Смысловое чтение как метапредметный результат образования


Скачать 74.12 Kb.
НазваниеСмысловое чтение как метапредметный результат образования
ТипДокументы
Смысловое чтение как метапредметный результат образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль сегодня отводится умениям работы с текстами, которые являются метапредметными умениями. Это принципиально новое явление.

Под метапредметными результатами я понимаю освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Смысловое чтение включено в структуру всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Смысловое чтение– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

           Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. А для того, чтобы чтение было осмысленным, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность.

Современное информационное общество ставит перед  школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Стратегией смыслового чтения и работы с текстом является поиск информации и понимание прочитанного.

Предполагаю, что в процессе обучения русскому языку и литературе в 5-11 классах я должна научить своих учеников:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста с целью написания комментария к нему;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

  • понимать душевное состояние персонажей текста и авторскую позицию;

  • делать обобщающие выводы.

Работу по фор­мированию и развитию навыка смыслового чтения систематически осуществляю как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Примером внеурочной работы являются проекты «Читательский дневник» и «Реклама книги»
Проект «Читательский дневник»

Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой читающей в мире. Считалось, что чтение - одна из характеристик общей культуры, творческого интеллекта, нравственности, этики и эстетики общества. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к чтению. В последнее время происходит снижение интереса к чтению. Рост числа «нечитателей», потеря интереса к книге и чтению требует пристального внимания. Проект "Читательский дневник" помогает сориентироваться учащимся в огромном потоке художественной литературы, найти свою книгу и своего автора.
Цель данного проекта: создание учащимся своего читательского дневника.
Задачи:

  • рассмотреть разные виды читательских дневников;

  • разработать макет своего читательского дневника;

  • изучить рекомендованную литературу;

  • заполнить читательский дневник;

  • оформить проект;

  • выступить перед ребятами.


Практическая значимость: ведение дневника поможет лучше запомнить произведение, рассказать кому-то содержание, остановиться на самых интересных эпизодах, поразмышлять, подумать. Эта работа не только позволяет улучшить технику чтения, но и развивает кругозор, память.

Учащимся была предложена Памятка, я познакомила с разными читательскими дневниками, которые ведут ребята нашего лицея.
Памятка. Как создать читательский дневник?

1) Прочитать заглавие.

2) Прочитать имя, фамилию автора.

3) Перелистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, предположить, о чём книга тебе расскажет.

4) Прочитать текст самостоятельно, небольшими частями, проверяя и уточняя свои предположения.

5) Подумать, почему у книги такое название.

6) Оформить одну из страничек читательского дневника:

- написать название книги, автора,

- найти и записать главную мысль этого произведения, главных героев,

- нарисовать рисунок.
ПРИМЕРЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДНЕВНИКОВ УЧАЩИХСЯ



Проект «Реклама книги»

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник»,- сказал П.А. Павленко, известный писатель, сценарист, журналист. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 1-11 классов через использование совместных форм работы семьи и школы. Задание самое простое – сделать свою рекламу книги, которую прочитали дома, вместе с родителями или самостоятельно.
Цель проекта – поделиться впечатлениями о прочитанной книге и порекомендовать другим. Это может быть рисунок, короткий, но оригинальный рассказ, обложка для книги.

Данный проект будет полезен как самим обучающимся, так и их родителям, а также образовательному учреждению. Выполнение проекта осуществляется обучающимися в тесном взаимодействии с семьей и при консультативной помощи педагогического коллектива школы.

Результатом проекта должно являться повышение уровня мотивации семейного чтения и повышения родительской успешности в вопросах обучения и воспитания детей.

Заинтересованной стороной являются, в первую очередь, родители, так как культурные отношения внутри семьи во многом определяют путь ребенка как читателя. В связи с этим я как учитель выступаю в роли координатора и пропагандиста здорового семейного воспитания, где каждый участник образовательного процесса может найти для себя что-то новое.

Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – ученик - родитель дает очень хорошие результаты: ребята с удовольствием читают и делятся мнением о прочитанном с одноклассниками, учителями, родителями.  

Данный проект полезен как самим обучающимся, так и их родителям, а также образовательному учреждению. Выполнение проекта осуществляется обучающимися в тесном взаимодействии с семьей и при консультативной помощи педагогического коллектива школы.

Проект реализуется за счет внеурочной деятельности и осуществляется посредством внеклассных мероприятий.

В настоящее время современные подходы к образованию отводят ведущую роль чтению и работе с текстом в процессе обучения. Основой успешности обучения и получения достаточно высоких результатов во многих областях знаний является читательская компетентность. Сейчас текст, с одной стороны, становится центральной единицей обучения школьников, с другой – происходит все большее снижение интереса к чтению по мере взросления человека. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон. Заинтересованной стороной являются, в первую очередь, родители, так как культурные отношения внутри семьи во многом определяют путь ребенка как читателя. В связи с этим, школа выступает в роли координатора и местом пропаганды здорового семейного воспитания, где каждый участник образовательного процесса может найти для себя что-то новое.

Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – ученик - родитель дает очень хорошие результаты: ребята с удовольствием читают и делятся мнением о прочитанном с одноклассниками, учителями, родителями.  

Результат проекта - повышение уровня мотивации семейного чтения и повышения родительской успешности в вопросах обучения и воспитания детей.

Похожие:

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconПермского края
Смысловое чтение в основной школе: формирование и оценка метапредметных результатов. / Под общ ред. О. С. Таизовой; Институт развития...

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconОбразовательная программа высшего образования Направление подготовки...
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной опоп во (компетентностная...

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconПроект основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconКласс Математика Русский яз. Чтение Окр мир Англ яз. 1 «А» П. Т. С. 31-38
Учебник стр. 110 111, упр. 2, чтение; стр. 109, упр. 1-чтение. Рабочая тетрадь, стр. 27 учить стихи наизусть, стр. 59 песенку учить...

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconКонтрольная работа состоит из двух разделов «Чтение»
Определить уровень сформированности речевой компетенции учащихся в аспекте «Чтение»

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconОсновная образовательная программа (определение) Нормативные документы...
Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ооп впо

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconНачиная новый проект, или анализируя действующий, нам приходится...
Есть довольно простой способ. Он называется swot-анализ. Это конечно не панацея и рассматривать его как единственно верный не стоит,...

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconР. С. Ахметова М. Х. Марданшина
Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками про- граммы 26

Смысловое чтение как метапредметный результат образования iconСлово "документ" в переводе с латинского означает "свидетельство", "способ доказательства"
Документ — это материальный объект с закрепленной созданным человеком способом для передачи ее во времени и пространстве.[7] Документ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск