Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов


НазваниеМетодические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов
страница1/13
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Методические рекомендации



по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

САРАТОВ

2008г.

УДК 342.94 (094.4.072.8)

ББК 67.401

И 45
Методическое пособие
Ответы и комментарии подготовлены кандидатом юридических наук, доцентом кафедры административного и муниципального права ГОУВПО «Саратовская государственная академия права»

Ильговой Е.В.


Настоящий сборник адресован работникам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований области, подразделениям по делам несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел, студентам и аспирантам юридических ВУЗов, работникам органов и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 6
ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ 11
ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ 20
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ 24
ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОМИССИИ 38
ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 40
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Особое значение имеет данная норма, если речь идет о правах и свободах ребенка.

В настоящее время государственная политика в интересах прав детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в качестве целей государственной политики в интересах детей закрепляет:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

В реализации государственной политики в интересах детей участвуют не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации. Особое место отведено органам, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящий момент в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В данную систему органов не включены общественные объединения, целью которых является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание им помощи в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов, а также оказание помощи семьям, гражданам, должностным лицам, организациям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Хотя на наш взгляд, включение данного субъекта в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было бы целесообразно.

Несовершеннолетние (дети) – особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности, правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это зависит, как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка. Именно органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны выявлять несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Статья 2.3. Кодекса об административных правонарушениях введенного в действие с 1 июля 2002 года, закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушения в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Данные особенности обусловлены тем, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

В соответствии со ст. 23.2. органом уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) дела об административных правонарушениях могут рассматривать должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ). В случаях совершения несовершеннолетним правонарушений предусмотренных ст.11.18. КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают органы морского транспорта (ст. 23.38 КоАП РФ), органы внутреннего водного транспорта (ст.23.39 КоАП РФ), органы железнодорожного транспорта (ст.23.41 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст.23.42 КоАП РФ).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссии) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целями, деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних не могут быть рассмотрены, ни какими иными органами, кроме Комиссий, за исключением вышеперечисленных нами случаев.


  1. Общие вопросы


1.1. Кого могут привлечь к административной ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?

В соответствии с ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

В соответствии с ч. 1. ст. 23.2. КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних могут рассматривать правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также предусмотренные ст.ст. 5.35., 5.36., 6.10., 20.22. КоАП РФ.

По ст. 5.35. комиссии могут привлекать к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления.

Примечание: К данным субъектам можно относить руководителей и должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; органы опеки и попечительства.

По ч. 1 ст. 6.10. комиссии могут привлекать к административной ответственности любое вменяемое, достигшее возраста административной ответственности (16 лет) лицо, в действиях которого есть признаки правонарушения, предусмотренные данной нормой. По ч.2. ст. 6.10. к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 20.22. комиссии привлекают к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не смотря на то, что правонарушение совершено несовершеннолетним.

1.2. Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет?

Согласно части 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Поскольку на момент совершения правонарушения подросток был несовершеннолетним, то материал должен рассматриваться КДН.

Необходимо также учитывать, что в случае принятия закона смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, данный закон имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

1.3. Можно ли привлечь к административной ответственности родителей, являющихся военнослужащими, прокурорами или следователями прокуратуры?

В соответствии со статьей 2.5. к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Но данный факт не освобождает их от иных видов ответственности. Например, протокол, составленный по ст. 5.35. КоАП РФ на родителя (лей), который является военнослужащим или приравненным к нему лицом должен направляться (п.1 ч. 2 ст. 29.9) по месту прохождения службы данным лицом, где к нему в соответствии с дисциплинарным уставом или специальным положением о прохождении службы должны быть применены меры дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ», производство по делам о правонарушениях, совершенных прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
1.4. Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних? Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9)?

Часть 2 статьи 2.3. Кодекса допускает возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем совершившим административное правонарушение. Данная возможность, к сожалению, не обеспеченна процессуальным механизмом ее реализации. Так, необходимо учитывать, что любое возбужденное дело об административном правонарушении должно быть разрешено в соответствии с Законом. По итогам рассмотрения дела может быть вынесено либо постановление, либо определение. Если мы ведем речь об освобождении от административной ответственности и прекращении производства, то соответственно по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении согласно положениям ст. 29.9. Кодекса должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу. Вышеуказанная норма в качестве оснований для вынесения данного вида постановления называет только три, среди которых: наличие хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 24.5); объявление устного замечания в соответствии со ст. 2.9 (малозначительность); наличие в действиях (бездействии) лица признаков преступления. Как видно из приведенного выше перечня, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, ни учет конкретных обстоятельств дела в отношении несовершеннолетнего, ни конкретных данных о нем не дают право КДНиЗП вынести постановление о прекращении производства по делу, если не будет хотя бы одного из трех выше приведенных оснований.

Необходимо отличать освобождение несовершеннолетнего от административной ответственности в порядке ч.2 ст. 2.3 КоАП и освобождение от административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодические рекомендации по применению кодекса российской федерации...
Председатель Комиссии, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Н. А. Харина

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconПриказ от 15 октября 2013 г. N 845 об утверждении инструкции по организации...
...

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодические рекомендации по организации учета несовершеннолетних...
Организация учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних...
Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и спида среди несовершеннолетних

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодические рекомендации о применении части 1 статьи 20. 25
Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Крым

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодическое пособие по применению Кодекса Российской Федерации об...
Методическое пособие предназначено для специалистов кдниЗП, сотрудников органов внутренних дел, а также для сотрудников органов прокуратуры...

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодическое пособие по применению Кодекса Российской Федерации об...
Методическое пособие предназначено для специалистов кдниЗП, сотрудников органов внутренних дел, а также для сотрудников органов прокуратуры...

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодическое пособие по применению Кодекса Российской Федерации об...
Методическое пособие предназначено для специалистов кдниЗП, сотрудников органов внутренних дел, а также для сотрудников органов прокуратуры...

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодическое пособие по применению Кодекса Российской Федерации об...
Методическое пособие предназначено для специалистов кдниЗП, сотрудников органов внутренних дел, а также для сотрудников органов прокуратуры...

Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел саратов iconМетодические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск