Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г


НазваниеУчебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г
страница1/5
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Бланки > Учебное пособие
  1   2   3   4   5
ОГБОУ СПО «РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Учебное пособие
«Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя»


Рязань, 2014г.

Одобрена Составлена в соответствии

Предметной (цикловой) с ФГОС

Комиссией ОГСЭ

Протокол №10от 20.05.2014г.

Председатель Т.И. Соболева

Составитель: методист ОГБОУ СПО РСК - Кузнецова О.В.

Введение

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно наладить эффективное сотрудничество и со студентом, найти взаимопонимание.

Данная методическая разработка предназначена в помощь классным руководителям и преподавателям. Цель разработки – предложить систему изучения личности студента для оптимизации образовательного и воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического и воспитательного процесса.

К диагностике обучающихся можно свести сбор демографических данных об учащемся и его семье, о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательных способностях (особенностях внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах, направленности личности, а также поведении, поступках учащегося. Кроме того, изучаются межличностные отношения в группе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо опираться на данные полученные в результате проведения психолого-диагностических методик и исследований, что благотворно влияет на выстраивание взаимоотношений со студентом, адаптацию в ученическом коллективе.

Желательно, чтобы работа классного руководителя носила системный характер и велась по определенным направлениям. Учитывая опыт работы с группами, считаю целесообразным предложить следующие направления ведения работы и наиболее оптимальные методики по изучению личности отдельного студента, коллектива группы в целом.

Направления диагностической работы.

Работа классного руководителя по изучению личности студента и активизации его деятельности должна носить системный характер.

Активизация студента – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности. Важным моментом активизации является реализация самоуправления студентов, цель которой адаптация к жизни в изменяющихся условиях. Современные условия требуют от выпускников быстрого самоопределения. Чтобы активизировать личность студента – необходимо ее изучить.

За время работы в качестве классного руководителя с группами сложилась определенная система ведения диагностической работы. Она проводится в трех направлениях:

  1. Изучение индивидуально-личностных особенностей студента, его характера и способностей;

  2. Изучение взаимоотношений в группе, наблюдение за формированием и развитием коллектива группы;

  3. Работа с родителями, изучение психологического климата в семье.

Используемые методы диагностики должны быть простыми, нетрудоемкими, объективными и интересными для испытуемых. Обычно нами используются следующие методы:

  1. Наблюдение – самая доступная форма, кроме того дает много сведений о студентах. Суть метода – сбор и описание фактов, случаев, особенностей поведения студентов.

Необходимо заранее определиться какие качества и особенности поведения мы собираемся изучать, а также определить срок наблюдения и способ фиксации данных. Полученные результаты записываются в форме характеристик студентов, которые постоянно пополняются новыми сведениями. Наблюдение проводится на протяжении всего срока обучения.

  1. Анкетирование – также как и другие опросные методы дает сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности студентов. По форме анкеты бывают:

- открытые – студент сам пишет ответ на вопрос,

- закрытые – испытуемый выбирает вариант из предложенных ответов.

Вопросы должны быть однозначными, понятными, соответствовать возрастным особенностям. Анкета позволяет собрать много легкообрабатываемых сведений, однако стоит учитывать, что ответы не всегда могут быть точными и искренними.

Обычно анкетирование проводится на первом году обучения с целью выявления способностей и наклонностей студентов, выявления личностных качеств, отношения к учебе, взаимоотношений с родителями (анкетирование на темы: «Общая характеристика студента», «Я и мой город», «Интересы и досуг» - все перечисленные методики представлены в Приложении № 1 к методическим рекомендациям). Данное исследование помогает распределить должности в группе, выявить людей, которые желают заниматься общественной работой, защищать интересы своей группы.

Так в рамках акции «Семейный альбом» была разработана и проведена анкета «Как коснулась война нашей семьи»:

  1. Кто из Ваших родственников принимал участие в военных действиях? В каких именно?

  2. ФИО.

  3. Дата и место рождения.

  4. Где проживал(а) до войны, учился(ась), кем работал(а)?

  5. Сколько было лет когда началась война, как оказался(лась) в центре событий?

  6. Чем занимался(ась) в военные годы, был(а) ли призван(а) на фронт, работал(а) в тылу?

  7. Каких наград удостоен(а)?

  8. Случаи, о которых помнят в семье.

  9. Как жила в это время семья?

  10. Как сложилась жизнь этого человека в послевоенное время, нашел ли он себя в мирной жизни?

  11. Что значит война для Вашей семьи?

По результатам анкетирования были собраны данные, которые послужили основой для проведения классного часа к Дню Победы, ребята с огромной гордостью рассказывали про своих родственников, что послужило важным элементом патриотического воспитания.

В процессе сбора данных студенты группы занимались исследовательской деятельностью в рамках своей семьи, к работе были привлечены родители, что имело немаловажное значение в рамках трехстороннего сотрудничества: ребенок – колледж - семья.

  1. Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения личности.

Беседа может быть стандартизированной или свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных сведений. Классный руководитель должен осознанно определить, что он хочет узнать о студенте. Во время проведения диагностики необходимо создать комфортные психологические условия. Следует избегать поучений и воспитательных нравоучений. Студент должен чувствовать себя непринужденно. Свободные беседы проводятся на протяжении всего курса обучения, изначально помогают познакомиться с человеком, создать определенное представление о нем, позже позволяют отслеживать изменения, происходящие с личностью, что зачастую помогает предотвращать нежелательные ситуации.

  1. Тест – стандартизированное задание, измеряющее или обнаруживающее определенные свойства личности, которые немаловажны для контроля за формирование коллектива группы.

- При работе с группой проводятся тесты, позволяющие судить о студенте на основе успешности выполнения действий (тесты, определяющие уровень интеллекта, способности, знания). Традиционно проводится тест «Стандартизированный метод исследования личности», «Готовность к саморазвитию», причем бывает интересно сравнивать, как изменяются данные на первом и последнем году обучения.

- Используются диагностики, основанные на самоописаниях и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих опросник. Например, проводятся такие тесты как: «Выявление доминирующего мотива обучения», «Самостоятельная работа» - по какой причине студент выбрал данную специальность (профессию), что и кто заставляет его учиться, как осознает свою позицию в качестве студента), «Знаете ли Вы себя?», «Изучение самооценки подростка», «Закончи предложение» и т.д.

- Применяются проектные методики, т.е. работая с предложенными материалами ученик рассказывает сам о себе. Например: «Нарисуй несуществующее животное», «Нарисуй дом», «Дом в котором я живу», «Нарисуй свою семью».

Большое значение придается изучению не только личности, но и коллектива группы в целом. В середине первого года обучения, когда коллектив более или менее сформировался, необходимо проводить такие диагностика «Социометрия», «Круги на воде», «Самоаттестация коллектива группы».

Вследствие проведения данных методик можно выявить лидеров группы, ведомых членов коллектива, микрогруппы, лидеров в различных видах деятельности. На каждом году обучения рекомендуется проводить со студентами группы самоаттестацию коллектива по семи параметрам, в результате чего можно выявить уровень развития коллектива.

Чтобы лучше понять студента, необходимо иметь представление о семье, в которой он воспитывается. Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, ее состав, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личностные особенности родителей, уровень педагогической культуры и т.д. Изучение семей студентов помогает педагогу ближе познакомиться с самим обучаемым, понять его уклад жизни, духовные ценности, стиль взаимоотношений с родителями.

Самым простым и доступным в наших условиях методом является анкетирование. Во время родительских собраний проводятся следующие анкеты: «Анкета для родителей», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Какие мы, родители?», а также тест «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?»

Все перечисленные методики приведены ниже в Приложении № 1.

Заключение

Анализ результатов и обобщение опыта в работе с отдельными студентами и группой в целом помогает лучше понять мотивы, стремления и жизненную позицию личности. При работе со студентами необходимо проводить педагогическую диагностику и обмениваться опытом работы с целью активизации обучаемых и оптимизации воспитательного и образовательного процессов.

Используемая литература и интернет ресурсы:

    1. Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя», «Вако», Москва, 2005г.

    2. Л.А. Байкова «Советы педагогу-воспитателю» Учебно-методическое пособие. Рязань, РГПУ им. С.А. Есенина, 1995г.

    3. Журнал «Классный руководитель»

    4. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.

    5. www.internet-kontrol.ru/

    6. nsportal.ru

    7. www.profile-edu.ru


Приложение № 1.

Мое учение (Подчеркните в тексте или допишите)

  1. Учиться в колледже мне: а) интересно; б) не интересно; в) не знаю.

  2. Мои любимые предметы……………………………………………….

  3. Выполняя самостоятельную работу, я:

а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро;

б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, быстро;

в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно;

г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что……………………………..;

д) чувствую себя всегда спокойно, потому что………………………….

  1. Чаще всего я:

а) не понимаю цель работы;

б) не понимаю задание;

в) не знаю, как его выполнять;

г) не умею контролировать ход своей работы;

д) не знаю, как проверить результаты;

е) не умею правильно распределить время.

5. Я очень дорожу помощью преподавателя, однокурсников (да, нет).

6. Если бы я был преподавателем, то таким студентам как я, я помог бы в следующем:………………………………………………………………………………..

Стимулы

  1. Старательно и охотно выполняю самостоятельную работу, когда:

- задание интересное (да, нет, не знаю);

- она важна для изучения предмета;

- понимаю, что она необходима для моей профессиональной подготовки;

- считаю, что могу ее выполнить;

- хочу заслужить одобрение преподавателя;

- уверен, что она важна для других.

  1. В работу включаюсь быстрее, если:

- этого требует преподаватель;

- хочу получить высокую оценку;

- боюсь получить двойку;

- используются технические средства.

  1. Самостоятельная работа проходит успешнее, если выполняю задание:

- один;

- с группой товарищей;

- вдвоем с товарищем;

- при постоянном руководстве преподавателя.

  1. Работать самостоятельно интереснее, если:

- успешно выполняю задание;

- обстановка на уроке доброжелательная;

- строгая дисциплина;

- учитель одобряет работу;

- применяется зачетная система.

Блиц-опрос

В течение одной минуты студентам предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы студенты могут задать классному руководителю.

  1. Любимое имя.

  2. Любимая пора года.

  3. Любимый цвет.

  4. Любимая книга.

  5. Любимое дерево.

  6. Любимый цветок.

  7. Любимая музыкальная группа.

  8. Любимая песня.

  9. Любимая одежда.

  10. Любимый праздник.

  11. Любимый музыкальный инструмент.

  12. Любимый певец.

  13. Любимое животное.

  14. Любимая еда.

  15. Любимый месяц.

Самореклама

Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность, объективность, самокритичность.

Стандартизированный метод исследования личности

Студенту предлагается определить, относятся ли к нему приведенные ниже утверждения знаком (+) или знаком (-).

  1. Работа стоит мне большого напряжения.

  2. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

  3. Временами мне так и хочется выругаться.

  4. Мне трудно сосредоточиться на какой-нибудь задаче, работе.

  5. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

  6. Я редко беспокоюсь о своем здоровье.

  7. Чаще всего мне хотелось бы сидеть и мечтать, чем заниматься чем-либо другим.

  8. Иногда я говорю неправду.

  9. Бывает, что пропускаю передовицы в газетах.

  10. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие.

  11. Бывает, что я сержусь.

  12. У меня мало уверенность в себе.

  13. Большую часть времени я вполне доволен своей жизнью.

  14. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

  15. Мне кажется, что по сравнению с большинством окружающих я достаточно способный и сообразительный.

  16. Я часто терпел неудачи лишь из-за того, что не мог своевременно принять решение.

  17. В игре я предпочитаю выигрывать.

  18. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

  19. Я мало устаю.

  20. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей – это придает мне вес в собственных глазах.

  21. Когда я пытаюсь сделать что-то, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

  22. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

  23. Я мечтаю очень редко.

  24. Наука мне нравится.

  25. Родители были часто против моих знакомств.

  26. Бывает так, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

  27. Зачастую мои поступки неправильно истолковываются.

  28. Глупо осуждать людей, которые стараются ухватить от жизни все, что могут.

  29. Люди безразличны и равнодушны к тому, что с тобой случается.

  30. Единственная страница, которая интересна в газетах – это раздел юмора.

  31. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

  32. Самое трудное для меня в любом деле – это начало.

  33. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

  34. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

  35. Работа стоит мне большого напряжения.

  36. Мне трудно сосредоточиться на чем-то одном.

  37. Мне труднее сосредоточиться, чем другим.

  38. Мои планы часто казались мне настолько трудновыполнимыми, что я должен был отказаться от них.

  39. Чтобы прийти к решению того или иного вопроса я часто должен отложить его до утра.

  40. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки, помочь им, они часто понимают мои намерения неправильно.

  41. Когда я слышу об успехам близкого знакомого, то начинаю чувствовать, что я неудачник.

  42. Временами мне кажется, что я ни на что не годен.

  43. Меня весьма беспокоят возможные несчастья.

  44. Мне действует на нервы, когда где-нибудь на улице, в магазине или в автобусе люди на меня смотрят.

  45. Если дело идет у меня плохо, мне сразу же хочется все бросить.

  46. Люди довольно легко могут изменить мое мнение даже, если до этого оно мне казалось окончательным.

  47. Я человек общительный.

  48. Меня легко переспорить.

  49. Если бы мне дали такую возможность, я бы мог успешно руководить людьми.

  50. Моя повседневная жизнь заполнена делами, которые мне интересны.

  51. Временами я полон энергии.

  52. Мне все равно, что обо мне думают другие.

  53. Мне кажется, что меня никто не понимает.

  54. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

Обработка результатов: каждый показатель оценивается по степени выраженности из приведенного количества показателей.

НЕИСКРЕННОСТЬ:

Нет /-/ - 2,3,8,11,14,17,20,22,26,34 /из 11/

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ:

Нет – 1,5,23,25,30,31,33,42,45

Да – 6,15,24,26 /из 13/

ЛИДЕРСТВО:

Нет – 10,12,16,21,27,32,33,36,37,38,39,41,42,44,45,48,52,53

Да – 13,15,47,49,50,51,54 /из 26/

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ:

Нет 2,4,16,36,38,42,43,45,46 /из 8/

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Нет – 1,4,7,10,12,16,18,21,25,27,28,29,31,32,33,37,40,41,42,44,48

Да – 13,19,47 /из 24/

Готовность к саморазвитию

Студенту предлагается определить, относятся ли к нему приведенные ниже утверждения знаком (+) или знаком (-).

  1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

  2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

  3. Я всегда уверен в своих силах.

  4. Я убежден, что все задуманное мной, осуществится.

  5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

  6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

  7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.

  8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

  9. Мои неудачи связаны с тем, что я много не умею.

  10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

  11. Мне трудно себя воспитывать.

  12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

  13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

  14. Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ: 1 (+), 2 (-), 3 (+), (+), 5 (-), 6 (-), 7 (+), 8 (+), 9 (+), 10 (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)

Результат:

Хочу знать о себе – сумма баллов на вопросы 1,2,5,7,9,10,13

Могу совершенствоваться – сумма баллов на вопросы 3,4,6,8,11,12,14

Выявление доминирующего мотива учения

На уроке студентам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, различающиеся по:

- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

- практической или теоретической направленности познавательной деятельности;

- характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:

  1. Желание себя испытать.

  2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.

  3. Интерес к предмету.

  4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.

  5. Полезно, пригодится в будущей работе.

  6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

  7. Уверенность в успехе по данному предмету.

  8. Легко учиться.

  9. Желание преодолеть трудности.

  10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

  11. Желание иметь авторитет среди товарищей, т.к. этот предмет престижен в данном коллективе.

  12. Нравится преподаватель.

  13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

  14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

  15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

  16. Чтобы не ругали родители, преподаватели. Это неприятно.

Все названные мотивы учения преподаватель или классный руководитель распределяет по 8 основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

Интерпретация Показатели:

  1. Самоопределение - 5,14,15

  2. Познавательные - 3,4

  3. Узкопрактические - 5,6

  4. Саморазвитие - 1,2,9

  5. Общение с учителем - 12

  6. Общение со сверстниками- 10

  7. Самоутверждение - 13

  8. Избежание неприятностей – 8,17.

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить студентов на 3 группы. Первая группа включает студентов, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости. Вторая группа студентов отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа студентов подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

Тесть «Знаете ли Вы себя?»

Внимательно рассмотрите 16 символов, которые собраны в 4 группы: "Движение", "Спокойствие", "Уверенность" и "Неуверенность". В каждой группе выберете по одному символу, который лучше всего, на Ваш взгляд, передает данное состояние: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. (Для работы с группой можно нарисовать каждую группу символов на отдельном листе альбомного формата и показывать всему классу. Учащиеся при этом записывают на своих листочках только букву выбранного ими символа.)

Начало формы
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconЕго поведения. В этом случае портфолио классного руководителя, как...
Портфолио классного руководителя, как одно из звеньев мониторинга работы с детьми группы риска

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconПриказ №167-0 от 05. 05. 2014г методические рекомендации по ведению классного журнала 1
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconПрограмма педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности...
Цель педагогической практики – приобретение студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconМетодика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconМетодические рекомендации методика планирования воспитательной работы...
...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconО ведении классного журнала в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. Учителя и классный руководитель несут...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Оглавление
Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации мкб 10. Представлены все основные разделы диагностики, дифференциальной...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconДолжностная инструкция классного руководителя. 1
...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г icon«О ведении классного журнала»
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого...

Учебное пособие «Направления и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя» Рязань, 2014г iconАнализ работы мо классных руководителей
Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию взаимодействие с ребенком. Место классного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск