Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки


НазваниеУчебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки
страница1/5
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > бланк доверенности > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
“Утверждено”

на заседании кафедры ЭММ

Протокол №1 от 31 августа 2015 г.

Учебно-методический комплекс

ИТ в стратегическом менеджменте: международный опыт
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

38.04.02 Менеджмент, специализация «Управление международными проектами»

Квалификация (степень) выпускника магистр



  1. Раздел 1. Основная часть




  1. Программа курса




  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса «ИТ в стратегическом менеджменте» является изучение магистрами основных аспектов стратегического управления компанией, овладение теоретическими и практическими навыками, позволяющими грамотно ориентироваться в вопросах, связанных с управлением компанией, проведения стратегического анализа и выбора подходящей стратегии развития компании и использования современных информационных технологий.

Основными задачами курса являются:

  • получение современных знаний, практических инструментов, передовых взглядов на вопросы развития бизнеса.

  • приобретение навыков проведения анализа внешней и внутренней среды организации; конкурентного анализа и определения конкурентной стратегии компании; применения инструментов стратегического анализа (SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ отраслей, цепочку ценностей и др.); по разработке стратегии развития организации, определения миссии, видения и целей организации, в том числе с использованием информационных технологий;

  • изучение типов стратегий бизнеса и их классификации, умение оценить выбранную стратегию;

  • получение представления о новых инструментах управления реализацией стратегий в организации;

  • приобретение практических навыков по использованию системы сбалансированных показателей для управления и контроля за стратегией предприятия;

  • приобретение практических навыков по использованию информационных технологий в стратегическом управлении. В частности изучение работы программно-методического комплекса Инталев.Навигатор;

  • применение новейших информационных технологий для стратегического анализа, управления стратегией развития компании и контроллинга за ходом выполнения стратегии.



2. Место дисциплины в структуре ООП: «ИТ в стратегическом менеджменте» является дисциплиной по выбору магистра и относится к вариативной части дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

  • готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

  • способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-2);

  • владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5);



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • роль стратегического управления в управлении компанией;

  • сущность стратегического и операционного менеджмента;

  • классификацию стратегий компании;

  • основные виды стратегического анализа компании;

  • основные виды информационных технологий для стратегического управления и контроля.


Уметь:

  • провести стратегический анализ компании, в том числе с использованием информационных технологий;

  • определить миссию и видение компании, формулировать цели развития компания и определять показатели развития;

  • определить корпоративную стратегию;

  • составлять план стратегических мероприятий для собственной компании;

  • разрабатывать стратегию развития компании с использованием системы сбалансированных показателей и контролировать ее реализацию с использованием программно-методического комплекса «Инталев.Навигатор»;


Владеть:

  • основными методами и методиками стратегического анализа;

  • методиками сбора и анализа информации, и проведения научных исследований;

  • навыками работы в программно-методическом комплексе «Инталев.Навигатор»;

  • навыками работы с существующими информационными технологиями для стратегического управления предприятием.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

1.

Аудиторные занятия (всего)

36



36










В том числе:

-

-

-

-

-

1.1.

Лекции
















1.2.

Прочие занятия



















В том числе:
















1.2.1.

Практические занятия (ПЗ)
















1.2.2.

Семинары (С)
















1.2.3.

Лабораторные работы (ЛР)

36




36










Из них в интерактивной форме (ИФ):

36




36







2.

Самостоятельная работа (всего)

72



72










В том числе:

-

-

-

-

-

2.1.

Курсовой проект (работа)
















2.2.

Расчетно-графические работы

32




32







2.3.

Реферат
















2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

8




8










Другие виды самостоятельной работы

32




32




























3.

Общая трудоемкость (ак.часов)

108
















Общая трудоемкость (зач. ед.)

3














2. Содержание дисциплины

Раздел 1. Компания как объект управления. Особенности менеджмента в международной компании
Тема 1. Компания в изменяющемся обществе.

Эволюция общества и изменение бизнес-моделей компании Перспективные формы развития компаний. Влияние транснациональных компаний на мировую экономику.

Тема 2. Международные компании. Особенности менеджмента международной компании.

Транснациональные корпорации. Глобальные компании. Межнациональные и многонациональные компании.

Основные подходы к менеджменту в международной компании. Аспекты менеджмента в международной компании.
Раздел 2. Сущность стратегического менеджмента
Тема 3. Операционный и стратегический менеджмент.

Сущность стратегического менеджмента и его основные этапы. Особенности стратегического менеджмента. Структура стратегического менеджмента. Общая характеристика и определение стратегического управления. Становление стратегического управления. Соотношение стратегического и оперативного управления. Клиент как объект стратегического управления. Потребительская ценность. Стратегические хозяйственные единицы. Понятие стратегических хозяйственных единиц. Основы выбора стратегических хозяйственных единиц.

Тема 4. Миссия, видение и цели компании

Видение компании. Иерархия стратегического намерения. Формулировка видения компании. Миссия компании. Понятие миссии. Носители интересов. Стейкхолдеры. Факторы выработки миссии. Значение миссии для компании. Цели формулирования миссии. Цели организации. Понятие и виды целей. Постановка целей. Характеристика целей. Правила определения целей (SMART-модель). Стратегические и финансовые цели. Дерево целей предприятия. Способы установления целей. Основные группы лиц, формирующие цели компании.

Тема 5. Конкурентные преимущества компании

Понятие конкурентных преимуществ. Виды конкурентных преимуществ. Показатели конкурентных преимуществ компании. Финансовые показатели конкурентных преимуществ современной компании. Маркетинговые показатели конкурентных преимуществ современной компании. Производственные показатели конкурентных преимуществ современной компании. Показатели конкурентных преимуществ компании с точки зрения персонала. Показатели конкурентных преимуществ компании с точки зрения ресурсов управления. Показатели конкурентных преимуществ компании с точки зрения корпоративной культуры.

Тема 6. Анализ внешней и внутренней среды компании.

Внешняя среда организации. Анализ макроокружения. Макросреда компании. Анализ отрасли и конкурентной среды. Основные экономические характеристики отрасли. Примеры стратегических значений экономических характеристик отрасли. Анализ стратегии конкурентов. Движущие силы конкуренции. Мониторинг среды. Сильные и слабые конкуренты. Карты стратегических групп для отрасли.

Анализ пяти сил Портера. Конкуренты. Новые конкуренты. Товары-заменители. Поставщики. Потребители.

PEST-анализ. Экономическая компонента. Правовая компонента. Политическая компонента. Социальная компонента. Технологическая компонента.

SWOT-анализ. Матрица возможностей. Матрица угроз.

Портфельный анализ. Матрица Boston Consulting Group (BCG).

Анализ внутренней среды. Срезы внутренней среды. Сильные и слабые стороны организации.

Корпоративная культура компаний. Классификация корпоративных культур и их характеристики. Семейная культура. Органическая культура. Рыночная культура. Бюрократическая культура. Профиль корпоративной культуры. Особенности корпоративной культуры международной компании.

Тема 7. Основные стратегии компании

Определение стратегии компании. Конкурентная стратегия в ценовых сегментах.

Выбор бизнес-стратегии. Матрица Ансоффа. Стратегия расширения присутствия на освоенных рынках. Стратегия развития продукта. Стратегия развития новых рынков. Стратегия диверсификации.

Конкурентная стратегия. Модель Портера. Стратегии низких издержек (лидерство по издержкам). Стратегии дифференциации. Стратегии фокусирования (концентрирования).

Базисные (эталонные) стратегии развития бизнеса. Стратегии концентрированного роста. Стратегии интегрированного роста. Стратегии диверсифицированного роста. Стратегии сокращения.

Стратегии поведения с клиентом Трейси-Вирсема. Операционное превосходство (производственное совершенство). Лидерство по продукту. Близость к потребителю.

Стратегии слияний и поглощений компании. Основания для слияний и поглощений. Оборонительные мотивы. Наступательные мотивы. Мотивы компаний, ожидающих поглощений. Основания для продажи. Сопротивление поглощению. Разделение компании. Трансграничные слияния и поглощения. Стратегии международного развития компании.

Причины выбора международных стратегий. Трудности международных стратегий. Направление международного стратегического развития. Дочернее предприятие в полной собственности. Совместные предприятия. Лицензирование. Франчайзинг. Оффшорное производство. Экспортные и импортные операции. Стратегические альянсы. Формы стратегических альянсов.
Раздел 3. Система сбалансированных показателей (ССП) как основа для стратегического управления

Тема 8. Система сбалансированных показателей (ССП).

Понятие ССП. Назначение ССП. Основы построения ССП. Дерево целей. Процесс достижения целей. Понятие показателя и требования к показателям. Структура показателей ССП. Стратегия и проблемы управления ее реализацией. Содержание работ по разработке и внедрению ССП.

Цели и показатели перспективы «Финансы». Определение стратегических целей и показателей финансовой перспективы. Стратегические направления финансовой составляющей. Сокращение издержек и увеличение производительности. Использование активов и инвестиционная стратегия. Максимальная доля рынка. Модель валовой прибыли. Модель рентабельности. Сводная таблица интегральных показателей финансовой перспективы.

Цели и показатели перспективы «Рынок/Клиенты». Определение стратегических целей и показателей перспективы «Рынок/Клиенты». Основные стратегические задачи. Типовые показатели клиентской перспективы. Две концепции брэндинга. Продвижение брэнда.

Цели и показатели перспективы «Внутренние процессы». Формирование целей перспективы «Внутренние процессы» принципы менеджмента качества. Связь ССП и системы менеджмента качества. Основы описания бизнес-процессов. Специфические составляющие перспективы «Внутренние процессы».

Цели и показатели перспективы «Сотрудники/Инфраструктура». Определение целей и показателей перспективы «Сотрудники/Инфраструктура». Самообучающаяся организация. Кадровое планирование, оценка персонала, система мотивации. Профиль корпоративной культуры.

Понятие сбалансированности (согласованности) и декомпозиция показателей до структурных подразделений. Прозрачность (возможность восстановления). Вертикальная сбалансированность. Горизонтальная сбалансированность.

Технология декомпозиции показателей. Основные ошибки при декомпозиции. Система стратегических мероприятий и процессы обратной связи. Основы внедрения ССП. Система стратегических мероприятий (инициатив). Процессы обратной связи.
Раздел 4. Информационные технологии в стратегическом управлении.

Тема 9. Корпоративные информационные системы в стратегическом управлении

Понятие информации. Информационно-управляющая система, ее место и роль в управлении. Типы информационных систем. Основные направления использования и тенденции развития современных информационных технологий в организации.

Обзор и краткая характеристика корпоративных информационных систем (КИС), использующихся в стратегическом управлении.

Тема 10. Программное обеспечение «Инталев:Навигатор».

Назначение и возможности программы. Базовые понятия и объекты программы (контур, классификатор, проекция, отчет, диаграмма). Использование программного комплекса «Инталев:Навигатор» для проведения стратегического анализа. Построение матрицы SWOT. Создание карты ССП с использованием программного комплекса «Инталев:Навигатор».Использование программного комплекса «Инталев:Навигатор» для задания целей и показателей финансовой перспективы, перспективы «Рынок/Клиенты», перспективы «Внутренние процессы» и «Сотрудники/Инфраструктура».

Проверка карты ССП на сбалансированность с использованием программного комплекса «Инталев:Навигатор». Задание плановых значений показателей. Контроль за значениями ключевых показателей в программном комплексе «Инталев:Навигатор».

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практические занятия и лабораторные работы

СРС

Все-го

час.

ПЗ/С

ЛР

Из них в ИФ

1.

Компания как объект управления. Особенности менеджмента в международной компании







2

2

6

8

2.

Сущность стратегического менеджмента







10

10

20

30

3.

Система сбалансированных показателей (ССП) как основа для стратегического управления







14

14

26

40

4.

Информационные технологии в стратегическом управлении







10

10

20

30













36




72

108


Описание интерактивных занятий

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тема интерактивного занятия

Вид занятия

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

СХЕ и потребительская ценность.

Семинар в диалоговом режиме

2

2.

2

Миссия и видение компании.

Семинар в диалоговом режиме, Групповая дискуссия по кейсу

2

3.

2

Конкурентные преимущества компании и анализ внешней среды компании.

Семинар в диалоговом режиме, Групповая дискуссия по кейсу

2

4.

2

5 сил Портера.


Семинар в диалоговом режиме, Групповая дискуссия по кейсу

2

5.

2

Стратегический анализ компании (PEST и SWOT).

Семинар в диалоговом режиме, Групповая дискуссия по кейсу

2

6.

3,4

Стратегический анализ своей компании в программе «Инталев:Навигатор»


Компьютерная симуляция, Групповая дискуссия по кейсу

4

7.

2

Стратегический анализ компании.

Семинар в диалоговом режиме, Групповая дискуссия по кейсу

2

8.

3,4

Построение карты ССП. Цели и показатели перспективы «Фианансы».

Компьютерная симуляция, Групповая дискуссия по кейсу

4

9.

3,4

Построение карты ССП в программе «Инталев: Навигатор». Цели и показатели перспективы «Фианансы», «Рынок/Клиенты»

Компьютерная симуляция, Групповая дискуссия по кейсу

6

10.

3,4

Построение карты ССП

Цели и показатели перспективы «Внутренние процессы» и «Персонал/Инфраструктура»


Компьютерная симуляция, Групповая дискуссия по кейсу

6

11.

3,4

Проверка карты ССП на сбалансированность. Контроллинг.


Компьютерная симуляция, Групповая дискуссия по кейсу

4

Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

1, 2

Практическая работа №1. СХЕ и потребительская ценность. Миссия и видение компании.

4

2.

2

Практическая работа №2. Конкурентные преимущества компании и анализ внешней среды компании. 5 сил Портера.

4

3.

2,4

Практическая работа №3. Работа в программе Инталев:Навигатор. Создание оргструктуры компании

4

4.

2,4

Практическая работа №4. SWOT-анализ. Разработка стратегии. Стратегический анализ своей компании в программе «Инталев:Навигатор»


6

5.

3,4

Практическая работа №5. Создание карты ССП в программе «Инталев: Навигатор». Цели и показатели перспективы «Фианансы», «Рынок/Клиенты»

6

6.

3,4


Практическая работа №6. Цели и показатели перспективы «Внутренние процессы» и «Персонал/Инфраструктура»


6

7.

3,4

Практическая работа №7. Проверка карты на сбалансированность. Контроллинг.

Сдача практической работы.

4

3.

2,4

Практическая работа №3. Работа в программе Инталев:Навигатор. Создание оргструктуры компании

4


3. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

а) основная литература

  1. Ревинова С.Ю. Стратегическое управление: принципы и ИТ: Учеб. Пособие / Под общ. Ред. В.М.Матюшка. – М.: РУДН, 2010. – 273 с.

  2. Артур А. Томпсон-мл. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. Пер. с англ. Издательство: Вильямс ИД, 2008. – 928 с.:-ил.

  3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. проф. В.В.Трофимова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 521 с.

  4. Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО: Олимп-Бизнес», 2010. – 320 с.: ил.

  5. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 320 с.

б) дополнительная литература

  1. Инталев: Навигатор. Руководство пользователя.- 2006.

  2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

  3. Коринна Энгельхарт. Система сбалансированных показателей в снабжении. / Пер. с немец. Под ред. Титюхина Н.Ф. – М.: КИА центр, 2007. – 128 с. (Б-ка логистики).

  4. Котельников В.Ю. Ten3: Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. – М.: Эксмо, 2007. – 96 с. – (Бизнес-коуч).

  5. Международный менеджмент. Учебник. Под редакцией С.Э. Пивоварова, Л.С.

  6. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций / Пер. с англ.; Под ред. О.Б.Максимовой. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 336 с.

  7. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. – 2-е изд., расшир. / Под ред. А.М.Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 128 с.: ил.

  8. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт; [пер. с нем. М.Реш].- Москва: Омега-Л, 2006. – 267 с.

  9. Скрыпченко Б.Л. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007 – 127 с.

  10. Шуремова Е.Л., Чистов Д.В., Лямова Г.В. Информационные системы управления предприятиями. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. – 112 с.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины Страноведение (Европа) Рекомендуется...
Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине внешнеэкономическая деятельность...
Цель учебного курса  изучение основ внешнеэкономической деятельности предприятий

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Семейное право для направления...
Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании фгос впо и учебного плана тэюи для направления подготовки 030900 Юриспруденция...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины: «документационное...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины: Управление...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс Иностранный язык Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» предназначен для студентов 2-го и 3-его курсов биологического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной практики
Учебно-методический комплекс учебной практики (умкп) предназначен для бакалавров направления подготовки 080500. 62 Бизнес-информатика,...

Учебно-методический комплекс ит в стратегическом менеджменте: международный опыт Рекомендуется для направления (ий) подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан для студентов очной и заочной форм обучения направления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск