Скачать 74.12 Kb.
|
Смысловое чтение как метапредметный результат образования В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль сегодня отводится умениям работы с текстами, которые являются метапредметными умениями. Это принципиально новое явление. Под метапредметными результатами я понимаю освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Смысловое чтение включено в структуру всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Смысловое чтение– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. А для того, чтобы чтение было осмысленным, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня. Стратегией смыслового чтения и работы с текстом является поиск информации и понимание прочитанного. Предполагаю, что в процессе обучения русскому языку и литературе в 5-11 классах я должна научить своих учеников:
Работу по формированию и развитию навыка смыслового чтения систематически осуществляю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Примером внеурочной работы являются проекты «Читательский дневник» и «Реклама книги» Проект «Читательский дневник» Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой читающей в мире. Считалось, что чтение - одна из характеристик общей культуры, творческого интеллекта, нравственности, этики и эстетики общества. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к чтению. В последнее время происходит снижение интереса к чтению. Рост числа «нечитателей», потеря интереса к книге и чтению требует пристального внимания. Проект "Читательский дневник" помогает сориентироваться учащимся в огромном потоке художественной литературы, найти свою книгу и своего автора. Цель данного проекта: создание учащимся своего читательского дневника. Задачи:
Практическая значимость: ведение дневника поможет лучше запомнить произведение, рассказать кому-то содержание, остановиться на самых интересных эпизодах, поразмышлять, подумать. Эта работа не только позволяет улучшить технику чтения, но и развивает кругозор, память. Учащимся была предложена Памятка, я познакомила с разными читательскими дневниками, которые ведут ребята нашего лицея. Памятка. Как создать читательский дневник? 1) Прочитать заглавие. 2) Прочитать имя, фамилию автора. 3) Перелистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, предположить, о чём книга тебе расскажет. 4) Прочитать текст самостоятельно, небольшими частями, проверяя и уточняя свои предположения. 5) Подумать, почему у книги такое название. 6) Оформить одну из страничек читательского дневника: - написать название книги, автора, - найти и записать главную мысль этого произведения, главных героев, - нарисовать рисунок. ПРИМЕРЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДНЕВНИКОВ УЧАЩИХСЯ Проект «Реклама книги» «Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник»,- сказал П.А. Павленко, известный писатель, сценарист, журналист. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 1-11 классов через использование совместных форм работы семьи и школы. Задание самое простое – сделать свою рекламу книги, которую прочитали дома, вместе с родителями или самостоятельно. Цель проекта – поделиться впечатлениями о прочитанной книге и порекомендовать другим. Это может быть рисунок, короткий, но оригинальный рассказ, обложка для книги. Данный проект будет полезен как самим обучающимся, так и их родителям, а также образовательному учреждению. Выполнение проекта осуществляется обучающимися в тесном взаимодействии с семьей и при консультативной помощи педагогического коллектива школы. Результатом проекта должно являться повышение уровня мотивации семейного чтения и повышения родительской успешности в вопросах обучения и воспитания детей. Заинтересованной стороной являются, в первую очередь, родители, так как культурные отношения внутри семьи во многом определяют путь ребенка как читателя. В связи с этим я как учитель выступаю в роли координатора и пропагандиста здорового семейного воспитания, где каждый участник образовательного процесса может найти для себя что-то новое. Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – ученик - родитель дает очень хорошие результаты: ребята с удовольствием читают и делятся мнением о прочитанном с одноклассниками, учителями, родителями. Данный проект полезен как самим обучающимся, так и их родителям, а также образовательному учреждению. Выполнение проекта осуществляется обучающимися в тесном взаимодействии с семьей и при консультативной помощи педагогического коллектива школы. Проект реализуется за счет внеурочной деятельности и осуществляется посредством внеклассных мероприятий. В настоящее время современные подходы к образованию отводят ведущую роль чтению и работе с текстом в процессе обучения. Основой успешности обучения и получения достаточно высоких результатов во многих областях знаний является читательская компетентность. Сейчас текст, с одной стороны, становится центральной единицей обучения школьников, с другой – происходит все большее снижение интереса к чтению по мере взросления человека. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон. Заинтересованной стороной являются, в первую очередь, родители, так как культурные отношения внутри семьи во многом определяют путь ребенка как читателя. В связи с этим, школа выступает в роли координатора и местом пропаганды здорового семейного воспитания, где каждый участник образовательного процесса может найти для себя что-то новое. Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – ученик - родитель дает очень хорошие результаты: ребята с удовольствием читают и делятся мнением о прочитанном с одноклассниками, учителями, родителями. Результат проекта - повышение уровня мотивации семейного чтения и повышения родительской успешности в вопросах обучения и воспитания детей. |
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации... | Смысловое чтение в основной школе: формирование и оценка метапредметных результатов. / Под общ ред. О. С. Таизовой; Институт развития... | ||
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной опоп во (компетентностная... | Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы | ||
Учебник стр. 110 111, упр. 2, чтение; стр. 109, упр. 1-чтение. Рабочая тетрадь, стр. 27 учить стихи наизусть, стр. 59 песенку учить... | Определить уровень сформированности речевой компетенции учащихся в аспекте «Чтение» | ||
Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ооп впо | Есть довольно простой способ. Он называется swot-анализ. Это конечно не панацея и рассматривать его как единственно верный не стоит,... | ||
Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками про- граммы 26 | Документ — это материальный объект с закрепленной созданным человеком способом для передачи ее во времени и пространстве.[7] Документ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |