Практика и результаты банкротства


Скачать 413.24 Kb.
НазваниеПрактика и результаты банкротства
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4

Глава 3. Практика и результаты банкротства




Основное назначение института несостоятельности - обеспечение предсказуемого распределения рисков для кредиторов. Теоретически правовые нормы регулирования несостоятельности предприятий могут преследовать следующие задачи:

на макроуровне

  • снижение степени хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств;

  • обеспечение перераспределения промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий;

  • развитие конкурентной среды;

на микроуровне

  • защиту прав кредиторов, обеспечение финансовой дисциплины, повышение надежности кредитного обращения;

  • проведение реорганизации предприятий и их финансовой реструктуризации;

  • повышение качества корпоративного управления, перераспределение собственности в пользу «эффективных» владельцев, смену неквалифицированных менеджеров, внедрение рациональной системы управления на предприятиях.

Первый Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (№ 3929-1 от 19.11.1992 г.) был принят в России примерно в то же время, что и в других странах с переходной экономикой. Хотя в 1995-1997 гг. число исков о банкротстве, поданных в арбитражные суды, довольно динамично росло, процедура банкротства не получила в России широкого распространения по сравнению с другими государствами с переходной экономикой. В основу данного закона был положен принцип неоплатности, суть которого сводилась к следующему: рассматривается соотношение стоимости активов и стоимости пассивов, при этом если сумма кредиторской задолженности превышает стоимость имущества предприятия, то оно является неплатежеспособным на балансовой основе. Практика применения Закона показала, что права кредиторов существенно ограничивались в связи с тем, что трудно было оценить реальную стоимость имущества: оценка проводилась арбитражным судом и, соответственно, затягивалось решение о признании должника несостоятельным. В российских условиях, (когда балансовая стоимость имущества не отражает его реальную стоимость, а бухгалтерская документация недостоверна), весьма сложно оценить ликвидную часть активов должника, поэтому данный подход приводил в ряде случаев к произволу и непредсказуемости решений арбитражных судов.

Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)" (№ 6-ФЗ от 8.01.1998 г.) вступил в силу в марте 1998 года. В основу этого закона положен принцип неплатежеспособности: рассматривается неспособность предприятия выполнять свои обязательства по мере наступления сроков погашения; в этом случае предприятие считается неплатежеспособным на кассовой основе. Данное обстоятельство обеспечило существенное снижение барьеров для инициирования процедур банкротства: кредитор мог теперь обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, когда тот не исполнил свои обязательства в течение трех месяцев, а сумма задолженности превысила 500 МРОТ. В результате масштабы применения процедур несостоятельности к предприятиям резко расширились. Так, по состоянию на 1 января 1998 г. в производстве находилось примерно 4,2 тыс. дел о банкротстве, на 1 января 1999 г. – уже почти 10,2 тыс. дел, на 1 января 2000 г. – около 15,2 тыс., а на 1 октября 2001 г. – порядка 27 тыс. дел. В то же время, для того, чтобы снизить риск возбуждения процедур банкротства в отношении предприятий, являющихся субъектами естественных монополий, в середине 1999 г. был принят закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом секторе» (№ 122-ФЗ от 24.06.1999 г.). Фактически в данном законе заложен принцип неоплатности. Это повышает риск искусственного «сбрасывания» на предприятия естественных монополий долгов предприятиями, в отношении которых действуют прежние условия определения несостоятельности.

Действующим регулированием несостоятельности также предусмотрены особенности банкротства крупных, градообразующих, значимых предприятий (в 2000 г. перечень крупных, экономически или социально значимых организаций включал 1714 организаций). В соответствующих процедурах предусмотрено участие местного органа самоуправления; по ходатайству органов исполнительной власти арбитражным судом может быть введено внешнее управление вопреки решению собрания кредиторов (при наличии поручительства по обязательствам должника со стороны таких органов); в исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен до 10 лет.

По-видимому, ни один из российских законов не стал объектом столь ожесточенных споров и дискуссий, как ныне действующий закон о несостоятельности (банкротстве). В принципе этот закон в заметно большей степени ориентирован на обеспечение платежной дисциплины и равных возможностей для кредиторов по инициированию процедуры банкротства. Однако по ряду экономических и правовых причин этот закон на практике стал не инструментом возврата долгов, а способом борьбы за контроль над крупными, относительно благополучными предприятиями. Применение закона в последние годы продемонстрировало его уязвимость для злоупотреблений со всех сторон, неоднозначность и спорность судебных решений, принимаемых на его основании.

  1   2   3   4

Похожие:

Практика и результаты банкротства icon«Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» «Legal
Цель изучения дисциплины: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере правового регулирования несостоятельности...

Практика и результаты банкротства iconРабочая программа учебной дисциплины правовое регулирование несостоятельности...
Цель изучения дисциплины: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере правового регулирования несостоятельности...

Практика и результаты банкротства iconРабочая программа учебной дисциплины правовое регулирование несостоятельности...
Цель изучения дисциплины: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере правового регулирования несостоятельности...

Практика и результаты банкротства iconГ. В. Колташов. Он выступит с докладом на тему «Проблемные вопросы банкротства физических лиц»
Фнс россии принимает участие во II всероссийской Конференции «Судебная реструктуризация задолженности. Институт банкротства физических...

Практика и результаты банкротства iconОтчет по практике Название дисциплины 2242 Учебная практика
Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной...

Практика и результаты банкротства icon«Законодательство о контрактной системе (44-фз): последние изменения,...
Обзор последних изменений в 44-фз. Алгоритм осуществления закупок: основные ошибки заказчиков по конкретному этапу осуществления...

Практика и результаты банкротства iconПроизводственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика предусмотрена фгос спо для студентов 3 курса заочной формы обуче­ния в течении 5-го семестра. Продолжительность...

Практика и результаты банкротства iconРабочая программа дисциплины (модуля) Правовые проблемы несостоятельности...
Название дисциплины – Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц

Практика и результаты банкротства iconА. В. Юхнин директор Центра проблем банкротства, кандидат юридических наук
А. В. Юхнин директор Центра проблем банкротства, кандидат юридических наук Типология заказных банкротств 1

Практика и результаты банкротства iconУчебно-методическое пособие по курсам «Учебная практика», «Педагогическая...
«Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск