ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель: определить индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития для своевременной коррекции построения образовательного процесса в группе ДОУ.
(Составлена на основе работы Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова
"Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах", 2014
и раздела «Педагогическая диагностика» образовательной программы
«Миры детства: конструирование возможностей») Соотнесение мотивационно-содержательных характеристик деятельности
ребенка с целевыми ориентирами Стандарта*
Сфера инициативы
| Ключевые признаки третьего уровня
| Целевой ориентир
| Творческая
инициатива
| Ребенок выстраивает разнообразные сюжетные
эпизоды в новую связную последовательность;
использует развернутое словесное комментирование, описывает события и место,
где они происходят; частично воплощает игровой замысел в продукте ( словесном –
сочиняет историю, предметном – создает макет,
сюжетный рисунок).
| Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и, прежде всего, в игре;
владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации.
| Инициатива как
целеполагание и
волевое усилие
| Обозначает конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной
работе, доводит ее до конца.
| Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
| Коммуникативная
инициатива
| В развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, излагает
цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к
взаимопониманию и поддержанию слаженного
взаимодействия
| Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, умеет
выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
| Познавательная
инициатива -
любознательность
| Ребенок задает вопросы об отвлеченных вещах;
обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо).
| Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
У ребенка складываются предпосылки грамотности.
| Двигательная инициатива**
| Эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения, активен во всем.
|
___________________
* Примерная основная программа дошкольного образования "Миры детства" под ред. Т.Н.Дороновой, научный рук. А.Г.Асмолов, 2014
** дополнена автором.
СХЕМА-МАТРИЦА
нормативной карты развития*
Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики
| Интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности
| Направления развития
| 1-й уровень
| 2-й уровень
| 3-й уровень
| 1. Творческая инициатива (в сюжетной игре)
|
|
|
| Воображение, образное мышление
| 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности)
|
|
|
| Произвольность, планирующая функция речи
| 3. Коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивной деятельности)
|
|
|
| Эмпатия, коммуникативная функция речи
| 4. Познавательная инициатива - любознательность (в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности)
|
|
|
| Пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения
| 5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребёнка). **
|
|
|
| Основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), выносливость, двигательная активность
|
| Типично в 3-4 года
| Типично в 4-5 лет
| Типично в 6-7 лет
|
| |