Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае»


НазваниеДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае»
страница1/9
ТипДоклад
filling-form.ru > Договоры > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



ДОКЛАД

Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае

В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08.05.2002 года № 15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» доклад «О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории Ставропольского края в 2013 году» направлен:

  1. Губернатору Ставропольского края;

  2. Председателю Думы Ставропольского края;

  3. Прокурору Ставропольского края;

  4. Председателю Ставропольского краевого суда;

  5. Председателю Арбитражного суда Ставропольского края;

  6. Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Ставрополь 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Вступление. О бесплатной юридической помощи …………………
Глава I.

Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, опыт работы и проблемы …………………………………………………. …….
Глава II.

О соблюдении прав граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления ……………………………………

Глава III.

Реализация конституционных прав и свобод граждан в крае ……….
1. Соблюдение прав граждан на жизнь и безопасность, достоинство и личную неприкосновенность, а также на справедливость …. …………………
2. Право на доступ к правосудию, справедливое следственное и судебное разбирательство, а также на исполнение судебных решений ……………..
3. Защита прав человека в сфере миграционных отношений ………………
4. Соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы ……………………………………………….
5. Защита социальных прав граждан …………………………………………
6. Защита прав и законных интересов женщин и детей ………………………
Глава IV.

Правовое просвещение, взаимодействие с общественными и правозащитными организациями …………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..

Приложения
1. Письмо Жуйкова Р.Ю. от 18.08.2013 г. № 1. 416 …………

2. Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае ………………..

3. Постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П. от 13.12.2013 г. ………………………….

4. Письмо Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Ефимова А.М. от 28.10.2013 г. № 390-УП (с) …………………………………..

5. Кто такой Омбудсман и зачем он нужен ? ………………………………..

6. Образец обращения к Уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае ……………………………………………………………..

7. Куда можно направлять обращения о нарушении прав и свобод ………….

ДОКЛАД

«О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории

Ставропольского края в 2013 году»
Вступление. О бесплатной юридической помощи.



Прошедший 2013 год останется в нашей памяти как год активных и решительных усилий властей всех уровней обуздать коррупцию и чиновничий произвол, принятия законодательных поправок в налоговое, избирательное, жилищно-коммунальное и ряд других отраслей права, направленных на приближение их к понятным всем стандартам законности и справедливости.

Важным событием прошедшего года для жителей Ставрополья стала смена Губернатора края.

С деятельностью исполняющего обязанности Губернатора края В.В. Владимирова и его команды жители края связывают надежды на преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии края, на возвращение к каждому и в общественную жизнь края исторически существовавшей уверенности в незыблемости границ края, восстановление его роли как субъекта РФ, где происходит соприкосновение различных культур и народов, вырабатывается культура межнационального общения.

Как показывает практика правозащитной деятельности, сбои в работе государственных структур чаще всего проявляются в чиновничьем произволе, ущемлении прав и свобод человека, коррупции, проявлении двойных стандартов в оценке поступков рядовых граждан и «власть предержащих».

Стремясь переломить эту тенденцию, государство пошло на принятие не только важных организационных мер по открытости и доступности деятельности властных структур, но и приняло меры по оказанию бесплатной юридической помощи тем, кто ищет правду через суд или другие правоохранительные органы.

Пока все эти верные решения не реализуются в полной мере из-за того, что правоохранительную сферу деятельности, и не только её, поразила другая болезнь – борьба за формальные показатели их деятельности, в которой законность, справедливость, гуманность и человечность отошли на второй план.

Можно ли ожидать законности и справедливости от сотрудников ГАИ, которые с ведома их руководителей, для создания видимости активной деятельности, составляют фальшивые протоколы о выявленном правонарушении, накладывают штрафы на выдуманных лиц и сами оплачивают их.

Нелепо! Но статистическая активность профилактической деятельности налицо. И это лишь частный случай. В других органах показателей достигают намного худшими способами и последствиями.

Не удивительно, что авторитет судебных и правоохранительных органов становится все ниже, а верящих в законность и справедливость все меньше.

Конечно, это временное явление, которое, хочется верить, быстро исправят.

Одной из таких мер является Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи», который должен стимулировать людей на борьбу за справедливость.

После вступления в силу с 15 января 2012 года Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в Ставропольском крае разработана и реализуется система организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер в рамках государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

Так, постановлением правительства Ставропольского края от 20 февраля 2012 г. № 62-п «О некоторых мерах по реализации на территории Ставропольского края Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определен уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области обеспечения граждан, проживающих на территории Ставропольского края, бесплатной юридической помощью – министерство социальной защиты населения Ставропольского края.

Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 57-кз «О некоторых вопросах обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края», в котором определены участники государственной системы бесплатной юридической помощи и порядок их взаимодействия, порядок правового информирования и правового просвещения населения, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, из бюджета Ставропольского края, а также установлены размеры оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Постановлением правительства Ставропольского края от 1 августа 2012 г. № 284-п «Об организации взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края» утвержден «Порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края», поручено органам исполнительной власти Ставропольского края утвердить перечни подведомственных им учреждений, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам, и установить их компетенцию в части оказания ими бесплатной юридической помощи. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края рекомендовано оказывать содействие органам исполнительной власти Ставропольского края и подведомственным им учреждениям в получении ими в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления.

Постановлением правительства Ставропольского края от 5 сентября 2012 г. № 332-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края» утверждены «Порядок оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь на территории Ставропольского края в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи», «Порядок направления адвокатской палатой Ставропольского края ежегодного доклада и сводного отчета об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи», «Порядок оказания бесплатной юридической помощи в экстренных случаях», «Перечень документов, подтверждающих отнесение граждан к одной из категорий граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами и законами Ставропольского края право на получение бесплатной юридической помощи».

Решением Совета адвокатской палаты Ставропольского края от 02 мая 2012 года утвержден «Порядок участия адвокатов адвокатской палаты Ставропольского края в государственной системе бесплатной юридической помощи».

Приказом министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 29 августа 2012 г. № 379 «Об утверждении форм документов, необходимых для организации оказания бесплатной юридической помощи, перечня подведомственных министерству социальной защиты населения Ставропольского края учреждений, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края, и установлении их компетенции в части оказания ими бесплатной юридической помощи», утверждены форма заявления об оказании бесплатной юридической помощи; форма направления гражданина (его законного представителя) к адвокату для оказания бесплатной юридической помощи; форма ежеквартального отчета об оказании органами исполнительной власти Ставропольского края и подведомственными им учреждениями бесплатной юридической помощи гражданам и выданных ими гражданам направлениях к адвокату для оказания бесплатной юридической помощи; перечень государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству социальной защиты населения Ставропольского края, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края.

Органами исполнительной власти Ставропольского края – министерством строительства и архитектуры Ставропольского края; министерством здравоохранения Ставропольского края; министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края; министерством сельского хозяйства Ставропольского края; министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края; управлением ветеринарии Ставропольского края в июле – октябре 2012 года изданы соответствующие приказы об определении государственных учреждений, подведомственным им, и их компетенции по вопросам оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Кроме государственной системы бесплатной юридической помощи, в Ставропольском крае действует широкая сеть участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в том числе – юридические клиники образовательных учреждений высшего профессионального образования, многочисленные Центры бесплатной юридической помощи, созданные Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России, общественные и правозащитные организации, ставящими своими уставными целями защиту прав и свобод человека и оказание бесплатной юридической помощи населению, а также представители Уполномоченного по правам человека в городах и районах края, располагающиеся, как правило, в зданиях городских, районных и сельских администраций.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в законах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, к сожалению, нет ни одной статьи и даже упоминания о важнейшем институте по бесплатной защите прав и свобод граждан, оказанию им также бесплатной юридической помощи, правовому просвещению и правовой грамотности граждан – Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными и востребованными населением, так как Уполномоченные не обременены при выполнении этой деятельности другими интересами, кроме как добиться защиты нарушенных прав и справедливости и, тем самым, восстановить законность.

Поскольку Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации не входят в систему государственных органов исполнительной власти, считаю, что в Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» необходимо внести соответствующие дополнения и изменения, устранив, таким образом, пробел в правовом регулировании отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.

При этом на институт Уполномоченных по правам человека необходимо распространить функции и полномочия государственных юридических бюро, а также законодательно закрепить право Уполномоченных давать заключение по делу в порядке статьи 47 ГПК РФ.

После этого Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации могут быть инициированы дополнения и изменения регионального законодательства.

ГЛАВА I

Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, опыт работы и проблемы.
Анализ обращений по субъекту правового регулирования выглядит так:

Анализ письменных обращений граждан с учетом места их проживания или нахождения.


Поступило обращений из районов края







2012 г.

2013г.




2012 г.

2013 г.




Шпаковский


60

58

Труновский


9

18




Предгорный


16

18

Буденовский


15

12




Александровский


13

9

Ипатовский


11

12




Изобильненский


35

42

Кировский


13

11




Благодарненский


22

15

Красногвардейский


8

2




Новоалександровский


11

17

Андроповский


15

4




Петровский


15

18

Новоселицкий


14

5




Советский


9

9

Курской

10

5




Кочубеевский


24

15

Апанасенковский

14

17




Георгиевский


20

26

Арзгирский

7

1




Минераловодский


15

13

Туркменский

12

7




Грачевский


16

16

Левокумский

14

6




Нефтекумский


14

6

Степновский

5

4




Итого:

417
(27,3%)


366

( 26,1%)




499

(31%)

Поступило обращений из городов края




г. Ставрополь

380

395

г. Мин-Воды

27

14




г. Пятигорск

65

70

г. Буденновск

23

11




г. Кисловодск

44

26

г. Невинномысск

31

19




г. Георгиевск

15

12

г. Железноводск

21

17




г. Ессентуки

37

19

г. Лермонтов

2

15




Итого:

645

(42,2%)

598

(42,7%)




681

(42%)

Исправительные колонии и следственные изоляторы




Итого:

397

(26%)

362

(25,8%)




Из других субъектов федерации




Итого:

69

(4,5%)

76

( 5,4%)




Общее количество:

1528

1397





Всего за 11 с половиной лет деятельности Уполномоченного по правам человека в крае рассмотрено 37539 обращений граждан о нарушении их прав или свобод, почти по половине которых Уполномоченный поддержал заявителя в его борьбе за свои права.

Большей половине обратившимся к Уполномоченному граждан даны исчерпывающие разъяснения о способах защиты нарушенных прав, оказана помощь в составлении исковых заявлений, кассационных или апелляционных жалоб, осуществлялось юридическое сопровождение процесса, включая участие представителя Уполномоченного в суде.

С сентября 2011 года Уполномоченный оказывает правовую помощь Скоробогатову В.А. в восстановлении нарушенного права на возмещение вреда, причиненного здоровью, в виду ликвидации юридического лица.

Работая в должности бортинженера в Алматинском центре по технической эксплуатации авиационной техники Республики Казахстан, имея общий трудовой стаж 43 года, из них на лётной работе – 27 лет, он получил профессиональное заболевание, стал инвалидом.

В 1998 году предприятие было признано банкротом и ликвидировано в установленном законом порядке.

Решением Алмалинского районного суда г. Алматы от 27.05.2002 года в пользу Скоробогатова В.А. была взыскана из республиканского бюджета сумма капитализации в возмещение вреда, причиненного здоровью.

Судебное решение о взыскании суммы капитализации, подлежащей выплате до достижения заявителем 70 лет, исполнено. Выплата этой суммы прекращает соответствующее обязательство должника.

С 01 января 2011 года национальным законодательством Республики Казахстан, в частности, пунктом 4 статьи 945 Гражданского кодекса РК, предусмотрено осуществление ежемесячных выплат после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства, гражданам Республики Казахстан в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2011 года № 571 утверждены «Правила осуществления ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства», согласно которым, в случае выезда получателя ежемесячной выплаты на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан ежемесячная выплата прекращается.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами ежемесячные выплаты предусмотрены только для граждан Республики Казахстан, которым исполнилось более 70 лет, если они постоянно проживают на территории данной республики.

Изучив предоставленные заявителем документы, Уполномоченный сделал заключение о нарушении права Скоробогатова В.А. на равенство всех перед законом и допущении в отношении него дискриминации по признаку гражданства и по территориальному признаку и рекомендовал ему обратиться в суд по месту жительства за защитой своих прав. Поскольку дело вызывало определенные сложности, связанные с применением на территории России законодательства иностранного государства, заявителю была оказана бесплатная юридическая помощь в составлении искового заявления.

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 07 августа 2013 года его исковые требования были удовлетворены. Взысканы из республиканского бюджета Республики Казахстан в пользу Скоробогатова В.А. задолженность по выплате ущерба, причиненного здоровью за период с 1 января 2011 года по 31 марта 2013 года, а также ежемесячные платежи на весь срок утраты трудоспособности, пожизненно, с индексацией ежемесячных текущих выплат, соответственно индексу потребительских цен.

Решение суда вступило в законную силу 10 сентября 2013 года.

Вместе с тем следует отметить, что усилия, принимаемые в последние годы органами всех ветвей власти по укреплению законности и государственной дисциплины, не проходят бесследно.

Число обращений, поступающих к Уполномоченному, после того, как в связи с требованиями краевого Закона, он обращался в компетентные органы и не нашел решения своего вопроса, последние три года последовательно снижается примерно на 3%.

Еще более важно то, что заметно снижается число обращений, при проверке которых Уполномоченный не устанавливает фактического нарушения прав заявителя.

Заметно сократилось число письменных обращений к Уполномоченному на нарушение их прав органами местного самоуправления с 299 до 194 или на 13,9%, краевыми органами власти с 78 до 67 или на 4,8%, федеральными структурами власти, действующими в крае, с 1528 до 1397 или на 9%.

Число обращений по вопросам расследования преступлений снизилось с 344 до 306, на приговоры по уголовным делам - с 285 до 222, на неисполнение судебных решений с 55 до 45.

В тоже время увеличилось число обращений к Уполномоченному по вопросам жилищно-коммунальной деятельности, социальным вопросам, вопросам приобретения гражданства, на неполучение паспортов при освобождении их из мест лишения свободы, а также по гражданским делам.

Не драматизируя ситуацию, считаю, что каждое должностное лицо или государственный орган, принимая решение по обращению граждан, должны понимать, что обращение гражданина – это сигнал, который свидетельствует о том, что либо его действия не понятны людям, либо они ошибочны. Поэтому надо беспристрастно разобраться в сути вопроса, избежать перерастания частного конфликта в антагонизм.

Требования Президента и Правительства России к открытости власти, к пониманию того, что государственная деятельность должна быть направлена на обеспечение прав человека – это стратегия развития нашего государства.

Нельзя рассматривать обращение граждан в орган власти как попытку решить любой ценой свой вопрос. Не менее важно понимать, что через обращение миллионы людей реализуют свое право на участие в управлении государством.

Ведь чаще всего обращение – это легитимный, цивилизованный способ быть услышанным властью, реализовать свое понимание решаемых властью проблем.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в...
В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconДоклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском...
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» представляю Губернатору Алтайского...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconДоклад разработан в соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского...
«Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». Этот документ необходим для информирования органов государственной власти...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconЗакона Алтайского края от 11. 11. 2002 №70-зс «Об Уполномоченном...
Об утверждении порядка рассмотрения обращений граждан в аппарате Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2012 году
Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Приморском крае

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconПриказ
В соответствии со статьей 18 Закона Хабаровского края от 31. 07. 2006 n 44 "Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае"...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconЗакон об уполномоченном по правам человека в пермском крае
Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, порядок его назначения на должность...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconПермский край закон об уполномоченном по правам человека в пермском крае
Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, порядок его назначения на должность...

Доклад уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 08. 05. 2002 года №15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2013 году
Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск