Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016


НазваниеУчебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016
страница1/19
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
А.З. Исамулаева, В.А. Кунин, А.В. Спицына,

А.И. Исамулаева

ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ТЕРАПЕВТА)

Учебно-методическое пособие

(для студентов 4 курса, 8 семестр)

АСТРАХАНЬ 2016

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

А.З. Исамулаева, В.А. Кунин, А.В Спицына, А.И.Исамулаева

ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ТЕРАПЕВТА)

Учебно-методическое пособие

(для студентов 4 курса, 8 семестр)

АСТРАХАНЬ 2016

УДК 616.31(07)

ББК 56.6

П 55
А.З.Исамулаева, В.А.Кунин, А.В Спицына, А.И.Исамулаева

«Помощник врача-стоматолога (терапевта)». Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса,8 семестр-Астрахань: «Астраханский ГМУ», 2016 г.- 167 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Стоматология». В учебно-методическом пособии по производственной практике «Помощник врача-стоматолога (терапевта)» на современном уровне освещены цели, задачи производственной практики студентов стоматологического факультета, вопросы правильного и аккуратного заполнения дневника производственной практики. В каждом занятии сформулирована тема, цель и план занятия. Для контроля усвоения материала в пособие включены тестовые задания, контрольные вопросы, которые обращают внимание на ключевые аспекты обсуждаемой темы и ситуационные задачи. Пособие составлялось на основе современных литературных источников и предназначено для студентов, преподавателей стоматологического факультета, ординаторов, врачей-стоматологов.

Рецензенты:

-Михальченко Д.В.- д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России.

-Фоменко И.В.- д.м.н., доцент, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Астраханского ГМУ

ISBN 978-5-4424-0172-1


© А.З.Исамулаева, В.А.Кунин,

А.В.Спицына,А.И.Исамулаева

© Астраханский государственный

медицинский университет,2016


Содержание




Тема

Стр.



Подготовительный этап производственной практики помощника врача-стоматолога (терапевта). Стоматологическое обследование пациента

4



Стоматологическое обследование пациента (2 занятие)

28



Стоматологическое обследование пациента. (3 занятие).

44



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний твердых тканей зубов. Методы лечения кариеса и некариозных поражений (1 занятие).

49



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний твердых тканей зубов. Методы лечения кариеса и некариозных поражений (2 занятие).

58



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний твердых тканей зубов. Методы лечения кариеса и некариозных поражений (3 занятие).

64



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний твердых тканей зубов. Методы лечения кариеса и некариозных поражений (4 занятие).

70



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний пульпы, апикального периодонта и заболеваний пародонта. Методы лечения пульпита, периодонтита и заболеваний пародонта (1 занятие).

76



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний пульпы, апикального периодонта и заболеваний пародонта. Методы лечения пульпита, периодонтита и заболеваний пародонта (2 занятие).

105




Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний пульпы, апикального периодонта и заболеваний пародонта. Методы лечения пульпита, периодонтита и заболеваний пародонта (3 занятие).

123



Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний пульпы, апикального периодонта и заболеваний пародонта. Методы лечения пульпита, периодонтита и заболеваний пародонта (4 занятие)

146



Стоматологическое просвещение

157



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №1

КЛИНИЧЕСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

4 КУРСА (8 СЕМЕСТР)
ТЕМА: Подготовительный этап производственной практики помощника врача-стоматолога (терапевта). Стоматологическое обследование пациента.

ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с подготовительным этапом производственной практики, а также с техникой безопасности.

Воспитательная цель: повторить правила поведения в клинике терапевтической стоматологии (мед. Одежда и обувь, средства защиты, техника безопасности).

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: наборы стоматологических лотков с инструментами для приема больных и работы на фантомах; стоматологические пломбировочные материалы; расходные материалы; видеофильмы, тематические больные, тесты, ситуационные задачи; наборы рентгенограмм; презентации для мультимедиа-проектора.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная база кафедры терапевтической стоматологии.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 6 часов

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

  1. Организационные вопросы - 5 мин.

  2. Лекция ознакомительная -2 часа

  3. Обсуждение вопросов для выявления исходного уровня знаний, опрос по контрольным вопросам - 30 мин.

  4. Демонстрация врачом-руководителем методики лечения больного – 1 час

  5. Отработка мануальных навыков студентом – 2 часа 10 мин

  6. Решение ситуационных задач-10 мин

  7. Задание на следующее занятие – 5 мин.


ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

1.Терапевтическая стоматология: национальное руководство /под редакцией проф. Л.А.Дмитриевой, проф. Ю.М. Максимовского. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 912с.

2.Терапевтическая стоматология [Электронный ресурс]: рук. кпракт. занятиям: учебное

пособие /Ю.М. Максимовский, А.В. Митронин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 432 с. –

Режим доступа: http//www. studmedlib.ru

3.Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие/Николаев А.И.,Цепов Л.М.– М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 924 с.

4.Стоматологический инструментарий [Электронный ресурс]: Цветной атлас. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 168 с.: ил. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru

5.Стоматология. Запись и ведение истории болезни: руководство / Под ред. В.В. Афанасьева, О. О. Янушевича. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с.
Дополнительная литература

1.Терапевтическая стоматология. Кариесология и заболевания твердых тканей зубов. Эндодонтия: руководство к практ.занят.: учеб. пособие / Ю. М. Максимовский, А. В. Митронин; под общей ред. Ю. М. Максимовского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 - 480 с.

2.Терапевтическая стоматология. Болезни зубов: учебник: в 3 ч. / Под ред. Е.А. Волкова,

О.О. Янушевича. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Ч.1. - 168 с.

3.Пародонтология. Гигиенические аспекты / Герберт Ф.Вольф.,Томас М.Хэссел; пер. с англ.; под ред. Проф. Г.И.Ронь – М.:МЕДпресс-информ, 2014 г. – 360 с.: ил.

4.Атлас по пародонтологии /Ласкарис Дж., Скалли К. пер. с англ. М.: Медицинское информационное агенство, 2005.- 350 с.: ил.

5.Словарь профессиональных стоматологических терминов: учеб. пособие / Э.С. Каливраджиян, Е.А. Брагин, С.И. Абакаров и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 208 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1.В чем заключается работа врача-стоматолога (терапевта)?

2.Какими средствами защиты пользуется врач-стоматолог (терапевта)?

3.Дать определение асептики, антисептики и дезинфекции?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Как следует поступить врачу-стоматологу (терапевту) при попадании в глаза крови (или слюны) пациента?

2. Неблагоприятные факторы труда врача-стоматолога (терапевта)?

3. Требования к оснащению стоматологического кабинета?

4. Рабочие место врача стоматолога (терапевта)?

5. Основное оборудование врача стоматолога (терапевта)?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Организация проведения производственной практики - Помощник врача-стоматолога (терапевта) в современных условиях должна основываться на инновационных психолого - педагогических подходах и технологиях, направленных на формирование компетентностного подхода и повышение эффективности преподавания и качества подготовки учащихся.

Проведение производственной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Работа с пациентами формирует у студентов не только готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции, но и способность научно - анализировать медицинские и социально-значимые проблемы, готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыкам коммуникативности, аргументации, ведения полемики и дискуссии.

Самостоятельная работа студентов составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости практики по дисциплине и включает: ведение дневника по практике, заполнение аттестационного листа, работу с литературой, подготовку бесед, лекций, докладов, презентаций по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, изготовление материалов по стоматологическому просвещению (памятки, сан бюллетени, анкеты, презентации и др.). Даная форма работы способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации.

Различные виды производственной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций.

Производственная практика формирует способность и готовность к выполнению профессиональных умений, к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности, уважению и принятию другого мнения, а также к социальной мобильности, что особенно важно на современном этапе социально-экономического развития.

По окончании производственной практики проводится зачет, включающий оценку практических умений, собеседование, тестирование.

Главная задача терапевта стоматологического – организация и проведение под руководством врача-стоматолога, а также самостоятельно, в рамках своей компетенции, мероприятий, направленных на раннее выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний у пациентов разных возрастных групп и их профилактику.

Инструктаж по технике безопасности

При появлении характерного запаха горящей резины или пластмассы, дыма следует немедленно выключить установку из электросети. По окончании работы необходимо отключить работающие агрегаты установки (свет, вентилятор, слюноотсос), затем обесточить установку. Перед началом работы с использованием бормашины нужно проконтролировать надежность механических соединений, в частности, фиксации ротационной щетки, бора и т. д. в наконечнике: если щетка входит в головку наконечника без натяга или выскакивает при работе, немедленно прекратить работу во избежание аспирации или проглатывания щетки пациентом. В ходе работы необходимо следить за температурой наконечника во избежание перегрева и получения термического ожога. При появлении в работе установки или наконечника нехарактерных звуков, прерывистости или рывков при вращении инструментов следует прекратить работу. При работе на установках с жестким рукавом, передающим вращение при помощи открытых шнуров, существует опасность закрутки волос в машину, поэтому персонал должен работать в медицинских шапочках. При использовании профилактических фармакологических препаратов и биоактивных средств необходимо уберечь пациента от интоксикации, для чего необходимо следить за хранением препаратов в строго отведенных, недоступных пациентам местах, точно подбирать дозы препаратов и их сочетание. При выполнении местных профилактических процедур нельзя оставлять пациентов без внимания: необходимо следить за тем, чтобы пациенты не проглатывали препараты, внесенные в полость рта для аппликаций или полосканий. Известно, что инфекция может передаваться воздушно-капельным, контактным, орально-фекальным и парентеральным путями. В стоматологии возможны все пути передачи инфекции от одного человека к другому: через зараженные инструменты, с воздухом, при личном контакте, через кровь, через зараженную пищу и воду. Для предупреждения инфицирования необходимо держать под контролем все указанные пути распространения инфекции. Следует помнить, что на профилактическом приеме источником инфекции может явиться как пациент, так и персонал. Наиболее неблагоприятным является факт инфицирования патогенной микрофлорой, перечисленной в таблице.

Санитарный режим.

Санитарный режим предполагает противоинфекционную защиту персонала, пациента, окружающей среды при помощи организационных мер, с использованием физических и химических методов и средств дезинфекции и стерилизации. Кожа лица и рук, слизистая оболочка полости рта, ротовая жидкость и зубные отложения пациента, аэрозоль носоглоточного секрета, выбрасываемый им при кашле и чихании, являются потенциальными резервуарами патогенной инфекции. Оберегая себя, медицинские работники должны использовать индивидуальные средства защиты, которые позволяют избежать прямого контакта с ранами и тканью, кровью, секреторными и экскреторными выделениями или предметами, загрязненными этими биологическими субстратами. При выполнении манипуляций на медработнике должны быть халат, шапочка. Для защиты лица и слизистой глаз, носа и рта применяют защитные очки и маски (марлевая четырехслойная маска подлежит замене каждые 3 часа на новую или свежевыстиранную и проутюженную; одноразовая маска используется в течение шести часов) или пластиковые экраны, закрывающие все лицо. Кожа рук защищается перчатками, перед надеванием которых необходимо заклеить пластырем имеющиеся микротравмы и проверить перчатки на целостность. В связи с растущей распространенностью ВИЧ-инфекции любое повреждение кожи, слизистых оболочек, загрязнение их биологическими материалами пациента при оказании медицинской помощи должно рассматриваться как возможный контакт с материалом, содержащим ВИЧ или другой агент инфекционного заболевания. Поэтому в каждом случае контакта биологических жидкостей пациента с поврежденной кожей или со слизистыми оболочками необходимо принимать ряд мер предосторожности. Если биоматериал пациента попал на одежду персонала, ее замачивают в одном из дезинфектантов (кроме 6% раствора перекиси водорода и нейтрального гидрохлорида кальция, которые разъедают ткань). Кожа рук и других участков тела под местом загрязнения обрабатывается 70° спиртом, промывается водой, затем опять спиртом.

Подготовка отчета по практике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие (для студентов 3 курса, 6 семестр) астрахань 2016
А. З. Исамулаева, Д. А. Кунин, А. В спицына, А. И. Исамулаева «Помощник врача-стоматолога (гигиениста)». Учебно-методическое пособие...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016
...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие
Нимгирова А. С., Кульков В. Н., Набережная Ж. Б., Набережная И. Б. Организационно-теоретические аспекты экспертизы временной нетрудоспособности...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса специальностей «Сестринское дело» и«Лабораторная диагностика»...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса заочной формы обучения специальности 110401. 65 Зоотехния. Включает...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие по учебной практики для студентов, обучающихся...
Учебно-методическое пособие по учебной практики для студентов, обучающихся по направлению 19. 03. 04 «Технология продукции и организация...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconРоссийской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Производственная практика по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса...

Учебно-методическое пособие (для студентов 4 курса, 8 семестр) астрахань 2016 iconУчебно-методическое пособие для студентов технических специальностей
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения для всех специальностей, предусматривающих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск