Скачать 385.84 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНЫ Решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики Протокол № 4 от 28 апреля 2004 года Председатель Комиссии, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А. Харина МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ Ижевск 2004 годВводная частьФункция административной юрисдикции, выполняемая комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН), исторически менялась, но в таком объеме, который был установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) от 1 июля 2002 года, возложена впервые. Подведомственность дел об административных правонарушениях (далее – АП) несовершеннолетних на основании части 3 статьи 1.3. КоАП (далее – пункт (п.), часть (ч.), статья (ст.) КоАП) полностью отнесена к ведению КДН. На всех этапах, начиная от момента возбуждения дела об АП и заканчивая исполнением постановлений о назначении административного наказания, увеличилось по объему и усложнилось по исполнению административное производство по делам об АП. Появились новые процессуальные действия и новые процессуальные документы, которых КоАП РСФСР не предусматривал. Цель методических рекомендаций – совершенствование деятельности КДН в части исполнения административного законодательства. Задачи: защита прав несовершеннолетних в рамках административного права, содействие сотрудникам КДН в изучении и правильном исполнении административного законодательства в отношении несовершеннолетних, родителей, должностных лиц и граждан на различных этапах административного производства. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, его структура и задачи КоАП представляет собой основу административного законодательства Российской Федерации и по своей структуре состоит из 5 разделов:
Задачи административного законодательства: Их можно разделить на три вида:
Данная задача решается на всех этапах административного производства (Приложение, таблица 1). В КоАП особое внимание уделено административному производству, которое подробно разработано. Перед административным производством поставлены четкие и определенные задачи. В соответствии со ст.24.1 КоАП задачами административного производства являются:
Перечисленные задачи являются критериями законности, принципами оценки качества исполнения административного производства. Они научно обоснованы и нужны немалые усилия многих категорий должностных лиц, чтобы в полном объеме выполнить их при рассмотрении дел об АП. Исходя из этого, необходимо по каждому факту АП своевременно осуществлять всесторонний, полный сбор информации и доказательств, объективно их исследовать, изучать и анализировать, выясняя на всех стадиях административного процесса причины и условия совершения АП, принимать меры по их устранению. Отсюда вытекает наиболее важная задача сотрудников КДН при исполнении административной юрисдикции: соблюдение законности на всех этапах прохождения документов об АП – от получения материалов до приведения в исполнение постановления по делу об АП. В законе под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. В КоАП возраст, с которого наступает административная ответственность, не изменился и остался 16 лет. По-новому в КоАП сформулирована статья о презумпции невиновности (ст.1.5. КоАП). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, считается невиновным пока:
В статье особо отмечено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности трактуются в пользу этого лица. Стадии и этапы исполнения административной юрисдикции При исполнении КДН административной юрисдикции выделяются следующие стадии и этапы деятельности:
Рассмотрим основные действия сотрудников КДН на стадиях процесса административного производства.
Стадия возбуждения административного производства состоит в самостоятельном инициировании членом (членами) КДН административного разбирательства посредством составления протокола об АП. В соответствии с абз. 2 ч.5 ст. 28.3 КоАП протоколы об АП, предусмотренных ст.ст. 5-35 – 5.37, 6.10 КоАП (неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот, незаконные действия по усыновлению(удочерению) ребенка, передаче его под опеку(попечительство) или в приемную семью, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), вправе составлять члены КДН. Формулировка «вправе» не обязывает членов КДН составлять протоколы, поэтому в практике данная стадия административного производства реализуется должностными лицами органов внутренних дел (п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП). Порядок составления протокола и требования, предъявляемые к данному документу, рассмотрены на стр.7 настоящих рекомендаций. II. Подготовка дел об АП к рассмотрению Данная часть административного производства включает в себя несколько этапов (Приложение, таблица 2):
При получении протокола об АП и иных материалов для рассмотрения на заседании КДН, прежде всего, необходимо детально изучить все материалы. Процессуально действия на этом этапе регламентируются ст. 29.1. КоАП и заключаются в ответе на поставленные вопросы: а) относится ли к компетенции КДН рассмотрение данного дела? При ответе на этот вопрос ответственный секретарь КДН должен обратиться к ст.23.2 КоАП, которая регламентирует компетенцию КДН. К их ведению относится рассмотрение всех дел об АП, совершенных несовершеннолетними, а также дела об АП, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП. Дела об АП несовершеннолетних, предусмотренных ст.11.18 КоАП и дела об АП в области дорожного движения рассматриваются КДН, если орган или должностное лицо передает его на рассмотрение КДН (часть 2 ст. 23.2 КоАП). Если выясняется, что данное дело не относится к компетенции КДН, на основании ч.1 п.5 ст. 29.4 КоАП выносится определение (Приложение, бланк 1). Материалы направляются по подведомственности. б) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела членами КДН? Речь идет о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 КоАП (Приложение, таблица 8). Член КДН не может участвовать в рассмотрении дела, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в его исходе, а также если является родственником кого-либо из участников процесса. Является ли член КДН родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, потерпевшего, законного представителя, защитника, а также лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела? Этот вопрос должен быть выяснен на стадии подготовки дела к рассмотрению. При наличии указанных обстоятельств член КДН обязан подать председателю КДН заявление о самоотводе (ст. 29.3 КоАП). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законный представитель, потерпевший, представитель, защитник, прокурор имеют право заявить отвод. Заявление о самоотводе или об отводе рассматривается КДН и выносится определение об удовлетворении заявления либо отказе в его удовлетворении (Приложение, бланк 2). в) правильно ли составлены протокол об АП, другие протоколы и материалы дела? В статье 26.2 КоАП зафиксирована норма о запрещении использования доказательств, полученных с нарушением закона, поэтому перед членами КДН стоит задача проверки законности доказательств, полученных на этапе возбуждения административного производства. В связи с этим при изучении полученного материала об АП необходимо ответить на вопрос – правомерны ли были действия сотрудников милиции по задержанию, документированию, применению мер обеспечения административного производства, в том числе привлечению понятых, защитника, законного представителя? На данном этапе важно исследовать законность составления полученных документов. В этих целях необходимо проверить:
Для проверки соблюдения законности необходимы прежде всего знание порядка, оснований, сроков и правил возбуждения дела об АП и составления административного протокола. Порядок возбуждения дела об АП регламентируется ст.28.1 КоАП. На этой стадии материалы и протокол должны быть оформлены полно, с указанием оснований возбуждения. Необходимо, прежде всего, удостовериться – имелись ли поводы к возбуждению дела. Часть 1 ст. 28.1. перечисляет поводы к возбуждению дела (Приложение, таблица 6): 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события АП; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события АП (за исключением АП, предусмотренных ч.2 ст. 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 КоАП). Дело об АП возбуждается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события АП. Поступающие протоколы необходимо проверить не только на наличие оснований возбуждения производства об АП, но также правомочным ли лицом составлен протокол, правильно ли указан закон, предусматривающий административную ответственность за данный состав правонарушения. Лица, которые имеют право составлять протоколы, перечисляются в ст.28.3 КоАП. Протоколы об АП, предусмотренных статьями 5.35 – 5.37, 6.10 КоАП вправе составлять члены КДН. Рассмотрим требования, предъявляемые к протоколу об АП. |
Ответы и комментарии подготовлены кандидатом юридических наук, доцентом кафедры административного и муниципального права гоувпо «Саратовская... | Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП) | ||
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП) | Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и спида среди несовершеннолетних | ||
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня... | Организация учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав | ||
Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Крым | «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее – Коап города Москвы), а также Постановлением Пленума Верховного... | ||
... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |