Формирование познавательной активности в подростковом возрасте
Ведущая деятельность уч-ся 7-9кл.
Психология признает подростковый возраст одним из самых сложных и достаточно длинным периодом развития личности. Его начало приходится на 11-12 лет и заканчивается по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.
Согласно Д. Б. Эльконину, ведущим видом деятельности для уч-ся в этом возрасте является интимно-личностное общение, которое затрагивает всю жизнь подростка и накладывает отпечаток не только на отношения с родителями, но и на учебную деятельность. (Учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая деятельность в этом возрасте также продолжает быть ведущей). В 7-9 кл. происходит активное стремление к личностному самосовершенствованию, подростки задумываются над своими интеллектуальными возможностями и личностным общением.
В этих классах продолжается развитие познавательной сферы личности, продолжается интеллектуализация познавательных процессов, таких, как память, мышление, воображение, внимание, речь подростка.
В 7 классе происходит формирование теоретического рефлексивного мышления, происходит активное развитие монологической и письменной речи.
В 8-ом классе на основе теоретического рефлексивного мышления формируется воображение, развиваются творческие способности (начинают писать стихи, занимаются конструированием и др.). А также переполняющие чувства, потребности подростка , которому трудно общаться со сверстниками, превращаются в мир фантазий, где в своих фантазиях лучше осознают собственные влечения и эмоции, начинают представлять свой жизненный путь.
В 9-ом кл. продолжает активно развиваться и устойчиво формироваться рефлексивный характер мышления, уч-ся овладевают такими операциями, как классификация,
обобщение, анализ и др. Формируются волевые качества личностию. (Кадрилеева Л.Н. Психологические особенности 9-ти классников, Кадрилеева Л.Н. Возрастные психологические особенности учащихся – электронный ресурс)
Как померить познавательную деятельность
Познавательные процессы - это процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, её ориентировочную основу. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. (Немов Р.С. Психология. Т.3, М., 1995 (стр. 400-408)
Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня развития познавательных процессов и способностей учащихся. Между познавательными процессами и способностями существует неразрывная связь. В основе каждой познавательной способности лежит определенный когнитивный процесс. Существует множество методик диагностики. Но все эти методики направлены на диагностику отдельно взятых познавательных процессов и способностей и не могут дать общей картины функционирования познавательной деятельности и способностей учащихся. (Сорокун П.А.. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005- 312 с.. 2005)
Школьный тест умственного развития (ШТУР), целью, которого является оценка умственного развития уч-ся подросткового и юношеского возраста;
Тест структуры интеллекта (TSI) (автрор методики Р.Амтхауэр) - Оценка уровня развития вербального и невербального интеллекта;
Методика «Заполнение пропущенных в тексте слов» - позволяет определить уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания;
Тесты на математический и языковый интеллект (автор методики Вильд Хорн), позволяет определить коэффициент интеллектуальности вербальный и невербальный;
Методика «Нестандартность мышления» (Вьюжек Т.), позволяет оценить способности учащихся идти навстречу проблеме, не удовлетворяться одним вариантом решения, умения преобразовывать имеющуюся информацию.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому большую роль играет развитие познавательной сферы школьников.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося, педагогу необходимо создать такую атмосферу учения, при которой активно работать будет и учащийся и педагог, т.е активизация познавательной деятельности — это побуждение к энергичному, целенаправленному учению (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1984.) В структуре активности можно выделить следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие
Степень активности учащихся является реакцией, а методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Для выявления уровня познавательной активности учащихся в своей работе педагог может использовать различны методы наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование.
На выявление отношения школьников к учению можно провести анкетирование по каждому предмету. Анкета на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам».
Каждому обучающемуся выдается бланк анкеты в виде небольшой таблицы (см. Таблица №1). Таблица №1.
Отношения
| 1
| 2
| 3
| 4
| На уроке иногда бывает интересно
|
|
|
|
| Учу, потому что надо учиться.
|
|
|
|
| Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового.
|
|
|
|
| С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.
|
|
|
|
| Ребятам нужно поставить знак «+» по каждому предмету (математика, русск.яз. и др.) в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
проявляет ситуативный интерес;
учит по необходимости;
интересуется предметом;
проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты анкетирования заносятся в сводную ведомость и обрабатываются. Итоги заносятся в таблицу, высчитывается процент от общего количества обучающихся.
Обработка полученных данных позволяет выявить уровень сформированности познавательной активности обучающихся (в %).
Наблюдение.
Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.
Инструкция для наблюдателя
Экспериментатор должен быть очень внимательным, обращать внимание на действия и реакции учеников. Результаты наблюдений необходимо фиксировать в бланке наблюдений. В процессе наблюдения отмечается наличие следующих проявлений у старшеклассников:
1.Активность (проявляет интерес к предмету,задает вопросы, стремится на них ответить, интерес направлен на объект изучения,проявляет любознательность).
2. Самостоятельность (самостоятельно выполняет задания,проявляет устойчивость в достижении цели).
3.Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).
Оценка результатов:
Если ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического, но и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, выполняет самостоятельно все задания, желает выполнять задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.
Если задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.
Если большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или вовсе о ее отсутствии.
В течение учебной недели на уроках должно осуществляться наблюдение. В бланке наблюдения отмечается количество заданных вопросов ребенком, количество высказываний, имеющих целенаправленный характер, количество реплик, количество выполненных самостоятельно заданий, а также отвлекаемость учащихся. Затем подсчитывается активность детей и их отвлекаемость. Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся показывают, что стихийное развитие познавательной активности у учащихся старших классов в образовательном процессе школы наблюдается и при обычных условиях, однако при отсутствии специальных педагогических условий данный процесс протекает медленнее. |