Скачать 0.91 Mb.
|
Краткое методическое пособие для воспитателей детских лагерей отдыха 2011 Содержание Заповеди вожатого …………………………………………………3 стр. Педагогическое табу …………………………………………4 стр. Нравственные принципы вожатого …………………………7 стр. Советы вожатому …………………………………………….7 стр. Взаимодействие напарников ………………………………………8 стр. Кодекс настоящего напарника ………………………………9 стр. Как разговаривать с детьми ………………………………………10 стр. Ошибки начинающих вожатых …………………………….11 стр. Качества вожатого …………………………………………..11 стр. Вожатому НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ……………………………13 стр. Эффективное общение с детьми …………………………...14 стр. Как обращаться к детям …………………………………….14 стр. Как сказать «Нет» …………………………………………...15 стр. Как разговаривать с родителями …………………………………16 стр. Наказания …………………………………………………………..17 стр. Авторитет вожатого ……………………………………………….22 стр. Роль вожатого на разном возрасте …………………………24 стр. Имидж вожатого …………………………………………….24 стр. Как добиться авторитета ……………………………………26 стр. Отрядный огонёк ………………………………………………….29 стр. Примеры тем для огонька …………………………………..31 стр. Огонёк знакомств ……………………………………………33 стр. Тематический огонёк ………………………………………..35 стр. Проблемный огонёк …………………………………………36 стр. Огоньки анализа ……………………………………………..38 стр. Типичные ошибки при проведении огоньков ……………..39 стр. Отрядное дело ……………………………………………………..41 стр. Отрядный уголок ………………………………………………….47 стр. Как подготовить выступление на общелагерное мероприятие ...49 стр. Обязанности вожатого …………………………………………….50 стр. Заповеди вожатого
И еще несколько советов:
Педагогическое табу На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере? На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка. Итак, теперь поговорим о табу на то, что всегда дает отрицательный результат. Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность тона. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление, и автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприимчивость к его словам. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Даже не пытайтесь воевать с детьми – проиграете в любом случае. Проследите за своей речью, и исключите из нее (своей речи) такие выражения как:
И так далее... Табу также распространяется:
Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать ярлыки, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей - это сфера табу. Иногда воспитатели жалуются: «Никаких нервов не хватает!», «Сейчас такие плохие дети пошли, что просто ужас!». Это - оправдание своей педагогической неграмотности, своего бессилия. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к сильным механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Причины все равно остаются. Если поведение ребенка не соответствует ожиданиям вожатого, нужно наедине тактично объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков и девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе. Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Неуместно вожатому начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам. Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, тем более, родителям. Поступать так - это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше «разводить» себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло. Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое. Не обязательно, например, всегда, всем и везде ходить строем в столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела «на всякий случай» - а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является «мерилом всех богатств». Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком. Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды. В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания. В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. В некоторых лагерях культивируются запреты в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить «на свидание» любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно, нет. Однако состояние абсолютной покорности продолжается там формироваться инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать подобными оскорбительными методами! Есть еще одна сфера табу – личная жизнь ребенка в лагере . Может быть, хватит считать, что детство - это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы - самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере - на абсолютно незаорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев - словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не должен залезать в его чемодан, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что - обыск? Не нужно заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, вечно ценное молоко. Убедить, что это полезно, - другое дело. Главное в лагере - выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью - отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него нет ориентации на плохое. Плохое поведение появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в красавицы, другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в любимчиках, других делать козлами отпущения. Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то. Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого, воспитателя. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника! Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении. Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых подростков «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей — и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные адекватные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников. Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, право быть не как все; дружить с кем хочется; любить то, что не любят все; отказываться от навязываемых дел и иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность - это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно кажется некоторым вожатым опасным. Некоторых вожатых раздражает тот, кто не как все. Вот подлизы, приспособленцы, удобные не раздражают. Некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие белые вороны найдут взаимопонимание, и взаимоучастие, не подчинение – а согласование, возможность идти как все «нормальные герои» в обход. И пусть идут! В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать - значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу. |
Дистанционного гигиенического обучения начальников, воспитателей, вожатых детских оздоровительных лагерей (самостоятельная подготовка... | Ник методических материалов по вопросам организации летнего отдыха детей и подростков для начальников детских оздоровительных лагерей... | ||
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (заем... | Федерации от 13 июля 2001 года №2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей... | ||
Дистанционного гигиенического обучения заведующих и воспитателей детских дошкольных учреждений (самостоятельная подготовка по методическим... | Дистанционного гигиенического обучения работников пищеблоков детских оздоровительных лагерей (самостоятельная подготовка по методическим... | ||
В приложении содержится примерный перечень должностных обязанностей работников лагеря и рекомендации для директоров по подбору кадров,... | Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового... | ||
И специализируемых (профильных) лагерях, организуемых образовательными учреждениями, разработаны на основании Порядка проведения... | Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |