В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;


НазваниеВ результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5


Планируемые результаты изучения предмета «Социально-бытовая ориентация»:

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся:

научатся правилам ведения домашнего хозяйства;

получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

скорригируется личностное развитие и подготовка их к самостоятельной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.

При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.

Желательно иметь:

  • таблица о закаливание организма;

  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;

  • литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;

  • носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;

  • образцы косметических средств и средств гигиены.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.

Желательно иметь:

  • вазы для цветов;

  • телевизор;

  • видео- и аудиоаппаратуру;

  • диски, кассеты;

  • художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);

  • шкаф;

  • мягкую мебель;

  • настольную лампу;

  • сервизы для приема гостей.

Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:

  • щетки для одежды;

  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;

  • вешалки, пуговицы, нитки, иглы;

  • фартуки, косынки.

Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета:

наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:

  • кухня, санузел, жилая комната, прихожая;

  • индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;

  • иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;

  • иллюстрированные журналы с различными видами мебели;

  • демонстрационный материал моющих средств;

  • Жилищный кодекс РФ.

Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.

Оборудование:

  • таблица по составлению родового древа;

  • индивидуальные анкеты;

  • фотоальбомы, фотоаппарат;

  • Семейный кодекс РФ

  • демонстрационный и раздаточный материал (куклы);

  • пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;

  • литература по уходу за грудными детьми;

  • игрушки, набор детской посуды.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Используется дидактический материал:

  • демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;

  • демонстрационный перечень школьных кружков;

  • демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;

  • телефонный справочник.

В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обучения материал должен быть хорошо продуман и подготовлен:

  • квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.;

  • таблица по видам государственных страхований;

  • виды приобретения – наличные и кредит;

  • перечень вкладов сбербанка;

  • бланки доверенностей.

Оборудование кабинета по разделу «Профориентация и трудоустройство» предполагает в первую очередь следующую наглядность:

  • информационная карта по необходимым документам для трудоустройства;

  • бланки заявлений, анкет, расписок, доверенностей;

  • КЗОТ РФ по трудоустройству;

  • дидактический раздаточный материал.

Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:

  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;

  • график режима питания в школе, школьное меню;

  • методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;

  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;

  • механические и электробытовые приборы.


Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:

  • книги и брошюры по правилам дорожного движения;

  • различные демонстрационные виды проездных билетов;

  • образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;

  • индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;

  • географическую карту местности для определения маршрутов.

Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:

  • репродукция картин с различными изображениями продуктов;

  • муляжи овощей и фруктов;

  • репродукции типов промышленных товаров;

  • индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.

Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.

Также требуется:

  • демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;

  • индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;

  • каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);

  • телефонные справочники.

Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:

  • доврачебные препараты (градусник, тонометр);

  • справочник младшего персонала;

  • демонстрационный материал (больничный лист, справка);

  • таблица с лекарственными растениями, гербарий;

  • наиболее часто употребляемые лекарственные растения.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Для каждого года обучения отводится 68 часов учебного времени.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.

Содержание учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка»

5 класс (34 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1час)

Введение в предмет: формировать представление о предмете «Социально-бытовая ориентировка», подготовить к восприятию нового материала, познавкомить с кабинетом СБО, его оборудованием. Освоение нового материала

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (8 часов)

Тематика

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.

Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.
Практические работы

Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног; расчесывание волос, подмывание на ночь; стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем; стирка носового платочка, трусиков, носок; установка настольной лампы на рабочем месте.
Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичность и правила чистки ушей; правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями; о вреде курения, алкоголя.

Уметь: совершать вечерний туалет в определенной последовательности; выбирать прическу и причесывать волосы; стричь ногти на руках, ногах; стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте; беречь зрение; корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (3 часа)

Тематика

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы

Сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: виды одежды, обуви и их назначение; правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных).

Уметь: различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

сушить и чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению; подбирать крем и чистить кожаную обувь.

ПИТАНИЕ (9 часов)

Тематика

Значение питания в жизни и деятельности людей.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Место приготовления пищи и оборудование его.

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Сервировка стола.

Практические работы

Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов; нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;

приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья; сервировка стола с учетом различных меню; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; стирка салфеток.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: значение питания; правила безопасной работы режущими инструментами; виды блюд, не требующих тепловой обработки; правила сервировки стола; правила мытья посуды и уборки помещения.

Уметь: прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

СЕМЬЯ (2часа)

Тематика

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).

Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их.

Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.

Практические работы

Беседа с родителями и составление родового древа.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: родственные отношения в семье; состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.

Уметь: записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (3 часа)

Тематика

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение физических упражнении для укрепления правильной осанки; ролевая игра — ситуативные диалоги — при встрече, расставании и за столом.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; правила поведения при встрече и расставании; формы обращения с просьбой, вопросом; правила поведения за столом.

Уметь: следить за своей осанкой принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

следить за своей походкой, жестикуляцией; правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу; правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослым.

ЖИЛИЩЕ (3 часа)

Тематика

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.

Виды жилья: собственное, государственное.

Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.
Практические работы

Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе; организация рабочего места школьника.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: виды жилых помещений в городе и селе и их различие; почтовый адрес своего дома и школы-интерната; правила организации рабочего места школьника.

Уметь: писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
ТРАНСПОРТ (3 часа)

Тематика

Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Экскурсии

Коллективные поездки в транспорте.

Практические работы

Оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы-интерната. Изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, интернату.

Рассчитать стоимости проезда от дома до школы-интерната и обратно. Определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут; правила передвижения на велосипеде.

Уметь: соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила дорожного движения; различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно.
ТОРГОВЛЯ (2 часа)

Тематика

Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.

Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.

Продуктовые специализированные; «Булочная», Булочная-кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

Виды товаров фасованные и в развес и розлив.

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).

Срок годности, стоимость.

Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.

Практические работы

Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы; определенные сроки годности (на примере молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать: виды магазинов; назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; правила поведения в магазине; правила покупки товаров; стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.
Уметь: выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу; культурно вести себя с работниками торговли.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» в учебном плане. При разработке учебного плана МБОУ ООШ №1, осуществляет образовательный процесс руководствуясь Базисным учебным планом основного общего образования. Учебный план представлен в основной образовательной программе основного общего образования образовательного учреждения.. Учебный план МБОУ ООШ №1 для обязательного изучения данного предмета в 5-9 классе отводит:
5 класс –34 часа при недельной нагрузке – 1 часов;

6 класс – 68 часов при недельной нагрузке – 2 часа;

7 класс –68 часов при недельной нагрузке – 2 часов;

8 класс – 68 часов, при недельной нагрузке – 2 часов;

9 класс – 68 часов, при недельной нагрузке – 2 часов.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели.
Цель: – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи:

-научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;

-сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

-коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
Нормативная база

Закон об образовании в РФ от 29.12.2012г. № 273

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки на 2014- 2019 г.г.

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №1 г. Слюдянки на 2016-20167учебный год

Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017учебном году.

Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по технологии.

Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В. И. Романина, Н. П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – сб.1
Основные формы и методы работы.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование уроков СБО в 5 классе2015-2016 учебный год(1 час в неделю) итого 34 часа

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Основные виды деятельности

теория

практика




1

Раздел I «Вводное занятие» (1 час)

















Введение в предмет. Экскурсия по кабинету.




1

5.09




Представление о предмете «Социально-бытовая ориентировка», подготовить к восприятию нового материала, познакомить с кабинетом СБО, его оборудованием. Освоение нового материала


2

Раздел II «Личная гигиена» (8часов)



















Выполнение гигиенических процедур. Мытье рук




1

12.09




Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.

Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.





Личные вещи. Содержание в порядке личных вещей. Очистка расчески от грязи и жира

1




19.09




Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.





Уход за руками и ногами. Упражнение для укрепление стопы «катание валика»

1




26.09




Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног; расчесывание волос, подмывание на ночь; стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем; стирка носового платочка, трусиков, носок; установка настольной лампы на рабочем месте.





Уход за зубами. Выбор зубной щетки. Чистка зубов

1




3.10




Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов. Правила утреннего и вечернего туалета.




Гигиена зрения. Расположение настольной лампы на рабочем столе.

1




10.10




Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.





Уход за волосами. Расчесывание волос




1

17.10




Правила ухода за волосами. Расчёсывание, стрижка.




Курение и здоровье. Рисование




1

24.10




Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.





Алкоголь и здоровье. Курение и алкоголь.

1




31.11




Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие организма человека. Воспитание силы воли.

3

Раздел III «Одежда и обувь» (3 часа)



















Одежда, головные уборы, обувь, их назначение. Работа в таблице.

1




14.11




Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;





Правила и приемы ухода за одеждой и головными уборами. Выбор легкой одежды, размещение в шкафу. Складывание вязаных вещей в шкаф


1




21.11




Сушить и чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению.




Правила и приемы ухода за обувью. Повседневный уход за обувью: чистка

1




28.11




Подбирать крем и чистить кожаную обувь.

4

Раздел IV «Питание» (9 часов)



















Значение питания в жизни человека.

1




12.12




Значение питания в жизни и деятельности людей.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.





Состав продуктов питания.


1



19.12




Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.Бутерброды. Запись рецептов в тетради.




Место приготовления пищи. Экскурсия в кухонную зону.




1

26.12




Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Сервировка стола.





Кухонная посуда и приспособления. Мытье чайной посуды.




1

16.01




Мытьё посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.




Напитки. Приготовление чая с сахаром.




1

23.01




Составы различных напитков. Рецепты приготовления напиков.




Приготовление бутербродов.




1

30.01




Виды бутерброды.




Приготовление пищи из овощей. Приготовление салата.




1

6.02




Технология обработки овощей.

Овощи, их разнообразие. Рецепты приготовления салатов из овощей.




Яйцо. Блюда из яиц. Варка яиц. Приготовление омлета.




1

13.02




Технология приготовления яиц, варка, жарка. Приготовление омлета. Салаты с использованием яиц.




Сервировка стола к завтраку.




1

20.02




Сервировка стола с учётом различных меню.

5

Раздел V «Семья» (2 часа)



















Семья, родственные отношения.

1




27.02




Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).

Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их.





Взаимоотношения всех членов семьи. Работа с пословицами

1




6.03




Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Пословицы о семье, о родственных отношениях.

6

Раздел VI «Культура поведения» (3 часа)



















Осанка. Формы исправления осанки. Проверка своей осанки




1

13.03




Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.




Формы обращения к старшим и сверстникам. Тест

1




20.03




Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.




Правила поведения за столом. Сервировка стола к завтраку




1

27.03




Правила поведения за столом. Сервировка стола к завтраку

7

Раздел VII «Жилище» (3 часа)



















Виды жилья. Виды жилых помещений.

1




3.04




Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.

Виды жилья: собственное, государственное.





Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем

1




10.04




Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем. Истории семьи, связанные со строительством дома.




Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес. Написание адреса на конверте или открытке

1




17.04




Знакомство с почтовым адресом школы, дома. Понятие «адресат» и «адресант».

8

Раздел VIII «Транспорт» (3 часа)



















Виды транспортных средств.

1




24.04




Транспортные средства для передвижения людей и грузов. Виды транспортных средств. Составление маршрута от дома до школы.




Правила дорожного движения. Тест




1

8.05




Знание правил дорожного движения.




Обобщение знаний по правилам дорожного движения. Определение маршрута следования

1




15.05




Знаки на дороге, пешеход. Изготовление закладок-светофоров.

9

Раздел IX «Торговля» (2 часа)



















Виды торговых предприятий. Правила приобретения продовольственных товаров

1




22.05




Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.





Маркировка продовольственных товаров. Экспертиза продуктов

1




29.05




Знание и определение маркировки продовольственных товаров. Уметь производить экспертизу продуктов.




Итого в год: 34 часа












  1   2   3   4   5

Похожие:

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconПояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 7 9 класса на 2012/2013 учебный год
Специальные коррекционные занятия по сбо направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование...

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconПрограмма составлена на основе : «Программы по Социально-бытовой ориентировки»
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся...
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconУрок по социально-бытовой ориентировке
Цели: познакомить учащихся с видами посылок, видами упаковок, правилами отправления

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке обучающиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках; iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке на 2013-2014 учебный год
Новая ул., Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск