Скачать 1.25 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Е.Н. Наточая, С.А. Щелоков ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ Рекомендовано к изданию Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлениям подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника и 09.04.04 Программная инженерия. Оренбург 2016 УДК 004.4:378.147(075.8) ББК 74.58я73+32.973.26я73Н33Рецензент – доцент, доктор технических наук А.С. Боровский Наточая, Е.Н. Н33 Педагогическая практика магистрантов: учебно-методическое пособие / Е.Н. Наточая, С.А.Щелоков; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 106 с. Учебно-методическое пособие по курсам «Учебная практика», «Педагогическая практика», «Производственная практика» предназначено для учебно-методического обеспечения подготовки магистрантов по образовательной программе уровня высшего образования: по направлению подготовки 09.04.01. Информатика и вычислительная техника по магистерской программе «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем»; по направлению подготовки 09.04.04. Программная инженерия по магистерской программе «Разработка информационно-телекоммуникационных систем». Педагогическая практика относится к обязательным дисциплинам (модулям) вариативной части блока 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)». В учебно-методическом пособии рассмотрены организационно-методические аспекты педагогической практики магистрантов, правила и методика разработки и проведения аудиторных занятий. Учебно-методическое пособие содержит научно-теоретические основы педагогики, необходимые магистранту на подготовительном этапе практики и научно-практические рекомендации магистранту на этапе выполнения практики. В учебно-методическом пособии даны методические указания магистранту по подготовке отчетных материалов и защите педагогической практики. УДК 004.4:378.147(075.8) ББК 74.58я73+32.973.26я73© Наточая Е.Н., Щелоков С.А © ОГУ, 2016 Содержание
Введение Настоящее учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи как магистранту в профессиональном становлении будущего преподавателя высшей школы, так и руководителю магистранта в формировании задания на педагогическую практику и осуществления контроля и оценки действий магистранта в ходе проведения педагогической практики. Педагогическая практика магистранта предполагает ознакомление с научной литературой по дисциплинам, включенным в магистерскую программу, содержанием и особенностями образовательной деятельности в вузе, ознакомление с опытом преподавания дисциплин, включенных в магистерскую программу и приобретение начального педагогического опыта под руководством научного руководителя магистранта. Содержание и формы отчетности по результатам педагогической практики согласовываются с научным руководителем магистранта и заведующим выпускающей кафедрой. Учебно-методическое пособие раскрывает организационно-методические аспекты педагогической практики магистрантов и содержит методические указания магистранту по подготовке отчетных материалов и защите педагогической практики. В учебно-методическом пособии содержатся научно-теоретические основы педагогики, необходимые магистранту на подготовительном этапе педагогической практики и научно-практические рекомендации магистранту на этапе выполнения педагогической практики. Выполнение педагогической практики позволяет формировать уровни компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от "30" октября 2014 г. №1420 и №1406 по указанным направлениям магистерской подготовки. 1 Организационно-методические аспекты педагогической практики магистрантов 1.1 Цели и задачи педагогической практики магистрантов Целями практики являются: овладение педагогическими приемами учебной работы по дисциплинам направлений: 09.03.01 – Информатика и вычислительная техника; 09.03.04 – Программная инженерия; формирование знаний основного содержания документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в вузе. Задачами практики являются: выполнение учебной работы в качестве ассистента и преподавателя по дисциплинам, согласованным с научным руководителем подготовки студента в магистратуре; изучение основного содержания документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в ВУЗе. разработка методических материалов, используемых для проведения учебных занятий. Процесс изучения практики направлен на формирование следующих компетенций с планируемыми результатами обучения по практике, характеризующие этапы формирования уровней компетенций: 1 ОК-7 - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности: знать: основные документы, регламентирующие организацию учебного процесса по направлению подготовки; теоретический и практический курс дисциплины, рекомендованный руководителем подготовки студента в магистратуре для прохождения педагогической практики; уметь: выполнять педагогическую работу на уровне ассистента в рамках направления «Информатика и вычислительная техника» под руководством профессоров и опытных доцентов; разрабатывать методические материалы для проведения занятий и самостоятельной работы студентов; самостоятельно приобретать с помощью компьютерных технологий умения в решении типовых задач автоматизированных систем обучения, систем дистанционного образования, автоматизированных систем управления образовательным учреждением; владеть: способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий педагогические навыки в решении задач организации и проведения образовательных телекоммуникационных проектов; 2 ОПК-3 способностью анализировать и оценивать уровни своих компетенций в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности: уметь: анализировать и оценивать уровни своих компетенций на основе компьютерных технологий в образовании в сочетании с умением проводить научные исследования по саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности; 3 ОПК-6 способностью анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями: уметь: анализировать информационные потоки в автоматизированных информационных системах на уровнях «как есть» и «как должно быть», представлять их в виде диаграмм IDEF0, IDEF3, DFD, выделять в информации главное, структурировать в алгоритмах обработки, оформлять и представлять в программных интерфейсах с обоснованными выводами и рекомендациями для лица принимающего решение; 4 ПК-7 применением перспективных методов исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий: знать: перспективные методы научных исследований и мировые тенденции развития вычислительной техники и информационных технологий по разработке распределенных автоматизированных информационных систем, интеллектуальных систем, систем автоматизации проектирования; уметь: решать профессиональные задачи по разработке информационного и программного обеспечения автоматизированных информационных систем на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий по разработке распределенных автоматизированных информационных систем; владеть: навыками в решении профессиональных задач по разработке информационного и программного обеспечения автоматизированных информационных систем на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных. 1.2 Содержание педагогической практики магистрантов Педагогическая практика магистрантов проводится поэтапно. Виды работ и формы текущего контроля указаны в таблице 1.1. Таблица 1.1
Непосредственное руководство педагогической практикой возлагается на руководителя подготовки студента в магистратуре. Подготовительный этап включает:
Основной этап включает:
Подготовка отчета по практике осуществляется в период основного этапа педагогической практики. Отчет по педагогической практике оформляется в виде пояснительной записки согласно правилам ЕСПД и стандарта предприятия СТП. В качестве приложений представляются методические материалы к лабораторным или практическим занятиям, а также в форме методических рекомендаций к расчетному - графическому заданию (РГЗ) по дисциплине. Отчет подтверждается отзывом руководителя подготовки студента в магистратуре. Разделом педагогической практики является научно-методическая работа преподавателя. При разработке учебных и методических материалов студенту предоставляется возможность:
Примерные задания на разработку методических материалов:
Практика завершается защитой отчета перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой. 1.3 Принципы педагогической практики магистрантов Основные принципы организации и проведения педагогической практики: соответствие содержания педагогической практики учебному плану и рабочей программы подготовки магистров; развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении программы педагогической практики; соответствие целей, задач и содержания педагогической практики уровням магистерской программе подготовки магистрантов; участие магистрантов во всех видах профессиональной учебной деятельности преподавателей, осуществляющих руководство педагогической практикой (разработка плана, содержание практических и семинарских занятий и их проведение, подбор специальной учебной и научной литературы, подготовка методических материалов для проведения занятий и т. п.). В ходе педагогической практики студенты изучают: основные документы, определяющие работу учебного заведения, образовательный стандарт нового поколения, Устав университета, учебные планы, рабочие программы; структуру управления учебным заведением, права и обязанности преподавателей; учебно-материальную базу учебного заведения (кабинетов, лабораторий); систему планирования и учета учебно-воспитательной работы; организацию учебно-воспитательного процесса в целом и основных его звеньев; теоретическое и практическое обучение, курсовое и дипломное проектирование, все виды практик. В условиях реального учебного процесса студенты-магистранты осуществляют профессионально-педагогические действия, отражающие содержание труда преподавателя, и тем самым осваивают следующие умения. 1. Дидактические: определять на основе анализа учебно-программной документации исходные данные для проектирования учебно-воспитательного процесса; разрабатывать цели обучения и формулировать их в терминах учебной деятельности по уровням усвоения; выделять дидактические единицы и информационно-смысловые элементы дидактического материала, определять их иерархию и последовательность изучения; устанавливать оптимальный объем учебного материала для занятий, находить междисциплинарные связи; определять оптимальные виды учебной деятельности и соответствующие им системы учебных действий, направленных на усвоение конкретных дидактических единиц; подбирать группы технологических действий, определять структуру занятия и дидактический инструментарий; оформлять нормативные дидактические проекты; планировать комплексное использование дидактических, включая технические, средств обучения на занятиях и методически правильно применять их в учебно-воспитательном процессе. 2. Воспитательные: проектировать цели, содержание и методику воспитательной работы в высшем учебном заведении; проводить психолого-педагогическую диагностику отдельного студента и групп в целом. 3. Научно-исследовательские: изучать передовой педагогический опыт; оценивать собственное психическое состояние и поведение в процессе педагогической деятельности, владеть приемами саморегуляции; осуществлять психолого-педагогическое исследование процесса, личности студента, обрабатывать полученные результаты. 1.4 Структура педагогической практики магистрантов Сроки прохождения педагогической практики, виды и содержание работ, отчетная документация деятельности магистранта представлены в таблице 1.2. Таблица 1.2
На первом этапе педагогической практики (1–2 я недели) магистранты самостоятельно составляют индивидуальный план прохождения практики и утверждают его у руководителя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: – изучение системы управления высшим образовательным учреждением, структуры и функций основных служб и подразделений университета; – ознакомление с организацией учебного процесса, формами планирования и учёта учебной, учебно-методической и учебно-воспитательной работы на кафедре; – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе, знакомство с основными теориями, концепциями и технологиями обучения в системе профессионального образования. В результате прохождения программы теоретической части курса «Педагогическая практика» магистранты должны иметь представление о методическом обеспечении учебной дисциплины, основах методики подготовки аудиторных занятий, основах методики проведения лекционных и семинарских занятий, организационных формах и методах практического обучения. На втором этапе научно-педагогической практики (3–4 я недели) магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных преподавателей. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия преподавателей и студентов, формы проведения занятий и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме. Далее магистрант проектирует и проводит аудиторное занятие. Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению педагогической практики. Оценка за проведение учебных занятий, подготовленных магистрантами в соответствии с задачами педагогической практики, выставляется по следующим критериям. Занятие оценивается на «отлично» за: свободное владение материалом и правильный выбор методики проведения занятия (постановка целей, задач, выбор формы занятия, наличие связи теории с практикой, развитие положительной мотивации обучения); владение магистрантом активными методами и современными технологиями обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе; умение магистрантов организовывать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу студентов с использованием современных информационных и образовательных технологий; Оценка «хорошо» ставится магистранту, допустившему незначительные просчёты методического характера. Оценка «удовлетворительно» ставится за занятие, если его цели реализованы не полностью, допущены некоторые методические ошибки при организации самостоятельной работы студентов. Оценка «неудовлетворительно» выставляется при слабой теоретической и методической подготовке магистранта и неумении организовывать работу студентов на занятиях. В зависимости от индивидуального плана магистрант может несколько раз участвовать в проведении занятий. Кроме того, магистрант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные другими магистрантами. На заключительном этапе магистрант принимает участие в «круглом столе», посвященном проблеме качества управленческого образования, оформляет и защищает отчет по педагогической практике. Отчетным документам о прохождении педагогической практики является отчет по педагогической практике, титульный лист которого представлен в приложении А. Вариант содержания отчета по педагогической практике представлен в приложении Б. Отчет о прохождении педагогической практики должен содержать задание научного руководителя магистранта на педагогическую практику (приложение В). Выполненные работы педагогической практики заполняются магистрантом в дневник педагогической практики (приложение Г). Во введении необходимо указать: цель, место, дата и продолжительность практики; перечень выполненных в процессе практики работ и заданий; Основная часть отчета может содержать разделы: анализ психолого-педагогической литературы по теме; описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики; описание организации индивидуальной работы; результаты анализа проведения занятий преподавателями и магистрантами; В заключении отчета необходимо указать: описание навыков и умений, приобретенных на практике; предложения по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работы; индивидуальные выводы о практической значимости проведенного научно-педагогического исследования. Завершает отчет по педагогической практике отзыв научного руководителя магистранта, вариант которого представлен в приложении Д. Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике: – отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, номер 14 pt, размеры полей: верхнее и нижнее – 2, левое – 3, правое – 1,5 см; – рекомендуемый объем отчета – 20–25 страниц машинописного текста; – в отчет могут быть включены приложения объемом не более 20 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета; – отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами и т. п. В заключение педагогической практики подводятся итоги и оценивается деятельность магистрантов. Педагогическая деятельность магистрантов оценивается комплексно, с учетом всей совокупности характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению функций преподавателя. При этом учитываются следующие показатели: психолого-педагогические и методические знания; педагогические умения (готовность к выполнению проектировочных, организаторских, коммуникативных, воспитательных функций); мотивация и интерес к преподаванию управленческих дисциплин; степень ответственности и самостоятельности; качество научно-педагогической и методической работы; навыки самоанализа и самооценки. Итоги практики оцениваются на защите индивидуально по пятибалльной шкале и приравниваются к оценкам по теоретическому обучению. «Отлично» ставится магистранту, который выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с программой практики, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал владение теоретическими знаниями и практическими навыками. Оценка «хорошо» ставится магистранту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил незначительные просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки. Оценка «удовлетворительно» ставится магистранту при частичном выполнении намеченной на период практики программы, если магистрант допускал просчёты или ошибки методического характера. |
Производственная практика предусмотрена фгос спо для студентов 3 курса заочной формы обучения в течении 5-го семестра. Продолжительность... | Производственная практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» | ||
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинск-Кузнецкое училище | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов | Программа практик: учебная, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная): Программа... | ||
Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный... | Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |