Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей


НазваниеМетодическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей
страница1/37
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (заем МББР № 79830-RU)
Контракт «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе

общего и дополнительного образования» № FEFLP/QCBS-3.25

«Азбука финансовой грамотности»
Методическое пособие

для педагогов организаций дополнительного образования детей и

детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей
Электронное издание

Возраст обучающихся 12-17 лет, срок реализации программы – 1 год

Авторы-составители: Губанов А.Ю., Губанова Т.М.,

Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В.

Москва

2017
Содержание


Введение …………………………………………………………………………………….

5

Часть первая. Финансовая грамотность, интерактивные формы обучения и проектная деятельность …………………………………………………………………


13

Глава 1. Что такое финансовая грамотность и как работать с образовательной программой интерактивного обучения финансовой грамотности ………..……………


13

Глава 2. Интерактивные формы обучения. Профессиональные качества педагога-игротехника ………………………………………………………………………………


19

Глава 3. Проектная деятельность как особая форма образования ……………………...

26







Часть вторая. Методика проведения Чемпионата муниципального образования по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности» …………………


29

Глава 4. Чемпионат по финансовой грамотности. Методика проведения Финансовых боев ………………………………………………………………………………………..


29

4.1. Чемпионат по финансовой грамотности ……………………………………..

29

4.2. Идея и правила финансового боя ……………………………………………

32

4.3. Задачи и кейсы по теме «Управление личными (семейными) финансами». Разбор решений и оппонирования ………………………………………………


38

Глава 5. Методика проведения Коммуникативных боев……. ………………………….

41

5.1. Идея и правила коммуникативного боев…... ………………………………..

41

5.2. Темы коммуникативных боев……. …………………………………………..

48

Глава 6. Проектная деятельность школьников при подготовке и проведении Чемпионата «Азбука финансовой грамотности» ………………………………………..


49

Приложения к части второй «Методика проведения Чемпионата муниципального образования «Азбука финансовой грамотности» ……………………………………..…


60

Приложение 1. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста ………………………………………………………………..


60

Приложение 2. Примерное Положение о Чемпионате муниципального образования «Азбука финансовой грамотности» ………………………………..


65

Приложение 3. Примерное Положение об образовательном объединении «Клуб финансовой грамотности» …………………………………………………


67

Приложение 4. Правила финансовых боев ……………………………………….

68

Приложение 4а. Способы составления расписания (календаря) встреч

71

Приложение 5. Правила коммуникативных боев…....…………………………...

79

Приложение 6. Развернутая обобщенная схема организации учебной проектной деятельности …………………………………………………………...


81

Приложение 7. Задачи (кейсы) и темы для финансовых и коммуникативных боев ………………………………………………………………………………….


84

Приложение 8. Оценочный лист ………………………………………………….

90

Список литературы …………………………………………………………………..........

91







Часть третья. Методика проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» …………………………………………………………………....................


92

Глава 7. Описание Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» …………………….

92

7.1. Кейс метод и Кейс-игра в обучении школьников финансовой грамотности

92

7.1.1. Кейс метод …………………………………………………………………………...

92

7.1.2. Кейс-игра ……………………………………………………………………………...

94

7.1.3. Кейс метод и Кейс-игра: общее и различия ……………………………………

96

7.2. Идея Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» ……………………….

97

7.3. Принципы проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» …...

99

7.4. Этапы, структура и регламент Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»…...........................................................................................................


100

7.4.1. Этапы проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» ……..

100

7.4.2. Структура Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» ……………....

101

7.4.3. Регламент Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» ……………….

105

7.5. Правила финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство» (сокращенный вариант) ……………………………………………………………


108

7.5.1. Управление Вольным Городом ……..……………………………………………..

109

7.5.2. Организация экономической жизни в Городе ………………………………...

110

7.5.3. Домохозяйства в Городе ………………………………………………………….

113

7.5.4. Нормы потребления, минимальная заработная плата, цены, платежи, налоги и вакансии на начало игры ………………………………………………………


115

7.5.5. Особенности второго этапа финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство» .………………………………………………………………………..


118

7.6. Подготовка помещений, локаций и материалов к Кейс-игре «Азбука финансовой грамотности» ………………………………………………………....


120

Глава 8. Методические рекомендации по проведению Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»…………………………………………………………………………..122

8.1. Подготовка программы Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» ….

122

8.2. План-конспект в Кейс-игре «Азбука финансовой грамотности» …………..

124

8.3. Подготовка сценария проведения модуля Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» ………………………………………………………………………..


126

8.4. Методические рекомендации по проведению «Модуля 1. Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет»…………………………………...128

8.4.1. План-конспект проведения установочного доклада «Кейс № 1 «Планирование семейного благосостояния, оформление бюджета» …………..................................129

8.4.2. План-конспект проведения проектной сессии «Планирование повышения уровня семейного благосостояния, оформление бюджета домохозяйства» 131

8.4.3. План-конспект проведения первого цикла ФИРИ «Домохозяйство» по реализации плана повышения уровня семейного благосостояния ………………


132

8.4.4. План-конспект проведения экспертно-консультативной сессии «Коррекция деятельности домохозяйств по повышению уровня семейного благосостояния» 134

8.4.5. План-конспект проведения второго цикла ФИРИ «Домохозяйство» по реализации откорректированного плана повышения уровня семейного благосостояния ……………………………………………………………………………...135

8.4.6. План-конспект проведения аналитической сессии «Стратегии и способы повышения уровня семейного благосостояния, примененные
домохозяйством» ….…………………………………………………………………………..
137

8.4.7. План-конспект проведения круглого стола «Эффективные стратегии и оптимальные способы повышения уровня семейного благосостояния» ………..


138

8.4.8. План-конспект проведения групповой рефлексии «Совместное обсуждение и анализ случившихся событий» ………………………………………...............................139

Глава 9. Аттестация участников Кейс-игры по финансовой грамотности ..……………

140

9.1. Организация вводного контроля знаний и умений по финансовой грамотности у участников Кейс-игры …………………………………………….


141

9.2. Организация итоговой аттестации участников Кейс-игры по финансовой грамотности ……………………………………………………………………….


148

Приложение к третьей части «Методика Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»151

Правила финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство» (полная версия)………………………………………………………………………………………….


151

Список литературы ………………………………………………………………………..

208


ВВЕДЕНИЕ
Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как умение писать, читать и считать.

Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать свой бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека1.

Однако в настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации. Проблема низкой финансовой грамотности чрезвычайно актуальна для России. Одна из важных задач образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять личными финансами.

В последние годы в рамках Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» российскими учеными, методистами и педагогами-практиками разработано достаточно большое количество качественных материалов для освоения финансовой грамотности учащимися разных возрастов. Многие из этих материалов представлены на сайтах: http://хочумогузнаю.рф, http://вашифинансы.рф.

Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования. Оно нацелено на освоение финансовой грамотности обучающимися в интерактивной форме и в форме проектной деятельности в системе дополнительного образования детей: в домах творчества и в детских выездных оздоровительно-просветительских лагерях. Формы обучения и его содержание, описываемые в пособии, ориентированы на категорию учащихся 12-17 лет, не имеющих предварительной подготовки по финансовой грамотности.

Специфика дополнительного образования предъявляет свои требования к обучению. В условиях обязательного образования обучение подчинено принципу последовательности, полноты и систематичности подачи материала; личностная вовлеченность учащихся желательна, но и её отсутствие не является критическим фактором. В условиях дополнительного образования, наоборот, полнота и систематичность освоения содержания следуют за вовлеченностью и поддержанием устойчивого интереса обучающихся.

На наш взгляд, в условиях дополнительного образования более правильным будет обеспечение высокой вовлеченности и устойчивого интереса к продолжению деятельности на материале одной темы, нежели пройти галопом по Европам все темы, претендуя на полноту охвата предметного материала, но потеряв детей, утративших интерес к занятиям.

С учетом отсутствия предварительных специальных знаний у нашей целевой аудитории и специфики дополнительного (а значит и необязательного!) образования в данном пособии сделана ставка не на последовательное и систематичное обучение финансовой грамотности, а на вовлекающий потенциал интерактивных форм обучения. Этот потенциал реализуется на отдельных ключевых темах, связанных, прежде всего с личными (семейными) финансами.

Здесь уместно сказать, что финансовая грамотность не является какой-то отдельной наукой или отдельным учебным предметом. Самое неудачное, что можно сделать – это смотреть на эту важную для каждого человека область опыта как на учебный предмет. О том, что такое «финансовая грамотность» и как педагог может ориентироваться в образовательной программе по финансовой грамотности, адаптируя её для конкретных условий своей работы (на базе домов творчества или выездного лагеря), кратко рассказано в первой главе настоящего пособия.

Существенным в предлагаемой образовательной программе «Азбука финансовой грамотности» и в данном пособии является ориентация именно на интерактивные формы обучения. Сегодня интерактивные формы обучения и обучающие игры стали модным делом, появился даже новый термин – «игрофикация». Некоторыми педагогами и родителями игровые интерактивные формы понимаются как занимательная или развлекательная оболочка для отдельно существующего предметного содержания, как правило, невероятно скучного. Данное пособие ориентировано на другой подход – интерактивные формы обучения ценны тем, что дают человеку возможность действовать самому, причем действовать не обязательно правильно, совершать ошибки, однако делать это «в безопасном режиме». Все знают, что в играх человек испытывает часто более тяжелые нагрузки, нежели на уроках или на работе. Тем не менее, по сравнению с учебой или трудом игра переживается людьми как «легкость», пространство свободы. Сочетание пробного действия, свободы и азарта – более крепкий коктейль, нежели развлечение. Этим хотя бы отчасти объясняется вечный интерес человечества к игре и образовательный потенциал «интерактивных форм обучения».

Как всякий инструмент работает не сам по себе в автоматическом режиме, а лишь в руках мастера (пусть и ремесленника), так и интерактивные формы обучения нуждаются в правильном применении. Краткая психолого-педагогическая характеристика интерактивных форм обучения и также представлена в первой главе.

Важная установка современной педагогики – использование проектных форм обучения. Требование использовать проектные формы обучения зафиксировано в Федеральных государственных образовательных стандартах. Для многих педагогов современной школы и дополнительного образования проектный метод работы является относительно новым делом. Краткое введение в суть проектного метода обучения и отличия проектной работы от внешне похожих на неё форм изложены также в первой части пособия.

Таким образом, в первой части настоящего пособия объединены материалы, представляющие как бы фундамент освоения финансовой грамотности через интерактивные и проектные формы обучения. Основные компоненты, которые должны быть практически объединены в нашей теме, – финансовая грамотность, интерактивные формы, проектная форма обучения – в первой части осознанно даны в двух планах. С одной стороны, как относительно самостоятельные компоненты, имеющие свою собственную историю и свои особенности. С другой стороны – в связи друг с другом и с программой интерактивного освоения финансовой грамотности. Мы считаем такой подход полезным, так он позволяет избежать последующей путаницы в основополагающих понятиях и дает возможность педагогу адаптировать методические предложения к конкретным условиям обучения.

Методические рекомендации по проведению Чемпионата муниципального образования по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности» (далее по тексту – Чемпионат по финансовой грамотности) и Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» для детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей (далее по тексту – Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности») изложены соответственно во второй и третьей частях настоящего пособия.

Во второй части настоящего пособия «Методика проведения Чемпионата муниципального образования «Азбука финансовой грамотности» описывается методика проведения финансовых и коммуникативных боев. Особое место во второй части пособия занимает описание проектной деятельности старшеклассников, организующих Чемпионат по финансовой грамотности.

Чемпионат муниципального образования «Азбука финансовой грамотности» – это не только отдельная комплексная интерактивная форма образования, но и организационная стратегия вовлечения обучающихся и педагогов любого муниципального образования в освоение финансовой грамотности.

Чемпионат по финансовой грамотности позволяет собрать школьников из разных школ и вовлечь их в освоение финансовой грамотности через соревнование и игру. Сильная сторона такой организационной формы в том, что участники могут и не иметь начальной предварительной подготовки, из собравшихся можно создавать разновозрастные команды участников, соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению участников, задания и формы активности участников разнообразны и задействуют разные стороны личности. При этом активные старшеклассники могут участвовать в подготовке и проведении Чемпионата по финансовой грамотности, осуществляя проектную деятельность.

Предполагается, что проводится четыре турнира Чемпионата по финансовой грамотности в течение учебного года (например, один турнир проводится в рамках одной учебной четверти). Участие в одном турнире Чемпионата соответствует 18 учебным часам образовательной программы для организаций дополнительного образования детей. При этом проектирование Чемпионата по финансовой грамотности может быть поручено старшеклассникам и соответствовать еще 72 учебным часам, отводимым на проектную деятельность в старшей школе согласно ФГОС или в Клубе финансовой грамотности в организации дополнительного образования детей.

Понятно, что соревнование по финансовой грамотности может быть организовано по-разному: как конкурс, как олимпиада и т. д. Один из интересных современных вариантов организации соревнования представлен в «математических боях». Сегодня «математические бои» являются популярным движением, охватившим многие регионы России и даже зарубежные страны. По аналогии с «математическими боями» развивается международное движение «бои юных физиков». Что же привлекает учащихся, педагогов и родителей в такой форме активности?

Во-первых, это командная игра, где для победы важно распределение ролей, внутрикомандное слаженное взаимодействие, командный дух. Во-вторых, это азартное соревнование, где команды интенсивно взаимодействуют друг с другом, где нужно вырабатывать тактику действий и возможны «военные хитрости». В математических боях зарабатывать очки можно не только за счет успешного решения задач, но и за счет успешного противостояния, оппонирования противнику, согласованной слаженной командной работы, эффективной стратегии выступлений в состязаниях, проектирования победы.

По аналогии с математическими боями, взяв их как базовую модель, можно организовать финансовые бои, где предметом работы школьников будут задачи (кейсы) по финансовой грамотности. Поскольку в финансовую грамотность входят не только знания и умения, но и личные установки обучающихся, финансовые бои целесообразно дополнить другой формой работы – коммуникативными боями. Коммуникативные бои позволяют обсуждать проблемные вопросы, связанные с ролью денег в жизни, по которым не может быть одной правильной точки зрения, но могут быть сформулированы (самими обучающимися) более или менее осознанные, последовательные и убедительные личные позиции.

Как устроены финансовые и коммуникативные бои описано в четвертой и пятой главах. Здесь же уместно сказать что, что математические бои, бои юных математиков представляют собой продвинутый уровень образования. В этих состязаниях участвуют одаренные дети, желающие действительно развить собственное математическое мышление, а не просто сдать экзамен, пусть даже и «на пять». Они специально готовятся к решению неординарных математических (физических и т. д.) задач в соревновании с такими же одаренными и мотивированными детьми.

Мы же предлагаем использовать форму боев для детей даже не знакомых предварительно с финансовой грамотностью, именно для того, чтобы они начали осваивать проблематику финансовой грамотности и самоопределяться в ней. Минимум знаний (сведений) вводится в рамках самого Чемпионат по финансовой грамотности, а также содержится в Справочнике школьника (информационно-просветительском пособии) по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности», к которому участники будут вынуждены обращаться.

В седьмой главе третьей части настоящего пособия «Методика проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» описываются общие черты и существенные различия между кейс методом (case study) и Кейс-игрой, идея, принципы проведения, этапы, структура и регламент Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности.

Кейс-игра, рекомендуемая для детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей, является комплексной интерактивной технологией обучения, использующей кейс метод (case study) для разработки личного (семейного) бюджета. Кроме того, в Кейс-игре большое внимание уделяется: а) созданию проекта, включающего стратегию и способы исполнения личного (семейного) бюджета; б) реализацию проекта в имитационно-ролевой игре с целью повышения благосостояния игровых домохозяйств; в) проведению анализа процесса и результатов реализации проекта; г) выделению наиболее эффективных стратегий и оптимальных способов повышения благосостояния домохозяйств.

Кейс-игра не является систематической формой освоения знаний, но она позволяет эффективно вовлекать участников игры в работу с материалом по финансовой грамотности, осваивать и закреплять необходимые знания через проживание специально смоделированных ситуаций. Кроме того, Кейс-игра наиболее приспособлена для овладения умением грамотно и эффективно принимать финансовые решения в ситуациях с множеством выборов. Формат Кейс-игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.

В восьмой главе пособия педагогам, работающим в детских выездных лагерях, предлагаются методические рекомендации по проведению Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности», дающие представление о том:

а) зачем нужна программа Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» для тематических смен детских выездных лагерей и как ее грамотно составлять;

б) зачем нужны планы-конспекты проведения отдельных подмодулей Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» и как их грамотно составлять;

в) зачем нужны сценарии проведения модулей Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» и как их грамотно составлять.

В этой же главе педагогам предложены конкретные методические разработки проведения таких отдельных интерактивных форм, являющихся элементами Кейс-игры, как установочный доклад, проектная сессия, финансовая имитационно-ролевая игра, экспертно-консультативная сессия, аналитическая сессия, круглый стол и групповая рефлексия. Методические разработки интерактивных форм сделаны на примере первого модуля «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет» Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности».

В девятой главе пособия педагогам предложены два варианта аттестации знаний и умений участников Кейс-игры: вводная и итоговая аттестация. Вводная аттестация для моделей «Профи» и «Базис» Кейс-игры проводится перед началом игры с целью определения имеющегося уровня знаний и умений по финансовой грамотности у участников игры. Вводная аттестация проводится в форме тестирования. Тест, условия его проведения и система оценивания приведены в данном пособии. Итоговая аттестация в рамках модели «Профи» проводится в форме боев по финансовой грамотности с частично измененными правилами, направленными на усиление роли оценочной деятельности в финансовых боях. Итоговая аттестация в рамках модели «Базис» проводится в форме тестирования. Используется тест вводной аттестации.

Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» и методическое пособие удерживают идеологию развивающего обучения и идеологию интерактивного обучения, которые считают, что человек может действовать до того, как он получил систематическое знание. Это действие является личным пробным, поисковым действием. Конечно, мы не можем надеяться, что отдельный человек, тем более подросток, сможет за счет своих пробных действий самостоятельно «переоткрыть» всю культуру финансовой грамотности. Однако на фоне попыток личного пробного действия и осмысления его результатов, знания и умения усваиваются гораздо быстрее и прочнее. В обучении личное пробное действие возможно в игровых условиях, которые обеспечивают одновременно и высокую напряженность (соревновательный азарт и риск) и безопасность.

Для успешной реализации образовательной программы «Азбука финансовой грамотности» для обучающихся и педагогов разработано два справочника (информационно-просветительских пособия) «Азбука финансовой грамотности» для организаций дополнительного образования и детских выездных лагерей. Они составлены по материалам уже действующих программ и пособий, разработанных для систематических занятий по финансовой грамотности.

И наконец, педагоги, реализующие программу «Азбука финансовой грамотности», должны знать, что:

а) программа имеет пропедевтический и мотивационный характер, она не является программой систематического обучения;

б) ведущим началом программы являются интерактивные формы работы, которые обеспечивают участникам возможность действовать еще до того, как они получили систематические знания по финансовой грамотности;

в) программа позволяет работать с разновозрастными группами подростков, в том числе с теми, кто не имеет предварительной финансовой подготовки.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ИНТЕРАТКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодические материалы для руководителей детских оздоровительных...
Ник методических материалов по вопросам организации летнего отдыха детей и подростков для начальников детских оздоровительных лагерей...

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)...

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)...

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной...
Методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую...

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconКраткое методическое пособие для воспитателей детских лагерей отдыха 2011
Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодическое пособие организация дополнительного образования детей...
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей. Утверждена приказом Минобразования России от 25. 01....

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и учителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций,...

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению
...

Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей и детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей iconМетодические материалы для педагогов дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск