Скачать 386.44 Kb.
|
![]() ![]()
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное образование» магистерская программа «Управление образованием», изучающим дисциплину «Экономика образования и образовательного учреждения». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2010 г. №123 (с изм. от 31 мая 2011 г. приказ №1975); Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»; Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», программа «Управление образованием». Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Курс основан на базовой экономической теории с применением в образовании. Курс призван подчеркнуть теоретическую связь микроэкономики и затем прояснить как отдельные темы в образовании могут быть объяснены через теорию микроэкономики. В курсе используются общие экономические принципы и теории – инвестиции, рабочая сила, производительность, затраты, эффективность, спрос и предложение – в рамках сферы образования. Данная программа ограничивается изучением понятий и зависимостей в образовательных учреждениях и образовательных системах. Содержание должно обеспечить магистрантов определенным объемом экономических знаний, необходимых для понимания проблематики экономики образования. Материалы последовательно раскрывают основные проблемы экономики образовательного учреждения, проводится оценка возможных вариантов их решения. Выделены темы, посвященные проблемам финансирования образовательных учреждений, оценке эффективности использования бюджетных средств, анализу механизмов внебюджетного финансирования, изучению сущности, принципов и методов экономического анализа образовательного учреждения. Для подготовки данного курса были использованы аналитические и статистические материалы ОЭСР и Всемирного банка, монографии и другие публикации российских и зарубежных исследователей. Программа строится на принципах: - научности – соответствие содержания образования уровню современной экономической науки - доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки и профессиональной деятельности магистрантов; - системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы; - целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь в программе; - связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для задач, стоящих перед образовательным учреждением; - элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления магистрантов; - модульности - укрупнение дидактических единиц
С точки зрения экономики ресурсы (капитальные, финансовые, информационные, трудовые), инвестируемые в здания, сооружения, технологии, содержание и обеспечение реализации образовательных программ - недостаточны, ограниченны. Этот дефицит означает, что необходимо выбирать тактики, оптимизирующие использование ограниченных ресурсов. Знания и понимание правил экономической жизни образовательной системы и образовательных учреждений должны способствовать принятию решений, оптимизирующих текущую деятельность образования. Общество должно стремиться организовать такую систему образования, которая будет эффективна и равнодоступна. Эффективность означает оптимизацию предоставления образовательных услуг при имеющихся ресурсах. Доступность означает, что услуги распределены согласно некоторому принципу социальной справедливости. Специалисту в сфере государственного управления, для принятия управленческих решений необходимо знать ответы на такие вопросы, как : • Приводит ли к улучшению качества образования увеличение издержек на образование? • Какой эффект на достижения школьников оказывает политика сокращения размера класса? • Как влияет оплата труда учителей на результаты образования школьников? • Что мы знаем об эффективном использовании ресурсов в школах? • Как финансировать школы для достижения лучших результатов? • Как размер школы влияет эффективность использования ресурсов в школах? Цель изучения дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения» - обеспечить необходимый, установленный образовательным стандартом НИУ ВШЭ, уровень базовой подготовки магистрантов в области экономики образования, сформировать необходимый уровень экономической подготовки для принятия решений при управлении системой и учреждением; мотивировать на самоформирование культуры экономического мышления, необходимого для объяснения экономической политики в социальной сфере, и системе образования в частности; выработать практические навыки принятия ответственных экономических решений в профессиональной деятельности. Задачи, способствующие достижению цели при изучении данной дисциплины: - содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практических задач по использованию экономических моделей и принципов в управлении образовательным учреждением; - осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования экономических процессов в образовательном учреждении; - понимание пути экономической логики и использование ее в повседневной жизни; - активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу магистранта.
В результате изучения курса «Экономики образования и образовательного учреждения» магистрант должен: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы «Управление образованием» по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное образование». При изучении данной дисциплины желательно знание английского языка на уровне выпускника бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах программы: - управление образовательными системами - теория и механизмы современного государственного управления - клиентоориентированные образовательные организации - сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект - стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - менеджмент в социальной сфере, социальное проектирование - институциональные предпосылки образовательной политики - социология образования - измерение качества - современные вопросы образовательного права - управление инновациями и социальными изменениями. Изучение экономики образования в рамках блока общих дисциплин призвано вооружить будущего магистра знаниями и навыками науки, имеющей как большое мировоззренческое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих рациональное поведение самостоятельных, ответственных субъектов, так и непосредственное практическое применение каждым человеком в своей собственной жизни. В процессе изучения магистранты получают расчетные навыки по определению финансовых показателей образовательного учреждения; навыки проведения экономического анализа образовательной деятельности, знакомятся со спецификой ценообразования образовательных услуг в различных рыночных структурах. |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки подготовки... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 0811.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |