1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей


Скачать 317.96 Kb.
Название1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3
1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями

Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей необходимо активное взаимодействие всех субъектов коррекционно – образовательного процесса: учителя – логопеда, педагогического коллектива и родителей.

Учитель – логопед является организатором и координатором коррекционно – педагогического процесса. Он должен у родителей сформировать информационную готовность к логопедической работе, должен побуждать их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Родители, в соответствии с законом РФ «Об образовании» являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Родители должны проводить целенаправленную и систематическую работу по общему и речевому развитию детей.

Однако, многие из них перекладывают свои функции на педагогов образовательных учреждений. Пассивность родителей, их некомпетентность все это препятствует повышению эффективности процессов коррекции речевого развития дошкольников. Данный факт обуславливает необходимость более тесного взаимодействия логопеда с родителями, повышение их компетентности.

Что же такое компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний.

В структуре коррекционно – логопедической компетентности родителей можно выделить четыре компонента:

- Мотивационно – целевой – постановка четкого видения целей и задач логопедической работы, формирование у родителей устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков детей.

- Когнитивный – обучение теоретическим знаниям о специфике речевых нарушений детей, сущности логопедической работы по их устранению;

- Деятельностный – организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;

- Оценочный – способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.

На основе выявленных компонентов можно выделить три уровня коррекционно – логопедической компетентности родителей:

Высокий уровень: предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы, а также сформированность внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Эти родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям, они очень ответственно подходят к этой работе. Выполняют домашние рекомендации логопеда.

Средний уровень: недостаточное понимание целей, задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи. Считают, что речевые нарушения у ребенка являются издержками возраста и потом все пройдет. Такие родители выполняют рекомендации логопеда нерегулярно.

Низкий уровень: Отсутствие стремления участвовать в коррекционно – логопедическом процессе, они подчеркивают необязательность своего содействия.

В нашем детском саду процентное соотношение уровней коррекционно –логопедической компетентности на начало 2012 учебного года было таким:

Высокий уровень 42%, средний уровень 8%, низкий уровень 50 %

Для повышения компетентности родителей логопеду необходимо использовать разные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, информационно – просветительские. Благодаря таким формам взаимодействия мы включаем родителей в коррекционный процесс, делаем его открытым для них, родители становятся нашими союзниками, грамотными помощниками.

К коллективным формам работы относятся: групповые родительские собрания:

Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс речевого развития детей.

Консультации: Каждая консультации начинается с беседы, в которой учитель-логопед разъясняет значимость данной темы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Далее следует практическая часть.

К консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуется выставка пособий.

К коллективным формам работы относятся открытые занятия: как правило, родители их посещают с заинтересованностью. Благодаря открытым занятиям, они наблюдают за своим ребенком со стороны, за его успехами не на словах, а на деле; за достижениями сверстников; они оценивают имеющиеся трудности у своего ребенка, кроме этого, учатся методам и приемам логопедической работы. Виды занятий следует чередовать, чтобы за 2-3 года обучения продемонстрировать родителям их разнообразие и эффективность. После занятия учитель-логопед разъясняет его цель, задачи обращает внимание на используемые методы и приемы.

Следующей коллективной формой работы является день открытых дверей. Дни открытых дверей проводятся 1-2 раза в год. Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятий. Она может состоять из показа открытых занятий. При этом родителям заранее сообщаются темы занятий, обращается внимание на характер заданий. В программу также могут входить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни детского сада, группы; детских работ; совместных поделок детей и родителей. Благодаря посещению дней открытых дверей, родители знакомятся с организацией коррекционно – логопедической работы, с особенностями работы разных специалистов. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

Видеотека: многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы рационально снимать на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации, у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние рекомендации в соответствии с требованиями учителя – логопеда. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Обучение звуковому анализу слов», «Автоматизация звуков».

Родители могут воспользоваться подбором практического материала в библиотеке игр и упражнений. В основном это материал, объединенной одной лексической темой, включающие лексические, грамматические задания, задания на развитие памяти и внимания.

Также коллективной формой работы с родителями являются речевые праздники. На речевых праздниках можно понаблюдать, как ребенок на практике владеет всеми речевыми навыками, полученными в процессе обучения в логопедической группе.

1.1. Родительские собрания и консультации

Одной из основных форм работы по педагогической компетентности семьи является родительское собрание.

Первую организационную встречу логопеда с родителями проводим в начале учебного года. Логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей группы того или иного речевого профиля. Для такого общения с родителями можно использовать схему организации логопедической помощи в ДОУ. Методом работы с родителями на подобном собрании будет комментирование учителем-логопедом позиций рассматриваемой схемы.

В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводим итоги работы за 1 полугодие. Определяем задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей; оцениваем роль родителей в системе комплексного воздействия.

Третье родительское собрание планируем в конце года. На нем подводим итоги всей коррекционной работы, даем анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению.

Проведение традиционных родительских собраний не оправдывает ожидание родителей. Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад педагога на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности, а пассивность – показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Такие нетрадиционные собрания повышают интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивают явку, активизируют родителей на решение проблем воспитания.

Нетрадиционные собрания можно проводить в следующих формах:

  • Круглый стол с родителями;

  • Показ занятия на видеозаписи с последующим его анализом.

  • Групповая дискуссия;

  • Совместное действие;

  • Конструктивный спор;

  • Вербальная дискуссия;

  • Конференция с родителями;

  • Мастер-класс.

В нашем детском учреждении мы постарались перенять опыт коллег в проведении нетрадиционных родительских занятий и вот что у нас получилось.

Мастер-класс по обучению рассказыванию по мотивам РНС «Репка»

Цель собрания: Формирование мотивации у родителей на самостоятельную работу по развитию связной речи с детьми с ОНР, повышение педагогической компетентности родителей по вопросам связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Работа проводилась поэтапно.

Подготовительный этап:

- анкетирование родителей по вопросам развития связной речи детей (а именно в домашних условиях): ведется ли беседа по прочитанным сказкам.

- перечисление игр и видов деятельности для развития связной речи;

- консультации по вопросам развития связной речи.

Практический этап

- разыгрывание в детском саду театральных этюдов, несложных представлений родителями вместе с детьми по знакомым сказкам с использованием театральных атрибутов;

Итоговый этап:

- анализ совместной деятельности и достижений, оценка результатов взаимодействия специалистов детского сада с родителями и детьми посредством театральной деятельности.

Собрание-консультация для родителей с использованием видеозаписи.

Цель: повышение грамотности родителей при выполнении заданий по формированию фонематических процессов и обучению грамоте.

Этапы работы:

1этап – проведение логопедом подгрупповых занятий и запись занятия на видео.

2 этап – собрание –консультация:

-просмотр видео занятия по подготовке к обучению элементам грамоты;

-разбор занятий (анализ занятия, уточнения неясных моментов).

Круглый стол с родителями

Цель: выявление знаний родителей по вопросам обучения грамоте, повышение грамотности родителей по данному вопросу; акцентирование внимание родителей на сознательное включение их в коррекционной процесс.

Этапы работы:

Подготовительный: анализ выполнения детьми домашних заданий по ОГ; выявление трудностей при их выполнении; изготовление «коробочек-сюрпризов с вопросами»; приглашение на родительское собрание (устная форма, групповое объявление, электронное уведомление).

Основной: проведение круглого стола, на котором родители вытаскивали из «волшебного мешочка» «коробочки-сюрпризы» с вопросами по обучению грамоте (например, как определить количество слогов в слове, чем отличается звук от буквы и пр.); уточнение и разъяснение неверных ответов родителей;

Итоговый: акцентирование внимание родителей на сознательное включение их в коррекционной процесс; раздача памяток с основными понятиями по обучению грамоте.

Как вариант: итогом собрания может стать мяч, при передаче которого, каждый из родителей может внести свои пожелания по работе педагогического коллектива.

Помимо родительских собраний, также в нетрадиционной форме мы постарались провести и консультации для родителей.

Для среднего возраста мы рекомендуем следующие темы консультаций:

Играем с пальчиками-развиваем речь!

Такую консультацию можно провести в форме просмотра презентации. По ходу рассказывания сказки «Колобок», родители рассматривают фотографии, на которых дети выполняют упражнения по развитию мелкой моторики.

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения (артикуляционная гимнастика)?

На этой консультации необходимо рассказать о важности артикуляционных упражнений, количество проводимых упражнений в день, показать родителям правильное выполнение артикуляционных упражнений, вкратце рассказать о строении органов артикуляции. Все упражнения проводились перед зеркалом. Артикуляционные упражнения давались родителям на разные группы звуков, в конце каждый получил памятку необходимых артикуляционных упражнений индивидуально для ребенка.

Дыхательная гимнастика дома с ребенком.

Для старшего возраста мы рекомендуем следующие темы консультаций:

1) В мире звуков и слов.

2) Развиваем связную речь.

3) Как научиться различать звуки?

Для подготовительной группы:

1) Как учить звуко-буквенному анализу?

2) Формирование зрительно-пространственных функций.

В итоге хотелось бы сказать, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько тесен контакт в работе специалиста и родителей. Только наличие такого контакта может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

1.2. Дидактические игры и пособия в работе с родителями

При проведении консультаций нами осуществляется подборка дидактических игр согласно теме консультации. Вниманию родителей предлагается подборка дидактического материала.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребёнка.

Все игры делятся на :

  • игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух и зрение

  • умственные игры, требующие обдумывания и суждения

  • физические игры; развивающие силу и ловкость.

Игра осуществляется посредством специально изготовленных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей.

Игрушка — предмет, предназначенный для игры.

Рекомендуем родителям использовать игрушку в качестве опосредованного персонажа, для закрепления полученных навыков, знаний. При составлении рассказов-описания, при закреплении словаря, развития сенсорики. Для неговорящих детей используют игрушку для звукоподражания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Рассказываем родителям как дома можно использовать театрализованные игры. Это игры-драматизации, игры с настольным театром, пальчиковый театр. Это не только поддерживает интерес ребенка к занятиям, но и является материалом для закрепления полученных знаний и развития связной речи.

Особое место занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Рекомендуем родителям использовать следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,

  • словесные игры,

  • игры с дидактическими игрушками,

  • настольно-печатные игры,

  • игры на развитие мелкой моторики.

В речевых уголках выставляются дидактические пособия согласно лексической теме недели. В рамках индивидуальных консультаций родителям предлагаются дидактические игры домой для закрепления пройденного материала. Библиотека дидактических игр включает в себя разнообразные виды игр в одной лексической теме:

  • игры по развитию мелкой моторики;

  • игры по развитию дыхания;

  • настольные игры;

  • игры по развитию лексико-грамматических категорий;

  • игры по развитию звукового анализа;

  • театрализованные игры.


Благодаря данным выставкам родителям легче сориентироваться в большом разнообразии развивающих игр, игрушек. Мы объясняем соответствие игр возрастным и психологическим особенностям детей.


1.3. Речевые праздники

Существуют разнообразные формы сотрудничества логопедов и родителей по речевому развитию детей, однако я остановлюсь на такой форме сотрудничества, как участие в культурно-досуговой деятельности.

Сюда относятся праздники и развлечения.

В толковом словаре (под ред. Д.Н. Ушакова) слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений».

 Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Примерный перечень развлечений и праздников отражен в образовательной программе ДОУ.

Сюда относятся:
  1   2   3

Похожие:

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconИндивидуальные формы работы с родителями
Цели и задачи: а обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом,...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconПри выборе родителями (законными представителями) детей формы получения...
Право на выбор формы образования и обучения лицо приобретает только после получения основного общего образования или после достижения...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconКраткое содержание акта Примечания федеральное законодательство распоряжение...
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconУчебно-методический комплекс по мдк 04. 01. Теоретические и методические...
Мдк 04. 01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconОбучения является использование экспериментально-психологических...
Зпр и способностью адаптировать их в соответствии с индивидуальными типологическими особенностями детей с зпр. Программа «Психология...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги по...
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по проведению комплексной диагностики развития ребёнка и определению...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей icon«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconПедагогическая диагностика цель: определить индивидуально-групповую...
Цель: определить индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития для своевременной...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconДоговор об оказании платных дополнительных услуг между муниципальным...
«Детский сад №67 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани и родителями (или лицами...

1. Актуальность темы. Теоретические основы. Групповые формы работы с родителями Для достижения целей обучения, воспитания и коррекции речевого развития детей iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск