Скачать 2.58 Mb.
|
Главное управление образования Курганской области ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей» Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах Учебно-методическое пособие Курган 2009 Главное управление образования Курганской области ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей» Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах Учебно-методическое пособие Курган 2009 Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах: Учебно-методическое пособие / Главное управление образования Курганской области; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей»; Зауэр Л.С., Глухих А.А., Коновалова Н.В., Совков Д.М., Стрелков Ю.В., Сорогин Е.И. – Курган, 2009. –158 стр. (с приложениями). Издание 2-е, изменённое дополненное. Авторы: Зауэр Л.С. – главный специалист отдела профессионального образования ГлавУО Курганской области, кандидат педагогических наук; Глухих А.А. – главный специалист отдела профессионального образования ГлавУО Курганской области; Стрелков Ю.В. – заведующий Отделом патриотического воспитания и профориентационной работы ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей»; Коновалова Н.В. – заведующая кабинетом специалистов естественнонаучного образования и воспитания ГОУ ДПО «Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области»; Совков Д.М. – доцент кафедры отечественной истории и документоведения Курганского государственного университета, кандидат исторических наук; Сорогин Е.И. - методист отдела патриотического воспитания и профориентационной работы ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей». Рецензент: Корюкин А.М.- заместитель директора ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей». Учебно-методическое пособие явилось результатом работы временного научно-исследовательского коллектива (ВНИКа) по проблеме обеспечения функционирования и развития кадетского и мариинского движения в Курганской области (руководитель Л.С Зауэр – главный специалист отдела ГлавУО Курганской области, к.п.н.). Представленные материалы помогут руководителям образовательных учреждений, принявшим решение об открытии в своей школе или профессиональном училище кадетского или мариинского класса или группы, подготовить необходимые учебно-методические и организационно-распорядительные документы и организовать работу педагогического коллектива по их воплощению в учебно-воспитательном процессе. © Зауэр Л.С., Глухих А.А., Коновалова Н.В., Совков Д.М., Стрелков Ю.В., Сорогин Е.И. © Главное управление образования Курганской области; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; ГОУ ДОД «Курганский областной центр дополнительного образования детей» ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................................................................................... 6 Глава № 1. Структура учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах Курганской области........................10 Глава № 2. Нормативно-правовая основа деятельности кадетских и мариинских учреждений в РФ и Курганской области........................18 Глава № 3. Инвариант содержания кадетского компонента в учреждениях общего и начального профессионального образования.................... 21 Глава № 4. Тематическое планирование вариативной составляющей кадетского компонента в зависимости от профиля...........................73 Глава № 5. Примерное учебно–тематическое планирование содержания мариинского компонента в образовательных учреждениях...........76 Заключение.................................................................................................................99 Приложения.............................................................................................................101 Введение История развития кадетского и мариинского движения в Курганской области началась в 1994 году с одного класса военно-спортивной направленности в средней школе № 9 города Кургана. Позднее в разные годы все большее число школ открывали кадетские классы, а затем кадеты появились и в учреждениях начального профессионального образования (УНПО). Администрация Шадринской школы-интерната № 6 для детей-сирот из одного кадетского класса, открытого в 1998 году, осуществила планомерный переход на кадетский профиль, а с 1 сентября 2004 года Администрацией (Правительством) Курганской области была реорганизована в Шадринскую общеобразовательную кадетскую школу-интернат. За это время численность кадет с 20 человек увеличилась более чем в 100 раз и на 1 сентября 2009 года составила 2657 кадет (в том числе в УНПО - 974 кадета, в общеобразовательных школах и кадетских школах-интернатах - 1683 кадета). Параллельно с кадетским движением в Курганской области в 2003 году появились и мариинские группы. На 1 сентября 2009 года в нашей области в 5-и образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования воспитывается в мариинских группах 279 девушек. Основная цель создания мариинских групп — формирование гармоничной, интеллектуальной, духовно-нравственной женщины, ориентированной на успешную социальную адаптацию в современном обществе. На данный момент и мариинское и кадетское движение продолжают активно развиваться, и каждый год кадетские и мариинские классы и группы набирают новых учеников. Преимущественным правом при зачислении в кадетские и мариинские классы и группы пользуются: дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, дети одиноких матерей (отцов), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из многодетных и малообеспеченных семей. Как показывает практика, кадетские и мариинские классы и группы создаются в образовательных учреждениях тех регионов, где органы государственной и муниципальной власти поддерживают создание таких учреждений. Кадетское движение поддерживается Правительством Курганской области. За счет средств областного бюджета проводится традиционная ежегодная профильная кадетская смена «Патриот Зауралья», смотр-конкурс на лучшую кадетскую группу, массовые мероприятия гражданской, патриотической направленности, приобретается кадетская форма, педагогам учреждений начального профессионального образования, которые занимаются с кадетами, установлена ежемесячная доплата к должностному окладу в сумме 1000 рублей. Кадеты образовательных учреждений являются участниками областных торжественных мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, парадов областного центра, посвященных Дню Победы, участниками массовых мероприятий в муниципальных образованиях Курганской области. Профильная подготовка кадет осуществляется по направлениям: МЧС, МВД, общевойсковому, пограничному, морскому и казачьему. Успешно развивается взаимодействие с Главным управлением МЧС по Курганской области (в 15-ти образовательных учреждениях открыты классы и группы по профилю МЧС), с Пограничным управлением ФСБ России по Курганской и Тюменской областям (Курганская область приграничная и подготовка кадет данного профиля очень актуальна). С большим вниманием и заинтересованностью в развитии кадетского движения относится Губернатор Курганской области Олег Алексеевич Богомолов. Непосредственно с его участием разработана и утверждена единая форменная одежда для кадет и кадетская символика, традиционными стали встречи Губернатора с лучшими кадетами образовательных учреждений Курганской области. В целях объединения и координации деятельности образовательных учреждений с кадетским компонентом в 2003 году создана региональная общественная организация «Курганская областная Лига кадет», которая имеет свой Гимн (приложение № 1), Штандарт, Герб и унифицированную форму(приложение № 2), действует на основании Устава (приложение № 3). Учредителем Лиги кадет является Главное управление образования Курганской области (приложение № 4). С благословения Архиепископа Курганской и Шадринской епархии Константина духовным покровителем «Курганской областной Лиги кадет» является защитник земли Русской и Православной веры князь Александр Невский. В целях объединения и координации деятельности образовательных учреждений с мариинским компонентом в 2008 году создана региональная общественная организация "Мариинское движение Курганской области", которая действует на основании Устава, имеет эмблему движения (приложение № 5). Таблица № 1 Мониторинг численности обучающихся в кадетских и мариинских классах (группах) образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования
Образовались классы/группы в 2008-2009 уч.году: с мариинским компонентом – СОШ № 2 г. Катайск, кадетская школа-интернат г. Шадринск, ГОУ НПО ПУ № 22 преобразован – ГОУСПО “Мишкинский профессионально-педагогический колледж”; с кадетским компонентом – Кетовская СОШ, Иковская СОШ Кетовского района, Большечаусовская основная школа Кетовского района, Половинская СОШ, основная школа г. Куртамыш преобразована в кадетскую школу-интернат, СОШ № 10 г. Кургана. Знак + СОШ № 10 г. Кургана (добавлено 18.12.08 г.) Образовались классы/группы в 2009-2010 гг.: с кадетским компонентом — СОШ п. Новый мир, Юргамышского района, СОШ №42 г. Кургана, СОШ №35 г. Кургана Глава № 1 СТРУКТУРА УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КАДЕТСКИХ И МАРИИНСКИХ КЛАССАХ И ГРУППАХ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В Курганской области учредителем кадетских учебных заведений является Главное управление образования Курганской области. Для этих заведений ношение военных знаков различия (погон), наличие знамен и иных знаков существующей военной символики прямо запрещено законом. Наименование подобным кадетским учебным заведениям присваиваются по месту их расположения. В Курганской области существует 2 кадетские школы-интернаты. Кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью начальную военную подготовку несовершеннолетних граждан. Кроме того, в общеобразовательных учреждения и учреждениях начального профессионального образования существуют кадетские и мариинские классы и группы. В кадетских образовательныхучреждениях реализуются образовательные программы, соответствующие типу учебного заведения. Воспитание в кадетских образовательных учреждениях играет вспомогательную роль, дополняя семейное воспитание в духовно-нравственном, эстетическом и патриотическом отношении. Особенностью Курганской области является то, что в контингенте кадетских и мариинских классов и групп обучаются дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты и дети военнослужащих, дети оставшиеся без попечения родителей. Специфика кадетского образования в кадетских классах и группах заключается в сочетании общего образования, элементов военного образования и профессионального образования (НПО, СПО). Образовательный процесс в кадетских группах учреждений НПО отличается от образовательного процесса в учебных заведениях общего образования наличием профессиональной составляющей содержания образования. В профессиональных училищах кадеты, прежде всего, получают рабочую профессию, которая впоследствии может им пригодиться как при службе в вооруженных силах, так и на гражданской службе. Учебно-воспитательный процесс кадетских классов и групп представляет собой программу деятельности участников образовательного процесса, направленную на реализацию целей общеобразовательного, профессионального и дополнительного (кадетского) образования. Структура учебно-воспитательного процесса в кадетских классах и группах, разработанная с учетом предыдущего исторического опыта российских кадетских корпусов, представлена в таблице № 2. Уровни общего образования, включаемые в учебный план, зависят от уровня образования подростков, поступающих на 1 курс, и могут реализовывать основное общее или среднее (полное) общее образование. Тип образования - светское общее и профессиональное образование. Таблица 2. Структура учебно-воспитательного процесса кадетских классов и групп в учреждениях общего и профессионального образования области Структура учебно-воспитательного процесса кадетских классов и групп в образовательных учреждениях Профессиональный блок (только в УНПО и СПО) Обучение (обязательные учебные программы) Воспитание, развитие (воспитательные, кадетские программы) Общеобразовательный блок Целевые воспитательные программы (развитие личности) Профильный кадетский компонент (дополнительные образовательные программы) Инвариантная часть Вариативная часть (по профилю) Рабочий учебный план по конкретной профессии составляется образовательным учреждением самостоятельно на основе модели учебного плана для учреждений профессионального образования и состоит из учебных программ предметов общеобразовательного и профессионального циклов. Содержание общеобразовательных учебных программ соответствует содержанию программ конкретного уровня общего образования в общеобразовательных школах, но имеет профессиональную направленность в зависимости от получаемой профессии. Программно-методической основой образовательного процесса в кадетских группах служит совокупность: 1. Учебных программ, реализующих Государственный образовательный стандарт начального и среднего профессионального образования на соответствующую профессию;
Структура учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях отличается от приведенной структуры отсутствием профессионального блока, но и в ее состав могут входить курсы, обеспечивающие допрофессиональную подготовку школьников. По характеру и качеству подготовки учебные программы кадетских и мариинских классов и групп могут классифицироваться по двум основным уровням:
Каждая учебная программа, как составляющая учебного плана, предусматривает следующие основные функции:
Учебный план и расписание занятий кадетских и мариинских классов и групп разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями самостоятельно, предусматривает освоение основных и дополнительных образовательных программ с учётом предельно допустимой учебной нагрузки на обучающихся. Режим дня кадетских и мариинских групп регламентируется правилами внутреннего распорядка, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, и обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, начальной военной подготовки, труда и отдыха обучающихся. Реализация учебного плана, т.е. выбор форм, методов и технологий обучения находится в ведении самого учебного заведения, а качество подготовки выпускников подвергается контролю со стороны органов управления образованием. Учебная работа является частью образовательного процесса. Она включает в себя:
Целью кадетского образования является освоение кадетами знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшего обучения в военных учебных заведениях, на военных кафедрах вузов, прохождения срочной службы в Вооруженных Силах, МВД РФ, привитие волевых, командирских и организаторских качеств, выработка общественного и воинского долга. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается единым государственным экзаменом или итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа установленного образца (аттестата об общем образовании). Освоение образовательных программ профессионального образования завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа установленного образца . Начальная военная и другая специальная подготовка кадет ведется по дополнительным образовательным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения, или разрабатываемым самими образовательными учреждениями на их основе с наличием рецензии на их содержание и лицензии на их реализацию. Освоение дополнительных программ, реализующих кадетский компонент, в специализированных кадетских учебных заведениях (кадетских школах и школах-интернатах), завершается обязательной итоговой аттестацией и выдачей удостоверения соответствующего органа управления образованием о получении дополнительного кадетского образования. Воспитывающее обучение является основным подходом в кадетских учебных заведениях. Воспитательная работа является частью образовательного процесса кадетских классов и групп. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества, героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни кадет, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений. Эффективность воспитательного процесса достигается за счет создания необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся, организации внутренней дисциплины, сочетания требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым кадетом. Воспитательная работа с кадетами планируется в масштабе учебного учреждения на весь период обучения, а также на учебный год, в классах или группах - на месяц. За время учебы кадеты могут привлекаться для выполнения обязанностей дежурного и дневального по роте, наведения порядка в учебных классах, кабинетах и других помещениях, благоустройства закрепленной территории. Обязательным в системе воспитания является: а) целевые воспитательные программы; б) дополнительное образование. Дополнительное образование направлено на расширение культурного пространства самореализации личности, стимулирование к творчеству. Воспитательная система кадетских учреждений представляет собой комплекс мер, в основе которых - принцип реализации базовых потребностей личности (здоровье, безопасность, общение, уважение и самоуважение, самореализация, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности). Все это обусловливает выделение особого педагогического понятия - "кадетское воспитание". Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях, в кадетских классах и группах является ведущим направлением воспитательной работы. В основу работы по патриотическому воспитанию в кадетских классах и группах области положена федеральная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". При работе с кадетами особое внимание уделяется национально-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию. Национально-патриотическое воспитание включает в себя воспитание патриотизма, основанного на любви к своему народу, стране, на глубоких знаниях героического прошлого Отечества, почитании символов и ритуалов старых русских кадетских корпусов, государственной российской символики, современной кадетской символики, на любви к своей малой родине, своей школе, введение в жизнь кадетских учреждений кадетских праздников. Военно-патриотическое воспитаниепредставляет собой целенаправленную деятельность педагогических коллективов иродительской общественности по формированию у подростков духовных качеств, отражающих специфический характер российской армии, ее задачи и предназначение. Это - профессионализм, стойкость, мужество, отвага. Военно-патриотическое воспитание может осуществляться: 1) в процессе изучения общеобразовательных предметов (истории, литературы, географии, МХК, ОБЖ и др.):
2) в системе воспитательной работы:
Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Достижение цели патриотического воспитания осуществляется через решение следующих задач:
В контексте целей и задач патриотического воспитания конкретизируем задачикадетского воспитания:
Реализация задач патриотического и кадетского воспитания в кадетских учебных и образовательных учреждениях Курганской области осуществляется через более частные задачи с учетом специфики типа и вида учебного заведения, субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, духовной и других сферах. К основным методам воспитания педагогов, работающих с кадетами, можно отнести: убеждение (активное воздействие на ум, чувства и волю кадета с целью помощи в правильном осмыслении своего долга перед собой, товарищами, а в дальнейшем и перед Отечеством); пример (сознательное, осмысленное подражание кадета выбранному для себя идеалу, норме поведения). Кадетский компонент включает в себя три составляющих воспитания:
Одним из важнейших элементов структуры учебно-воспитательного процесса в кадетском отделении является система дополнительного образования. Его направленность определяется природными задатками личности и предварительным развитием индивидуальных творческих, исследовательских, духовных, физических и других способностей кадет. Дополнительное образование в условиях круглосуточного пребывания в кадетском образовательном учреждении является «вторым расписанием», т.е., другими словами, является составной частью, учебного плана. Инвариантная часть дополнительного образования предполагает наличие в кадетских образовательных учреждениях учебной программы (кадетского компонента), связанной с преподаванием основ военного дела и проведением ежегодных летних военных пятидневных сборов. В связи с этим кадетский компонент фиксируется отдельным учебным планом и предусматривает организацию обязательных для посещения спецкурсов, спортивных кружков, секций, занятий по военной подготовке. Вариативная составляющая кадетского компонента предусматривает введение в учебный план как курсов, отражающих профиль кадетского образования (МВД, МЧС, пограничный, общевойсковой и т.д.), так и факультативов по интересам, групповых и индивидуальных консультаций, заседаний органов самоуправления кадетов и т. д. Кроме того, целевые и дополнительные воспитательные программы должны решать главную задачу кадетского образования - оказание помощи выпускникам, пожелавшим продолжить обучение в военных высших учебных заведениях или вступить в ряды ВС РФ. Мариинское движение Девушки, обучающиеся в мариинских группах, изначально ориентированы на то, чтобы стать хранительницами семейного очага, носительницами культуры, суметь достойно воспитать своих детей, создать особый стиль в своем доме. Современные социально-экономические условия вносят коррективы: помимо перечисленных выше умений девушке так же необходимо суметь организовать свой бизнес, знать иностранный язык, вести переговоры, иметь коммуникационные навыки, владеть информационными технологиями. Все эти задачи могут быть реализованы через систему целевых воспитательных программ, например, таких как «Эстетика быта», «Школа красоты и здоровья», «Этика и психология семейной жизни», «Делопроизводство» и др. Таким образом, гармоничное интеллектуальное, культурное, эстетическое, духовное, физическое и нравственное развитие девушек должно быть ориентировано на становление образованной Женщины, будущей Матери, умелой Хозяйки, профессионала, востребованного на рынке труда. Глава № 2 НОРМАТИВНО–ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКИХ И МАРИИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Нормативно-правовые акты уровня Российской Федерации
Нормативно-правовые акты уровня субъекта Российской Федерации – Курганской области
Перечень локальных документов, необходимых в образовательных учреждениях, имеющих кадетские и мариинские классы и группы:
1). правила внутреннего распорядка для сотрудников; 2). правила внутреннего распорядка для кадет (мариинок); 3). распорядок дня кадетского (мариинского) класса, группы;
Глава № 3 ИНВАРИАНТ СОДЕРЖАНИЯ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Гоу дод «Курганский областной центр дополнительного образования детей»; Зауэр Л. С., Глухих А. А., Коновалова Н. В., Совков Д. М.,... | Гоу дпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» | ||
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | В случае запроса экспертами подобных документов Вы можете отправить их в гоу дпо(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения... | ||
Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор,... | Катыщук С. М. Аттестация руководителей образовательных учреждений. Методическое пособие – Красноярск: Красноярский краевой институт... | ||
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,... | ||
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,... | «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |