СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, отмечает неуклонный рост количества детей с различными проблемами речевого развития. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточности развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Практика показывает, что без оказания своевременной коррекционной помощи таким детям, эти дефекты становятся более выраженными, мешают свободному общению ребенка с коллективом, речемыслительной деятельности и психического развития ребенка.
При этом речевая патология приобретает все более вариативный и сложный характер. Педагоги сталкиваются со сложной структурой дефекта, который представляет собой совокупность нарушений разного уровня, что требует новых технологий и приемов в работе с нарушениями речи.
В МБДОУ д/с № 51 функционирует группа для детей с ограниченными возможностями здоровья - ФФНР. Группа работает в 5-ти дневном режиме с 12- часовым пребыванием детей.
Содержание коррекционной работы дошкольного учреждения направлено на обеспечение коррекции нарушений звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, овладение навыками звукобуквенного анализа и синтеза, предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ФФНР, детей с фонетическим недоразвитием речи, и оказание им помощи в освоении Программы. Особенности нарушения фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста
с фонетико - фонетическим недоразвитием Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие, недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный [J], гласный [ы]. Могут быть и другие недостатки произношения: замена одних звуков другими, особенно часто встречается замена звуков, обозначающих звонкие и глухие звуки, свистящие и шипящие, мягкие и твердые, [р] и [л]; пропуск звуков. Кроме указанных типов ошибок в устной речи детей с ФФН встречаются нередко перестановки звуков, пропуск слогов, вставки лишних звуков, при наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи. Количество неправильно произносимых звуков может достигать большого числа (до 16—20). Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия и отчетливо выражается от наиболее легкой степени сформированности до тяжелой (таблица).
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
РЕЧИ
| Легкая степень нарушения:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков; весь остальной состав слова и слоговая структура анализируются правильно
|
|
| Средняя степень нарушения:
• Недостаточное различение большогo количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа
|
|
| Глубокое фонематическое недоразвитые:
• неспособность различения отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности
|
Недостатки звукопроизношения
у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Замена звуков, более простыми по артикуляции ( например, [С] и [Ш] заменяются звуком [Ф])
| Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков
| Нестабильное использование звуков в различных формах речи
| Искаженное произношение одного или нескольких звуков
| |