«УТВЕРЖДЕНО»
_____________
Директор детского дома
Л.Я. Гатальская
Программа кружка
«Компьютерная грамотность» для младшей группы
2 года обучения (1 ч. в нед. 34 ч.)
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из двух ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики.
Программа курса состоит из часов:
«Юный компьютерный художник» - 34 часа
«Мастер печатных дел» - 34 часа
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса прикладных программ:
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Программное обеспечение:
Операционная система MS Windows
Графический редактор MS Paint или PaintBrush
Текстовый редактор MS Word 2010
Компьютерная программа «Бэбитайп»
Тематическое планирование кружка
«Юный компьютерный художник»
(34 часа – 1 раза в неделю)
ВВЕДЕНИЕ
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми. Цели программы
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.). Задачи программы
Эстетическое воспитание учащихся.
Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Первый год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения
в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке. Компьютер и его устройства (3 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (31 час)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
№
| Тема
| Часы
|
1
|
Правила техники безопасности.
*Работа с клавиатурным тренажером
|
1
| 2,3
| Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
| 2
| 4
| Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы
| 1
| 5,6,7
| Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
| 3
| 8,9
| Функция раскрашивания в графическом редакторе.
| 2
| 10,11
| Раскрашивание готовых рисунков.
| 2
| 12,13,14
| Декоративное рисование
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)
| 3
| 15,16,17,18
| Проба пера. Проект.
Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»)
| 4
| 19,20
| Функция копирования. Составление рисунков.
| 2
| 21,22
| Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи
| 2
| 23,24
| Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)
| 2
| 25,26
| Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)
| 2
| 27,28
| Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
| 2
| 29,30,31
| Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов
| 3
| 32,33,34
| Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.
| 3
|
*работа по технике печати в слепую на каждом занятии – 10 мин.
Тематическое планирование кружка
«Мастер печатных дел»
ВВЕДЕНИЕ
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста. Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели программы
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи программы
Развитие навыков работы в текстовом редакторе
Овладение навыков набора компьютерного текста
Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Второй год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Текстовый редактор Word (31 час)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№
| Тема
| Часы
| 1
| Правили техники безопасности
*Работа с клавиатурным тренажёром
| 1
| 2,3
| Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
| 2
| 4,5,6
| Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.
| 3
| 7,8
| Клавиатура. Основные клавиши
| 2
| 9
| Инструментарий программы.
Меню «Файл»
| 1
| 10,11
| Редактирование текста. Меню «Главная»
| 2
| 12,13
| Набор текста.
| 2
| 14,15
| Меню «Вставка». Создание грамоты.
| 2
| 16,17,18
| Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.
| 3
| 19,20
| Оформление сочинения.
| 2
| 21,22,23
| Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.
| 3
| 24,25,26
| Оформление буклетов
| 3
| 27
| Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.
| 1
| 28-29
| Брошюра. Оформление.
| 2
| 30-34
| Творческий проект. Оформить брошюру
| 5
| *работа по технике печати в слепую на каждом занятии – 10 мин.
«УТВЕРЖДЕНО»
_____________
Директор детского дома
Л.Я. Гатальская
Программа кружка
«Офисные технологий»
68 часов (2 часа в неделю) для старшей группы
(3 года обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий. Основная задача педагогов дополнительного образования в детском доме – это максимальная помощь детям в социализации и профессиональном самоопределении выпускников. Для того, чтобы подготовить воспитанников к жизни и работе в условиях информационно развитого общества необходимо введение в программу дополнительного образования по направлению компьютерной грамотности курс обучения направленный на углубленное изучение офисных технологий.
Кружок «Офисные технологии» предназначен для учащихся 7-11 классов, которые уже изучали базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в практическом владении программами пакета Microsoft Office, навыки работы с видео, звуковым материалом, а так же поисковая работа в сети Интернет, умение работать с периферийными устройствами.
Данная программа разработана на основе программы
«С компьютером на «Ты». Автор : Захарова Е.А.
Основные цели курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере в сфере офисных технологий и мультимедиа;
-способствовать развитию профессиональных навыков воспитанников в сфере компьютерных технологий. Основные разделы программы:
Работа с ПК и введение в информатику.
Текстовый редактор Microsoft Word
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
Презентации PowerPoint
Работа в программе Microsoft Publisher.
Поисковая работа в сети Интернет
Работа в программе Movie Maker
Итоговая работа – проект.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
Работа с периферийными устройствами
|