«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»


Скачать 452.28 Kb.
Название«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 66 «Родничок»

г Прокопьевск
«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/22/21773/21773_html_203aa859.jpg Составитель: Воспитатель

Трунова Н.М.

2015г.


Содержание

1.Актуальность……………………………………………………………...3

2.Паспорт проекта………………………………………………………......6

3.Механизм реализации проекта………………………………………......7

4.Новизна проекта…………………………………………………………..8

5.Партнеры…………………………………………………………………..9

6.Интегративность…………………………………………………………..9

7.Рессурсное обеспечение………………………………………………….10

8. План реализации проекта………..…………………………………………………………….11

9. Ожидаемый результат……………………………………………..........20

10.Список литературы……………………………………………………..21

Приложение………………………………………………………………..22
http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2014-09/1411963073_danse.jpg

Актуальность

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение взрослого и ребенка носит эмоциональный и предметный характер. Оно становится основой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

Формирование основ моральных качеств начинается с малых лет. От того насколько успешно проходит этот процесс, во многом зависит духовно–нравственное развитие ребенка. Дошкольный возраст – стартовый период для высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, чтобы они были более устойчивые к негативным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей, одна из главных задач воспитания духовно нравственных качеств личности.

Наши дети должны знать традиции национальной культуры, любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские песни, танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи; народный фольклор : считалки, потешки, сказки, прибаутки, пестушки, жеребьевки, считалки , скороговорки , дразнилки, народные игры.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее , ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. Главная задача педагога в этот период времени в области развития речи детей помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрали методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема:

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений объединяет, упрощает речь, превращает её  в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

Гипотеза проекта:

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.



Паспорт проекта
http://sibdepo.ru/upload/medialibrary/291/2919ad44493e07e0227585a629f8683a.jpg
Проект предназначен для детей (3 – 4 лет) и рассчитан на год. В нём нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны, родного города, жизнью и бытом русского народа, природой родного края. Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Проект предполагает проведение одного занятия 2 раза в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут вторая младшая группа. Общее количество учебных занятий в год-15 . Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.


  • Цель проекта: создание системы работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием произведений детского фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества; обогащение опыта сотрудничества родителей с детьми.

  • Задачи проекта:

  • Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную образовательную деятельность.

  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с устным народным творчеством.

  • Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.


Целевые группы:

педагоги, дети младшей группы, социальные партнеры, родители.

Механизм реализации проекта:

-организация и проведение мероприятий;

-просветительская работа (организация клуба родителям, доклад, круглый стол для педагогов, мастер-класс, праздники и развлечения для педагогов);

-распространение педагогической литературы (рекомендации, консультации, буклеты, передвижная библиотека).

Тип проекта: исследовательски-творческий

Вид проекта: групповой

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2015 г. – май 2016г.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

  • доля участия родителей в проводимых мероприятиях;

  • успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;

  • положительный психологический климат в группе;

  • участие и помощь педагогов  ДОУ в различных мероприятиях по ознакомлению дошкольников с произведениями устного народного творчества.

Характеристика методов и средств реализации проекта:

1. Организованная  образовательная  деятельность , включающая  различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др., на основе единого содержания.

2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.

3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в ООД и в свободное время.

4. Фольклорные концерты и театрализованные представления.

5. Целевые прогулки, экскурсии.

2015/2016 учебный год – проект «Развитие речи дошкольников через знакомство с устным народным творчеством для детей 3 — 4 лет»

Реализация мероприятий проекта предполагает итоговое мероприятие:

2015/2016 учебный год – развлечение «Ярмарка»

Новизна проекта:

Современная Россия находится в непростом историческом периоде. Опасность, которая существует для общества это не в развале экономики, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости и патриотизме.

Проект разработан с учетом федеральных государственных требований и основных нормативных документов в области образования: Закон РФ «Об образовании», «Декларация прав ребенка национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025г.», программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Основывался на ценностях региональной, национальной и мировой культуры. В проекте соблюдалось единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны и системность с другой. Учитывался личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Партнеры проекта
Модель единого воспитательно-образовательного проекта несет эффективную комплексную работу по развитию речи дошкольников через знакомство с устным  народным творчеством и предполагает два уровня взаимодействия внутренний и внешний.

Внутренний – активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети и родители в процессе коллективных творческих мероприятий).

Внешний - взаимодействие детского - родительского и педагогического коллектива с МБДОУ, социальными партнерами (ДК «Красная горка», ДК «Артема», ДК «Шахтеров»). Такое взаимодействие, переходящее в сотрудничество, объединит усилие педагогов, семьи, общества, сформирует единое образовательное пространство для гармоничного развития ребенка.
Такое взаимодействие, переходящее в сотрудничество объединить усилие педагогов, семьи, общества, сформировать единое образовательное пространство для гармоничного развития ребенка.
Интегративность

Интеграция образовательных областей:

 «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное », «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

 Образовательная задача

- Создать условия для знакомства с  произведениями устного народного творчеств

- Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;

- Развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь, обогатить словарь дошкольников.

Воспитательная задача

- Воспитывать нравственные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив

Ресурсное обеспечение

1. Кадровые ресурсы:

  • заведующий МБДОУ

  • старший воспитатель

  • воспитатели, специалисты

2. Нормативно-правовые ресурсы

  • Конституция РФ

  • Гражданский кодекс

  • Семейный кодекс РФ (2000 г.)

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • ФЗ РФ «Об образовании»

3. Образовательные ресурсы:

  • организованная и совместная образовательная деятельность (игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная и т.д.)

  • социокультурная среда

  • художественные средства

  • тематические мероприятия (праздники, досуги)

  • лекторий для родителей

  • средства массовой информации

Материально – техническое обеспечение

Для осуществления проектной деятельности используются технические средства: магнитофон, компьютер, DVD, фотоаппарат, телевизор, видеокамера.

План реализации проекта

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

http://v2016.ru/wp-content/uploads/rozhdestvenskie-gadaniya-2016.jpg
Проект организуется в 3 этапа.
План – график работы по проекту

1 этап – подготовительный

1. Подбор методической литературы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

2. Составить конспекты занятий.

3. Диагностика по речевому развитию детей на начало года.

4. Ознакомить родителей с проектом «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

6 .Создать картотеку народных игр, потешек, прибауток, дразнилок, жеребьевок.

2 этап – основной

Сентябрь



Тема

Задачи

1.

Игра

«Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки - потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.

НОД Познание

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Познакомить детей с домашней утварью : печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", "лупяки".

3.

Дидактическая игра

«Петушок - золотой гребешок»

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4.

Беседа

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

  1   2   3

Похожие:

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconПовышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного...

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconО бракеражной комиссии и методике оценивания
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский...

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconПротокол общего родительского собрания №1 от 17. 10. 2014г по мадоу «Детский сад №3» кв
Цель: распространение передового опыта родителей по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» icon«начальная школа детский сад №15» а. Чур туркменского района коллективный договор
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconПрограмма принята на заседании Утверждаю педагогического совета Заведующий мбдоу
Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconИ младшего дошкольного возраста

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconРабочая программа Предупреждение нарушений в речевом развитии и психолого-педагогическое...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу – в соответствии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск