Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»


Скачать 285.57 Kb.
НазваниеДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»
страница1/3
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк резюме > Доклад
  1   2   3



УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

Гендерное равенство:

реализация прав женщин

Архангельск

2015 год


Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области», предусматривающим подготовку специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Архангельской области. Доклад выпущен в продолжение подготовленных ранее специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Архангельской области по проблемам защиты прав женщин. Указанные специальные доклады были подготовлены по рекомендациям Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно предоставлять специальные доклады о нарушении прав женщин в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти региона (утверждены 19 мая 2011 года, протокол № 3.6 – 12/111).
Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Архангельской области «Гендерное равенство: реализация прав женщин» основан на анализе обращений граждан, информационных материалов, полученных от соответствующих организаций и ведомств, тематических публикаций в средствах массовой информации и адресуется прежде всего органам законодательной и исполнительной власти как областного, так и федерального уровней, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Целью настоящего доклада является дальнейшее содействие государственной защите прав женщин, привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественности к проблемам гендерного неравенства в различных сферах жизнедеятельности.

* * *

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области выражает благодарность за помощь, оказанную

при подготовке специального доклада:
– администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области;

– министерству по развитию местного самоуправления Архангельской области;

– министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области;

– Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.

Гендерное равенство: реализация прав женщин

Женщины – большинство,

которое существует

на правах меньшинства.

Лиза Кремер

Проблема определения места женщины в современном обществе в настоящее время достаточно многогранна и включает в себя широкий спектр вопросов, касающихся не только положения женщины в семье, но и ее роли в обществе, социальных и политических прав. Поскольку права женщин – неотъемлемая составная часть прав человека, вопросам их защиты, обеспечению гендерного равенства уделяется значительное внимание как на международном, так и на национальном уровне.

Следует напомнить, что 18 декабря 1979 года Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.


Российское национальное законодательство в сфере защиты прав женщин основано на гарантиях равноправия и недопустимости дискриминации по признаку пола. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола», «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».


Нормы Трудового, Семейного, Уголовного кодексов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты также содержат положения, запрещающие дискриминацию по признаку пола.
Однако, несмотря на обилие норм, запрещающих дискриминацию, в настоящее время у нас, как считают эксперты, практически не существует реальных механизмов и практик их реализации. Юридически закрепленное понятие равенства не гарантирует, что формально равные права при объективных жизненных обстоятельствах будут реализовываться одинаково, что делает формально равные права фактически неодинаковыми. Понимание этого пришло относительно недавно. Современная международная концепция юридического равенства подразумевает наличие не только равных прав, но и равных возможностей, которые государство должно обеспечить социально уязвимым группам (инвалидам, женщинам, аборигенам, языковым меньшинствам и т.д.), чтобы они получили возможность реально воспользоваться правами, провозглашенными для всех, а также равного обращения административных, судебных, правоохранительных органов со всеми лицами, независимо от того, принадлежат ли они к социально уязвимым группам или нет. Таким образом, для обеспечения реального юридического равенства необходимо не только исключить неравное обращение с людьми, но и предоставить гарантии того, чтобы все без исключения лица смогли воспользоваться имеющимися правами.

Положение женщины, ее место и роль в общественных процессах по-прежнему неоднозначны и зависят от многих факторов: формы государственного устройства, типа политического режима, религиозно-этнических традиций и др. В докладе рассмотрены лишь некоторые, но базисные аспекты гендерного равноправия. К базисным оценкам социального статуса принято относить:

● оценки властного статуса;

● оценки экономического статуса;

● оценки социального престижа.


Анализ ситуации следует начать с оценки властного статуса.
Во-первых - это СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ПОЛИТИЧЕСКОМУ (ВЛАСТНОМУ) РЕСУРСУ.
Важнейшим международным документом здесь является Конвенция о политических правах женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН
20 декабря 1952 года и вступившая в силу 7 июля 1954 года, впервые на таком высоком уровне за женщинами были официально признаны равные права на участие в управлении государством.



Вместе с тем политическое неравенство влечет возникновение проблемы обеспечения интересов основных социальных групп, их представительства в органах законодательной и исполнительной власти. По экспертным оценкам оптимальное представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола. Однако показатели представленности женщин в органах государственной власти федерального и регионального уровней свидетельствуют о несоответствии фактической ситуации данным требованиям.


Таким образом, международное сообщество продвигается вперед по пути к гендерному равенству в парламентах. Межпарламентский союз отмечает, что отчасти этот прогресс является результатом введения во многих странах квот на представленность женщин среди депутатов.

Вместе с тем Российская Федерация в списке Межпарламентского союза к 2014 году занимала по проценту представленности женщин в органах власти лишь 101-е место. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в 2015 году у женщин был 61 мандат из 450 (13,6%), в 2014 – 60 (13,3%). По сравнению с Государственной Думой пятого созыва (65 женщин) количество женщин-депутатов снизилось и едва превышает 13% от общего числа депутатов, что по-прежнему ниже рекомендуемых международными документами 30-40% и даже ниже европейских показателей. Все четыре фракции нижней палаты парламента возглавляют мужчины. Из тридцати руководителей думских комитетов только четыре – женщины. Верхней палатой российского парламента – Советом Федерации руководит женщина, однако женщин среди членов Совета Федерации только 17,1%, и лишь один комитет возглавляет женщина. 

На этом фоне ситуация в Архангельской области выглядит гораздо лучше, однако процент представленности женщин в органах законодательной и исполнительной власти Архангельской области по-прежнему недостаточно высок. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность женщин в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года составляла 54% от всего населения страны, то есть в распределении населения по полу наблюдается незначительный перевес женщин. При этом на территории Архангельской области доля женщин составляла 53% от всей численности населения региона. Вместе с тем:


Согласно размещенной на официальном сайте Архангельского областного Собрания депутатов информации, в Архангельском областном Собрании депутатов шестого созыва по состоянию на 5 сентября 2015 года – 11 женщин и 51 мужчина, что составило 17,8% и 82,2% соответственно. По сравнению с Областным Собранием пятого созыва количество женщин-депутатов снизилось на 7 человек. Из 5 заместителей председателя Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва – 1 женщина. Доля женщин среди председателей комитетов составляет 7,1%. Женщины представлены в 5 из 6 депутатских фракций, возглавляют две из них – «ЛДПР» и «Справедливая Россия».

Согласно информации, предоставленной администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области1, среди руководителей исполнительных органов государственной власти Архангельской области доля женщин в 2014 году составляла 23,5%, что значительно ниже, чем, например, в 2011 году (39%). Вместе с тем среди лиц, замещающих высшие государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области, доля женщин составляла в 2014 году 35,7%, превышая уровень и 2012 года (32%), и 2011 года (18%). При этом следует отметить, что по экспертным оценкам, минимум, необходимый для того, чтобы та или иная группа лиц, входящая в состав какого-либо органа власти, фактически могла оказать влияние на его работу, составляет 33% от всего состава.

Позитивным является тот факт, что доля женщин среди государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Архангельской области в 2014 году составляла 67,3%, что чуть ниже уровня 2012 года (68%), но выше уровня 2011 года (66%). Однако, несмотря на незначительный рост численности женщин в законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти Архангельской области в последние годы, фактическое неравенство мужчин и женщин при доступе к политическому (властному) ресурсу по-прежнему сохраняется.

Уровень представленности женщин в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, как и в России в целом, по-прежнему значительно выше.

Согласно информации министерства по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области1, в 2014 году доля женщин среди глав муниципальных образований Архангельской области составила 37% (в 2012 году – 33,6%), среди руководителей представительных органов муниципальных образований области – 52% (в 2012 году – 51,8%), среди депутатов муниципальных образований – 31% (в 2012 году – 52,7%).

Таким образом, представительство женщин в органах местного самоуправления Архангельской области по основным позициям увеличилось, и в целом гендерное соотношение более приближено к соблюдению гендерного баланса. Между тем необходимо отметить, что для органов местного самоуправления характерно распределение кадров в системе муниципального управления по типу «гендерной пирамиды». Женщины составляют большинство муниципальных служащих и депутатов, но задействованы они в основном на нижних уровнях муниципального управления: чем выше должностной уровень, тем меньше там женщин.

Представляется, что это закономерно, поскольку проблем, которые требуют решения, на муниципальном уровне объективно больше, а ресурсов меньше. Кроме того, местная власть ближе к людям. В таких условиях большую жизнестойкость, умение распоряжаться даже «тощим кошельком» проявляют женщины. Помимо всего прочего, есть такое обстоятельство, как алкоголизация мужской части населения, особенно на селе.

В связи с этим определенный интерес представляет информация об участии женщин в политической жизни и самоуправлении по отдельным муниципальным образованиям Архангельской области. Приведем только несколько примеров.

Так, в Виноградовском районе1 в 2014 году из 3 действующих на территории района отделений политических партий 2 возглавляли женщины.

На территории района зарегистрировано 56 ТОСов, женщины руководили в 43. Следует отметить, что деятельность ТОСов в первую очередь направлена на решение социальных проблем и благоустройство территорий.

Из 5 работавших в районе общественных организаций 4 возглавляли женщины.

В учреждениях культуры действовало 123 клубных формирования, 52 самодеятельных коллектива, в которых занималось 1 909 человек (большая часть из которых – женщины).

О состоянии гендерного баланса в сфере управления в Устьянском районе2 свидетельствуют следующие цифры:

– из 16 депутатов районного Собрания – 8 женщин (50,0%),

– из 153 депутатов поселенческого уровня – 102 женщины (66,7%),

– из 16 глав муниципальных образований – 6 (37,5%). При этом в 4 муниципальных образованиях женщины – главы совмещают и должность председателя собрания (т.е. именно женщины взяли на себя двойную нагрузку),

– вся социальная сфера района фактически в компетенции женщин (83 женщины возглавляли учреждения социальной сферы);

– в сфере бизнеса: 235 индивидуальных предпринимателей и руководители 28 коммерческих организаций – женщины;

– из 8 общественных организаций 5 руководителей – женщины.
В Вельском районе3 из 22 глав поселений района 6 – женщины (27,3%), из 30 депутатов районного собрания – 10 (33,3%). При этом в районе сохранялось характерное для населения района превышение численности женщин над численностью мужчин: 53,1% и 46,9% соответственно.

***

Таким образом, по мнению экспертов, имеется фактическая дискриминация женщин при попадании в высшие эшелоны власти, их представленность в этих органах недостаточна.

Вместе с тем эксперты считают, что недостаточное использование женского кадрового ресурса приводит к обеднению управленческого состава, а это отрицательно сказывается на эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этой связи эксперты считают целесообразным принятие на федеральном уровне мер, направленных на обеспечение гендерного равноправия в доступе к политическому ресурсу, – например, законодательное закрепление норм представительства мужчин и женщин, наиболее близких к составу населения.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ТАКИМ ВАЖНЕЙШИМ АСПЕКТОМ, КАК ПРАВА ЖЕНЩИН В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации право на труд является одним из основополагающих прав человека. Таким образом, исходя из положений российского законодательства, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Однако мониторинг соблюдения трудовых прав позволяет говорить о систематических и массовых нарушениях прав граждан и наличии фактической дискриминации в сфере трудовых отношений. Наиболее острыми проблемами для современного российского рынка труда являются следующие: нестабильность занятости и угроза безработицы, низкий уровень и задержки заработной платы, неудовлетворительные условия и охрана труда, несоблюдение трудового законодательства и нарушение трудовых прав работников как при приеме и увольнении, так и в процессе трудовой деятельности. Данные проблемы касаются и мужчин, и женщин. При этом для женщин ситуация нередко осложняется фактической дискриминацией по половому критерию. Она носит достаточно распространенный характер и проявляется в различных сферах трудовых отношений: при трудоустройстве, оплате труда, продвижении по службе (работе) и др.

  1   2   3

Похожие:

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской...
О развитии института Уполномоченного по правам человека в Московской области

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском...
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» представляю Губернатору Алтайского...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconО докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconНастоящий доклад о соблюдении прав человека в Воронежской области...
Настоящий доклад о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2014 году (далее Доклад) подготовлен в соответствии с положениями...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
В области Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание, прокурору Иркутской области, руководителю Следственного управления...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconДоклад разработан в соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского...
«Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». Этот документ необходим для информирования органов государственной власти...

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 29 областного закона от 15 июля 1997 года №34-10-оз «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» iconОб утверждении государственной программы архангельской области "экономическое...
Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31. 2 Устава Архангельской области, постановлением Правительства Архангельской области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск