Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 11 классе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089); примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 2004 года с учетом «Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык .10-11 классы.» авторов И.Л. Бим. Москва, Издательство «Просвещение», год издания 2011 г и материалов УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Бим И.Л., „Deutsch 11“, 2011 год (Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательных учреждениях (приказ № 379 от 09.12.2008г.) , а также и дополнительных пособий: для учителя - «Книга для учителя» И.Л.Бим 2011 г., для учащихся – сайта: passwort-deutsch.de/lernen/
Программа рассчитана: на 102 часа, в учебном плане на изучение иностранного языка в 11 классе отводится 3 часа в неделю. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Цель курса:
-обеспечить достижение учащимися государственных стандартов во владении немецким языком; -овладение речевыми навыками в опосредованной (на основе учебного материала) и непо средственной (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения) формах; -обогащение новыми страноведческими, культуроведческими и социокультурными знаниями о немецкоговорящих странах; -воспитание и развитие коммуникативно-ориентированной личности, способной участвовать в межкультурной коммуникации.
Учебно-методический комплект состоит из:
учебника Бим И.Л., „Deutsch 11“,;
книги для учителя;
Данный УМК предназначен для учащихся завершающей ступени обучения общеобразовательной школы. Все методические рекомендации отражают концепцию УМК, исходными позициями которой являются:
обеспечение высокой мотивации к изучению и использованию иностранного языка в разнообразных формах общения;
развитие коммуникативно-речевой и социокультурной компетенции у учащихся старших классов путём:
формирования сознательного подхода к овладению речевыми и языковыми средствами общения;
организации систематического повторения пройденного материала наряду с усвоением новых языковых и речевых явлений;
целенаправленного формирования ценностно-ориентационных представлений о национально-культурной среде зарубежных сверстников;
сопоставления социокультурных особенностей своей страны и страны изучаемого языка.
В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо)
Содержание тем учебного курса
- Летние каникулы российских и немецких школьников. Какими впечатлениями о каникулах учащиеся могут поделиться друг с другом?
- Что делают учащиеся в свободное время на каникулах?
-Погода летом.
- Из чего состоит повседневная жизнь?
-Старшая ступень обучения в школах России и Германии: какие существуют отличия?
-Как учащиеся готовятся дома к занятиям и контрольным работам.
-Помощь родителям по хозяйству. Есть ли у школьников домашние обязанности, если да, то какие? -С какими проблемами сталкиваются школьники при проведении свободного времени.
- Карманные деньги, как их можно расходовать? Как можно заработать карманные деньги?
- Семейный бюджет, из чего он складывается?
-Жанры театрального искусства и искусства кино.
-История возникновения театрального искусства.
-Развитие театра в Германии.
-Бертольд Брехт и его театр.
- Знаменитые актеры мирового кино.
-История киноискусства в Германии после Второй мировой войны.
-История науки и техники. Кто такой «ученый», чем он занимается?
-Некоторые всемирно известные ученые.
-Научно-технический прогресс, что он нам дал?
-Открытия ХХI века. Какие они?
- Известные изобретатели и путешественники.
- Какие противоречия между человеком и природой возникают из-за научно- технического прогресса? Какие проблемы они вызывают?
-Какие варианты решения проблем цивилизации предлагает наука?
-Что ждет нас в будущем? Какими качествами должен обладать человек будущего?
-Как вы представляете себе мир в будущем? Какие изменения его ожидают?
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе В результате изучения иностранного языка на базовом уровне обучающиеся 11 классов должны :
Знать/ понимать
- значение новых лексических единиц, связанных с тематикой учебника и соответствующими ситуациями общения;
- значения изученных грамматических явлений;
- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников.
Уметь
Говорение
- вести диалог разных видов в различных коммуникативных ситуация в рамках тематики учебника;
- высказывать своё мнение и вносить предложения, если речь идет о решении каких-то проблем или принятии решений;
Рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, опираясь на ключевые слова или ассоциаграмму;
- оперировать информацией, содержащей цифры;
Аудирование
- понимать на слух основное содержание большего количества аутентичных текстов, касающихся ситуаций повседневного общения;
- понимать на слух и письменно фиксировать основную или запрашиваемую информацию повествовательных текстов и интервью;
Чтение
- читать аутентичные тексты разных стилей с различной глубиной проникновения в содержание и смысл;
- при чтении текстов обобщить основные факты с целью передачи другим информации текста;
- читать тексты, содержащие статистические данные и комментарии к ним, используя все известные приемы смысловой переработки информации;
-читать художественные тексты, следить за разворачивающимся сюжетом, понимать не только их основное содержание, но и детали, обращаясь при необходимости к словарю;
Письмо
-писать личное письмо сверстнику, описывая свои впечатления;
-писать официальное письмо(заявление о приеме на работу);
-заполнять полностью несложные, наиболее употребительные бланки;
- писать относительно правильные краткие сообщения по тематике учебника;
-письменно фиксировать прочитанную или прослушанную информацию;
Овладеть следующими учебными навыками, специальными учебными умениями и универсальными учебными действиями:
-не только извлекать информацию из текста, но и проникать в его смысл;
-порождать письменный текст в соответствии с определенной речевой формой ( рассказ, рассуждение);
-вести полилог;
- убеждать и приводить для этого аргументы;
- прибегать к перефразу, чтобы обеспечить понимание;
-делать обобщения и выводы;
- составлять анкету;
-проводить опрос и обобщать полученные данные;
-кратко фиксировать письменно услышанную информацию;
-правильно оформлять личное письмо.
Языковая компетенция
Несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а именно:
- орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
- слухопроизносительные навыки;
- лексическую и грамматическую сторону речи.
Работа над лексической стороной речи предусматривает:
- систематизацию лексических единиц, изученных во 2-9 классах или 5-9 классах;
- повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета ( 80-90 лексических единиц в 10 классе и около 80 в 11 классе);
- некоторое расширение потенциального словаря за счёт овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.
Работа над грамматической стороной речи предполагает:
-продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию грамматического материала, изученного в основной школе, в частности систематизации всех форм Passiv ( Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv), Passiv с модальными глаголами;
- активизацию и систематизацию всех форм придаточных предложений;
- активизацию и систематизацию знаний о сложносочиненном предложении;
- усвоение Partizip I, I I в роли определения, распространенного определения;
- распознавание в тексте форм Konjunktiv и перевод их на русский язык.
Речевая компетенция
Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает:
- расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебной- трудовой и социально- культурной сферам общения;
- развитие всех видов иноязычной речевой деятельности ( говорения, аудирования, чтения, письма) и их совершенствование в целях достижения в конце базового курса обучения порогового уровня коммуникативной компетенции ( В1- в терминах Совета Европы)
Говорение.
Диалогическая речь. Десятиклассникам предоставляется возможность развивать владение всеми видами диалога ( диалог- расспросом, диалогом- обменом сообщениями, мнениями, диалогом- побуждением, ритуализированными диалогами), а также диалогами смешанного типа на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Монологическая речь.
Школьники получают возможность развивать умение пользоваться разными видами монолога: рассказом, описанием, деловым общением, рассуждением, характеристикой) . Для этого важно развитие следующих умений:
- рассказывать о себе, своем окружении, своих планах на будущее;
- описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка;
-делать связные сообщения, содержащие наиболее важную информацию по изученной теме/ проблеме;
-рассуждать о фактах/ событиях ( характеризовать их), приводя аргументы.
Аудирование.
Дальнейшее развитие умений понимать на слух ( с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе непосредственного устно-речевого общения, а также содержание относительно несложных аутентичных аудиотекстов. Это предусматривает развитие умений:
- понимать основное содержание высказываний монологического характера на наиболее актуальные для подростков темы;
- выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах ( рекламе, объявлениях);
Относительно полно понимать собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Чтение.
Школьникам предоставляется возможность развивать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических ( статьи из журналов и газет), научно- популярных ( в том числе и страноведческих), художественных, прагматических ( рецепты, меню, и т. д.), а также текстов из разных областей знания ( науки, искусства и др.). Имеются следующие виды чтения:
- ознакомительное чтение- с целью понимания основного содержания ( обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной литературы, публикаций научно-познавательного характера;
- изучения чтение- с целью полного и точного понимания информации, главным образом прагматических текстов ( рецептов, инструкций, статистических данных и др.)
- просмотровое- поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой / интересующей информации из газетного текста, проспекта, программы радио- и телепередач и др.
Письменная речь.
Учащимися создаются условия для развития умений:
- писать личные письма;
-заполнять формуляры, анкеты, излагая сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка ( автобиография/ резюме);
- составлять план, тезисы устного/ письменного сообщения в том чичле на основе выписок из текса.
Социокультурная компетенция Ученикам предоставляется возможность:
- несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны/ стран изучаемого языка; особенностей культуры народа/ народов – носителей данного языка;
- лучше осознавать явления своей действительности, своей культуры путём сравнения их с иной действительностью и иной культурой;
- развивать умения представлять свою страну в процессе межличностного, межкультурного общения;
- совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения;
-проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция
Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно:
- умения использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устного- речевого общения;
- умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтения и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
- использовать текстовые опоры ( подзаголовки, сноски, комментарии и др.)
- Игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения.
Учебно-познавательная компетенция.
Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения, связанные с использованием приемов самостоятельного приобретения знаний: - умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, в том числе словари ( толковые, Энциклопедии), -умение обобщать информацию, фиксировать её, например, в форме тезисов, ключевых слов; -умение выделять основную, нужную информацию из различных источников, списывать/ выписывать её;
- умение использовать новые информационные технологии.
Специальные учебные умения:
- умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры;
- умение пользоваться двуязычным словарем;
-умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста. Приложения к программе
Проекты по теме:
Классики немецкой литературы.
Музыка и время.
Молодёжная музыка.
| Немецкие представители изобразительного искусства.
Новое немецкое кино.
Престижные профессии в Германии и России.
| |