Пояснительная записка
Программа составлена на основе требований образовательных стандартов, примерной программы по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой и др.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 9 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014учебный год (приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №2080 от 24.12.2010г).
Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Данный курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), включая контрольные и проверочные работы, а также речеведческий анализ текста.
Содержание
О языке (1 ч)
Русский язык среди языков мира.
Речь (17ч)
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(6 ч)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (2 ч)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (19 ч)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Резервные часы (6ч)
Основные умения
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографиче-ским словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку за курс 9 класса по программе М. М.Разумовской
№ урока
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| Месяц,
неделя
| Оборудование
| Формы работы
| Виды деятельности
| Осваиваемые учебные навыки
| Осваиваемые метапредметные
умения
| Домаш
нее задание
|
|
| Русский язык - национальный язык русского народа
|
|
| 1
| Русский язык – национальный язык русского народа
Тип урока – комбинированный Параграф 1 Дидактическая модель – объяснительно-иллюстративная Цель:
Показать роль русского языка в современном мире,
Объяснить его авторитетность, убедить учеников в необходимости хорошего знания русского языка
| 1
| Сентябрь,
1-я неделя
| Мультимедиа
Презентация по теме
(не более 10 минут на уроке)
| Работа с текстом
Работа с толковым словарем:
Национальный язык, актуальность
Выявление темы, идеи текста, языковых приемов организации текста Беседа Проблемные вопросы и ответы на них
| Комплексный анализ текста
Индивидуальная парная
| Знать:
Понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка
Тема, идея текста, языковые приемы организации текста
Великие личности о русском языке
К - продуктивный
Уметь
Монологический ответ по заданной теме
| Составление простого и сложного планов Умение формулировать тезис и приводит аргументы Выразительное чтение
Определение основной мысли высказывания
Воспитание гражданской позиции и патриотизма
Использование для решения познавательных задач разных источников информации
| Домаш
нее сочин
ние по теме урока
|
| Повторение изученного в 5-8 классах
| 2
| Повторение изученного:
Фонетика, орфоэпия. Графика
Тип – систематизации ЗУН Параграф 2 Цель: систематизировать знания по фонетике, повторить орфографию
Репродуктивная
| 1
| Сентябрь
1-я неделя
| Мультимедиа
Проецирование плана фонетического разбора и орфоэпических правил
| Работа со словарями
Определение значения терминов
Индивидуальная
Парная Групповая
| Фонетический и орфоэпический разбор слов
Замена орфоэпической записи орфографической Проверочная работа: фонетический разбор слова
| Знать
Понятия о звуках речи, соотношении звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы
Уметь
Фонетический и орфоэпический разбор слов
Применять знания по фонетике в практике писания и говорения
Составлять рассуждение научного стиля
Продуктивный
| Умение работать со справочной литературой
Систематизация информации
Оценочные навыки: осуществление текущего контроля своей деятельности
Умение вступать в речевое общение
| Упр.16. стр.13
| 3
| Р/Р Повторение
Типы и стили речи
Параграф 28,29
Стр 161 Цель: систематизировать знания о типах и стилях речи
| 1
| Сентябрь
2-неделя
| Мультимедиа
Презентация по теме: определение типов , особенности стилей речи
Схемы речевых ситуаций
Таблица стилей речи
| Работа с текстами
разных типов и стилей речи
работа с таблицей стилей
| Анализ текстов с точки зрения типов и стилей речи
Анализ речевой ситуации
Составление схем речевой ситуации
Работа с инструкцией
(стр.169)
| Знать
Признаки текста и его функции
Уметь
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Соблюдение норм построения текста
Совершенствование и редактирование собственного текста Умение писать сочинения в разных жанрах
| Составление плана
Редактирование
Создание текстов в устной и письменной форме
Совершенствование речи
Работа с инструкцией
Оформление мысли
Определение содержания и жанра выступления
Использование вербальных и невербальных средств
| Написать 3 мини-сочинения: повествование, рассуждение, описание или на заданную учителем или самостоятельно выбранную учениками тему
| 4
| Р/Р Сжатый пересказ
Тип – развития речи
| 1
| Сентябрь
2-я неделя
| Презентация
Определение микротемы, абзаца.
Образец планов
Аудиозапись текста для сжатого изложения (из материалов ГИА)
| Прослуши
вание текста
Составление плана
Устный пересказ
Письменные пересказ текста
| Монологическая речь
Написание сжатого изложения
Редактирование собственных текстов
| Знать:
Признаки текста
Функции текстов разных типов речи
Уметь
Строить микротекст в соответствии с заданной темой
Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Совершенствовать и редактировать собственный текст
Продуктивный
творческий
| Организация совместной творческой деятельности
Умение строить высказывание по теме в устной и письменной форме
Совершенствование речи
Изложение темы
Постановка задачи
Самостоятельное планирование своего продукта
| Написать сжатое изложение по тексту упр.27. стр.17,
предварительно составив его план
| 5
| Повторение:
Лексика, морфемика,
словообразование
Тип- систематизации ЗУН Параграф 3
Цель:
систематизировать знания по лексике, морфемике, повторить орфографию
Репродуктивная
| 1
| Сентябрь
3-я неделя
| Презентация
Способы словообразования в русском языке
Части речи
Части слова
Примеры трудных словообразовательных разборов и определения частей речи
(сравнительная степень существительного и прилагательного, союзы, местоимения. частицы)
Слова и предложения для разбора
| Систематизация и обобщение знаний по
таблицам
Анализ частей речи в предложениях
Тренинг
Практикум
| Разбор слова по составу
Словообразовательный разбор
Морфологический разбор
Подбор синонимов, антонимов. Поиск омонимов. Определение лексических особенностей слова
| Знать
Виды морфем
Чередование звуков в морфемах
Основные способы образования слов
Определение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, историзмов. архаизмов, старославянизмов, диалектизмов, профессионализмов, фразеологизмов
Словари русского языка и их роль Уметь
Применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания
Пользоваться словарями русского языка
| Умение работать с обобщающими таблицами и справочными материалами (словарями)
Извлечение информации по данному вопросу
Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления
| Упр.22, стр 15
| 6
| Повторение
Морфология и синтаксис
Тип – систематизация ЗУН Параграф 4
Цель:
систематизировать знания по морфологии и синтаксису
повторить орфографию
Репродуктивная
| 1
| Сентябрь
3-я неделя
| Презентация
Таблица частей речи
Таблица односоставных предложений
Таблица видов предложений по наличию грамматической основы
Таблица
Виды сказуемых Таблица подчинительных словосочетаний
Примеры предложений для анализа
| Синтаксический анализ предложений и словосочетаний
Тренинг
Практикум
Комментированное письмо
| Синтаксический разбор предложений и словосочетаний
Выполнение упражнений на определение частей речи
(ИЗ материалов ГИА)
Заполнение таблицы частей речи
| Знать
Признаки частей речи, особенно их функции
Отличие причастий от деепричастий
Понятие о словосочетаниях (согласование, управление. примыкание) и предложениях (по цели высказывания, интонации, наличии грамматических основ, видам связи между частями, виды сказуемых, виды односоставных предложений)
Отделяющие и выделяющие знаки
Уметь
определять части речи (различать предлоги, наречия. существительные), делать полный синтаксический разбор словосочетаний и предложений
| Работа с обобщающими таблицами
Совершенствование речи Извлечение информации по данному вопросу
Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления
| Составить предложения с существительными. наречиями, предлогами. союзами, местоимениями
(тоже – то же
так же – также, зато – за то, причем – при чем, при том –притом,
вверх – в верх, вдаль – в даль, в течение – в течении и т.д.)
Подписать части речи, подчеркнуть самостоятельные части речи как члены предложения
| 7
| Повторение
Орфография и пунктуация
Тип – систематизация ЗУН
| 2
| Сентябрь
4-я неделя
| Презентация
Таблица
Виды орфограмм
Таблица – Правописание корней с чередованием
Таблицы – Правописание о-е после шипящих, не-ни, н-нн
Таблица слитного, раздельного и дефисного написания
Правописания ъ и ь знаков
Таблицы – Схемы сложных предложений, однородных членов. обособленных членов
| Практикум
Тренинг
Комментированное письмо
Чтение таблиц
Заполнение таблиц
| Анализ предложений и текстов с точки зрения морфологических и синтаксических норм русского языка
(ИЗ материалов ГИА)
Комментированное письмо
| Знать
основные нормы русского литературного языка
Уметь
Применять изученные правила,
Пользоваться способами применения правил
| Работа с обобщающими таблицами
Совершенствование речи
Умение создавать алгоритм деятельности Извлечение информации по данному вопросу
Рефлексивные умения: причины неуспеха, указание на трудности, предложение путей их преодоления
| Составить диктант или найти текст (100 – 120 слов) , где бы встречались повторенные орфограммы и пунктограммы
| 8
| 9
| Р/Р Повторение и углубление знаний о тексте
Тип – развития речи
Параграф 30
| 1
| Октябрь
1-я неделя
| Презентация
Таблицы:
- текст и его особенности
- примерная тематика текстов с примерами
- проблематика
- способы и средства связи
| Написание сочинений разных жанров
| Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средств связи
(ИЗ материалов ГИА)
Языковые художественные средства
| Знать
Признаки текста и его функционально-смысловые типы, способы и средства связи в тексте Уметь
Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
Совершенствовать и редактировать собственный текст
| Работа с обобщающими таблицами – извлечение информации
Совершенствование речи
Организация совместной творческой деятельности
Самостоятельное планирование и осуществление контроля за своей деятельность
| Сочинение
(по тексту ДЕМОверсии или материалов тетрадей Подготовки к ГИА, рекомендованных ФИПИ) С1.1 Или упр. 269, стр 177
| 10
| Повторение
Синтаксис и пунктуация
Тип – систематизация ЗУН Параграф 5
| 1
| Октябрь
1-я неделя
| Таблицы – Схемы сложных предложений, однородных членов. обособленных членов
Виды односоставных предложений
Виды сказуемых
| Анализ предложений Практикум
Тренинг
Комментированное письмо
Конструирование предложений
| Работа с обобщающими таблицами
Комплексный анализ текста
Пересказ научно-публицистического текста о деятельности Д.Н.Овсянико-Куликовском Озаглавливание текста
Составление плана
Написание выборочного изложения
| Знать
Термины разделов синтаксис и пунктуация
Знать основные пунктуационные правила и синтаксические нормы
Уметь делать полный синтаксический разбор предложений
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях
| Работа с обобщающими таблицами – извлечение нужной информации
Ее систематизация
Совершенствование речи
Умение «накладывать» теоретические знания на практическую деятельность
| Комплексный анализ текста упр.47 стр. 31
ГИА В3 В4 В5 В7
| |