую благодарность всем экспертам и представителям IT-сообщества, кто проявил активную позицию в этих вопросах и ведет широкую просветительскую деятельность в образовательном пространстве страны.

18 октября в Москве проводится семинар по безопасности в интернете для учителей, на котором будет рассказано об основных опасностях, с которыми школьники сталкиваются в сети и способах от этого защититься. Регистрация на мероприятие доступна по ссылке: https://tech.yandex.ru/events/meetings/18-oct-2014/. Также желающие смогут выбрать заочную форму участия – участникам будет прислано видео выступлений, которое будет записано во время семинара.

Информационный ресурс «Сетевичок» - это центр поддержки подростков в киберпространстве и центр обучения основам кибербезопасности. На сайте http: сетевичок.рф объявлен online-конкурс по кибербезопасности среди подростков, целью которого является формирование у молодого поколения следующих компетенций:

техническая компетенция (защита компьютера и гаджетов, каналов связи, программного обеспечения);

информационная компетенция (защита от информационного перегруза, оценка достоверности источников информации и новостей, поиск информации в сети);

коммуникативная компетенция (защита от булинга, навыки позитивного общения в сети, киберкультура);

коммерческая компетенция (защита своих прав потребителя).

Старт квеста - 30 октября! Спешите зарегистрироваться и принять участие!

Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы образовательной организации.

Полагаем, что все разработанные рекомендации найдут свое отражение в повседневной педагогической деятельности, войдут в систему организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые уже являются часть образовательной среды школы.

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогических работников общеобразовательных организаций по Интернет безопасности детей
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Формирование навыков информационной безопасности должно осуществляться на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ и т.д. и во внеурочной деятельности. Этому вопросу должно быть уделено достаточное внимание в программе по воспитанию и социализации обучающихся, которая является частью основной образовательной программы. Знания об Интернет угрозах, умения предотвратить их, защититься от них способствуют социализации детей.

Достичь высоких результатов в обеспечении информационной безопасности детей невозможно без привлечения родителей. Часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается их ребенок в сети Интернет. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. На родительских собраниях, лекториях, встречах со специалистами и др. нужно знакомить с видами существующих интернет угроз рекомендациями по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).

Поэтому эффективное обеспечение безопасности детей при работе в сети Интернет является задачей, которую могут и должны решать вместе школа и семья, причем школа инициирует и организует это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников.

Цель проведения занятий по интернет безопасности – обеспечение информационной безопасности обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет.

Занятие: «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения»

Форма занятия: семинар

Цель: расширение знаний о киберугрозах, формирование навыков их распознавания и оценки рисков.

Возраст обучающихся: 6-9 класс.

План занятия:

  1. Обсуждение правил предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете. Составление листовок «Правила защиты от киберугроз» (20 мин.)

  2. Практикум «Опасность 419» (20 мин.)

  3. Подведение итогов занятия. (5 мин.)


Ход занятия.

Занятие начинается показом социального видеоролика «Безопасный интернет - детям!»1. После просмотра ролика учитель объявляет тему занятия и предлагает ученикам самим сформулировать цель занятия.

  1. Обсуждение правил предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете. Продолжительность 20 минут.

У каждого ученика на столе лежит чистый лист бумаги – заготовка листовки по безопасности в Интернете. Перед тем, как начать работать учитель объясняет, что по ходу обсуждения каждый ученик должен заполнять листовку правилами, которые ему кажутся необходимыми и важными. После того, завершения обсуждения, отдельные ученики зачитывают свои листовки, остальные могут добавлять правила. Листовки собираются после урока для того, чтобы их раздать ученикам других классов.

Учитель начинает обсуждение с вопроса к аудитории: «Что вы знаете об угрозах, которые исходят из Интернета?» Просит учеников перечислить опасности, которые могут угрожать человеку, его персональному компьютеру, мобильным устройствам. На доске фиксируются ответы учеников.

После короткого обсуждения учитель приводит данные За последний год 91% компаний, представители которых приняли участие в опросе, сталкивались с угрозами информационной безопасности. В России этот показатель еще выше – 96%. Более того, ситуация становится только хуже: почти половина участников исследования утверждает, что количество кибератак за этот период увеличилось. Перечисляя киберугрозы, которые представляются им самыми значительными, большинство участников исследования во всем мире ставят на первое место вирусы, шпионское ПО и другие вредоносные программы (61%). Спам назвали источником угрозы 56% респондентов. Третье место (36%) заняли фишинговые атаки, за ними идут сбои, вызванные проникновением в корпоративную сеть (24%), и DDoS-атаки (19%)2.

Таким образом, можно выделить 3 группы серьезных киберугроз:

  1. Шпионское ПО и др. вредоносные программы,

  2. Спамы,

  3. Фишинговые атаки.

Обсуждение основных правил защиты от главных киберугроз. Все ответы детей записываются на доске.

При обсуждении внимание учеников обращается на то, откуда могут исходить опасность. На первом месте в этом списке стоят социальные сети. Хотя в последнее время стал распространенными атаки на компьютер через мобильные устройства памяти (флешки).

«Сегодня большинство вредоносных программ создаются либо для того, чтобы рассылать спам, либо для того, чтобы красть у пользователя важные данные.

Если данные действительно важные и дорогостоящие, то для их похищения злоумышленники специально разрабатывают троян, который гарантированно будет работать на компьютерах в той организации, откуда нужно украсть данные. Осуществить внедрение такого вредоносного ПО обычно гораздо проще не через интернет, а с помощью записанных на флэшках «троянов». Флэшки могут подбрасываться как в здание, где располагается организация, так и размещаться, скажем, на парковке рядом с ним, где их с большой долей вероятности наверняка найдёт именно сотрудник нужной организации. Поэтому если вы нашли на улице или в здании флэшку, не торопитесь радостно вставлять её в свой компьютер – лучше сначала отдайте системному администратору, который просканирует её и при необходимости обезвредит.

Бывают и более банальные, но не менее эффективные способы заразить компьютер недостаточно осторожного пользователя. Например, от знакомого по Skype Вам может прийти сообщение в духе «Посмотри, на этой фотографии он так похож на нашего друга (одноклассника)!», ну и, конечно, ссылка на саму эту фотографию. При переходе по ссылке фотография почему-то не открывается в браузере, а сохраняется на жесткий диск, но мало кто на это обращает внимание. Хотя они-то как раз и должны насторожить! В общем, когда «фото» не открывается, пользователь «входит» в папку с ним, и видит, что это не просто abcd.jpg, а abcd.jpg.scr, то есть, исполняемый файл, а его компьютер уже заражен вирусом».3

После обсуждения листовок на доске должен быть записаны основные правила защиты от киберугроз.

Практикум «Угроза 419».

Цель: формирование навыков распознавание спама в «нигерийских письмах».

Одной из разновидностей спама являются «Нигерийские письма» или другое название «Угроза 419». «Нигерийские письма» - вид мошенничества, получивший наибольшее развитие с появлением спама. Называется так потому, что письма особое распространение получили в Нигерии, причем еще до распространения Интернета они распространялись по обычной почте, начиная с середины 1980 годов. С появлением интернета «Нигерийские письма» стали нарицательным понятием.

Как правило, у получателя письма просят помощь в многомиллионных операциях, обещая солидные проценты с сумм. Если получатель согласится, у него выманиваются всё большие суммы денег на сборы, взятки и т. д. В худших вариантах жертве предлагается полулегально прибыть в Нигерию, где его либо арестовывали за незаконное прибытие в страну и у него вымогаются деньги за освобождение, либо похищали с целью получения выкупа.

Мошенничество профессионально организовано: у мошенников есть офисы, работающий факс, часто мошенники связаны с правительственными организациями, и попытка получателя письма провести самостоятельное расследование не обнаруживает противоречий в легенде. Сделка подаётся как «безвредное» беловоротничковое преступление, что мешает жертве обратиться к властям. Разумеется, обещанных денег жертва в любом случае не получает: их просто не существует.

Спамеры оперативно реагируют на ситуацию в мире, отслеживая очаги нестабильности. Поэтому постоянно появляются новые разновидности «Нигерийских» писем — например, «кенийские» или «филиппинские». Во время войны в Ираке активно шли спамерские рассылки «иракского» спама.

Подавляющее большинство «нигерийского» спама идет на английском языке, но в 2004-2005 гг. спамеры взялись активно осваивать Рунет. Появился «нигерийский» спам на русском языке, эксплуатирующий горячие события российской политической жизни.

«Нигерийские письма» являются дидактическим инструментом для формирования навыков распознавания спама и фишинговых атак.

Учитель делит аудиторию на 4 группы. Каждой группе выдает конверт, в котором содержится образец «нигерийского письма» (Приложение) и задание:

  1. Внимательно прочитайте текст письма.

  2. Выделите в нем моменты, указывающие на то, что это спам.

  3. Перечислите факты, указанные в письме, которые кажутся вам недостоверными, подозрительными.

После того, как группы выполнят задание, начинается коллективное обсуждение. Вопросы для обсуждения:

  1. Как можно распознать «нигерийское письмо»?

  2. Как вы думаете кто авторы «нигерийских писем»?

  3. Какую цель преследуют авторы «нигерийских писем»?

  4. Можно ли считать безвредными «нигерийские письма»?

Результаты работы группы представляет один ученик. Все остальные ученики могут задавать вопросы и высказывать свое мнение. Учитель на доске записывает главные особенности «Нигерийских писем», которые нашли ученики, дополняет, систематизирует.

Подведение итогов занятия.

Приложение.

Карточка 1.

«Меня зовут Бакаре Тунде, я брат первого нигерийского астронавта, майора ВВС Нигерии Абака Тунде.
Мой брат стал первым африканским астронавтом, который отправился с секретной миссией на советскую станцию «Салют-6» в далеком 1979 году. Позднее он принял участие в полете советского «Союза Т-16З» к секретной советской космической станции «Салют-8Т». В 1990 году, когда СССР пал, он как раз находился на станции. Все русские члены команды сумели вернуться на землю, однако моему брату не хватило в корабле места. С тех пор и до сегодняшнего дня он вынужден находиться на орбите, и лишь редкие грузовые корабли «Прогресс» снабжают его необходимым.
Несмотря ни на что мой брат не теряет присутствия духа, однако жаждет вернуться домой, в родную Нигерию. За те долгие годы, что он провел в космосе, его постепенно накапливающаяся заработная плата составила 15 000 000 американских долларов. В настоящий момент данная сумма хранится в банке в Лагосе. Если нам удастся получить доступ к деньгам, мы сможем оплатить Роскосмосу требуемую сумму и организовать для моего брата рейс на Землю. Запрашиваемая Роскосмосом сумма равняется 3 000 000 американских долларов. Однако для получения суммы нам необходима ваша помощь, поскольку нам, нигерийским госслужащим, запрещены все операции с иностранными счетами.
Вечно ваш,
доктор Бакаре Тунде,
ведущий специалист по астронавтике».
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconУтверждены требования к административным и организационным мерам,...
Паратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию определены административные меры, применяемые...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconЗаконом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С 1 сентября 2012 года начал действовать...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconМетодические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconРегламент предоставления физическим лицам выделенного канала доступа к сети Интернет
Егламент определяет правила оказания Услуг по предоставлению доступа к сети Интернет по выделенному каналу (далее Услуги) физическим...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconАдминистративный регламент
Ственного доступа к сети Интернет (Центр общественного доступа) (далее – Административный регламент) определяет сроки и последовательность...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconЗаконом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»
ОУ, реализующих программу дополнительного образования, расположенных на территории Медвежьегорского муниципального района, посредством...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconОбобщенные ответы на вопросы, полученные до и после проведения публичных обсуждений
Управления за 2016 год и 1 квартал 2017 года был организован сервис по приему вопросов путем размещения соответствующей анкеты в...

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; iconОбразец искового заявления в суд в связи с повреждением имущества в результате скачка напряжения
Своевременно внося плату за техническое обслуживание жилищного фонда, коммунальные услуги и ремонт дома, я имею право на получение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск