Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет»


НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет»
страница1/36
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»


Подпроект FEFLP-K/CQS-16

«Разработка, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для участников программы переселения в Калининградскую область»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА

Калининград, Россия

2016

Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «КГТУ)
Авторский коллектив: д. э. н., профессор А. Г. Мнацаканян

к. э. н. К. А. Евстафьев

к. э. н. И. В. Васильев

к. э .н. В. И. Кузин

к. э. н., доцент Т. Н. Черногузова

к. п. н. Н. В. Юрасюк

к. э. н. Ю. В. Коноплина

к. э. н. В. В. Мосейко

Е. А. Мишуровская

© Министерство финансов Российской Федерации, 2016.


Часть 1. Содержание учебной программы

1.Основы личного финансового планирования

Учебный элемент 1.1Личные финансы и финансовое планирование

Тема 1. Личное финансовое планирование

Понятие и состав финансов

Понятие «финансы» является весьма широким и в различных словарях трактуется по-разному. Например, в XIX веке В. И. Даль ограничился определением, что «финансы – это все то, что касается прихода, расхода государства». Современный экономический словарь, напротив, предлагает расширенное определение: «Финансы (от лат. financia – наличность, доход) – обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег». Большой энциклопедический словарь предлагает определение «Финансы – совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств», которое подчеркивает их нематериальную природу: финансы – это не сами денежные средства или иные активы, а отношения.

Таким образом, понятие финансов не является синонимом денег. Финансы – это отношения (действия) по планированию, распределению и расходованию денежных средств. Если мы говорим о финансах, мы имеем в виду:

необходимость перераспределения средств и планирования для достижения поставленной цели;

денежную форму финансовых отношений.

Формой финансового плана является бюджет.

Традиционно под словом «бюджет» понимается план доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемый на определённый период времени, обычно на один год.

Однако представление о бюджете исключительно как о доходах и расходах неверно: с одной стороны, часто возникают ситуации, когда необходимо потратить больше средств, чем получено за этот период. С другой стороны, можно откладывать часть денег, то есть расходовать меньше, чем получать. Невозможно с точностью до копейки тратить все получаемые деньги. Следовательно, всегда существует разница между доходами и расходами, называемая дефицитом или профицитом.

Это означает, что в случае несовпадения величин доходов и расходов либо возникает остаток, и следует решить вопрос о его оптимальном размещении, либо привлечь дополнительные средства – или в виде кредита, или потратив существующие резервы.

Важнейшая функция финансов – перераспределительная. Перераспределение осуществляется как в масштабах государства при помощи налогов и бюджетной системы, так и внутри предприятия или отдельной семьи. Любые финансовые отношения не являются замкнутыми: расходы одного субъекта являются доходами других, финансовые институты осуществляют консолидацию ресурсов и позволяют им «работать» в экономике.

Финансы домохозяйств являются важнейшей частью финансовой системы. Каждый рубль в составе общей денежной массы рано или поздно проходит через чей-то личный бюджет
Активы

Финансовое планирование связано с понятием активов. В отличие от строгого бухгалтерского подхода можно сказать, что активы – это то, что мы имеем и можем превратить в деньги, или имущество, которое приносит или может принести доход.

Активы разделяются на финансовые (деньги, ценные бумаги, выданные займы) и нефинансовые (имущество, земельные участки, недвижимость).

При финансовом планировании активы участвуют только в своей денежной форме, то есть рассматриваются только объекты, которые можно превратить в деньги (продать или передать в залог) или которые принесут денежный доход. Поэтому личное имущество (в том числе занимаемое жилье, которое не планируется к продаже или сдаче) в качестве актива не рассматривается.

В финансовом планировании участвуют не сами активы в натуральной форме, а только изменение их стоимостного выражения: уменьшение или увеличение остатков накоплений, средства от продажи имущества, получаемый доход.
Качество активов

Свойствами активов являются:

доходность;

ликвидность;

надежность.

Доходность – способность актива приносить дополнительный доход. Рассчитывается в процентах годовых как отношение полученного за год дохода (изменения стоимости) к первоначальной стоимости актива. Доходность банковского вклада равна его процентной ставке, доходность наличных денег нулевая. При оценке доходности нефинансовых активов необходимо учитывать все затраты, связанные с эксплуатацией имущества.

Реальная доходность – доходность, рассчитанная с учетом инфляции. При превышении уровнем инфляции процентной ставки реальная доходность активов даже при увеличении их стоимости может оказаться нулевой или отрицательной.

Ликвидность – это возможность быстро продать актив (превратить его в деньги). Если имущество не обладает достаточной ликвидностью (возможный срок его продажи больше, чем период планирования), оно не включается в процесс финансового планирования. Также ликвидность можно оценить той скидкой от его реальной стоимости, при которой имущество будет быстро реализовано.

Надежность – защищенность от риска утраты или снижения стоимости актива. Как правило, надежность обратно пропорциональна доходности: чем выше надежность актива, тем ниже его доходность (более низкий процент по вкладам в банках с государственным участием), или же повышение надежности снижает доходность за счет дополнительных расходов (страхование имущества, абонентская плата за банковские сейфы). Однако, например, наличные деньги, хранящиеся в квартире, имеют и нулевую доходность, и низкую надежность (не защищены от кражи).

Совокупность доходности, ликвидности и надежности называется качеством активов. Актив можно считать качественным, если он удовлетворяет всем трем требованиям.

Следует провести оценку качества своих активов, а затем при необходимости рассмотреть меры по его повышению:

увеличение доходности;

изменение формы актива;

снижение риска утраты или порчи (обесценения).
Дисконтирование денежных потоков

Отличие финансового планирования от бухгалтерского учета состоит в том, что для финансиста стоимость денег – понятие непостоянное. Всем известно, что одна и та же сумма в настоящее время и в будущем оценивается по-разному. Финансисты называют это «первым принципом теории финансов»: сегодняшний рубль (доллар, евро или иная денежная единица) стоит дороже, чем завтрашний. Следует отметить, что этот принцип не связан непосредственно с инфляционными процессами: он справедлив при отсутствии инфляции и даже наличии дефляции. Дело в том, что в современной экономике деньги «работают». Положенные в банк, даже при полном отсутствии инфляции, они принесут какой-то, пусть и небольшой, доход (иначе срочный депозит был бы бессмысленным). Изменение стоимости денег определяет ставка банковского процента по срочному вкладу, которая, в свою очередь, зависит от уровня инфляции. В идеале эта ставка должна покрывать потери от роста цен и дополнительно к этому давать некий надежный доход. Поэтому ставки по банковским вкладам так отличаются в России и странах Европы и США.

Финансовая система, консолидируя деньги и заставляя их работать, тем самым приводит к изменению их стоимости. Инфляция влияет только на степень этого изменения.

Учет изменения стоимости денег во времени называется дисконтированием. Дисконтирование широко применяется в финансовых расчетах.

В качестве ставки дисконтирования обычно используют официальную ставку центрального банка страны (учетная ставка или ставка рефинансирования) или рыночные ставки межбанковского кредитования. В Российской Федерации в роли такой ставки выступает ключевая ставка Банка России, заменившая собой в 2013 году ставку рефинансирования. На 1 января 2016 года значение ключевой ставки составляло 11 %.
Состав финансовой стратегии

Финансовое планирование должно основываться на осознанной и сформулированной финансовой стратегии.

Составными частями финансовой стратегии являются:

  • цель;

  • срок достижения цели;

  • средства для достижения цели;

  • оценка и минимизация рисков.
Цели финансового планирования

Первый этап финансового планирования – формулировка цели. На разных этапах жизни цели могут развиваться от временных (тактических) к итоговой (стратегической).

В качестве тактических целей можно рассматривать:

  • повышение личной финансовой уверенности за счет формирования достаточного резервного фонда – «подушки безопасности»;

  • улучшение жилищных условий;

  • качественное образование – свое или детей.

Увеличение потребления, приобретение дорогостоящих вещей не может рассматриваться ни в качестве тактической, ни тем более стратегической цели. Повышение качества жизни – не цель, а следствие достижения цели.

Стратегическая цель заключается в достижении финансовой независимости и сохранении привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности.
Разумное финансовое поведение

Разумное финансовое поведение складывается из следующих составляющих:

наличия мотивации к достижению поставленной цели и ответственности за ее достижение;

недопущения психологического дискомфорта;

распределения расходов на необходимые, необязательные и непредвиденные;

рассмотрения альтернативных вариантов приобретения благ и имущества;

понимания функционирования финансовой системы и умения выбирать и использовать финансовые продукты;

осознания рисков и управления ими;

привязки финансового планирования к событиям жизненного цикла (создание семьи, воспитание и образование детей, прекращение трудовой деятельности;

трезвой оценки рекламы и маркетинга.

Неотъемлемым (но не единственным) элементом финансового поведения является накопление.

Финансовые консультанты дают общие рекомендации по методам накопления:

откладывать средства сразу после их получения;

использовать отдельный депозитный счет с возможностью пополнения, но без права частичного снятия;

использовать накопительный счет с капитализацией процентов;

провести анализ собственных семейных расходов, попытаться выявить расходы, которые можно безболезненно сократить;

процесс накопления не должен создавать психологических (тем более физических) неудобств;

помнить о поставленной цели.
Формирование финансовых резервов

Формирование «подушки финансовой безопасности» – необходимый первоначальный этап. К сожалению, никто не может быть огражден от временной потери работы из-за увольнения или болезни. Психологический дискомфорт от непредвиденности будет многократно усилен финансовой неуверенностью и необходимостью снижения уровня потребления. В этих условиях резко сужается горизонт финансового планирования: при необходимости быстрого поиска работы сложно защититься от навязываемых работодателем невыгодных условий. Психологическая неуверенность и стресс могут привести к ухудшению здоровья и в любом случае резко снижают вероятность найти более высокооплачиваемую работу.

Размер резервного фонда оценивается в 6 месячных доходов, что позволяет демпфировать большинство неблагоприятных ситуаций. Метод его формирования – откладывание определенного процента доходов. Наиболее популярное средство достижения цели – регулярное накопление 10 % от всех получаемых доходов, от 50 % дополнительных (внеплановых) доходов. В этом случае формирование «подушки безопасности» займет от 3 до 5 лет.

Более высокий процент накопления приводит к психологическому дискомфорту и ставит под угрозу достижение цели.

Еще один пример необходимости наличия финансового резерва – необходимость замены бытовой техники, проведения ремонта помещений и т. п. Если не создать соответствующий фонд, то поломка бытового оборудования обязательно приведет к снижению качества жизни – либо за счет необходимости быстрого накопления, либо за счет обслуживания кредита, который придется взять на покупку или ремонт. Рассчитать величину ежемесячных отчислений в такой амортизационный фонд нетрудно, зная стоимость используемого оборудования и средний срок его службы, либо периодичность и среднюю стоимость ремонта квартиры.

Следует отметить, что грамотное использование финансовых инструментов позволяет снизить срок накопления. Например, при накоплении 10 % дохода использование банковского депозита с капитализацией процентов и ставкой 10 % годовых снижает срок формирования шестимесячного резерва с 5 до 4 лет.
Роль заемных средств в реализации финансовой стратегии. Кредитная ловушка.

В отношении людей к кредиту встречаются две крайности. Первая – сформулированный принцип «никогда не брать кредиты». По статистике, такое мнение высказывают до 40 % опрошенных. Другая крайность – принцип «дают – бери». Около 2 % семей имеют четыре непогашенных кредита, более 8 % – два. В действительности, вопрос стоит следующим образом: не «можно ли брать кредит», а «в каких случаях возможно взять кредит».

Общее правило: нельзя брать кредит на повышение уровня потребления (покупка электроники, отдых, украшения, дорогая одежда, престижный автомобиль). Кредит, который берется на увеличение расходов, предполагает возврат большей суммы (с процентами). Сбалансировать доходную и расходную части при этом возможно, только снизив потребление (уменьшив расходы). Это приводит к парадоксу: желая повысить потребление, мы должны его снижать. Далеко не все психологически к этому готовы, что ведет к перекредитованию (покрытию одного кредита другим), а в будущем – к потере платежеспособности.

Взятие кредита оправдано в следующих случаях:

  • ипотека или автокредит с крупным первоначальным взносом;

  • осуществление внеплановых, но необходимых расходов (замена бытовой техники, ликвидация последствий аварий, лечение).

  • проведение окупаемых в будущем затрат (переход квартиры на автономное отопление, приобретение оборудования, используемого в работе, получение качественного образования).

В этом случае становится необходимым финансовое планирование.

При использовании заемных средств периодом планирования является весь срок, в течение которого предполагается достижение поставленной цели. В течение этого периода должны быть полностью погашены все обязательства по кредиту.

Формула финансового планирования:
А конец = А начало + Поступления – Расходы ()

В качестве поступлений рассматриваются:

постоянные доходы;

привлеченные средства (кредиты).

К расходам относятся:

текущие расходы;

целевые расходы за счет кредитов;

расходы на возврат кредита и процентов.
Результаты финансового планирования:

1) А конец = Резерв – оптимальный

2) А конец = 0 – критический

3) А конец < 0 – неприемлемый

Сбалансированность бюджета достигается, если результат не равен нулю, однако при отсутствии «подушки безопасности» (результат планирования равен нулю) высоки финансовые риски.

Несбалансированность личного бюджета возникает, когда стоимость активов на конец периода отрицательна. В этом случае для выравнивания баланса потребуется привлечение дополнительных средств, то есть человек попадает в «кредитную ловушку». Опасность «кредитной ловушки»:

за счет заемных средств формируется уровень потребления, не обеспечиваемый собственными доходами;

для поддержания уровня потребления и погашения ранее взятых кредитов требуются новые кредиты в большем размере;

в определенный момент банки отказывают в кредитах, и заемщик оказывается неплатежеспособным.

Тема 2. Составление личного финансового плана


Порядок проведения практического занятия приведен в методических рекомендациях для преподавателей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconУчебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016
...

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconФгбоу впо «кгту» Управление инновационной деятельности и проектов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный...

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconМетодические рекомендации для преподавателей Уфа 2016 г. Тема практического занятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» МинистерствА...

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconРоссийской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconУчебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016
...

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconФгоу впо «кгту» учебное управление смк паос 013 03-2008 Экземпляр 1 Выпуск 1 Изменений 0
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический...

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconФгоу впо «кгту» учебное управление смк паос 013 03-2008 Экземпляр 1 Выпуск 1 Изменений 0
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический...

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации для преподавателей образовательного курса калининград, Россия 2016 Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск