Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
Кафедра налогов и таможенного дела
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
«Налогов и таможенного дела»
д.э.н., профессор Федотов Д. Ю. ____________________
«_____»__________________2015 г.
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО
КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА
основной профессиональной образовательной программе
«Налоги и налогообложение»
Иркутск
Издательство БГУ
2015
УДК 378.016 (075.8)
ББК 74.480.28я7
П78 Печатается по решению редакционно-издательского совета
Байкальского государственного университета
Составители: доктор эконом. наук, проф. А.П. Киреенко
канд.экон.наук, проф. Г.П. Комарова
канд.экон.наук, доц. Е.Н. Орлова
канд.экон.наук, доц. И.В. Гущина
Программа государственного квалификационного экзамена по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА, профиль подготовки «Налоги и налогообложение» / Сост. А.П. Киреенко, Г.П. Комарова, И.В. Е.Н.Орлова, И.В.Гущина, - Иркутск: Изд-во БГУ, 2015.- 40 с.
Программа государственного экзамена составлена на основании ФГОС ВО по направлению «Экономика», Положения «О проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВО «БГУ» от 30 ноября 2015 г.
Содержит общие положения о проведении экзамена и критерии оценки, перечень экзаменационных вопросов, список рекомендованной литературы, рекомендации для подготовки к экзамену.
ББК 657.6(075.8) © Издательство БГУ, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 7
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственный (квалификационный) экзамен представляет собой особую форму контроля за подготовкой выпускника бакалавриата в высшей школе. По направлению 38.03.01 Экономика, ОПОП «Налоги и налогообложение» государственный (квалификационный) экзамен проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена.
Итоговый междисциплинарный экзамен по профилю «Налоги и налогообложение» отличается тем, что наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, он учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 38.03.01 Экономика.
Бакалавр по направлению «Экономика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, выбранными в рамках соответствующего профиля подготовки исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации:
расчетно-экономическая деятельность:
-подготовка исходных данных для проведения расчетов экономичских и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
-проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
-разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
организация выполнения порученного этапа работы;
- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВО.
Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
-способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «Бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
расчетно-экономическая деятельность:
- способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
- способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).
|