Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению


НазваниеМетодика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению
страница1/5
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»




Методика написания,

правила оформления и порядок защиты

исследовательской работы

по краеведению





Авторы:

Лепешкина Е.Ю., к.и.н., доцент СОФ БелГУ, педагог дополнительного образования ЦДЮТиЭ

Герлинская И.В., зам. директора по УВР ЦДЮТиЭ




Старый Оскол 2010

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании методического совета МОУДОД «ЦДЮТиЭ» и рекомендовано к печати.

Составители:

Е.Ю. Лепешкина, кандидат исторических наук, доцент Старооскольского филиала Белгородского государственного университета, педагог МОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

И.В. Герлинская, заместитель директора МОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Рецензент:

А.П. Никулов, кандидат исторических наук, преподаватель СТИ НИТУ МИСиС.


Лепешкина Е.Ю., Герлинская И.В. Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению: Учебно-методическое пособие. – Старый Оскол, 2010. – 54 с.



Учебно-методическое пособие предназначено для школьников, учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся краеведением.

В пособии раскрывается содержание Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество», рассматриваются требования к исследовательским работам, раскрывается методология выбора темы, целей и задач, анализируются основные методы научно-исследовательской работы, дается методика оформления и защиты исследовательских работ на олимпиадах и научно-практических конференциях, акцентируется внимание на ошибках, которые допускаются при создании и защите исследовательских работ.

Введение

Краеведение в системе наук занимает исключительное место. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах. Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу. Академик Д.С.Лихачев считает, что «краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались».

С 1993 года на территории России действует туристско-краеведческое движение обучающихся «Отечество». Оно создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству. Одной из задач движения «Отечество» является приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, сохранение исторической памяти. Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Для этого предлагается 19 тематических программ (Приложение 1).

В настоящее время в рамках движения «Отечество», программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» проводятся краеведческие чтения, олимпиады по краеведению, конкурсы исследовательских работ, научно-практических конференций обучающихся. Обязательным условием участия является создание и защита исследовательской работы по краеведению. Требования к исследовательским работам школьников в Старом Осколе, Белгороде, Москве, Обнинске примерно одинаковые. Главное - представленная исследовательская работа должна иметь характер научного исследования, центром которого является проблема. Реферативные работы к рассмотрению не принимаются. 17-летний опыт проведения таких мероприятий показал, что у педагогов и обучающихся ежегодно испытывают трудности с выбором темы, созданием исследовательской, а не реферативной работы, правильным оформлением работы.

В учебно-методическом пособии сделана попытка рассмотреть весь процесс подготовки исследовательской работы: от выбора темы до публичной защиты. Излагаемый материал в целях логики его изучения разделен на пять частей:

1. Требования к исследовательским работам по краеведению:

1.1. Цель и задачи исследовательской работы.

1.2. Особенности выполнения исследовательской работы.

1.3. Основные этапы работы.

2. Методика работы над исследованием по краеведению.

2.1. Тема, план, литература.

2.2. Структура работы.

2.3. Анализ информации.

3. Оформление работы.

  1. Разработка тезисов доклада

  2. Публичная защита исследовательской работы.


1. ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ

Исследовательская работа обучающегося представляет собой небольшое исследовательское сочинение учебного характера. Основная цель учебного исследования - научиться извлекать из разных видов источников необходимую информацию по теме исследования и связно излагать ее в соответствии с планом работы. Желательно выбирать такие темы, которые позволят дополнять и углублять исследование в течение 2-3 лет.

1.1. Цель исследовательской работы – сформировать у школьника навыки к самостоятельному научному творчеству, повысить его теоретическую и профессиональную подготовку, помочь лучше усвоить учебный материал.

Выполнение работы должно способствовать формированию умения самостоятельно собирать, анализировать и обобщать опубликованный материал по конкретной тематике, излагать его, отстаивая свои позиции и ведя полемику по отдельным вопросам. При написании исследовательской работы от учащегося требуется проявление личной инициативы. Важно, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследовательской работы:

1. систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по краеведению, применение этих знаний при решении конкретных и практических задач;

2. развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования проблем и вопросов;

3. выявление степени подготовленности школьника для самостоятельной работы;

4. выработка навыков подбора и изучения монографической литературы, методических рекомендаций, источников информации о предмете исследования;

5. обучение школьника самостоятельно систематизировать конкретный материал, анализировать его и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения с обоснованием их эффективности;

6. развитие умений правильно оформлять результаты исследования, сочетая письменное изложение с использованием таблиц, диаграмм, графиков др.

Иными словами, исследовательская работа должна показать, насколько правильно и полно учащийся усвоил основные положения теории и умеет применять полученные знания при решении возникающих в практике вопросов.

1.2. Особенности выполнения исследовательской работы.

Исследовательская работа должна соответствовать определенным требованиям. Среди них:

  1. Актуальность и практическая значимость избранной проблематики. Обучающийся аргументировано обосновывает, почему данная проблема актуальна, показывает степень ее разработанности, возможность использования в практической деятельности.

  2. Требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования. Недопустимы упрощенная компиляция, бездумное копирование отрывков из монографий, статей, конструирование исследовательской работы из отдельных механически переписанных, плохо стыкующихся между собой фрагментов. Очевидна необходимость подбора и изучения широкого круга специальной литературы, относящейся к теме исследования. Это сложная и кропотливая работа, которая дает возможность проследить динамику научной мысли, проанализировать позиции различных ученых, выявить круг вопросов, по которым нет единства мнений, сформулировать свою позицию.

  3. Использование общенаучных, специальных и частно-научных методов исследования. Например: диалектико-материалистический, системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, типологический и др.

  4. Обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов, выступлений с докладами на конференциях, публикации в СМИ, открытие мемориальной доски, открытие имени без вести пропавшего в годы ВОВ, реабилитация людей и т.д.).

1.3. Основные этапы работы.

В течение учебного года исследовательские работы по краеведению предоставляются дважды: 15 апреля и 25 декабря. Публичная защита исследовательских работ на муниципальном уровне проводится в конце сентября на конкурсе исследовательских работ движения «Отечество» и в конце января на олимпиаде по краеведению. Лучшие работы направляются на областные и всероссийские конкурсы.

Работа над исследованием по краеведению слагается из следующих основных этапов:

  1. Вводный этап

Прежде чем приступить к выполнению работы, следует:

  • выбрать интересующую тему исследования;

  • составить план работы;

  • подобрать необходимую и достаточную литературу;

  • определить круг лиц, которые могут сообщить информацию по выбранной теме;

  • усвоить основные понятия по анализируемой проблематике;

II. Основной этап предполагает собственно работу по выполнению исследования и включает в себя:

  • изучение источников и литературы;

  • составление и группировка выписок;

  • фотосъемка необходимых по теме объектов, людей, предметов; снятие копий с документов;

  • интревьюирование очевидцев событий (старожилы, ветераны, мастера и т.д.) и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы;

  • запросы в архивы (при возможности и необходимости).

  • написание чернового варианта работы;

  • проверка черновика научным руководителем;

  • доработка и написание окончательного варианта работы;

  • проверка работы научным руководителем и ее предварительная оценка.

III. Заключительный этап.

  • подготовка краткого выступления и презентации для защиты работы;

  • публичная защита;

  • оценка исследовательской работы членами жюри (научные сотрудники Старооскольского краеведческого музея (СОКМ), преподаватели, кандидаты исторических наук СОФ БелГУ, СТИ НИТУ МИСиС, педагогические работники МОУДОД «ЦДЮТиЭ»).

Как правило, наиболее удачными, качественными по своему содержанию и исполнению являются исследования, над которыми обучающиеся начинают работать задолго до их защиты.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.

  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

  3. Определение объекта и предмета исследования.

  4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

  5. Описание процесса исследования.

  6. Обсуждение результатов исследования.

  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.


2. МЕТОДИКА РАБОТЫ над КРАЕВЕДЧЕСКИМ исследованием

2.1. Тема, план, литература.

Начинать подготовку к написанию работы следует с выбора темы.

Выбор темы определяется:

1) интересами обучающегося и его руководителя;

2) актуальностью проблемы;

3) наличием в распоряжении обучающегося соответствующих источников и литературы, методик.

Что же можно исследовать? Внимание юного исследователя может привлечь родословная своей семьи, улицы, памятники, здания, биографии учителей, истории предприятий, школ, литература, ремесла, игры и т.д. Тема, основанная на местном материале, узкая по кругу изучаемых вопросов прорабатывается более глубоко и детально. Практика подготовки работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Для формулировки темы необходимо определить проблему, т.е. найти вопрос, который нуждается в решении, изучении, что было не изучено или по поводу чего появились новые данные. Выбрав тему, автор должен постараться сузить её хронологически, тематически, по количеству действующих лиц и событий. Это даст возможность сделать работу исследовательской и определить перспективы работы по данной теме в течение 2-3 лет при условии ежегодного дополнения новыми источниками, оценками.

Приведем примеры тем исследовательских работ, представленных на олимпиаду:

Тема

Оценка

Недостатки

Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)

+




Октябрьская социалис-тическая революция в Старооскольском крае

-

Широкая тема хронологически и территориально, невозможность найти очевидцев, недостаток литературы

Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)

+




Похозяйственные книги 1944-1946 гг. О чем они могут рассказать?

+




Гори, гори, моя звезда…

-

Поэтическое название не дает возможности представить о чем пойдет речь в работе

Характеристика фашистского оккупационного периода

-

Нет территориального ориентира, не указаны хронологические рамки

Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки

+





Основные ошибки в выборе темы:

  1. стремление к выбору широких тем (например, «Культурное наследие Старооскольского края», «История Старого Оскола в годы ВОВ»);

  2. тема в виде цитаты (например, «Никто не забыт, ничто не забыто);

  3. отсутствие пояснения о фамилиях и именах (в скобках) в темах, посвященных отдельным личностям (например, «Учитель – это звучит гордо»).

Таким образом, залогом успеха является правильный и обоснованный выбор актуальной темы исследовательской работы.

Исследовательская работа по своей сути – небольшая научная работа. Личная заинтересованность школьника в исследовании избранной проблематики, желании углубить свои знания по ней, использовании результатов работы в его будущей профессиональной деятельности имеют решающее значение. Работа над исследованием доставляет удовольствие, если она интересна обучающемуся. Интерес к проблеме - предпосылка для развития творческого начала, очень важного в любой научной работе.

Существенным при выборе темы краеведческой работы является мера доступности специальной литературы, архивных материалов, нормативных источников.

Выбор темы работы необходимо согласовать с педагогом-руководителем, рекомендовавшим данную тему. Это позволит определить действительно актуальную проблему.

После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.

Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным. План составляется совместно с научным руководителем до начала написания самой работы. Школьник может внести в него свои коррективы, изменить порядок изложения основных вопросов, добавить дополнительные вопросы и т.д. Основные вопросы плана в работе следует выделить в самостоятельные разделы и озаглавить.

Следующим шагом должен стать поиск и подбор литературы по теме работы.

Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы. При написании краеведческой работы следует обратиться к известной, опубликованной литературе по краеведению (А.П. Никулов, М.И. Емельянова, сборники научных трудов СТИ НИТУ МИСиС, Белгородского государственного историко-краеведческого музея и т.д.). Сейчас в Интернете можно найти любую информацию, но, с исследованиями по истории и культуре нашего края лучше знакомиться в школьных и городских библиотеках (особенно в краеведческом отделе библиотеки имени А.С. Пушкина (микрорайон Жукова), а также в библиотеке Старооскольского краеведческого музея (для справки: телефон музея: 22-45-41; библиотека работает по четвергам в режиме читального зала с 10.00 до 17.30; если требуется подборка материала по определенной теме из разных источников с привлечением архивного материала, то необходимо письмо-отношение, заверенное директором школы (приложение 2), а также оплата стоимости входного билета (для учащихся – 8 рублей, для педагогов – 14 рублей). Этим билетом можно воспользоваться при повторном обращении в библиотеку музея. Для большинства специальных и ведомственных библиотек, а также для архивов, также необходимо отношение со школы. Методика работы в архиве требует отдельного рассмотрения и представлена в приложении 3.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках школы и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Обращение к статьям в периодической печати в средствах массовой информации для школьных исследовательских работ допустимо, но требует корректировки, сопоставления информации, и не может являться основным источником в работе.

Практика показывает, что большинство обучающихся, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Информация анализируется в следующем порядке: заглавие, фамилия автора, наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу), время издания, количество изданий (первое, второе и т.д.), аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати (приложение 6).

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в научных фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Если обучающемуся точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом.

Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратиться к систематическому каталогу.

В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В вузовской библиотеке студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам в соответствии с систематическим каталогом.

Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека. Выбор тематики подобных картотек определяется задачами и профилем обучения в вузе.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеке СОФ БелГУ карточные каталоги переведены в машиночитаемую форму и создан единый электронный каталог (ЭК). Он частично снимает неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращает время поиска литературы.

Приводим адреса электронных каталогов библиотек высших учебных заведений региона, библиотек РФ:

  1. Адрес электронного каталога ВГУ в интернете: www.lib.vsu.ru

  2. Адрес электронного каталога БелГУ в интернете: www.bsu.ru

  3. Адрес электронного каталога МГУ в интернете: www.msu.ru

  4. Адрес электронного каталога РГБ в интернете: www.rsl.ru

  5. Адрес электронного каталога Государственной публичной исторической библиотеки в интернете: www.shpl.ru

  6. Адрес электронного каталога Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в интернете: www.inion.ru

  7. Адрес электронного каталога Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского в интернете: www.gnppu.ru

  8. Адрес электронного каталога Воронежской библиотеки им. Никитина в интернете: www.bibliograf.ru

  9. Адрес электронного каталога Белгородской областной научной библиотеки в интернете: www.bgunb.ru

После того, как определена тема и составлен план работы, необходимо выявить и усвоить основные понятия по избранной проблематике. Для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т.д.

Изучение литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки с указанием страницы (это пригодится для правильного оформления сносок в тексте работы). Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

  • общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

  • беглый просмотр всего содержания;

  • чтение в порядке последовательности расположения материала;

  • выборочное чтение какой-либо части произведения;

  • выписка представляющих интерес материалов;

  • критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

2.2. Структура исследовательской работы.

Исследовательская работа имеет определенную структуру:

1. Титульный лист.

2. Содержание (план).

3. Введение.

4. Основная часть (главы).

5. Заключение (выводы и предложения).

6. Список использованной литературы и источников.

(Примечание: полноценная исследовательская работа должна базироваться не менее чем на 10источниках и исследованиях).

Все разделы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность и значимость, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы (т.е. краткий историографический обзор), дается характеристика источниковой базы (т.е. на основе каких источников пишется работа, дается их краткая характеристика), определяются предмет и объект исследования и основная цель работы, формулируются задачи для раскрытия темы, перечисляются методы исследования, описывается структура работы. (Например: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена.... Во второй главе речь идет о.... и т.д.).

Введение не должно превышать 15 % общего объема работы (обычно оно занимает 1-2 страницы).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в двух трех предложениях показать главное – суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Во введении формулируются объект и предмет исследования. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. (Например, в работе по теме «Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)» объект – народные традиции в организации досуга молодежи в селах Николаевка и Знаменка, предмет – кулачные бои в нач. 40-х годов; в работе по теме «Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)» объект – события ВОВ, предмет – 267-я СД первого формировании).

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между изучаемыми явлениями. Следует помнить, что цель – это конечный результат работы, то, к чему в итоге следует прийти. (Например: в работе по теме «Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки» цель - выявить особенности хозяйственного развития пограничного района на примере деятельности городища Холки). Исходя из обозначенной цели работы определяются задачи, которые конкретизируют цель. Как правило это делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, обосновать…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендацию…, сделать прогноз… и т.п.). В формулировке задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание основных частей работы. (Например: для вышеуказанной работы поставлены следующие задачи: 1) установить характер хозяйственного использования прилегающей территории; 2) определить виды и уровень развития ремесла; 3) атрибутировать археологические находки с городища Холки; 4) определить место хозяйственной и ремесленной деятельности в общеисторической картине древнерусских княжеств). Довольно часто заголовки глав рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение поставленных задач.

Как показывает практика, в представленных на муниципальном уровне исследовательских работах часто отсутствует характеристика используемых автором методов исследования. Методы – это способы и приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Существуют следующие виды методов: 1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.

3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент, проверка на практике.

Новизна работы характеризует вклад автора в развитие исследуемой проблематики. Для школьных исследовательских работ часто сложно определить новизну, но обращение к краеведческой тематике, истории отдельных уголков города, биографиям земляков и родословным позволяет выделить такой аспект в исследовании.

Новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы. Новыми могут быть только те положения исследования, которые способствуют развитию темы.

Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, связанных с изучаемыми вопросами.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconПравила подготовки и защиты диссертации
В пособии изложены методика написания и правила оформления рукописи диссертации, рассмотрен порядок ее защиты. В приложении представлены...

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconАдыгейский филиал методика выполнения, оформления, представления...
Якушев, А. Н. Методика выполнения, оформления, представления и защиты курсовой работы по теории государства и права : учебное пособие....

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconДипломная работа : правила написания, оформления и защиты: Учеб пособие. Тюмень
Научный редактор Заслуженный деятель науки рф, доктор социол н., профессор А. Н. Силин

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconОбщие положения По структуре научно-исследовательская работа должна иметь
Данное приложение регламентирует правила оформления научно-исследовательской работы, представляемой на конкурс

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconКонтрольная работа по курсу состоит из двух частей: теоретической...
Настоящее методическое пособие содержит весь перечень установленных государственными стандартами требований к процессу написания,...

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconСодержание и порядок проведения
В настоящем стандарте использованы следующие ссылки: гост 32-91 Система стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому...

Методика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению iconО. Ю. Семенова дипломная работа: порядок выполнения и оформления
Указания включают порядок выполнения и защиты дипломных работ, а также подробные разъяснения по содержанию выпускной квалификационной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск