Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»


НазваниеМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»
страница1/11
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Бланки > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области

ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного
образования детей и молодёжи»


Баталова Е.В., Гузенко А.С.

Научно-исследовательское сопровождение

деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования

Тюмень

2012

Научно-исследовательское сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи. Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е.В. Баталова, А.С. Гузенко:– Тюмень: ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», 2012.
Рецензент: И.Ф. Печеркина, к.социол.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и логистики Тюменского государственного университета.

Данное методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую деятельность по различным показателям качества работы учреждения, а также для всех тех, кто интересуется социологическими исследованиями.

Методическое пособие содержит в себе два раздела, где рассмотрены возможные направления научно-исследовательского сопровождения деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, обозначены цели, задачи, принципы и этапы реализации данного сопровождения, представлены необходимые ресурсы, факторы риска, критерии и индикаторы результативности. В методическом пособии приведены методики и техники психодиагностических и социологических исследований.

© ГАУ ДОД ТО «Областной центр
дополнительного образования детей и
молодежи», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………4

  1. Программа научно-исследовательского сопровождения деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи………………………………………………………………………………...7

    1. Цели и задачи……………………………………………………………….8

    2. Принципы реализации……………………………………………………10

    3. Этапы реализации…………………………………………………………11

    4. Ресурсное обеспечение…………………………………………………...12

    5. Факторы риска…………………………………………………………….12

    6. Критерии и индикаторы результативности……………………………..13




  1. Методики реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ………………………………………………………………15

    1. Научно-исследовательское сопровождение дополнительного образования……………………………………………………………………………..16

    2. Научно-исследовательское сопровождение реализации молодежных проектов и программ…………………………………………………………………...59

    3. Научно-исследовательское сопровождение управленческой деятельности для улучшения условий труда……………………………………..…..70

Заключение…………………………………………………………………………….80
Введение

Поскольку российское общество на сегодняшний день претерпевает структурные и функциональные изменения при стремлении к качественной модернизации, стратегически значимым для развития государства является забота о подрастающем поколении. Следовательно, невозможно обойти вниманием такие важные сферы деятельности общества как образование, медицина, культура и пр. Таким образом, контроль качества исполнения предоставляемых услуг в данных социальных сферах имеет первостепенное значение. Сегодня активно обсуждаются возможности совершенствования работы системы учреждений, выполняющих государственное и муниципальное задания.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», говорится о достижении к 2018 году определенного уровня (не менее 90%) удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом, в 2013 году должен выйти проект распоряжения Правительства Российской Федерации о формировании независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р).

В связи с этим, контроль качества предоставляемых услуг в сфере дополнительного образования и государственной молодежной политики должен являться приоритетной задачей для руководителей УДОДиМ. Таким образом, все большую значимость приобретает научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ, направленное на оценку качества предоставляемых ими услуг.

Научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ представляет собой комплекс научно обоснованных социологических и психодиагностических исследований, рассчитанных на получение эмпирических знаний для решения актуальных проблем деятельности УДОДиМ. Данный комплекс исследований реализуется на основе разработанной специалистами Государственного автономного учреждения дополнительного образования детей и молодежи «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» (далее ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ») программы, а также социологических и психологических методов сбора, обработки и анализа информации.
К основным методам сбора информации относятся следующие:

  • анкетированиеэто письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой;

  • интервьюирование – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента;

  • личностные тесты – методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения;

  • тесты интеллекта – методики психодиагностики, ориентированные на выявлении умственного потенциала индивида;

  • другие методы сбора информации.



В данном методическом пособии представлено описание процесса реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ, начиная с его основных направлений, их целей, задач, необходимых ресурсов, заканчивая показателями оценки результативности принимаемых мер. Методики и практические рекомендации по их применению представлены во втором разделе методического пособия, однако для разработки и реализации программы научно-исследовательского сопровождения деятельности учреждения мы советуем не отграничиваться лишь приведённым здесь инструментарием. Современная педагогическая и социологическая практика предоставляет широкий выбор методик, которые могут быть использованы для решения этих задач.

Баталова Е.В., заведующая научно-исследовательской
лабораторией ГАУ ДОД ТО «Областной центр
дополнительного образования детей и молодежи»,

к.социол.н.
Гузенко А.С., главный специалист научно-исследовательской
лаборатории ГАУ ДОД ТО «Областной центр
дополнительного образования детей и молодежи»

Программа научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ может осуществляться по трем направлениям, которые, в свою очередь, могут реализовываться параллельно друг другу, поскольку находятся во взаимосвязи:

  1. Научно-исследовательское сопровождение дополнительного образования (методика и технология проведения исследований представлены во втором разделе):

    1. психодиагностическое исследование «Диагностика готовности к школьному обучению воспитанников старшего дошкольного возраста»;

    2. исследовательский проект «Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых УДОДиМ»;

    3. психодиагностическое исследование «Диагностика коммуникативной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфер личности, а также уровня социально-психологической адаптации воспитанников УДОДиМ»;

    4. исследование «Оценка качества услуг дополнительного образования, предоставляемых УДОДиМ (экспертный опрос)»;

    5. исследование «Оценка качества организации и проведения мероприятий, реализуемых в рамках программ дополнительного образования УДОДиМ».

  2. Научно-исследовательское сопровождение реализации молодежных проектов и программ (методика и технология проведения исследований представлены во втором разделе):

    1. исследование «Оценка качества организации и проведения мероприятий, реализуемых УДОДиМ в рамках молодежных проектов и программ»;

    2. исследование актуальных проблем развития и функционирования сферы государственной молодёжной политики (по заказу).

  3. Научно-исследовательское сопровождение управленческой деятельности для улучшения условий труда (методика и технология проведения исследований представлены во втором разделе):

    1. исследовательский проект «Самоанализ сотрудника УДОДиМ»;

    2. исследовательский проект «Удовлетворенность сотрудников УДОДиМ условиями трудовой деятельности».


Для более глубокого и целостного понимания процесса научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ авторы-составители считают необходимым раскрыть цели, задачи, принципы и этапы реализации данного сопровождения, а также описать необходимое ресурсное обеспечение, возможные факторы риска, критерии и индикаторы оценки результативности научно-исследовательского сопровождения.
Цели и задачи реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Целью научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ является получение достоверной эмпирической информации, необходимой для эффективной реализации основных направлений деятельности.

Достижение этой цели осуществляется путём решения следующих задач:

  1. изучение социального заказа на услуги дополнительного образования;

  2. изучение проблем развития системы дополнительного образования и государственной молодёжной политики;

  3. изучение мотивации работников УДОДиМ и предпочитаемых методов стимулирования;

  4. изучение удовлетворённости педагогов и сотрудников УДОДиМ содержанием и условиями труда;

  5. изучение становления личности и развития психических функций воспитанников УДОДиМ;

  6. изучение мотивации воспитанников УДОДиМ;

  7. изучение удовлетворённости потребителей качеством образовательных услуг;

  8. изучение удовлетворённости качеством реализации молодёжных проектов и программ сферы государственной молодёжной политики.

Целевая группа: воспитанники и родители воспитанников УДОДиМ, молодежь, участвующая в областных молодежных проектах и программ, а также сотрудники УДОДиМ (педагогический состав, специалисты сферы государственной молодёжной политики, специалисты служб).

Функции научно-исследовательского сопровождения:

    1. аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, касающихся перспектив развития УДОДиМ;

    2. аналитическое сопровождение руководителей по вопросам управления качеством обучения воспитанников, работы с родителями воспитанников УДОДиМ;

    3. аналитическое сопровождение руководителей по вопросам управления качеством организации мероприятий, реализуемых в рамках молодежных проектов и программ сферы государственной молодёжной политики;

    4. создание условий для самооценки, самоанализа профессиональной компетентности и роста каждого педагогического работника и специалиста по реализации молодежных проектов и программ сферы государственной молодёжной политики;

    5. обеспечение внешних пользователей (представителей исполнительной и законодательной власти, представителей общественных организаций и СМИ, потребителей, широкой общественности) информацией о результатах научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ (если представленная информация не может быть использована в ущерб заказчику или участнику исследования), а также информацией об оценке потребителями качества выполняемых государственных услуг.



Принципы реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ, в целом, и отдельные мероприятия, проводимые в ее рамках, отвечают общим принципам организации научно-исследовательской деятельности.

  1. Принцип прозрачности заключается в открытости деятельности специалистов, осуществляющих научно-исследовательское сопровождение, и доступности результатов исследований, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования.

  2. Принцип беспристрастности заключается в предоставлении информации, полученной в ходе исследований, без искажений и в полном объеме.

  3. Принцип актуальности: при разработке исследования специалисты учитывают актуальные потребности и проблемы, существующие в УДОДиМ в конкретный момент времени.

  4. Принцип авторства заключается в недопустимости обнародования (публикация, устное разглашение) результатов исследования и авторских методик без согласия специалистов, осуществляющих научно-исследовательское сопровождение, и упоминания авторства.

  5. Принцип инструментальности заключается в использовании эффективных, современных и соответствующих целям исследования методик.

  6. Принцип сотрудничества заключается в своевременном и беспрепятственном обмене необходимой информацией между специалистами, осуществляющими научно-исследовательское сопровождение, и отделениями, службами, отделами УДОДиМ, за исключением тех случаев, когда заказчик заявляет свои права на секретность информации.

Этапы реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Этапы реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ соотносятся с этапами и процедурами проведения исследований, реализуемых в рамках представленных трех направлений. Процедуры могут различаться при проведении социологических и психодиагностических исследований. В общем виде этапы и процедуры проведения исследования можно отобразить в табличной форме.

Таблица 1

Этапы проведения исследования

Этапы

Процедуры

  1. Подготовительный этап

  • предварительное знакомство с объектом исследования;

  • составление программы исследования:

методологическая часть программы:

- описание актуальности исследования;

- обозначение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и задач исследования;

- интерпретация основных понятий;

- формулировка гипотезы.

методико-процедурная часть программы:

- определение методологического плана исследования (методы, методики);

- определение рабочего плана исследования;

- построение выборки исследования.

  • разработка методики исследования;

  • экспертиза.

  1. Оперативный этап сбора данных

  • подготовка условий для проведения полевых работ;

  • сбор информации по разработанной методике;

  • контроль за ходом выполнения требований методики.

  1. Результирующий этап исследования

  • сбор материалов, проверка их заполнения;

  • статистическая обработка данных;

  • логический анализ данных;

  • составление итогового отчета и предоставление его заказчику.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconГау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»...
Лауреат молодежной премии Правительства Омской области (2004 г.), специалист высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения»....

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconУчебно-методическое пособие Курган 2009 Главное управление образования...
Гоу дод «Курганский областной центр дополнительного образования детей»; Зауэр Л. С., Глухих А. А., Коновалова Н. В., Совков Д. М.,...

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconУчебно-методическое пособие Курган 2009 Главное управление образования...
Гоу дод «Курганский областной центр дополнительного образования детей»; Зауэр Л. С., Глухих А. А., Коновалова Н. В., Совков Д. М.,...

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconГосударственное учреждение «Областной молодежный центр»
Сборник предназначен для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, старшим

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Обь
Комиссии по трудовым спорам (далее – ктс), в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей...

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconЗаключение по проверке мкоу дод «Центр дополнительного образования...
Городского округа Верх-Нейвинский на 2013 г., одобренного решением Думы. Сроки проведения проверки – с 18. 02. 2013г по 18. 03. 2013г....

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconПрограмма дополнительного профессионального педагогического образования...
Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития...

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconУправление образованием
Настоящий сборник включает в себя авторские и адаптированные программы дополнительного образования детей, разработанные педагогами...

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е. В. Баталова, А. С. Гузенко:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» iconМуниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр...
Обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования. / Методическое пособие. – Туринская Слобода, 2016....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
filling-form.ru

Поиск