Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах


НазваниеМетодические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Совет муниципальных образований Республики Марий Эл


знак02чб



Совет муниципальных образований Республики Марий Эл

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014-2015 ГОДАХ

(методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений)

Йошкар-Ола 2015 г.
Введение
В 2014 году в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых актов, которые внесли значительные изменения в законодательное регулирование земельных отношений.

23.06.2014 года был принят Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован в Российской газете № 142 от 27.06.2015 года). Вступил в силу с 1 марта 2015 года.

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в Российской газете № 1 от 12.01.2015 года). Федеральный закон вступил в силу с 1 апреля 2015 года.

Данными федеральными законами внесены многочисленные поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и целый ряд других законодательных актов.

Вследствие принятия вышеуказанных федеральных законов претерпело изменения республиканское законодательство, регулирующее сферу земельных отношений. 27 февраля 2015 года вступил в силу Закон Республики Марий Эл от 27.02.2015 N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", положения которого реализуют полномочия государственных органов Республики Марий Эл.

В данном методическом пособии приводится подробный анализ регионального законодательства в области земельных правоотношений, а также размещены выдержки из стенограммы выступления Елены Анатольевны Кодиной, директора Центра инноваций муниципальных образований (г. Москва) на семинаре «Реформа местного самоуправления и земельно-имущественных отношений: деятельность органов местного самоуправления в переходный период» (г. Ульяновск).

Анализ положений законодательства Республики Марий Эл в области регулирования земельных отношений

Законом Республики Марий Эл от 27.02.2015 N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" (далее - закон Республики Марий Эл № 3-З) вводится в действие огромный объём положений, ранее не имевших отражения в региональном законодательстве. Далее рассмотрим их поэтапно и подробно.

1. Частью 2 статьи 1 закона за участникам земельных правоотношений закреплены права и обязанности, установленные ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015), т.е. закон Республики Марий Эл не содержит положений о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления, и сохраняет право поселений на распоряжение неразграниченными землями, находящимися в границах поселений. В целях решения сложившейся ситуации по вопросу неоднозначности законодательного регулирования в области перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые неразграничена Совет муниципальных образований Республики Марий Эл обратился к представителю Государственного Собрания Республики Марий Эл в Совете – О.Н. Цветковой с просьбой выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл от 27.02.2015 N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" (принят Госсобранием РМЭ 26.02.2015).

2. Статья 6 закона устанавливает дополнительные случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Главы Республики Марий Эл для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов.

3. Впервые в Республике Марий Эл устанавливаются дополнительные категории лиц имеющих право на предоставление земельного участка в безвозмездное пользование. Так, ст. 7 закона Республики Марий Эл № 3-З установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование осуществляется:

- гражданину для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в сельских поселениях на срок не более чем шесть лет;

- для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в сельских поселениях на срок не более чем шесть лет гражданам, которые работают по основному месту работы в этих сельских поселениях по следующим специальностям:

- медицинский работник (врач, фельдшер, акушер, медицинская сестра) в медицинских организациях, подведомственных органам государственной власти Республики Марий Эл или органам местного самоуправления;

- педагогический работник (учитель, педагог, преподаватель, воспитатель, методист, психолог, руководитель) в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях;

- социальный работник, специалист по социальной работе в государственных или муниципальных учреждениях;

- муниципальный служащий.

Стоит обратить особое внимание на тот факт, что в соответствии с частями 4,5 статьи 10 закона Республики Марий Эл № 3-З медицинские работники, педагогические работники, социальные работники, муниципальные служащие, крестьянское (фермерское) хозяйство по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование может приобрести его в собственность бесплатно при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

  1. Ещё одной новацией закона Республики Марий Эл № 3-З является введение права граждан на внеочередное и первоочередное предоставление земельного участка бесплатно.

Право на внеочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов имеют постоянно проживающие на территории Республики Марий Эл граждане:

- имеющие право на внеочередное приобретение земельного участка в соответствии с федеральными законами;

- имеющие трех и более детей;

- граждане, являющиеся участниками или инвалидами Великой Отечественной войны;

- имеющие ребенка-инвалида.

Право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов имеют постоянно проживающие на территории Республики Марий Эл:

- граждане, имеющие право на первоочередное приобретение земельного участка в соответствии с федеральными законами;

- инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов;

- граждане в возрасте до 35 лет, окончившие профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования, работающие в сельских поселениях не менее одного года, - для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства;

- граждане в возрасте от 18 до 30 лет, работающие в сельскохозяйственных организациях в сельских поселениях не менее трех лет, - для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.

Стоит отметить, что впервые в законе Республики Марий Эл № 3-З введено чёткое разграничение права (аренда, собственность), на основании которого предоставляется земельный участок той или иной категории граждан.

Статьёй 10 закона Республики Марий Эл № 3-З установлен закрытый перечень случаев и категорий граждан, которым земельные участки предоставляются в собственность, а именно:

- в случаях, установленных федеральными законами для отдельных категорий граждан;

- для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома, в границах населенного пункта постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл гражданам, имеющим трех и более детей. В составе семьи граждан, имеющих трех и более детей, учитываются проживающие совместно и (или) находящиеся на их иждивении несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также дети, не достигшие возраста 23 лет, если они обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов, либо проходят срочную военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. В составе семьи граждан, имеющих трех и более детей, не учитываются дети, в отношении которых граждане лишены родительских прав или ограничены в родительских правах или в отношении которых отменено усыновление (удочерение);

- для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта постоянно проживающим на территории Республики Марий Эл:

- гражданам, являющимся участниками или инвалидами Великой Отечественной войны;

- гражданам, имеющим ребенка-инвалида;

- инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов;

- ветеранам боевых действий;

- вдовам (вдовцам) погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также родителям погибших (умерших) ветеранов боевых действий, родителям военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы;

- Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

- приемным родителям, осуществляющим обязанности опекуна или попечителя по договору о приемной семье, в случае, если за ребенком, переданным на воспитание в семью, не закреплено жилое помещение либо закрепленное жилое помещение признано ветхим или аварийным;

- гражданам, признанным в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях;

- по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

- по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в сельском поселении и по специальности, которые определены в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.

5. Статьей 13 закона Республики Марий Эл № 3-З предусмотрена такая процедура, как постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.

Данную процедуру по форме можно сравнить с постановкой граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в республиканских, муниципальных программах (например, «Молодая семья). Но естественно, она имеет свои особенности, например:

- частью 5 ст. 13 закона Республики Марий Эл № 3-З устанавливается требования к содержанию заявления и перечню документов, предъявляемых заявителем при постановке на такой учёт, а также закрытый перечень случаев, при которых гражданину может быть отказано в постановке на учёт. Отказ может быть вынесен уполномоченным органом в следующих случаях:

- заявление не соответствует установленной форме;

- к заявлению приложены не все документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

- ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления, либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право гражданина состоять на учете в качестве лица, имеющего право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно;

- представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

- гражданин состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в другом органе, осуществляющем принятие на учет;

- гражданином, одним из родителей трех и более детей, одним из родителей ребенка-инвалида, членами семьи, имеющей в составе инвалида, членами семьи граждан, признанных в установленном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях, ранее реализовано право предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Стоит обратить особое внимание на тот факт, что данный печень оснований для отказа является закрытым, т.е. не может быть иных оснований для отказа в постановке на учёт.

  1. Статья 14 закона Республики Марий Эл № 3-З вводит понятие специальных целевых фондов земельных участков, которые специально образуются, в том числе, и органами местного самоуправления для предоставления участков в собственность бесплатно. Органы местного самоуправления формируют целевые земельные фонды из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Целевые земельные фонды формируются в виде перечней земельных участков с указанием в отношении каждого земельного участка следующих характеристик: порядковый номер в целевом земельном фонде, кадастровый номер, местоположение, площадь, категория земель, вид разрешенного использования земельного участка.

Проводя анализ положений статьи 14 закона Республики Марий Эл № 3-З, нужно отметить, что земельные участки для предоставления льготным категориям граждан могут предоставляться исключительно из целевого земельного фонда.

Наконец, в статье 15 закона Республики Марий Эл № 3-З закреплены переходные положения, наиболее важными из которых являются положения части 4 вышеуказанной статьи. В случае, если до дня вступления в силу настоящего закона с гражданином на основании статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года N 32-З "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" был заключен договор аренды земельного участка на условиях последующего предоставления его в собственность бесплатно и трехгодичный срок действия такого договора не истек на дату вступления в силу настоящего закона, гражданин вправе приобрести арендуемый им земельный участок в собственность бесплатно до окончания срока аренды земельного участка независимо от факта начала строительства жилого дома.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconАнализ законодательства Российской Федерации и его применения по...
Управления на первое полугодие 2015 г., утвержденного 30. 12. 2014, проведен анализ законодательства Российской Федерации и его применения...

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconМетодические рекомендации по вопросам исполнения обязанностей главы...
Методические рекомендации подготовлены с использованием законодательства Российской Федерации по состоянию на 15. 01. 2016

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconСправка об изменениях действующего законодательства по вопросам деятельности,...
Указ Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 года №284 «О некоторых вопросах реформирования оперативно-территориальных...

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconМетодические рекомендации по проведению отчётов и выборов в Общероссийском...
Татарская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь работникам культурно-досуговых учреждений при планировании,...

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного...
Фгос овз, утвержденного 11 февраля 2015 г за n дл-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения...

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconМетодические рекомендации по проведению конкурса на замещение должности...
Подготовлены с учетом законодательства Российской Федерации и Пензенской области, действующего по состоянию на 16. 09. 2014

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconМетодические рекомендации по вопросам консультирования муниципальных...
I. Перечень правовых актов по правовым и иным вопросам муниципальной службы и трудового законодательства

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconНесоблюдения требований законодательства о противодействии коррупции,...
Для проведения обобщения из районных судов Самарской области истребованы дела данной категории за 2014-2016 годы

Методические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства российской федерации в 2014-2015 годах iconРосгидромет утверждаю
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск