Скачать 0.6 Mb.
|
ОГБОУ СПО «РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г. Одобрена Составлена в соответствии Предметной (цикловой) с ФГОС Комиссией ОГСЭ Протокол №10от 20.05.2014г. Председатель Т.И. Соболева Составитель: методист ОГБОУ СПО РСК - Кузнецова О.В. Введение Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно наладить эффективное сотрудничество и со студентом, найти взаимопонимание. Данная методическая разработка предназначена в помощь классным руководителям и преподавателям. Цель разработки – предложить систему изучения личности студента для оптимизации образовательного и воспитательного процесса. Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического и воспитательного процесса. К диагностике обучающихся можно свести сбор демографических данных об учащемся и его семье, о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательных способностях (особенностях внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах, направленности личности, а также поведении, поступках учащегося. Кроме того, изучаются межличностные отношения в группе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. Классному руководителю в своей деятельности необходимо опираться на данные полученные в результате проведения психолого-диагностических методик и исследований, что благотворно влияет на выстраивание взаимоотношений со студентом, адаптацию в ученическом коллективе. Желательно, чтобы работа классного руководителя носила системный характер и велась по определенным направлениям. Учитывая опыт работы с группами, считаю целесообразным предложить следующие направления ведения работы и наиболее оптимальные методики по изучению личности отдельного студента, коллектива группы в целом. Направления диагностической работы. Работа классного руководителя по изучению личности студента и активизации его деятельности должна носить системный характер. Активизация студента – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности. Важным моментом активизации является реализация самоуправления студентов, цель которой адаптация к жизни в изменяющихся условиях. Современные условия требуют от выпускников быстрого самоопределения. Чтобы активизировать личность студента – необходимо ее изучить. За время работы в качестве классного руководителя с группами сложилась определенная система ведения диагностической работы. Она проводится в трех направлениях:
Используемые методы диагностики должны быть простыми, нетрудоемкими, объективными и интересными для испытуемых. Обычно нами используются следующие методы:
Необходимо заранее определиться какие качества и особенности поведения мы собираемся изучать, а также определить срок наблюдения и способ фиксации данных. Полученные результаты записываются в форме характеристик студентов, которые постоянно пополняются новыми сведениями. Наблюдение проводится на протяжении всего срока обучения.
- открытые – студент сам пишет ответ на вопрос, - закрытые – испытуемый выбирает вариант из предложенных ответов. Вопросы должны быть однозначными, понятными, соответствовать возрастным особенностям. Анкета позволяет собрать много легкообрабатываемых сведений, однако стоит учитывать, что ответы не всегда могут быть точными и искренними. Обычно анкетирование проводится на первом году обучения с целью выявления способностей и наклонностей студентов, выявления личностных качеств, отношения к учебе, взаимоотношений с родителями (анкетирование на темы: «Общая характеристика студента», «Я и мой город», «Интересы и досуг» - все перечисленные методики представлены в Приложении № 1 к методическим рекомендациям). Данное исследование помогает распределить должности в группе, выявить людей, которые желают заниматься общественной работой, защищать интересы своей группы. Так в рамках акции «Семейный альбом» была разработана и проведена анкета «Как коснулась война нашей семьи»:
По результатам анкетирования были собраны данные, которые послужили основой для проведения классного часа к Дню Победы, ребята с огромной гордостью рассказывали про своих родственников, что послужило важным элементом патриотического воспитания. В процессе сбора данных студенты группы занимались исследовательской деятельностью в рамках своей семьи, к работе были привлечены родители, что имело немаловажное значение в рамках трехстороннего сотрудничества: ребенок – колледж - семья.
Беседа может быть стандартизированной или свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных сведений. Классный руководитель должен осознанно определить, что он хочет узнать о студенте. Во время проведения диагностики необходимо создать комфортные психологические условия. Следует избегать поучений и воспитательных нравоучений. Студент должен чувствовать себя непринужденно. Свободные беседы проводятся на протяжении всего курса обучения, изначально помогают познакомиться с человеком, создать определенное представление о нем, позже позволяют отслеживать изменения, происходящие с личностью, что зачастую помогает предотвращать нежелательные ситуации.
- При работе с группой проводятся тесты, позволяющие судить о студенте на основе успешности выполнения действий (тесты, определяющие уровень интеллекта, способности, знания). Традиционно проводится тест «Стандартизированный метод исследования личности», «Готовность к саморазвитию», причем бывает интересно сравнивать, как изменяются данные на первом и последнем году обучения. - Используются диагностики, основанные на самоописаниях и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих опросник. Например, проводятся такие тесты как: «Выявление доминирующего мотива обучения», «Самостоятельная работа» - по какой причине студент выбрал данную специальность (профессию), что и кто заставляет его учиться, как осознает свою позицию в качестве студента), «Знаете ли Вы себя?», «Изучение самооценки подростка», «Закончи предложение» и т.д. - Применяются проектные методики, т.е. работая с предложенными материалами ученик рассказывает сам о себе. Например: «Нарисуй несуществующее животное», «Нарисуй дом», «Дом в котором я живу», «Нарисуй свою семью». Большое значение придается изучению не только личности, но и коллектива группы в целом. В середине первого года обучения, когда коллектив более или менее сформировался, необходимо проводить такие диагностика «Социометрия», «Круги на воде», «Самоаттестация коллектива группы». Вследствие проведения данных методик можно выявить лидеров группы, ведомых членов коллектива, микрогруппы, лидеров в различных видах деятельности. На каждом году обучения рекомендуется проводить со студентами группы самоаттестацию коллектива по семи параметрам, в результате чего можно выявить уровень развития коллектива. Чтобы лучше понять студента, необходимо иметь представление о семье, в которой он воспитывается. Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, ее состав, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личностные особенности родителей, уровень педагогической культуры и т.д. Изучение семей студентов помогает педагогу ближе познакомиться с самим обучаемым, понять его уклад жизни, духовные ценности, стиль взаимоотношений с родителями. Самым простым и доступным в наших условиях методом является анкетирование. Во время родительских собраний проводятся следующие анкеты: «Анкета для родителей», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Какие мы, родители?», а также тест «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?» Все перечисленные методики приведены ниже в Приложении № 1. Заключение Анализ результатов и обобщение опыта в работе с отдельными студентами и группой в целом помогает лучше понять мотивы, стремления и жизненную позицию личности. При работе со студентами необходимо проводить педагогическую диагностику и обмениваться опытом работы с целью активизации обучаемых и оптимизации воспитательного и образовательного процессов. Используемая литература и интернет ресурсы:
Приложение № 1. Мое учение (Подчеркните в тексте или допишите)
а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро; б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, быстро; в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно; г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что……………………………..; д) чувствую себя всегда спокойно, потому что………………………….
а) не понимаю цель работы; б) не понимаю задание; в) не знаю, как его выполнять; г) не умею контролировать ход своей работы; д) не знаю, как проверить результаты; е) не умею правильно распределить время. 5. Я очень дорожу помощью преподавателя, однокурсников (да, нет). 6. Если бы я был преподавателем, то таким студентам как я, я помог бы в следующем:……………………………………………………………………………….. Стимулы
- задание интересное (да, нет, не знаю); - она важна для изучения предмета; - понимаю, что она необходима для моей профессиональной подготовки; - считаю, что могу ее выполнить; - хочу заслужить одобрение преподавателя; - уверен, что она важна для других.
- этого требует преподаватель; - хочу получить высокую оценку; - боюсь получить двойку; - используются технические средства.
- один; - с группой товарищей; - вдвоем с товарищем; - при постоянном руководстве преподавателя.
- успешно выполняю задание; - обстановка на уроке доброжелательная; - строгая дисциплина; - учитель одобряет работу; - применяется зачетная система. Блиц-опрос В течение одной минуты студентам предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы студенты могут задать классному руководителю.
Самореклама Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность, объективность, самокритичность. Стандартизированный метод исследования личности Студенту предлагается определить, относятся ли к нему приведенные ниже утверждения знаком (+) или знаком (-).
Обработка результатов: каждый показатель оценивается по степени выраженности из приведенного количества показателей. НЕИСКРЕННОСТЬ: Нет /-/ - 2,3,8,11,14,17,20,22,26,34 /из 11/ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ: Нет – 1,5,23,25,30,31,33,42,45 Да – 6,15,24,26 /из 13/ ЛИДЕРСТВО: Нет – 10,12,16,21,27,32,33,36,37,38,39,41,42,44,45,48,52,53 Да – 13,15,47,49,50,51,54 /из 26/ СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ: Нет 2,4,16,36,38,42,43,45,46 /из 8/ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Нет – 1,4,7,10,12,16,18,21,25,27,28,29,31,32,33,37,40,41,42,44,48 Да – 13,19,47 /из 24/ Готовность к саморазвитию Студенту предлагается определить, относятся ли к нему приведенные ниже утверждения знаком (+) или знаком (-).
Посчитайте количество совпадений ответов с ключом. Ключ: 1 (+), 2 (-), 3 (+), (+), 5 (-), 6 (-), 7 (+), 8 (+), 9 (+), 10 (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-) Результат: Хочу знать о себе – сумма баллов на вопросы 1,2,5,7,9,10,13 Могу совершенствоваться – сумма баллов на вопросы 3,4,6,8,11,12,14 Выявление доминирующего мотива учения На уроке студентам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, различающиеся по: - сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная); - практической или теоретической направленности познавательной деятельности; - характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое). Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
Все названные мотивы учения преподаватель или классный руководитель распределяет по 8 основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий: Интерпретация Показатели:
Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить студентов на 3 группы. Первая группа включает студентов, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости. Вторая группа студентов отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа студентов подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность. Тесть «Знаете ли Вы себя?» Внимательно рассмотрите 16 символов, которые собраны в 4 группы: "Движение", "Спокойствие", "Уверенность" и "Неуверенность". В каждой группе выберете по одному символу, который лучше всего, на Ваш взгляд, передает данное состояние: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. (Для работы с группой можно нарисовать каждую группу символов на отдельном листе альбомного формата и показывать всему классу. Учащиеся при этом записывают на своих листочках только букву выбранного ими символа.) Начало формы |
Портфолио классного руководителя, как одно из звеньев мониторинга работы с детьми группы риска | Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно... | ||
Цель педагогической практики – приобретение студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении... | ... | ||
... | Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. Учителя и классный руководитель несут... | ||
Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации мкб 10. Представлены все основные разделы диагностики, дифференциальной... | ... | ||
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию взаимодействие с ребенком. Место классного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |