Скачать 240.41 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ 1.Введение 2. Основные принципы деятельности ПМПк 3.Организация деятельности 4. Основные области деятельности специалистов ПМПк 5. Формы организации ПМПк 6. Подготовка к проведению ПМПк 7. Порядок проведения ПМПк 8.Этапы проведения ПМПк 9. Алгоритм работы ПМПк ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Введение
2. Основные принципы деятельности ПМПк
3.Организация деятельности 3.1. Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации в условиях ДОУ, и осуществляют коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ . 3.2. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников . 3.3. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация: - договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников; - педагогическая характеристика воспитателя на ребенка; - представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка; - медицинская документация на ребенка по форме №26 (в отдельных случаях по форме №112 или выписка из истории развития ребенка); - представление логопеда, составленное по результатам обследования ребенка ; -осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк ДОУ; 3.4. По данным обследования каждым специалистом ПМПк составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 3.5. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется при первичной диагностике и по мере поступления детей. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Плановая диагностика результативности коррекционно- развивающей работы специалистов ПМПк проводится в середине и конце учебного года (декабрь, май). 3.6. На заседаниях ПМПк обсуждаются результаты диагностической, корреционно-развивающей работы; даются рекомендации по оптимизации педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении. 3.7. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. 3.8. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. 3.9. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседаний ПМПк. 3.10. На заседаниях ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк 3.11. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 3.12. ПМПк ДОУ готовит документы на ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании воспитанника. 3.13. Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума. 3.14. Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума. 3.15. Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк и ПМПК. 4. Основные области деятельности специалистов ПМПк
5. Формы организации ПМПк Первичный консилиум – проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Цель – определение особенностей развития учащегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса. Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в полугодие. Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований. Задачи:
Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам специалистов (в первую очередь учителя), непосредственно работающих с ребёнком. Поводом для проведения ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления; определение допустимых нагрузок, необходимости изменения режима или формы обучения. Основная задача внепланового консилиума – решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребёнка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными представителями) и, при отсутствии возражений с их стороны, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком планового ПМПк). ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями). Заключительный консилиум – проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в 5 класс) или в связи с завершением коррекционной работы. Цель – оценка статуса учащегося на момент окончания обучения: приобретённые знания по всем учебным предметам, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем. Материалы заключительного ПМПк используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка. 6. Подготовка к проведению ПМПк Представление ребёнка на ПМПк планируется не позднее 10 дней до даты его проведения. Ведущий специалист представляет ребёнка по согласованию с председателем ПМПк, составляет список специалистов, участвующих в ПМПк, непосредственно работающих с ребёнком и знающих его проблематику. Участники ПМПк обязаны не позднее чем за 3 дня до проведения заседания представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребёнка и динамики коррекционной работы за период, прошедший с момента последнего заседания ПМПк по данному ребёнку, и заключение с оценкой эффективности проводимой работы, а также рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы. Ведущий специалист готовит своё заключение с учётом представленной ему дополнительной информации к моменту заседания ПМПк. План подготовки ребёнка к представлению на ПМПк
7. Порядок проведения ПМПк 7.1. ПМПк проводится под руководством председателя . 7.2 Каждый специалист ПМПк готовит своё представление на ребёнка. 7.3. Последовательность представлений специалистов определяется председателем ПМПк . 7.4. Заключения всех специалистов являются равнозначными для ПМПк. 7.5. На основании заключений всех специалистов составляется коллегиальное заключение ПМПк . 7.6. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утверждённые ПМПК, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребёнком. 7.7. Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). 7.8.Протокол ПМПк оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается председателем ПМПк, членами ПМПк. 7.9. На плановых ПМПк на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребёнком, в дневник динамического наблюдения, Карты развития вносятся сведения об изменении в состоянии ребёнка в процессе реализации рекомендаций, и составляется краткое обобщённое письменное заключение и перечень корректировок, внесённых в рекомендации. 7.10.При направлении ребёнка в городскую ПМПК или областную ПМПК заключение ПМПк ДОУ, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающим ребёнка вместе с родителями. 8.Этапы проведения ПМПк
1.П редварительный этап сопровождения ребенка .
2.Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.
Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума. 3.Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут. При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов. Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их замещающих) на коллегиальном обсуждении? Если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специалистами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей. Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает председатель ПМПк или психолог. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка. Направление ребенка на городскую ПМПК. Ребенок направляется на комиссию более высокого уровня в том случае, если:
Общее заключение ПМПк ДОУ передается в городскую ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов. 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на психолога, так как он в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить усилия всех специалистов требует от психолога особых психотерапевтических навыков, умения создать деловую атмосферу в работе консилиума. 5. Реализация рекомендаций консилиума. Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как вне занятий, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. Наиболее важной задачей психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.В завершение этого этапа работы проводится 6. динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование. По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк проводится только в следующих случаях, если: • отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
7.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме. 9. Алгоритм работы ПМПк
ПРИЛОЖЕНИЯ Методические указания к организация заседаний ПМПк Организация заседаний проводится в два этапа. На первом (подготовительном) этапе осуществляется сбор предварительных диагностических данных (трудности общения, неадекватное поведение, низкая активность в игре, неуспешность, педагогическая трудность), которые будут уточнены и дифференцированы на заседании. Способ «диагностический мозговой штурм»: собираются вместе все лица, задействованные в воспитании проблемного воспитанника. В ходе устного обсуждения, обмена мнениями заполняется каждая графа программы изучения личности воспитанника. Наблюдения, сделанные в ходе обсуждения, заносятся в диагностическую карту. Способ «диагностическая цепочка»: диагностическая карта заполняется последовательно в письменной форме воспитателем группы, а затем экспертами - лицами, так или иначе знающими воспитанника. Способ «диагностический монолог»: диагностическую карту заполняет один воспитатель (воспитатели группы) в том случае, если он глубоко и разносторонне осведомлен о воспитаннике и его проблемах. На втором (основном) этапе проводится заседание комиссии, на которое приглашаются родители воспитанника. Процедурная схема заседания состоит из организационного момента (заслушивание характеристики, ее дополнение ст. медсестрой, психологом, др. членами ПМПк), собеседования с родителями, постановки педагогического диагноза, обмена мнениями и предложениями по коррекции поведения воспитанника, выработки рекомендаций. Обсуждение одного воспитанника длится в среднем один час. Подготавливая заседание, важно правильно распределить главные роли: ведущего заседание консилиума в организационном плане, то есть осуществляющего режиссуру заседания, и ведущего непосредственно диагностическое собеседование с воспитанниками и родителями. Жестко закреплять эти обязанности за каким-то членом комиссии не стоит. Все зависит от личных возможностей педагогов, вошедших в состав комиссии. В обязанности режиссера заседания входит следующее: открыть заседание комиссии, создать условия для обмена мнениями, для взаимодействия и полноценного общения всех участников совещания, суммировать мнения и предложения по воспитанию ребенка. Для выполнения этих обязанностей необходимо обладать организационно-коммуникативными способностями и опытом проведения совещаний. С позиции этих требований в данной роли может выступать председатель консилиума или педагог, имеющий вышеназванные умения и навыки . К педагогу, ведущему заседание, предъявляются наиболее жесткие специальные требования: он должен обладать высокой личной психолого-педагогической культурой, психологической зоркостью, владеть техникой педагогического общения. Желательно, чтобы диагност хорошо знал внутрисадовые проблемы, происшествия, особенности группы, которою посещает проблемный воспитанник, стиль работы воспитателей группы, самого воспитанника. . Примерный методический сценарий ПМПк с присутствием родителей воспитанника Заседание начинается с заслушивания характеристики на воспитанника, которую дает воспитатель группы в присутствии приглашенных родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье воспитанника, которые, сообщает медсестра ДОУ, и уточняют родители. Затем проводится собеседование с родителями. Его цель - выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности, подключить родителей к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка. Методика собеседования с родителями состоит из трех этапов: Первые два этапа - контактный и аналитический - осуществляются до беседы с ребенком. Третий этап - совместной выработки решений - осуществляется после беседы с ребенком. На первом (контактном) этапе ведущий беседу должен снять барьер общения, вызвать готовность родителей к взаимодействию с педагогами консилиума. Сделать это непросто, ведь, как правило, родители уже имели сложную предысторию взаимоотношений с воспитателями группы и часто находятся в оппозиции к ДОУ. Само ожидание публичного обсуждения семейных проблем, стремление защитить ребенка вызывают напряженность, настороженность, готовность к борьбе, противостоянию. Для достижения согласия сторон можно рекомендовать следующие методические приемы. Прием «нейтральная платформа». Беседа с родителями начинается не с обсуждения результатов их деятельности по воспитанию ребенка, а с темы, по которой у родителей и членов комиссии не должно быть разногласий, например о сложности воспитания в современных условиях. Педагог, ведущий собеседование, должен избегать оценочных суждений. Расположение к общению, начинающее возникать у родителей, закрепляется и развивается следующим приемом - «значительное лицо». Суть его в том, что ведущий предоставляет возможность родителям показать себя с лучшей стороны, поделиться примерами своих педагогических удач, своим представлением о том, каким должно быть идеальное воспитание, о целях воспитания. Ведущий беседу принимает все то лучшее, что родители сообщат о себе как о воспитателях. Состоявшийся обмен информацией позволяет почувствовать себя значимым лицом, готовым на равных с педагогами обсуждать проблемы воспитания. Беседа переходит на второй этап, аналитический, на котором необходимо разобраться в особенностях и проблемах семейного воспитания, определить влияние семьи на отклонения в поведении воспитанника. Но нередко у родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей, отсутствует личностное отношение как к своему ребенку, так и другим детям. Личностные особенности собственных детей ими плохо осмысливаются и переживаются, они не умеют и не хотят отождествлять себя с ребенком. Поэтому ведущему комиссии необходимо добиться состояния психологической подключенности родителей к обсуждению проблем, побудить их вспомнить свое детство. Представить себя на месте ребенка, погрузиться в атмосферу детских переживаний с помощью таких речевых формул: «Вспомните себя в детстве... Разве Вам самим в этом возрасте... Наверное, Вы через это прошли в свое время... У Вас в семье как эти вопросы решались?». Совместное обсуждение педагогов и родителей должно касаться следующих вопросов:
Категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк:
Заключение на дошкольника – выписка из протокола заседаний психолого-медико-педагогической консилиума ДОУ Ф. И. ребенка _________________________________________ Дата рождения_____________________ ДОУ _______________________________Группа ___________________________________ Дата обследования _______________________________________________________________________________ Причины направления на ПМПк : Жалобы родителей________________________________________________________________________________ Мнение воспитателей :_____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению: Председатель ПМПк :_____________(______________________) Члены ПМПк:____________________(______________________) ____________________(______________________) ____________________(______________________) ____________________(______________________) ____________________(______________________) Литература: 1.Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г. .
|
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов | Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума | ||
Муниципальное учреждение системы образования психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования «Истоки»... | Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | ||
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.... | Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской... | ||
Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения | Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения... | ||
Настоящее Положение определяет организационную структуру, порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической... | Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |